Тверской областной институт
усовершенствования учителей.
Тема:
“Развитие координационных и кондиционных способностей у школьников на уроках физической культуры ”.
Преподаватель физической культуры
муниципального общеобразовательного
учреждения “средняя школа №1”
Платонов А.Н.
Тверь
Содержание.
Введение…………………………………………………………………..…. 3 Глава 1. Виды координационных способностей и их характеристика…. 6
Сущность и значение координационных способностей в управлении
движениями…6
Классификация координационных способностей…………………..7
Средства воспитания координационных способностей…………… 9
Глава 2. Влияние возрастных особенностей на развитие координационных способностей в младшем школьном возрасте……………………..…….. 11 2.1. Возрастные особенности школьника 7-9 лет……………………… 11 2.2. Основы воспитания координационных способностей……………. 13
2.3. Методика воспитания координационных способностей………….. 17 2.3.1. Планы-конспекты уроков………………………………………….. 27 2.4. Тесты для определения способности к равновесию…………..….. 45
Заключение…………………………………………………………….….. 48
Список используемой литературы………………………………………. 49
Приложение…………………………………………………………..…… 50
Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трёх плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной. Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть: одноимёнными – движения совпадают по направлению. Например, направо отводится правая рука и нога.
Разноимёнными – выполняются в разных плоскостях (направлениях). Например, во время подскоков поднимаются одновременно правая рука и левая нога, и наоборот.
Движения, выполняемые руками и ногами, могут быть однонаправленными. Например, обе руки подняты вверх.
Разнонаправленными, например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.
Движения рук и ног могут быть одновременными. Например, лёжа на спине поднимать и опускать обе ноги.
Поочередными, например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая.
Последовательными, - движения рук и ног следуют одно за другим с отставлением на половину амплитуды. Например, стоя, вращательные движения прямых рук, в то время как правая находится наверху, левая внизу, они как бы догоняют друг – друга.
Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные, более трудны школьникам младшего возраста поочередные движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего возраста, разноименные и разнонаправленные движения.
Для развития координации в упражнениях для рук и ног следует учитывать нарастание сложности. Кроме того, нужно давать упражнения, в которых как бы изолировано, тренируются руки, ноги, туловище, а затем постепенно вводить упражнения, объединяющие движения рук, ног, туловища. Вначале дается сочетание из двух звеньев. Например, поднять руки и подняться на носки, а затем из трёх и более звеньев. Например, из исходного положения стоя, руки вверх, наклонить туловище, отводя руки в стороны и выставляя вперед ногу и, наконец, полезны также упражнения, в которых происходит смена направлений движения частей тела. Например, правая рука в сторону – вверх, в сторону – вниз, то же выполняет левая рука, или, правая в сторону, левая в сторону, правая – вверх, левая – вверх и т.д.
Постепенность в усложнении задач, разнообразие движений и ускорение темпа – необходимые условия для развития координации.
Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно–мышечные ощущения, в то же время, упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями учителя, командами.
Комплексная работа нескольких анализаторов первой сигнальной системы в сочетании со второй даёт наилучшие результаты.
На первом этапе овладения пространственными ориентировками, изменение положения отдельных частей тела должно проходить под контролем зрения. На втором этапе ученикам доступно словесное обозначение различных направлений, но всё это по отношению к частям тела самого ребёнка. И только на третьем этапе дети могут определять направление по отношению к предмету, к другим людям. Появляются представления о направлении движения по словесному описанию до его выполнения. Таким образом, для развития пространственных ориентировок, целесообразна такая последовательность общеразвивающих упражнений:
1. Движения рук, т.к. они наиболее управляемы, находятся в максимальном поле зрения ребёнка. Разные виды и варианты упражнений и вытягиваний рук вперёд, помахивание перед собой и проч.
2. Движения рук, находящихся частично в поле зрения. Поднимание рук вверх, в стороны, назад – со сгибанием, вращением в суставах, в каком-либо одном направлении.
3. Движение туловища в лицевой, боковой, а затем в горизонтальной плоскости.
4. Движение ног вперёд, в стороны, назад.
5. Движение разных частей тела по направлению к другому ученику. Например, стоя в колонне, поднимать руки с мячом, передавать его стоящему сзади.
6. Движение любой части тела с постоянно повышающимися требованиями точности направления, амплитуде и быстроте ориентировки. Например, развести руки в стороны, немного выше уровня плеч, выставить прямую ногу вперёд с поворотом носка в сторону, то же в другую сторону, затем выполнить в ускоренном темпе.
Временным ориентированием дети овладевают с большим трудом, чем пространственным. Большинство общеразвивающих упражнений активно влияют на развитие временных ориентировок, так как они проводятся в определённом месте и ритме. Для развития временных ориентировок упражнения целесообразно давать в следующем порядке:
1. Упражнения, которые проводятся в сопровождении слова учителя. При этом указания, команды и паузы выдерживаются в определённом ритме, акцентированно: “Присели вниз”, “выпрямились”, “в сторону”, “прямо” и т.д.
2. Упражнения в сопровождении музыки.
3. Наряду с упражнениями под музыку давать упражнения под счёт с чётким ритмическим рисунком. “Раз – руки в стороны”, “два - вниз”, или такие движения, в которых части ритмически неравномерны: “Раз, два, три – присели, четыре - выпрямились ”.
4. Хорошо известные упражнения выполнять самостоятельно, команда даётся для начала упражнения.
Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.
Наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают следующие общеразвивающие упражнения:
1. В которых есть быстрота смен позиций. Например, из положения сидя, с выпрямленными ногами лечь на живот, спину, перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть.
2. Требующие согласованных действий двух или нескольких учеников. Например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами, в колонне при передаче мяча.
3. С некоторыми предметами – мяч, скакалка.
Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений.
Поэтому в работе с учащимися 1-3 классов используется большое количество упражнений. Например, с обручами, скакалками, мячами, гимнастическими палками и т.д. Быстрые темпы развития моторики у детей позволяют применять эти упражнения в начальной школе и, в особенности в среднем звене.
Координация, ловкость движений невозможны без развития функций равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела на площадь опоры. Чем меньше площадь опоры, тем выше центр тяжести от площади опоры, тем труднее сохранить равновесие.
Оно зависит и от силы инерции предшествующего движения, в особенности, если даже следует статическая пауза. Например, после нескольких вращений трудно сохранить равновесие, ещё труднее после этого остановиться в неподвижной позе.
На функцию равновесия наибольшее влияние оказывают следующие общеразвивающие упражнения:
1. Поднимание на носки с близко расположенными ступнями ног, приседание на носки с прямой спиной.
2. Отведение и приставление вперёд, в сторону, назад одной ноги с опорой на другую ногу.
3. Поднимание одной ноги с опорой на другую ногу, то же с закрытыми глазами, то же с задержкой на одной ноге.
4. Повороты (прыгнуть в обруч, сделав поворот, и выпрыгнуть из обруча, стоя повернуться вокруг себя, остановиться, то же в другую сторону, то же повернуться два раза) и т.д.
5. На уменьшенной площади опоры, стоя на кубе, присесть и выпрямиться; стоя на бруске на одной ноге, вытянуть другую ногу вперёд.
Данный материал разработан по развитию координационных способностей для детей младшего школьного возраста.
Координационные способности определяются многими факторами, физическим развитием, кондиционными способностями, психофизическими функциями.
Именно поэтому учителю иногда бывает очень сложно определить уровень координационных способностей детей, особенно в первый год обучения ребёнка. Любой учитель понимает, что именно координационные действия ребёнка могут определить его дальнейшие занятия в избранном виде спорта. Четкое взаимодействие школы и ДЮСШ, привлечение ребёнка к занятиям в спортивных секциях, помогают быстрейшей адаптации его координационных способностей. Ребенок, занимающийся в школе и в спортивной секции более подвижен, раскрепощён, воспринимает данные виды упражнений быстрее, чем ребёнок, который посещает только уроки физической культуры.
Развитие координационных способностей у школьников младшего возраста включает в себя общеподготовительную координацию движений и упражнений циклического и ациклического характера, направленные на развитие и совершенствование основополагающих двигательных координаций, способности к ритму предложенных упражнений, требующие психофизиологические функции анализаторов движения, связанных с управлением и регуляцией двигательных действий ребёнка.
Весь процесс рассчитан на 12 уроков в любой четверти, но преимущественно для занятий в зале, поэтому лучшее время проведения 2-3 четверть. При занятиях на свежем воздухе также возможны проведения уроков, замена состоит в некотором оборудовании полосы препятствий и инвентаря для акробатики (вместо больших гимнастических мостов можно использовать матрацы). Для оздоровительной направленности используется три вида структуры – развивающий этап, поддерживающий, восстановительный.
В каждом этапе на уроке присутствуют все три направления.
Развивающий даёт возможность детям развивать и осваивать новые виды упражнений, с постепенным осложнением.
Поддерживающий позволяет детям запомнить, совершенствовать упражнения ранее изученного материала.
Восстановительный – дети после нагрузок восстанавливают частоту сердечно – сосудистых сокращений (ЧССС) до обычной амплитуды. Это заметно при уроках, когда дети работают на полосе препятствий и получают оптимальную нагрузку на все органы организма. Обязательно после основной части должна идти работа детей на координацию их действий, дабы подготовить к дальнейшей работе на других препятствиях.
Координационные способности детей можно улучшить только систематическим, целенаправленным, обдуманным занятием на каждом уроке. Привлечением ребёнка к сотрудничеству, помощи в тех видах и действиях, которые ему трудно усвоить. Работа должна осуществляться от простого к сложному, от известного к неизвестному – только так можно добиться определённых результатов в развитии координационных способностей детей. Координационно развитый ребёнок быстрее находит своё место в жизни и наша задача способствовать этому продвижению вперёд.
2.4. Тесты для определения способности к равновесию.
Для оценки комплексного проявления координационных способностей школьников можно использовать тест "Три кувырка вперед". Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную столку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата (Таблица 1).
При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.
Таблица 1.
Оценка комплекса проявления координационных способностей школьников
("Три кувырка вперед).
Возраст,
| УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
| лет
| низкий
| ниже среднего
| средний
| выше среднего
| высокий
|
| МАЛЬЧИКИ
| 7
| 9,9 и >
| 9,8-9,1
| 9,0 - 7,2
| 7,1-6,4
| 6,3 и <
| 8
| 7,8 и >
| 7,7-7,1
| 7,0-5,4
| 5,3-4,7
| 4,6 и <
| 9
| 7,4 и >
| 7,3 - 7,6
| 6,5 - 4,9
| 4,8-3,1
| 4,0 и <
|
| ДЕВОЧКИ
| 7
| 9,4 и >
| 9,3 - 8,5
| 8,4 - 6,7
| 6,6 - 5,9
| 5,8 и <
| 8
| 8,8 и >
| 8,7 - 7,6
| 7,5 - 5,3
| 5,2 - 4,2
| 4,1 и <
|
Список используемой литературы:
1. Газета “Спорт в школе”.
2. Журнал “Физкультура в школе”.
3. “Настольная книга учителя физической культуры” – Г.И.Погадаев.
4. “Система повышения физической подготовленности детей” – Л.Б.Кофман и др.
5. “Программа физического воспитания школьников, 1-3 класс” – Л.Б.Кофман. |