Главная страница


Развитие творческой личности дошкольника через музыкальные игры



НазваниеРазвитие творческой личности дошкольника через музыкальные игры
страница1/2
Дата14.04.2016
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
  1   2




МДОУ « Сямженский детский сад общеразвивающего вида №3»


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Музыкальный руководитель МДОУ –

Шарова Светлана Львовна,

«Сямженский детский сад

общеразвивающего вида №3 –
Сямжа

2009 год
Содержание

стр

1. Информация об опыте 3

1.1.Тема работы 3

1.2. Сведения об авторе

1.3. Условия возникновения опыта 3

1.4. Актуальность 3

1.5.Основная идея 4

1.6. Длительность работы. 5

1.7. Теоретическая база опыта 5

1.8. Основные принципы 6

2. Технология опыта 8

2.1.Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. 8

2.2.Музыкальные игры в процессе пения 11

2.3.Музыкальные игры в процессе слушания музыки 14

2.4.Музыкальные игры в процессе музыкально-ритмических движений. 15

2.5.Хороводы и хороводные игры. 18

2.6. Игры на музыкальных инструментах 24

2.7. Импровизация 25

2.8. Занятия

* Комплексные 25

* Фронтальные 25

* Тематические 25

* Интегрированные

2.9. Праздники и развлечения, кружковая работа,

музыкальное творчество, работа с родителями. 26

3. Результативность опыта 29

4. Библиографический список 31

5. Приложения 32
Информация об опыте
Тема опыта – «Развитие творческой и разносторонней личности дошкольника через музыкальные игры».

Сведения об авторе:

Шарова Светлана Львовна, музыкальный руководитель,

среднее специальное образование,

стаж работы – 36 лет,

высшая квалификационная категория.

Условия возникновения опыта

Свою педагогическую деятельность осуществляю в муниципальном дошкольном учреждении «Сямженский детский сад общеразвивающего вида №3» с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей, расположенном в селе Сямжа, Вологодской области.

В нашем учреждении функционируют 5 групп. Я работаю во всех возрастных группах детского сада музыкальным руководителем.
Актуальность опыта
Изучение проблемы творческой и разносторонней личности дошкольника актуально в связи с тем, что главное условие прогрессивного общества – это развитие самостоятельной, свободной, разносторонней личности, способной к творческому созиданию.

Сегодня в условиях глубоких перемен, происходящих в стране, идет перестройка психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек и нравственных ценностей.

Возможно, для одних такие преобразования проходят сравнительно легко, для других же, они становятся личной трагедией, приводят к депрессиям, дискомфорту, стрессам, социальной деградации.

Это особенно опасно, когда к описанной категории людей относятся дети, та часть общества, которая наиболее подвержена влияниям окружающей среды и не имеет достаточного социального "иммунитета", чтобы им противостоять. Именно, дети, в большей степени, чем взрослые, нуждаются в коллективной деятельности, общении и самоопределении в социуме, недостаток этого замедляет их развитие как социальное, так и индивидуальное.

Наше время - время информационных технологий - требует всесторонне развитых, творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.

Эти интегральные качества обеспечивают возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придания творческого характера будущей работе, активному отдыху, образованию и, в конечном счете — самоосуществления человека.

Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным (сензитивным) периодом развития творческой и разносторонней личности выступает старший дошкольный возраст. Мои наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, к играм, ослабло стремление к творческому проявлению. Поэтому возникает целый ряд противоречий:

- возросшее внимание общества к музыкальной культуре, к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающих детей дошкольного возраста. Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. Только некоторые родители создают дома условия для развития музыкально – творческих способностей детей, большинство же родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в жизни оно не пригодится;

- возрастает количество публикаций по музыкальной культуре, журналов и книг по развитию музыкально-творческих способностей детей, но в то же время наблюдаются поверхностные знания, слабый уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста;

- повышено внимание общественности к воспитанию творческой, разносторонней личности современного человека, но отсутствуют телепередачи творчески развивающего характера, дети знакомятся с « засоренным» эфиром.

Музыка, как действенное средство разностороннего воспитания, формирует креативность, как качество личности. Поэтому проблема музыкального творчества, над которой я работаю, актуальна и соответствует потребностям детского сада. Исходя из противоречий, мною была определена основная идея.
Основная идея опыта работы развить творческую и разностороннюю личность дошкольника во всех видах музыкальной деятельности через музыкальные игры.

Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «пребывать в ней» - петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять, сочинять, переживая при этом чувство восторга и удовольствия.

Главное в моей деятельности – это совместное творчество с детьми. Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь.

Ранее мною обобщался опыт «Музыка – терапия общения» и

« Аэробика – разностороннее развитие ребёнка».

В настоящее время продолжаю работать над проблемой развития творческой и разносторонней личности дошкольника. Работу веду в единой системе развития музыкальности и импровизационно – творческой деятельности детей.

Длительность работы над опытом

Исследование рассчитано на 3 года с 2006 года по 2009 год.

1 этапАналитико-диагностический. Проводились анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика.

2 этап – Практический. В единой системе проводились практические занятия, индивидуальная и кружковая работа по развитию творческих способностей детей.

3 этапАналитико-обобщающий. Подводился итог работы с детьми по проблеме, обобщался опыт.

Диапазоном опыта является единая среда – « занятия + кружковая работа + воспитательная система».

Теоретическая база опыта

В своей исследовательской деятельности я опиралась на труды таких авторов, как Асафьев Б.В. «О музыкально – творческих навыках у детей», Апраксина О.А. «Музыка в воспитании творческой личности»,

Дмитриева Л. Г. «Выявление творческого потенциала у детей и средства его активизации», Вуарен Н. «Что такое игра?», Терский В.Н. «Игра. Творчество. Жизнь».

По их мнению, необходимо как можно раньше побуждать детей к творчеству, к игре, развивать способности в процессе обучения. На поиск новых путей в развитии личности ребёнка через музыкальные игры, меня вдохновили новые идеи выдающихся педагогов о значении музыки для развития творческой, разносторонней личности дошкольника, методические разработки сотрудников Ленинградского областного института развития

А. И. Бурениной, Я. Морено, Н.Г. Куприной, книга Картушиной М.Ю. « Мы играем, рисуем и поём», интегрированные занятия для детей 3-5 и 5-7 лет,

Кацер О.В. Коротаевой С.А. «Музыка. Дети. Здоровье», Кацер О.В. Коротаевой С.А. «Музыка. Дети. Здоровье», Э. Нотдорф «Пение и игры для детей» (введение в музыку 66 учебных шагов), Н.А. Щербакова « От музыки к движению и речи», Т.А. Боровик «Пути педагогического, Т.Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками».

Знакомство с этими работами привело меня к мысли о необходимости комбинировать их для более успешного решения основной задачи моей работы – развития музыкально-творческой личности дошкольника.

Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включённостью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие.

Музыкально-игровая деятель­ность – это феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому музыкальные игры представ­ляются эффективным средством развития творческой и разносторонней личности дошкольника.

Закрепляясь в раннем детстве, творческие и эмоциональные проявления ведут к возникновению относительно устойчивых форм поведения, к формированию характера. Формирование радостного отношения к жизни, эмоционально положительного самоощущения, является важнейшей задачей воспитательного процесса в период дошкольного детства.

Отличительной чертой программ О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», Э.П. Костиной « Камертон», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой «Ладушки» является формирование продуктивной направленности детей, то есть творчества. Методика музыкальных занятий, предусмотренная в этих программах, отличается новизной.

Основной идеей исследования является системное развитие разносторонней и творческой личности ребёнка дошкольного возраста, воспитание любви и интереса ко всем видам музыкальной деятельности

через музыкальные игры.

Мною были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

1.Принцип целенаправленности.

Я учитываю, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития музыкально – творческих способностей.

2. Принцип систематичности и последовательности.

Свою работу по развитию творческой и разносторонней личности ребёнка на основе музыкально – игрового творчества веду в определённой системе, последовательности. Исследование провожу поэтапно:

1 этап – накопление впечатлений.

2 этап – спонтанное выражение творческого начала.

3 этап – поиск творческих решений.

4 этап – самостоятельные действия детей.

5 этап – индивидуальное и коллективное творчество.

3. Принцип доступности.

Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.

4. Принцип наглядности обучения.

Я тщательно продумываю

- дидактические цели использования наглядности,

- методику показа,

- количество наглядности и последовательность демонстрации,

- сочетание определённых видов наглядности.

5. Принцип интегрированного подхода.

Я использую различные формы и методы в работе с детьми, провожу интегрированные занятия.

6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Я стараюсь правильно определять ведущие задачи образования:

обучающую, воспитательную, развивающую; формирую у дошкольников основы музыкальной культуры, воспитываю любовь и интерес к различным видам музыкально – творческой деятельности, развиваю творческие способности.

7. Принцип адаптивности.

Методы музыкального развития детей применяю в зависимости от индивидуальных и психо-физиологических особенностей каждого ребёнка.

8. Принцип прочности.

Я стремлюсь эффективно реализовывать требования принципов, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.

Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения и воспитания являются основой моей педагогической работы.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Игра, как ведущий вид деятельности

в дошкольном возрасте.

Фундамент формирования основ личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сенситивны для развития ребенка, а именно - для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для развития ребенка является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит развитие дошкольника.

Все мы, когда то были детьми, наверняка самые светлые воспоминания и впечатления связаны у нас с играми.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит феномен игры, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Она является основой досуга, его квинтэссенцией, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием — темой детских игр может быть буквально любая деятельность человека.

Что же такое игра?

По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические, духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.

Игра формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка. Она является спутником детства, эффективным средством формирования нравственной стороны личности дошкольника, его морально-волевых качеств, первой социальной практикой ребёнка, его реальной жизнью в обществе сверстников.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности."

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель.

В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.

Моя задача состоит в том, чтобы вовлечь ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества. Решению этой задачи – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность – способствуют музыкальные игры, в ходе которых ребёнок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно – образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия.

В основе игр лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию музыкально – ритмических движений, певческих данных и в области слушания музыки.

Музыкальную игру можно определить как духовно – практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребёнка в познании окружающего мира и собственного «Я» на языке художественных образов.

Эффективность музыкального развития ребёнка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребёнком музыкально – игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим составным компонентом музыкальной игры, который обуславливает характер действий ребёнка. Овладевая игровыми умениями, старший дошкольник сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.

Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях.

* Усложнение задач и способов познавательной музыкальной

деятельности.

* Обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений.

* Изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнёра по игровой деятельности; более активное использование таких моделей взаимодействия педагога и ребёнка, как взрослый – ведомый, взрослый – консультант, взрослый – наблюдатель).

Цель моей работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника через музыкальные игры.

Для достижения цели, я определила следующие задачи:

* развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

* побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

* развивать природную музыкальность детей, способность к спонтанному творческому поведению.

* побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: певческие импровизации, музыкально-ритмические движения, ритмопластика, игра на детских музыкальных инструментах.

* создать предпосылки к формированию творческого мышления.

* наработать вспомогательный музыкально – дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.

Перед тем, как приступить к планированию работы, мною были предложены анкеты для родителей, проведены беседы с детьми для выявления уровня знаний.

Исходя из данных анкетирования и собеседований, для успешного осуществления цели составила Рабочую программу по развитию музыкально – творческих способностей у детей дошкольного возраста (Приложение №1), которая включает в себя использование музыкально – игрового творчества во всех видах деятельности. Это даёт возможность детям проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки, как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка, выступают музыкальные игры.

Применение музыкальных игр на занятии дает мне возможность провести его наиболее содержательно, интересно и даёт возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.
Музыкальные игры в процессе пения

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах. Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает многие игры, танцы, хороводы.

С целью развития творческих способностей детей, стараюсь подбирать специальный музыкальный репертуар, включающий доступные детям явления, выражающий разнообразные эмоции. Репертуар, в котором использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни. В занятия включаю песенки – упражнения, творческие задания, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонации в пении. Для того чтобы конкретизировать впечатления, пробудить фантазию ребят, продемонстрировать знакомые и мало знакомые образы, в музыкальном воспитании использую игры.

В гости к малышам на занятие приходит кукла Катя, забавный Петрушка или мягкий пушистый зайчонок, и дети с большим воодушевлением поют для любимых игрушек, отвечают на поставленные вопросы, играют с ними. Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях. Подбирая песенный материал, я включаю в него произведения классиков, советских, зарубежных, современных композиторов, а так же народные песни. Такой подбор репертуара способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор. Для развития песенного творчества, дети должны владеть навыками сольного пения. Чем старше дети, тем больше я уделяю внимания работе над звукообразованием, учу петь естественно, легко, звонко, напевно, тянуть звук. Например, для чистого интонирования я очень часто использую игру «Музыкальный телефон», которая может помочь детям правильно и выразительно исполнить ту или иную песню. Для закрепления знакомых песен использую игру «Волшебный волчок»: дети определяют песню по вступлению, припеву, которые исполняю на фортепиано или баяне, по музыкальной фразе, сыгранной на детских музыкальных инструментах. При исполнении любой песни, детей учу правильно передавать динамические оттенки, которые помогают почувствовать красоту звучания мелодии. В свободное время они очень любят играть в музыкально-дидактические игры, связанные с пением, например «Музыкальный магазин».(Приложение№2) Дети очень любят игры, которые помогают им определить движение мелодии: это и «музыкальная лесенка» и фланелеграф, на котором, выкладывая ноты-кружочки, дети учатся правильно передавать мелодию, определять звуки по высоте. Для организации игры «Сложи песню по ритмическому рисунку» я использую фланелеграф и маленькие карточки с изображением долгих и коротких звуков. С помощью карточек дети выкладывают на специальных полосках ритмический рисунок прозвучавшей песни. Свои представления о той или иной песне дети передают в рисунках. Содержание их составляют понравившиеся песни или музыкальные инструменты.

Большое значение я придаю развитию звуковысотного и тембрового слуха. Вначале для выполнения этой задачи музыкально-дидактические игры использую на занятии, закрепляю на 3-4 занятиях с усложнением, а потом воспитатели проводят такие игры в группе в свободное время. Например, для игры «Птицы и птенчики» на первом занятии показываю картинку из «Музыкального букваря» Н.Ветлугиной. Дети поют высоким голосом за птенчиков, а я пою за маму. На втором занятии дети делятся на две группы: птицы и птенчики. Я пою низким голосом: «Чик – чирик» («до» первой октавы) – летают большие птицы, поют низкими голосами. Я пою высоким голосом («до» второй октавы) – летают птенчики и поют высокими голосами. После пения я говорю: «Кш-ш, полетели домой!». Ребята бегут на свои места. На третьем занятии я вношу ширму и две фигурки птиц – большую и маленькую. «Птицы» прячутся за ширмой, и слышно только их пение. Дети угадывают, какая птица поёт. Затем в игру вносится усложнение: детям показываю картину, на которой изображено большое дерево, под ним трава. Всем детям выдаю большие и маленькие птички с липучкой на обратной стороне (такие же липучки на дереве и траве).

Я рассказываю: «Наступила весна. Стало пригревать яркое тёплое солнышко. В саду растаял снег, выросла травка, на дереве распустились зелёные листочки. К дереву прилетело очень много птиц – и больших и маленьких. Стали они тут жить.

Послушайте, каких птичек я позову: «Чик – чи – рик». (Пою низким голосом. Дети, у которых в руках большие птицы, подбегают к картине, крепят птиц на траву и поют низкими голосами.)

Позвали большие птицы своих птенчиков, прилетели птенчики и запели». (Пою высоким голосом. Дети, у которых в руках птенчики, подбегают к картине, крепят птенчиков на дерево и поют высокими голосами.)

В аналогичных играх «Где мои детки?», «Кто в домике живёт?» дети с помощью звукоподражания должны передать голоса животных: кошки – котёнка, собаки – щенка, козы – козлёнка и т.д. Не все сразу могут передать голоса большого и маленького животного. Прислушиваясь к низко поющим детям, иногда приговариваю: «Это не мои цыплята, мои поют высокими голосами». Каждому из детей хочется спеть так, как надо. Положительные результаты даёт и индивидуальная работа с каждым ребёнком. Постепенно дети чище интонируют.

В музыкально – дидактических играх особенно ярко себя проявляют музыкальные дети, они всегда бывают хорошими организаторами, чувствуют, что способны заинтересовать, порадовать окружающих. В свободное от занятий время эти ребята самостоятельно организуют различные музыкальные игры, берут на себя главные роли в них.

Например, можно провести игру «День рождения».

Для игры надо смастерить проигрыватель с пластинками или магнитофон с дисками. На пластинки или диски наклеиваются картинки в соответствии с содержанием песни.

Я предлагаю подарить имениннику пластинку или диск с любимой песней, которые можно купить в «магазине». От исполнителя роли продавца зависит, возьмут ли у него эту пластинку (диск) или попросят другую, т.е. требуется и чистота звучания и соблюдение оттенков в пении. Поэтому роль продавца берёт на себя ребёнок, умеющий чисто и выразительно петь.

У нас обычно продавцами в музыкальном магазине бывают Валя Малышева или Катя Федосеева. Их пение с удовольствием слушают не только дети, но и взрослые.(Приложение№3) Можно предложить детям продавать не только пластинки (диски), но и музыкальные инструменты. Это позволит организовать игру «Оркестр», в которой дети смогут поупражняться в развитии тембрового и мелодического слуха, музыкальной памяти.

Водящий выходит за дверь. Дети договариваются, какой музыкальный инструмент будут имитировать, какую песню исполнят. Выбирают дирижёра. Водящий входит, ребята имитируют игру на скрипке, баяне или балалайке и напевают мелодию знакомой песни. Водящий называет инструмент и песню. С этим заданием справляются даже малоактивные дети.

В своей работе я придаю большое значение песенной импровизации.

Понимаю, что умению творить, самостоятельно искать песенные интонации детей надо обучать, формировать у них музыкальный вкус, развивать умение чисто интонировать свои импровизации и критически их оценивать. Только хорошее овладение этими навыками побуждает дошкольников к свободе самовыражения, к творчеству.

Учитывая, что творческие возможности детей индивидуальны, стараюсь создать наилучшие условия для самовыражения каждому своему воспитаннику, поддержать неуверенного в себе, остановить тех, кто высмеивает неудавшийся опыт товарища. И даже если песенная импровизация действительно примитивна и неинтересна, стремлюсь

заверить маленького исполнителя, что стоит ещё немного поработать, и придёт успех.

Работу над песенной импровизацией детей веду поэтапно. На первом этапе использую эпизод « Знакомство». Дети с удовольствием пропевают свои имя и фамилию, адрес, имя мамы. На втором этапе нацеливаю детей на создание своих мелодий. Для этого использую различные звукоподражания (тиканье часов, звучание барабана), имитацию голосов кукушки, кошки, передачу голосом различного настроения персонажей (котик выздоровел – заболел). Затем дети придумывают певческие переклички: « Лена, где ты?» - « Я здесь». На третьем этапе учу детей сочинять мелодию на заданный текст (стихи А. Барто, С. Маршака), фольклорные тексты. Предлагаю дошкольникам сочинить песни на программные стихотворения. Стихи, выученные в группе, мы пробуем переложить на музыку.

На заключительном этапе детям подготовительной группы предлагаю такое творческое задание, как сочинение мелодии в заданном жанре. Такие песенные импровизации дети придумывают на слоги:

тра-та-та – марш,

а-а-а – вальс,

ля-ля – полька,

пение с закрытым ртом м-м-м – песня.

Детям очень нравится петь индивидуально в микрофон, в сопровождении инструмента и без него, под фонограмму. (Приложение№4) Я использую это стремление для развития коммуникативных способностей детей. Выученный песенный репертуар, ребята с удовольствием демонстрируют на праздничных утренниках, развлечениях, концертах.

Такая работа способствует развитию позитивного самоощущения, что связанно с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Музыкальные игры

в процессе слушания музыки

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера они переживают, испытывают определенные чувства. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить образы, я на занятиях применяю такие музыкальные игры, которые дают возможность детям несколько раз слушать одно и то же музыкальное произведение в ненавязчивой форме. Например, во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста использую игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться».

- Дети, к нам на занятие пришли гости. Но, где же они спрятались? Может быть здесь? (показываю мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там.

Я проигрываю мелодии знакомых детям произведений:

«Петушок», «Серенькая кошечка», «Воробушки» «Медведь» и др. дети узнают музыку, кто-либо из них достаёт из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Дети по звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке. Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой, петушком или кошечкой.

Благодаря играм: (Приложение№5)

«В лесу», «Найди нужную иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка»,

«Что делают дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш», « Три кита музыки»,

«Музыкальное лото», дети закрепляют пройденный материал, повторяют виды музыкальных инструментов, (струнных, ударных, смычковых, клавишных и духовых) виды музыкальных жанров (песня, танец и марш), и их разновидности (марш – спортивный, свадебный, военный и т.д.).

Для проведения игры «Угадай, на чём играю» я подбираю несколько детских музыкальных инструментов (чем меньше дети, тем более контрастные по звучанию должны быть инструменты), ставлю их за ширму, а ребятам раздаю карточки с изображением этих инструментов. Затем играю знакомую мелодию. Ребёнок, угадавший, какой инструмент звучит, должен поднять соответствующую карточку.

Интересные игровые творческие задания я провожу после повторного слушания нового музыкального произведения. Например: звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый, танцевальный характер музыки. Ваня придумал интересный ритмический рисунок хлопками. Валя говорит: «Это музыка-танец, она веселая и танцевать ее надо легко и весело» и предлагает показать, какие движения можно выполнять (подскоки, шаг польки)

Вот уже знакомый вид польки можно увидеть в движениях детей. Один за другим ребята включаются в танец, и вот уже танцует вся группа.

Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

Музыкально – дидактические игры требуют от дошкольников определённого запаса музыкальных впечатлений, навыков и умений. Игры могут быть самыми разнообразными по характеру и содержанию. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия - упражнения, другие имеют определённое содержание, правила, которые организуют детей. Вначале такие игры я разучиваю на кружке «Игротека» индивидуально или по подгруппам. Когда же дети усвоят правила и содержание игр, они сами организуют их.

Игры на музыкальные темы оказывают положительное влияние на разностороннее развитие детей. Они закрепляют умения, полученные на занятиях, развивают музыкальный слух и память, помогают выявить интересы каждого ребёнка.

Прослушивание знакомых произведений вне занятий вызывает у детей живой интерес к музыке, создаёт фонд любимых произведений
Музыкальные игры

в процессе ритмических движений
Ритм - имеет немаловажное значение в жизни человека, он сопровождает его всю жизнь - биение сердца, капли дождя, тиканье часов и, наконец, музыка, а в ее основу всегда заложен ритм, поэтому, очень важно у детей развивать чувство ритма. Творческие проявления детей в ритмике, так же, как в пении – это один из важных показателей музыкального развития ребёнка. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми, с выполнением творческих заданий.

Если ребёнок, в достаточной степени, владеет необходимыми двигательными навыками и у него наблюдается тонкое восприятие музыки, её характера, выразительных средств, то он начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец. (Приложение№6)

Развитие танцевального творчества я начинаю уже с первой младшей группы, так как азы музыкально-ритмических движений закладываются с раннего возраста. Я побуждаю малышей легко прыгать, ритмично приседать и хлопать в ладоши под весёлую песенку или музыку вместе с зайчиком или мишкой. Малышам очень нравится игра «К нам гости пришли»

Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки.

Слышится стук в дверь, воспитатель подходит к двери и приносит мишку

- Здравствуйте, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Ваня, сыграй мне на бубне, я попляшу.

Мальчик медленно ударяет в бубен, мишка в моих руках ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают. Аналогичным образом я обыгрываю приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, а птичка летит под звон колокольчика.

На третьем году жизни дети осваивают не только различные движения в свободных плясках по показу взрослого, но и пляски с зафиксированными движениями. По мере освоения пляски большинством детей я предоставляю им возможность действовать самостоятельно. Воспитатель же танцует с теми детьми, которым требуется его помощь.

Во второй младшей группе, учу детей чувствовать ритм и окончание музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной формой пьесы. Всё больше танцевальных движений предлагаю детям выполнять самостоятельно.

Работа над танцевальным творчеством в средней группе начинается

так же с простых импровизаций, различных переплясов. Затем дети придумывают не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки, но и целые композиции и сюжеты. Важно обращать внимание на выразительность танцевальных импровизаций, постепенно детей подготавливать к развёрнутой композиции. Дошкольникам очень нравится, что они сами могут сочинить движения, пляски, постепенно они проявляют всё большую и большую активность. Прослушав музыку того или иного жанра, дети с удовольствием сочиняют польку или вальс. Для того, чтобы ребята могли импровизировать, им необходимо эмоционально откликаться на музыку, верить в необычную ситуацию, свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации танцевальных композиций, выполнять действия с воображаемыми предметами (ленточкой, платочком, шарфом, флажком, мячом, колечками,

обручами и т.д.)

Для развития импровизации и творчества я предлагаю такие игры как «Что делают дети?» и «Кто лучше придумает пляску».

Детям раздаются карточки, на которых дети танцуют, шагают, качают куклу. Сначала в эту игру надо поиграть на музыкальном занятии под музыку. Потом предложить дошкольникам придумать свои мелодии: плясовую, маршевую, колыбельную. Позднее задание усложняется – «Саша, придумай маршевую мелодию, Максим – плясовую, а Карина – колыбельную». Для выполнения задания дети должны взять в руки платочек, флажок или куклу.(Приложение№7)

Как продолжение проведённой на занятии игры «Кто лучше придумает пляску» детям даю домашнее задание, придумать дома весёлые плясовые движения, чтобы из них на занятии составить пляску. Придя утром в детский сад, в группе устраиваются соревнования «Кто больше и лучше придумает движений». Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети не повторялись, а вспоминали свои плясовые движения. На музыкальном занятии дети показывают самые интересные движения, и из них все вместе составляем пляску или народный танец.

Музыкальные игры - упражнения помогают дошкольнику научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, закрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами, развивают самостоятельность и творчество.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями.

Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют на ребят. Использование аудиозаписи в свободное от занятий время, дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов и игр.

А это является содержанием таких музыкальных игр, как

«Будем танцевать»,

«Моя любимая мелодия»,

«Определи пляску»,

Очень детям нравятся весёлые музыкальные игры – забавы,

такие как:

«Море волнуется»,

«Вперёд четыре шага»,

«Мы – весёлые мартышки» и др. (Приложение № 8 Диск с музыкальными играми)
Хороводы

и хороводные игры
В музыкальных играх, построенных по типу хороводных, усложнение программных требований, а также музыкально – двигательного репертуара направлено на развитие у детей способности чувствовать, переживать и различать музыкальные образы и средства их выражения в движении. Если в сюжетных музыкальных играх дети младшего дошкольного возраста обычно осуществляют простейшую имитацию движений музыкально - игрового образа, то в старшем дошкольном возрасте от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к роли, более высокое качество её исполнения в соответствии с динамикой развития музыкально – игрового образа и характером музыки. Развитие сюжета помогает ребёнку видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать выразительные движения как специфические средства, передающие его содержание. В процессе развития танцевальной выразительности дети с помощью движения учатся общаться друг с другом в хороводе, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту.

Народные песни с хороводами, представляя собой, естественное сочетание игры с песней, являются богатым материалом для музыкальных инсценировок.

Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Важность русских хороводов и хороводных игр для нашей народности очень велика, занимая в жизни русского народа все четыре годовые эпохи: зиму, весну, лето, осень. В них открывается творческая сила поэзии и игры. Русские хороводы доступны и интересны детям любого возраста. Они сопровождаются особенными песнями и играми, в которых передаётся жизнь нашего народа в разных видах. Ни один русский народный праздник не обходится без хороводов и хороводных игр. Привлечение детей к массовым народным праздникам, играм приводит к потребности положительных эмоций, желанием быть вместе, а также участвовать в решении задач по восстановлению традиций. В старину люди, собираясь на праздниках, водили хороводы, это знают все без исключения. Наши предки никогда не делали этого просто так. Всегда хороводы сопровождались пением, а уже одно это свидетельствует, что это замечательная музыкальная игра. Эти игры предполагают построение в круг и выполнение ритмизированных движений в соответствии с образным словом.

Хороводы имеют своеобразный характер действий, здесь все движения знакомы детям из повседневного опыта. Новым является лишь переход от одного движения к другому. Подражание взрослому облегчает такие переходы. Постепенно, при неоднократном проведении хоровода, дети начинают выполнять движения самостоятельно, подражая друг другу и

без специальной тренировки овладевают необходимыми движениями.

Всем малышам, которые только что приходят в сад, очень нравятся игры: «Каравай», «Раздувайся, пузырь!», «Зайка», «Кто у нас хороший!» «Карусели»

« Раздувайся, пузырь!» - это одна из первых хороводных игр. В ней продолжается знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем. Вводится новый элемент – традиционный для хоровода ритуал приглашения, во время которого каждый ребенок последовательно выполняет две роли: вначале его приглашают, а затем он приглашает. Каждый участник игры чувствует при этом внимание других детей и сам его оказывает своим партнерам.

В этой игре дети учатся новым движениям. С одной стороны, это типичное для хоровода построение в круг, с другой – выполнение ритмизованных движений, подчиненных образному слову. Эта игра требует большей согласованности движений (ее участники должны приноровиться друг к другу, чтобы выдержать ритм и темп движения) и большего внимания к партнерам по хороводу. В то же время игра забавляет детей и приносит им удовольствие.

Я предлагаю всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и спрашиваю одного из них: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, я ласково повторяю его: «Машенька, пойдем играть!» Беру ребенка за руку, подходим вместе с ним к следующему малышу и опять спрашиваю, как его зовут. Повторяя имя ребенка ласково, но так, чтобы его слышали все, я предлагаю и ему присоединиться к нам и подать руку Машеньке. Теперь мы уже втроем идем приглашать следующего ребенка принять участие в игре. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, тоже захотят быть в коллективе. Когда все дети будут приглашены, образовывается длинная цепочка. Воспитатель берет за руку ребенка, стоящего последним, и замыкает круг. Я дальше говорю:- «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок».

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух в свою трубку и произносят звук «ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!!!

Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).

После этого игра начинается сначала, т. е. опять раздувается пузырь. А закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, я говорю: «Полетели маленькие пузырики, полетели, полетели, полетели...» Дети разбегаются в разные стороны.

Особенности игр и их воспитательное значение, заключается в том, что ребенку впервые поручается индивидуальная роль. Он должен действовать перед другими, чувствуя на себе их внимание. Многие малыши, оказавшись в этой ситуации, становятся застенчивыми, нерешительными, а иногда даже отказываются от действий, которые, без сомнения, привлекают их.

Преодоление подобных внутренних тормозов является необходимым условием воспитания самостоятельности, решительности и других ценных качеств личности.

Игра « Зайка» построена таким образом, что ребенок чувствует поддержку остальных ее участников: ведь они вместе с ним выполняют те же движения, выражают ему свое доброжелательное отношение. Это значительно облегчает малышу выполнение порученной роли и придает ей особую привлекательность.

В игре используется народная мелодия (аранжировка А. Гречанинова). Образные слова народной потешки сочетаются с выразительными движениями, которые не представляют для детей особой трудности, поскольку они уже выполнялись в предыдущих играх. В то же время должен соблюдаться их определенный темп (нельзя отставать от других), что требует от ребенка особого внимания и согласованности со всеми участниками игры.

На первом занятии я предлагаю детям послушать песенку про зайчика, это помогает им осмыслить содержание текста и тех движений, которые нужно выполнять. Я говорю:- «У зайчика зимой теплая беленькая шубка, него ушки стоят на макушке, значит, зайка прислушивается, а шевелит он ими, чтобы еще лучше слышать. Когда зайчику холодно, и он хочет согреть свои лапки, он делает вот так (хлопает в ладоши). А если зайка совсем замерзнет, он начинает прыгать – вот так. Давайте поиграем в зайку».

Воспитатель подзывает самого смелого ребенка, который будет исполнять роль зайки, остальные берутся за руки и встают в хоровод. Зайка выходит на середину и, изобразив руками ушки, приседает на корточки. Дети выполняют соответствующие им движения.

Во время игры необходимо создать такую обстановку, чтобы ребенок, исполняющий роль зайчика, чувствовал себя свободно и уверенно. Это достигается, если все участники игры будут проявлять внимание к зайчику, выражать сочувствие. Можно показать детям, как помочь зайке согреться, например, погладить его, дотронуться ласково, улыбнуться.

Помогая ребенку в центре круга выбрать себе замену, нужно привлечь его внимание к тому, кто очень хочет получить эту роль. Если малыш отказывается от роли, робеет и смущается, не следует настаивать и уговаривать его. Пусть он сначала поиграет в хороводе и понаблюдает за другими. В дальнейшем он справится со своим смущением и добровольно возьмет на себя эту роль.

В старшей и подготовительной группе, дети уже приобрели достаточно разнообразный двигательный опыт, который теперь, когда нужно самостоятельно придумать, что показать участникам хоровода, очень пригодится. Решение такой задачи требует от ребенка творческой инициативы, находчивости и, конечно же, самостоятельности. Участникам игры, предоставляется полная свобода, каждый может выбрать то движение, которое ему больше нравится. Игра способствует формированию таких важных качеств, личности, как творческая активность, находчивость, умение сосредоточиться.

Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, как это было раньше, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости.

Я говорю: « Сегодня мы с вами поиграем в очень веселую игру-хоровод, беритесь за руки, а Валентина Николаевна встанет в круг. Я буду петь песенку, а воспитатель будет сопровождать ее выразительными движениями.

Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.

Присаживаются на корточки и одной рукой, подпирают подбородок.

Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Движения, которые дети повторяют за воспитателем, должны быть разнообразными, можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши и т.д. Они могут сопровождаться звуками или возгласами. Есть лишь одно ограничение в этой игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривляния детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

Только после того, как воспитатель даст детям несколько примеров выполнения роли, ведущего, я предлагаю кому-нибудь из детей занять это место и попытаться развеселить всех участников игры.

Перед игрой всех детей предупреждаю:

- Тот, кто стоит в центре хоровода, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи.

- Разрешается показывать любые движения, но кривляться или дурачиться нельзя.

- Все участники, хоровода повторяют движения ведущего.

Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми или не могут придумать движение. В этих случаях я подсказываю ребенку какое-либо подходящее движение (но только шепотом, на ушко), а можно помочь и непосредственно: войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним.

Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания, будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус.

Игры-забавы созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что, в свою очередь, облегчает выполнение действий. Воспитателю эти хороводные игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребенка открытым для общения. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой. (Приложение 8 «а» «Музыкальные игры-забавы в кругу» - брошюра)
Игра на музыкальных инструментах
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни предлагаю ребятам шумовые, ударные, клавишные, струнные, духовые музыкальные инструменты. Знакомлю с их происхождением, звучанием, их выразительными возможностями – всё это необходимо детям для последующего инструментального творчества. Важно, чтобы даже самую простейшую попевку на одном звуке ребёнок сыграл выразительно, передал настроение, которое он почувствовал и хочет выразить. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, учитываю индивидуальные возможности каждого ребёнка. Одни дети достаточно легко справляются с выполнением задания, с другими необходима более длительная подготовительная работа.

В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого музыкального инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определённое настроение. Возможность выбирать для игры инструмент предоставляю ребятам самостоятельно. Увлекательные рассказы о музыке, музыкальных инструментах, сопровождающиеся показом иллюстраций, презентаций, репродукций картин, заинтересовывают ребят, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства, эмоциональные реакции на музыку.

Обучение игре на музыкальных инструментах начинаю с группы ударных, не имеющих звукоряда. Погремушки, бубны, колокольчики, музыкальные палочки, деревянные ложки. Сначала звучание этих инструментов сопровождает движение детей – ходьбу, бег, пляску. По мере того, как дети начинают чувствовать и воспроизводить, например, в хлопках ритм музыки, предлагаю им самим играть на этих инструментах. Сначала помогаю им попадать в такт музыки, затем их действия становятся всё более самостоятельными.

На занятиях дети с удовольствием играют на нетрадиционных шумовых инструментах. Детей привлекают не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки. Дошкольники любят веселье, смех, движение,

их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке.

Поэтому в своей работе я широко использую игру на нетрадиционных шумовых инструментах. Исполнение песен, слушание музыки, танцевальные импровизации, творческое озвучивание стихотворений сопровождается игрой на шумовых инструментах.

Дети на занятиях по очереди становятся то танцорами, импровизирующими движение, то музыкантами, аккомпанирующими движению. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рождённая их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Коробочки с крупой рассказывают, как осенью грустно шуршат под ногами листья, баночки с горохом изображают гром, скорлупки грецких орехов – песню дятла, из звона хрустального бокала рождается волшебная музыка.

Дети преображаются на таком музыкальном занятии: распахивают свои сердца, способные видеть музыку и « танцевать» стихи.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, тщательно продумываю и подбираю наглядный и практический материал. Во время проведения занятий использую показ иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов.

Готовясь к занятиям, отбираю приёмы, с помощью которых предлагаю решать поставленные задачи. Однако применяю их очень гибко. По ходу занятия слежу за деятельностью детей, оцениваю их реакцию, степень заинтересованности. Если применение приёма не достигает цели, вовремя заменяю его другим.

Одним из эффективных приёмов в развитии творческих способностей является игровой приём. Например, на занятии играю на дудочке, предлагаю: «А вы хотите так научиться играть?». И тут же уточняю:-

« У каждого из вас своя дудочка, и поэтому песня тоже должна быть своя, не похожая на другие». С самого начала подвожу детей к критической оценке того, что у них получается.

В средней группе задания усложняю. Кроме названных приёмов, ввожу

более сложные, например, музыкальные вопросы и ответы, приветствие. «Здравствуй, Наташа!» - «Здравствуйте!»

На одно занятие приношу куклу Петрушку (бибабо) и говорю: « Дети, у нас в гостях Петрушка. Он хочет с вами подружиться, но никого не знает по имени. Давайте с ним познакомимся». Напоминаю при этом: Так как имена у вас все разные и чтобы каждого из вас он лучше запомнил, постарайтесь, чтобы прозвучало ваше имя по-особенному, не похоже на другое». И каждый ребёнок старается придумать, сочинить свою песню, исполняет её, а Петрушка говорит, чьё имя запомнил лучше всех.

В старшей группе предлагаю детям придумать ритмический рисунок на нетрадиционных шумовых и музыкальных инструментах. Дети с удовольствием выполняют следующие творческие задания:

- постучать разными деревянными брусочками или грецкими орехами;

- потрясти шумовые коробочки, постучать по ним пальцами;

- поиграть на шумовом инструменте с ключами музыку грома, дождя;

- придумать свой ритмический рисунок на бубне.

С целью развития песенного творчества провожу на занятии творческую игру « Эхо», когда один ребёнок поёт придуманные фразы, а остальные хором повторяют. Затем предлагаю детям закончить знакомую им мелодию («попасть в свой домик»), закончить песню небольшой фразой. Например, пою: «Гуси, гуси, где ваш дом?», а ребёнок придумывает ответ на слова « возле речки под мостом».

В подготовительной к школе группе дошкольники играют в такие музыкальные игры, как сочинение мелодии на заданный текст, в заданном жанре. Предлагая творческое задание, я рассказываю о детстве П. И. Чайковского, обращаю внимание на то, что композитор начал сочинять музыку с 5 лет. Детям старшего дошкольного возраста тоже 5– 6 лет, и они могут попробовать свои силы. Для этого применяю такой игровой приём. Вызываю подгруппу детей и говорю им: «Представьте, что вы стали настоящими композиторами. К вам пришли гости и попросили сочинить польку. Начало они придумали, а конец у них никак не получается. Помогите им!». Затем дети-гости поют начало песни, а дети-композиторы сочиняют конец. Таким образом, все дети участвуют в творческом процессе.

Импровизация привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки. Использование импровизации – перспективный приём для воспитания интереса к музыке, накопления музыкально – творческого опыта, так как ребёнок сразу входит в непосредственный контакт с музыкой. В своей работе использую вокальные и инструментальные импровизации, мини-рассказы. Вот два примера мини-рассказов, в которые включена импровизация. (Приложение№9)

Занятия провожу игровой форме, например на занятии «Полёты во сне» детям было интересно и занимательно творчески «отыграть» ситуацию – полёты вокруг света на туче. Данная игровая ситуация была дополнена появлением Феи Сна. Я предложила детям сочинить музыку для её появления. Дети с удовольствием выбирали подходящие инструменты и способы игры на них. Фея Сна усыпляла всех волшебной палочкой в начале и пробуждала в конце необычного путешествия. В игровом занятии «В гостях у Феи Музыки» я сама сыграла роль Феи Музыки, в ходе занятия предлагала детям разнообразные творческие задания. Придуманные детьми песенные, танцевальные и инструментальные импровизации отличались большой выдумкой и фантазией.

Игровые занятия помогают мне исследовать благодаря игровой ситуации, что заставляет раскрепостить ребёнка; проверить прочность приобретённых знаний; судить о детской самостоятельности; выявлять их творческие возможности.

Комбинируя элементы известных методик, провожу разные виды занятий.( Приложение№10)

Комплексные занятия:

« Музыкальные рисунки» - для детей 5-6 лет, « Сказочная птица» - для детей 6-7 лет проходили в игровой форме. Дети с закрытыми глазами слушали музыку, затем передавали цветом (красками) свои ощущения, возникшие при прослушивании музыки. В заключение предложила дошкольникам придумать свой танец на музыку, которую они рисовали;

сыграть на нетрадиционных шумовых инструментах.

Соединение живописи, живого слова и элементарного музицирования внесло в занятия элемент сюрприза, игры и позволило многогранно проявиться детской фантазии.

Фронтальные занятия:

« Белая книга зимы» - для детей 5-6 лет, « Мы – игрушки расписные» - для детей 6-7 лет, считаю наиболее эффективными для развития музыкально – творческих способностей дошкольников.

  1   2