|
Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности спо Департамент образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Анапский сельскохозяйственный техникум» Краснодарского края
ГБОУ СПО АСТ КК
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО
35.02.05 «Агрономия»
(базовая подготовка) входящей с состав укрупненной группы специальностей
35.00.00. Сельское, лесное и рыбное хозяйство
АНАПА 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 6
| условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
| 12
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 15
|
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 110401 Агрономия, входящим в состав укрупненной группы специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих в области сельского хозяйства.
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с общими и профессиональными компетенциями (ОК, ПК):
Код
| Наименование результата обучения
| ОК 1
| Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| ОК 2
| Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| ОК 3
| Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
| ОК 4
| Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| ОК 5
| Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
| ОК 6
| Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
| ОК 7
| Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
| ОК 8
| Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.
| ОК 9
| Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
| ОК 10
| Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
| ПК 1.1
| Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных культур
| ПК 1.2
| Готовить посевной и посадочный материал.
| ПК 1.3
| Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур.
| ПК 1.4
| Определять качество продукции растениеводства.
| ПК 1.5
| Проводить уборку и первичную обработку урожая.
| ПК 2.1
| Повышать плодородие почв.
| ПК 2.2
| Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии
| ПК 2.3
| Контролировать состояние мелиоративных систем
| ПК 3.1
| Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение.
| ПК 3.2
| Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации.
| ПК 3.3
| Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения.
| ПК 3.4
| Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку.
| ПК 3.5
| Реализовывать продукцию растениеводства.
| ПК 4.1
| Участвовать в планировании основных показателей производства продукции растениеводства.
| ПК 4.2
| Планировать выполнение работ исполнителями.
| ПК 4.3
| Организовывать работу трудового коллектива.
| ПК 4.4
| Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
| ПК 4.5
| Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
|
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
- использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные понятия автоматизированной обработки информации;
- общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
- основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 78 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 39 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информационные технологии в профессиональной деятельности» 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем
часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 117
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 78
| в том числе:
|
| практические занятия
| 60
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 39
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Введение
| Содержание учебного материала
|
2
|
1
| 1
| Цели и задачи предмета. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Взаимосвязь дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» с другими дисциплинами специальности.
|
Раздел 1. Информационные системы и технологии
|
|
| Тема 1.1 Информационные системы
| Содержание учебного материала
|
|
| 1
| Понятие и определение ИС. Информационные процессы и технологии: основные понятия, свойства, сферы применения, возможности, ограничения, перспективы развития
| 2
| 2
| 2
| Производственные и информационные системы. ИС как система управления
| 2
|
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме, составление опорного конспекта;
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
реферат на тему: «Информационное общество в России XXI века»
| 4
| Тема 1.2. Технические средства информационных технологий
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Технические средства реализации информационных систем.
Установка, конфигурирование и модернизация аппаратного обеспечения ПК и АРМ.
| 2
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме, составление опорного конспекта
| 4
|
| Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить презентацию (реферат) на тему «Технические средства ЭВМ» (по индивидуальному заданию преподавателя)
|
| Тема 1.3. Программное обеспечение информационных технологий
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Современные операционные системы: основные возможности и отличия. Влияние свойств ПК и предметной области применения АРМ на выбор ОС. Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач
| 3
| Практические занятия
|
|
| 1
| Работа с операционной системой Windows
| 2
| 2
| Сервисные программы для работы с файлами
| 2
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по теме, составление опорного конспекта
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить сообщение на тему «Базовое программное обеспечение».
Подготовить презентацию на тему «Программное обеспечение прикладного характера»
| 4
|
Раздел 2 Технологии обработки и преобразования информации
|
| Тема 2.1 Профессиональное использование MS-Office, текстовый процессор MS Word
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Приложения Microsoft Office (Word, Excel, Access, PowerPoint, Internet Explorer, Front Page, Outlook и Publisher): назначение, возможности, области применения, особенности использования в профессиональной деятельности/
| 3
| Практические занятия
|
|
| 1
| Ввод, редактирование, форматирование текста. Создание и редактирование таблиц
| 2
| 2
| Многоуровневые списки, формулы, колонтитулы
| 2
| 3
| Слияние документов. Рассылки.
| 4
| 4
| Контрольная работa по теме «Текстовый редактор»
| 2
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить сообщение на тему: «Профессиональное использование пакета MS Office»
Подбор производственных ситуаций «Работа с деловой документацией»
Работа со справочной и дополнительной литературой
Кроссворд
| 4
| Тема 2.2. Электронные таблицы
| Содержание учебного материала
|
2
| 3
| Структура экрана приложения. Виды вводимых данных в электронных таблицах; относительная и абсолютная адресация ячейки. Создание, редактирование, сохранение рабочей книги. Форматирование, автозаполнение таблицы, вычисления в таблице. Встроенные функции таблицы. Отображение значений результатов задачи в виде диаграмм
| Практические занятия
|
2
|
| 1
| Создание, форматирование, сохранение рабочей книги и вычисления в электронных таблицах
| 2
| Создание, форматирование, редактирование диаграмм
| 2
| 3
| Обработка статистических данных и прогнозирование
| 4
| 4
| Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов.
| 2
| 5
| Контрольная работa по теме «Электронные таблицы»
| 2
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Решение задач по теме, построение диаграмм, работа со справочной и дополнительной литературой, составление кроссворда
| 4
| Тема 2.3 Технология использования СУБД
| Содержание учебного материала
Общие сведения о базах данных. Окно, основные элементы. Формы и таблицы. Связь между таблицами и целостность данных. Запросы. Отчеты.
|
2
| 3
| Практические занятия
|
|
| 1
| Создание, редактирование простых таблиц, форм в БД
| 2
| 2
| Работа с данными с использованием запросов.
| 2
| 3
| Создание, редактирование отчетов
| 2
| 4
| Создание, редактирование пользовательских и подчиненных форм
| 4
| 5
| Контрольная работa по теме «Базы данных»
| 2
|
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Работа со справочной и дополнительной литературой, составление кроссворда
| 4
|
| Тема 2.4 Мультимедийные технологии
| Содержание учебного материала
Мультимедийные технологии в обучении и сфере профессиональной деятельности Аудио и видео отображение информации в профессиональной деятельности
|
| 3
| Практические занятия
|
|
| 1
| Создание презентаций с использованием шаблонов оформления и мастера автосодержания
| 4
| 2
| Настройка эффектов анимации
| 2
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Создание презентации на заданную тему, работа со справочной и дополнительной литературой
| 4
| Тема 2.5 Системы оптического распознавания информации
| Содержание учебного материала
Возможности программы Fine Reader. Технология распознавания: организация работы, сканирование, анализ макета, распознавание текста.
|
| 2
| Практическое занятие
|
|
| 1
| Сканирование, анализ макета, распознавание текста.
| 2
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Решение задач по теме, работа со справочной и дополнительной литературой,
| 4
|
Раздел 3. Компьютерные сети и телекоммуникационные технологии
|
| Тема3.1 Компьютерные сети и телекоммуникационные технологии
| Содержание учебного материала
Классификация компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение сетей. Топология локальных сетей.
|
2
| 2
| Практические занятия
|
|
| 1
| Поисковые системы интернета
| 2
| 2
| Службы интернета: mail, IRC, WWW
| 2
| 3
| Создание WEB страниц с помощью текстового редактора
| 4
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Работа со справочной и дополнительной литературой
Подготовить презентацию (реферат) на тему: «История великой сети», «Протоколы сети интернет», «Службы сети интернет»
| 4
|
|
Раздел 4. Информационная и компьютерная безопасность
|
|
| Тема 4.1. Информационная и компьютерная безопасность
| Содержание учебного материала
Классификация средств защиты. Информационная безопасность. Программно –технический уровень защиты.
|
2
| 2
| Практические занятия
|
2
|
| 1
| Создание аварийного загрузочного диска. Резервное копирование, архивирование данных.
|
| Самостоятельная работа: Работа со справочной и дополнительной литературой
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовить презентацию (реферат) на тему: «Виды компьютерных вирусов», «Антивирусные программные средства», «Защита от электромагнитного излучения», «Компьютер и здоровье человека»
| 3
|
| Итоговая контрольная работа
| 2
| Всего:
| 117
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
условия реализации рабочей программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Оборудование учебного кабинета:
Компьютерный класс с лицензионным программным обеспечением
Экранно-звуковые пособия:
Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
Информационно-коммуникативные средства
Браузер;
Геоинформационная система, позволяющая реализовать требования стандарта по предметам, использующим картографический материал. Интегрированные творческие среды;
Клавиатурный тренажер;
Мультимедиа проигрыватель;
Операционная система;
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.);
Программа для организации аудиоархивов;
Программа для организации общения и групповой работы с использованием компьютерных сетей;
Программа для проведения видеомонтажа и сжатия видеофайлов;
Программа для просмотра статических изображений;
Программа-переводчик, многоязычный электронный словарь;
Программные средства;
Редактор Web-страниц;
Редакторы векторной и растровой графики;
Система автоматизированного проектирования;
Система программирования;
Система управления базами данных, обеспечивающая необходимые требования;
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Печатные пособия:
Схемы:
Алгоритмические конструкции;
Блок-схемы;
Виды информационных процессов;
Виды информационных ресурсов;
Графический пользовательский интерфейс;
Информация, арифметика информационных процессов;
Логические операции;
Моделирование, формализация, алгоритмизация;
Основные этапы разработки программ;
Представление информации;
Системы счисления;
Структуры баз данных;
Структуры веб-ресурсов.
Плакаты:
Архитектура компьютера;
Архитектура компьютерных сетей;
Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы);
История информатики;
Организация рабочего места и техника безопасности;
Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме.
Технические средства обучения:
Web-камера;
Внешний накопитель информации;
Источник бесперебойного питания;
Комплект оборудования для подключения к сети Интернет;
Комплект сетевого оборудования;
Копировальный аппарат;
Мобильное устройство для хранения информации (флеш-память);
Мультимедиа проектор;
Персональный компьютер – рабочее место ученика;
Персональный компьютер – рабочее место учителя;
Принтер лазерный;
Принтер лазерный сетевой;
Принтер цветной;
Сервер;
Сканер;
Специальные модификации устройств для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения;
Устройства ввода/вывода звуковой информации – микрофон, наушники ;
Устройства вывода/ вывода звуковой информации – микрофон, колонки и наушники;
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации;
Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры);
Устройства создания графической информации (графический планшет);
Устройство для чтения информации с карты памяти (картридер);
Цифровая видеокамера;
Цифровой фотоаппарат;
Экран (на штативе или настенный).
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Основные источники:
Голицына О.Л., Максимов Н.В., Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационные технологии. – М.: Форум-ИНФРА-М, 2009.
Голицына О.Л., Партыка Т.Л., Попов И.И. Программное обеспечение: Учебное пособие. – М.: Форум-ИНФРА-М, 2009.
Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
Максимов Н.В., Партыка, Т.Л.,Попов И.И. Технические средства информатизации – М.: ИД «ФОРУМ», 2010.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Изд-во Академия, 2010.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М.: Изд-во Академия, 2010.
Румянцева Е.Л., Слюсарь В.В. Информационные технологии: учеб.пособие / Под.ред. проф. Л.Г. Гагариной. – М.: Форум-ИНФРА-М, 2011.
Шафрин Ю.А. Информационные технологии. Части 1и 2. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Дополнительные источники:
Алексеев А. П. Информатика 2001. – М.: СОЛОН-Р, 2008.
Колесниченко О. В., Шишигин И. В. Аппаратные средства РС. – СПб.: БХВ – Петербург, 2010.
Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы / В. Г. Олифер и Н. А.Олифер. – СПб.: Питер, 2008.
Левин А. И., Судов Е. В. Концепция и технологии компьютерного сопровождения процессов жизненного цикла изделий. – М.: НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика», 2011.
Норенков И.П., Кузьмик П.К. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008.
Сетевые операционные системы. / В. Г. Олифер и Н. А.Олифер. – СПб.: Питер, 2011, 544 с.
Таненбаум Э. Современные операционные системы. – СПб.: Питер 2011.
Шпунт Я. Б. Сканирование: Лучшие программы, полезные советы. – М.: Издательство ДМК, 2009.
4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Умения:
|
| использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах
| - экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ;
- оценка выполнения самостоятельной работы
| использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального
| - экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ;
- анализ и оценка решения проблемных задач
- анализ производственных ситуаций
| применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
| - экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ;
- оценка выполнения самостоятельной работы
| Знания:
|
| основные понятия автоматизированной обработки информации;
| - тестирование;
- устный (письменный) опрос
| общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
| - тестирование;
- анализ производственных ситуаций
| состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
| - тестирование;
- устный (письменный) опрос;
- анализ решения проблемных задач
| методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
| - устный (письменный) опрос;
- оценка выполнения самостоятельной работы
| базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
| - анализ и оценка решения проблемных задач
- письменный (устный) опрос
| основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности
| - контрольная работа
| |
|
|