|
Развитие памяти у детей с задержкой психического развития Решетникова Л.А.
Г. Балашов,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Зернышко» Развитие памяти у детей с задержкой психического развития.
Что память – компас?
Или старый слайд?
Плодоносящий или мертвый сад?
Очаг с золой или факел, что зажжен?
На связи поколений и времен?
Н.Грибачев
Память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запоминание, воспроизведение, забывание, сохранение.
Память на запахи (обонятельная), на вкус (вкусовая) развито обычно у всех людей в меньшей степени. Осязательная память также обычно плохо развита у здоровых людей, но у слепых она ведущая. Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Благодаря этой памяти человек способен запоминать логику какого-нибудь доказательства, смысл читаемого текста, смысл событий. Если же процесс запоминания происходит без активного включения мышления, то память называется механической. У детей с задержкой психического развития (ЗПР)выявлено отставание этого вида памяти.
При ЗПР у детей словарный запас на 20-30% ниже нормы. Восприятие - поверхностное, они часто упускают важные вещи и детали. Опосредованное запоминание заметно хуже, чем у нормальных детей. Отмечается отставание таких видов памяти как зрительной, слуховой, словесно-логической.
У детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти: причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременно и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Запечатление и сохранение в сознании воспринимаемой информации, способность воспроизвести эту информацию в определенное время и в нужной последовательности – необходимые условия овладения системой знаний, навыками и умениями.
На первых годах у ребенка важную роль играет его непроизвольная память. Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти у детей с ЗПР объясняется несколькими причинами. Основная из них – понижение познавательной активности. Само собой непроизвольно запоминающееся у нормально развивающихся детей не всегда запечатлевается в сознании детей с ЗПР. Поэтому необходимо активизировать познавательную деятельность детей данной категории.
С возрастом еще большую роль в процессе развития начинает играть произвольная память, которая становиться целенаправленной, сознательно регулируемой деятельностью по запечатлению, сохранению и воспроизведению необходимой информации.
Из-за недостаточно устойчивого внимания дети с ЗПР часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания. Эффективность произвольной памяти существенно зависит от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведенный материал от не воспроизведенного, что мало удается детям с ЗПР. Так, при запоминании картинок дети с ЗПР неоднократно повторяют названия одних и тех же из них, не замечая того, что при первом воспроизведении они назвали некоторые из них. Детям с ЗПР свойственна импульсивность, расторможенность, повышенная активность или, наоборот, вялость, медлительность, заторможенность. Это сохраняется при воспроизведении заученного материала. Назвав несколько запомнившихся словами картинок, они считают свою задачу выполненной и не предпринимают попыток вспомнить побольше. После дополнительного стимулирования со стороны взрослого большинство детей воспроизводит некоторое количество материала, что свидетельствует о том, что сами они до конца не реализуют возможности своей памяти. Для детей с ЗПР оказывается не посильным переход от прямых операций к обратным. Эти дети обнаруживают низкие результаты при запоминании связного текста, цифр, наборов слов и предметных картинок. Недостатки произвольной памяти у детей с ЗПР проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности. Они не могут воспроизвести несложные тексты.
У детей с ЗПР наблюдается некоторое преобладание наглядной памяти над словесной; механического запоминания над словесно-логическим. Среди нарушений кратковременной памяти – повышенная тормозимость следов под воздействием помех и внутренней интерференции (взаимовлияния различных мнемических следов друг на друга), быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
По мнению У.В. Ульенсковой, в плане коррекции большое значение имеет возраст ребенка, состояние его здоровья, макросоциальная сфера, характер ЗПР, ее сочетание с другими психологическими особенностями ребенка, своевременное включение его в коррекционно-педагогическую работу
Теоретические и экспериментальные данные позволяют сделать следующие выводы: память является одним из основных свойств личности; память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей, это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого. У детей с отставанием в развитии необходимо особое внимание уделять развитию памяти. |
|
|