Главная страница

Учебника О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»



Скачать 372.75 Kb.
НазваниеУчебника О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс»
О.С.Габриеляна
Дата12.03.2016
Размер372.75 Kb.
ТипУчебник

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой О.С.Габриеляна и реализуется с использованием учебника О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс». Программа рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Курс 9 класса начинается введением, в котором обобщаются основные вопросы курса химии 8 класса и даётся понятие о переходных элементах и амфотерности.

Далее рассматриваются общие свойства классов химических элементов - металлов и неметаллов. Затем в обобщенном плане разбираются свойства отдельных, наиболее ярких представителей каждого класса, групп химических элементов: свойства щелочных и щелочно – земельных металлов и галогенов. Далее, в плане восхождения от абстрактного к конкретному, рассматриваются и свойства отдельных, важных в народнохозяйственном отношении веществ, образованных конкретными химическими элементами. При изучении материала химии классов, групп и отдельных химических элементов повторяются, обобщаются и развиваются полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории базового курса.

Курс 9 класса построен по концентрической системе, завершается темой «Знакомство с органическими веществами».

Учитывая опыт преподавания химии в муниципальных общеобразовательных учреждениях, в поурочное планирование учебного материала были внесены некоторые изменения: так, например, я считаю целесообразным отказ от объединения практических работ в 2 самостоятельных практикума и выполнение этих работ в процессе изучения соответствующих тем учебного курса для закрепления материала.


1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ




Нормативные документы

1.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по химии. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004г. (Вестник образования России. 2004г. №12).

2.

Примерная программа основного общего образования по химии. Сборник нормативных документов. Химия \ составители: Э. Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. М. «Дрофа», 2007.

3.

О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8- 11классов общеобразовательных учреждений. М. « Дрофа » 2006.





2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА


Компетенции

Общеучебные


Интеллектуальные – распознавание вопросов, идей и проблем, которые могут быть исследованы научными методами.

Информационные – проводить самостоятельный поиск химической информации из разных источников, находить и выделять информацию, необходимую для нахождения доказательств или подтверждения выводов научного исследования, формировать ответ в понятной для других форме.

Коммуникативные – демонстрировать коммуникативные умения аргументировано, чётко и ясно формулировать выводы, доказательства.



Предметно-ориентированные


Демонстрировать знание и понимание химических понятий и знаков.

Уметь обращаться со школьным лабораторным оборудованием.

Уметь распознавать опытным путём некоторые вещества.

Уметь проводить вычисления в химических превращениях.

Использовать приобретённые химические знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного и экологически грамотного поведения.




Компоненты

Школьные


Элементы литературы, филологии, истории, экологии и т.д.





3. СТРУКТУРА КУРСА




Модуль (глава)

Примерное количество часов

1.

Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9-го класса

5

2.

Металлы

17

3.

Неметаллы

29

4.

Органические вещества. Химия и жизнь.

11

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы.

4

6.

Резерв

2

Всего:

68


4. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  1. Диагностический контроль: повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9-го класса – 1.

  2. Тематические контрольные работы – 3.

  3. Итоговая контрольная работа – 1.


ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ




Тема

1.

Ознакомление с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями)

2.

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей (растворение Fe и Zn в HCl)

3.

Вытеснение одного металла другим из раствора соли.

4.

Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) калия; в) алюминия; г) железа.

5.

Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей.

6.

Качественная реакция на ионы Fe+2 и Fe+3, Ca+2, Ba+2 и соединений натрия и калия.

7.

Знакомство с образцами природных соединений неметаллов.

8.

Качественная реакция на хлорид-ион.

9.

Качественная реакция на сульфат – ион.

10.

Распознавание солей аммония.

11.

Качественные реакции на карбонаты.

12.

Ознакомление с природными силикатами и продукцией силикатной промышленности.

13.

Изготовление моделей молекул углеводородов.

14.

Знакомство с образцами лекарственных препаратов

15.

Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены.


ПЕРЕЧЕНЬ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ


1.

Образцы щелочных и щелочно – земельных металлов.

2.

Взаимодействие натрия и кальция с водой.

3.

Получение гидроксидов железа (II) и (III).

4.

Получение HCl и его растворение в H2O.

5.

Аллотропия серы.

6.

Взаимодействие серы с кислородом.

7.

Получение аммиака.

8.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

9.

Кристаллические решетки алмаза и графита.

10.

Поглощение углем растворённых веществ или газом.

11.

Модели молекул метана и других углеводородов.

12.

Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия.

13.

Образцы этанола и глицерина.

14.

Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки

15.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов горения.

16.

Образцы изделий из полиэтилена

17.

Горение белков (шерсти или птичьих перьев)

18.

Цветные реакции белков.

19.

Образцы лекарственных препаратов, образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами.





ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.


1.

Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».

2.

Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов - галогенов и изучение их свойств».

3.

Решение экспериментальных задач по теме « Подгруппа кислорода».

4.

Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

5.

Получение, собирание и распознавание газов на примере O2, H2, CO2, NH3.


ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ




Тема

1.

Диагностическая контрольная работа по повторению за курс 8 класса.

2.

Контрольная работа №1 по теме «Металлы главных и побочных подгрупп».

3.

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы VI - VII группы главной подгруппы».

4.

Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы IV – V группы главной подгруппы».

5.

Итоговая контрольная работа.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОДУЛЯМ


МОДУЛЬ №1 Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение

в курс 9 класса.

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей. Электролитическая диссоциация и процессы окисления-восстановления.

Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
МОДУЛЬ № 2 Металлы

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы второй группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fе3+. Качественные реакции на Fе2+ и Fе3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
МОДУЛЬ №3 Неметаллы

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды) их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (П) и (VI), их получение, свойства и применение Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народно хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойств и применение. Оксиды азота (П) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
МОДУЛЬ №4 Органические вещества. Химия и жизнь.

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт - глицерин.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Жиры как биологически активные вещества.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Понятие о белках, их биологическая роль. Химия и пища. Химия и здоровье.
МОДУЛЬ №5 Обобщение знаний по химии за курс основной школы

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия


6. УРОВНИ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ


МОДУЛЬ № 1 «Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в

курс 9 класса»

Компетенции

знать/понимать

основные законы химии: периодический закон Д.И.Менделеева

важнейшие химические понятия:

классификацию неорганических веществ

уметь

объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов

составлять: генетические ряды металлов, неметаллов.

МОДУЛЬ № 2 «Металлы»

Компетенции

знать/понимать

важнейшие химические понятия: металлы, металлическая кристаллическая решетка, амфотерность;коррозия, окислители, восстановители;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы,

уметь

называть изученные вещества

характеризовать: химические элементы-металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов общие химические свойства металлов;
составлять: уравнения химических реакций, характерных для важнейших металлов и их соединений

определять: возможность протекания реакций с участием металлов на основании их положения в электрохимическом ряду напряжений

распознавать опытным путем: катионы натрия, кальция, бария, алюминия, железа

МОДУЛЬ № 3 «Неметаллы»

Компетенции

знать/понимать

важнейшие химические понятия: неметаллы, аллотропия,

важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты, аммиак, минеральные удобрения




уметь

называть изученные вещества

характеризовать: химические свойства элементов-неметаллов на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов;
составлять: уравнения химических реакций, характерных для важнейших неметаллов и их соединений

распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

Модуль № 4 «Органические вещества»

Компетенции

знать/понимать:

важнейшие химические понятия: органические вещества, химическое строение, структурная формула;

важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, этанол, метанол, уксусная кислота, жиры, глюкоза, крахмал, клетчатка, белки.

уметь

составлять: формулы изученных органических соединений;

определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений,

Модуль № 5 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы»

Компетенции

проводить вычисления в ходе химических реакций в соответствии с требованиями стандарта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для экологически грамотного поведения в окружающей среде, критической оценки информации о веществах, используемых в быту.



7. ЛИТЕРАТУРА.

Основная литература




Автор

Название

Год издания

Издательство

1.

О.С.Габриелян.

Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений

2006

Дрофа

2.

О.С.Габриелян.

Химия - 9

2008

Дрофа

3

О.С.Габриелян,

И.Г.Остроумов

Настольная книга учителя химии 9 класс

2007

Дрофа

4.

О.С.Габриелян

Контрольные и проверочные работы по химии. 9 класс

2008

Дрофа

5.

О.С.Габриелян

Н.П.Воскобойникова

Химия в тестах, задачах, упражнениях 8 – 9 классы.

2005

Дрофа.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА




Автор

Название

Год издания

Издательство

1.

О.С.Габриелян

Ю.Н. Казанцев

Химия для всех и для каждого

2006

М. Сиринъ Према

2.

О.С.Габриелян

Т.Е. Деглина

Эксперимкнтальное решение задач по химии

2006

М. Сиринъ Према

3.

О.С.Габриелян

Н.Н. Рунов

В.И.Толкунов

Химический эксперимент в школе

2005

Дрофа

4.

О.С.Габриелян.

Изучаем химию.

2001.

Дрофа.

5.

О.С.Габриелян.

Задачи по химии и способы их решения

2004

Дрофа.


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

1) Портреты учёных – химиков.

2) Компьютер.

3) Презентации к урокам.

4) Мультимедиапроектор.

5) Лабораторное оборудование, посуда, химические вещества согласно списку обязательного оснащения образовательного процесса в основной школе.

ПРИНЯТЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ


К/Р

Контрольная работа

П/Р

Практическая работа

Д.О.

Демонстрационный опыт

Л.О.

Лабораторный опыт


Приложение №1

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


Дата



уро-ка

Тема урока

Виды контроля

Опыты




По плану

По факту

К/Р

П/Р

ЛО

ДО










1.

Повторение. Периодический закон и периодическая система химических элементов.






















2.

Характеристика элементов на основании положения в периодической системе химических элементов и строения атома.





















3.

Типы химических связей.






















4.

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете ТЭД








№1













5.

Диагностическая контрольная работа.

+



















6.

Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения их атомов. Физические свойства.







№1













7

Сплавы.







№1













8.

Химические свойства металлов. Окислительно – восстановительные реакции.







№2

№3













9.

Металлы в природе. Общие способы их получения.







№4













10.

Коррозия металлов.






















11.

Обобщение пройденного материала.






















12.

Общая характеристика элементов I группы главной подгруппы.










№1










13.

Соединения щелочных Ме.







№6

№2










14.

Общая характеристика элементов II группы главной подгруппы.










№1, №2










15.

Соединения щелочно-земельных Ме.







№6













16.

Алюминий, его физические и химические свойства






















17.

Соединения алюминия.







№5













18.

Железо, его химические и физические свойства.






















19.

Генетические ряды Fe2+ и Fe3+







№6

№3










20.

Практическая работа № 1

Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».




№ 1















21.

Обобщение темы «Металлы главных и побочных подгрупп».






















22.

Контрольная работа №1 по теме «Металлы главных и побочных подгрупп».

+



















23.

Общая характеристика неметаллов.







№7













24.

Соединения галогенов. Водород.







№8













25.

Общая характеристика галогенов.






















26.

Соединения галогенов.







№8

№4










27.

Практическая работа № 2

Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов - галогенов и изучение их свойств».




№2
















28.

Кислород и сера. Физические и химические свойства










№5










29.

Оксиды серы (IV и VI). Сероводород.










№6










30.

Свойства серной кислоты.







№9













31.

Практическая работа № 3

Решение экспериментальных

задач по теме «Подгруппа кислорода»


№ 3
















32.

Обобщение темы «Неметаллы VI - VII группы главной подгруппы».




















33.

Повторение темы «Неметаллы VI - VII группы главной подгруппы».






















34.

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы VI - VII группы главной подгруппы».

+



















35.

Общая характеристика элементов V группы главной подгруппы. Азот и его свойства.






















36.

Аммиак и его свойства.










№7










37.

Соли аммония.







№10













38.

Оксиды азота.






















39.

Азотная кислота и её свойства.










№8










40.

Соли азотной кислоты.






















41.

Фосфор. Оксиды фосфора (V) и (III)






















42.

Фосфорная кислота и ёё соли






















43.

Обобщение по теме «Элементы V группы главной подгруппы».






















44.

Общая характеристика элементов IV группы главной подгруппы. Химические свойства углерода .








№9, №10









45.

Оксиды углерода (II) и (IV).






















46.

Угольная кислота. Карбонаты.







№11













47

Кремний. Соединения кремния.






















48

Силикатная промышленность. Химические вещества как строительные и поделочные материалы.







№12













49

Практическая работа № 4

Решение экспериментальных задач по теме

«Подгруппа азота и углерода».




№ 4
















50

Практическая работа № 5

Получение, собирание и распознавание газов на примере O2, H2, CO2, NH3.




№ 5















51.

Обобщение темы «Неметаллы IV - V группы главной подгруппы».





















52.

Контрольная работа № 3

по теме «Неметаллы IV - V группы главной подгруппы».

+



















53.

Предмет органической химии. Многообразие органических соединений.






















54.

Предельные углеводороды. Нефть и природный газ.







№13

№11№14

№15










55.

Непредельные углеводороды. Этилен.







№13

№11 №12

№16










56.

Спирты.










№13










57.

Одноосновные карбоновые кислоты.






















58.

Жиры, как биологически важные вещества.






















59.

Углеводы, как биологически важные вещества.






















60.

Белки, как биологически важные вещества.










№17№18










61.

Обобщение знаний по органическим веществам. Химия и пища.







№14

№15

№19










62.

Обобщение знаний по органическим веществам. Химия и здоровье.







№14

№15

№19










63.

Повторение. Периодический закон и ПСХЭ Д.И.Менделеева. строение атома.






















64.

Повторение. ТЭД, ОВР.Решение разных видов задач.






















65.

Решение разных видов задач.






















66.

Итоговая контрольная работа.

+



















67.

Анализ итоговой контрольной работы. Работа над ошибками.






















68.

Урок – игра «Счастливый случай»