Главная страница


Развитие творческой личности дошкольника через музыкальные игры



НазваниеРазвитие творческой личности дошкольника через музыкальные игры
страница2/2
Дата14.04.2016
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
1   2
Тематические занятия:

«В гостях у Домового» - для детей 6-7лет,» Солнечные зайчики» - для детей 3-4 лет, « Как Маша ноты искала» - для детей 5-6 лет, « Брат Мажор и Брат Минор» - для детей 6-7 лет, «Музыка леса» - для детей 5-6 лет, знакомят детей с музыкальными и немузыкальными звуками, стимулируют звуковую фантазию и воображение.

Для повышения творческой активности провожу цикл тематических занятий по ознакомлению с шуршащими (бумажными), деревянными и металлическими звуками.

Интегрированные занятия:

« Волшебные часы для театра кукол» (с элементами оригами) – для детей 6-7 лет, «Непослушные башмачки» (музыкально двигательная сказка с элементами пантомимы) – для детей 5-6 лет необычны по форме и содержанию. Такие варианты, отход от стереотипной структуры придают занятиям живость, непосредственность.

Кроме необычных занятий использую другие нетрадиционные формы работы. Провожу игры «Два рояля», «Счастливый случай», «Угадай мелодию», на которых дети закрепляют знания, полученные на музыкальных занятиях, на занятиях кружка «Весёлые голоса»

Для обеспечения эффективности в своей работе использую такие средства обучения как музыка, слово, движение, пантомима и театрализованная игра в их синкретическом единстве.

Праздники и развлечения.(Приложение №11)

Фольклорные праздники «Святки», «Проводы зимы», «Масленица», «Ярмарка игрушек»; патриотические праздники « День Победы», «День народного единства», воспитывают любовь к семье, к Родине, к народному творчеству. Музыкальная сказка «Репка на новый лад», «Праздник бантиков», «Сказка о нотках», «В гостях у Скрипичного ключа», «Салют салютов», «Праздник молока», «Праздник мыльных пузырей» привлекают детей своей оригинальностью. На этих праздниках дети встречаются со своими любимыми сказочными героями, Феей Музыки, Скрипичным Ключом, Шумом, Скрипом, фантазируют с ними, испытывая радость совместного творчества.

В технологии моего опыта предусмотрены следующие направления работы.

Самостоятельная деятельность. В часы досуга, в повседневной жизни детей в стенах нашего детского сада, малыши всегда слышат музыку. Такая эмоциональная насыщенность жизни ребёнка, в которой преобладает добро, хорошее, бодрое настроение, положительно влияет на его музыкальное развитие, формирование потребности слушать музыку, петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Для раскрытия творческих способностей детей, в универсальном зале нашего ДОУ организован музыкальный уголок, с различными видами музыкально-дидактических игр, музыкальных инструментов, детских музыкальных игрушек.В каждой группе есть театр би-ба-бо, настольный, пальчиковый, теневой, (Приложение№12) уголки ряженья, где малыши, в свободное от занятий время, имеют возможность творчески себя проявить – инсценируют песни, сказки, стихи, придумывают собственные сюжеты.

Воспитатели включают в игровую деятельность детей речевые игры, музыкально-дидактические игры для развития музыкального творчества, игры с именами, предлагают игру на нетрадиционных шумовых инструментах при исполнении песенных импровизаций.

Кружковая работа (Приложение №13)

С 1979года я являюсь руководителем вокального кружка «Весёлые голоса», с 1993 года - «Аэробики» и в этот год набрала детей в кружок «Игротека» (большинство детей вновь прибывшие в сад).

Кружки посещают дошкольники средней, старшей и подготовительной групп.

Разработанная мною программа работы вокального кружка «Весёлые голоса», направлена на развитие навыка чистого интонирования мелодий исполняемых детьми песен. Занятия включали в себя вокальные упражнения, дыхательную гимнастику, работу над песней и игры, направленные на развитие творческих и исполнительских способностей детей.

На кружке дети вместе со мной занимаются сочинительством песенных импровизаций, с удовольствием исполняют получившиеся песни. С детьми мы часто выступаем, участвуем в районных мероприятиях,

организуем концерты для родителей, сотрудников ДОУ.

Программа кружка «Аэробика» направлена на оздоровление детей,

развитие двигательных качеств и умений, координацию движений, формирование правильной осанки, красивой походки, на обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений, на развитие творческих способностей.

Основная задача кружка «Игротека»

- развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка будет связано со способностью к естественным, раскре­пощенным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие переживаемым эмоциям, а главное, удовольствие, получаемое ребенком от музыкальных движений, - верный пока­затель его эмоционального благополучия, позитивного само­ощущения

Использование современных педагогических технологий содействуют развитию музыкально – сенсорных и основных музыкальных способностей, музыкального творчества, признаков музыкальной одаренности отдельных дошколят.
Музыкальное творчество в различных видах деятельности
На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий музыка служит прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Воспитателям на занятиях по развитию речи и логопеду рекомендовала использовать речевые игры, игры с именами. Песенки – игры включаются в физкультурные минутки, что способствует активизации дыхательной системы и улучшению кровообращения. В дидактические игры по развитию музыкального творчества дети играют в группе в свободное от занятий время. На целевой прогулке «Звуки села» дети прислушиваются к шуму автобуса, машины. На экскурсии в лес воспитателю рекомендовала предложить детям послушать музыку леса: шорох листьев, стук дятла, шум ветра.
Взаимодействие с родителями
Развитие творческой и разносторонней личности ребёнка, просто

невозможно без проявления инициативы со стороны взрослых. Особенно ярко, это проявляется во время проведения праздников и развлечений, когда и воспитатели, помощники воспитателей, любимые детьми мамы и папы вдруг превращаются в весёлого клоуна, злую Бабу Ягу, забывчивого Деда Мороза, озорного Карлсона, Кощея бессмертного, добрую сказочницу Василису с одной главной целью: вырастить детей неравнодушных, ищущих, способных к преобразовательной деятельности. Воспитать действительно творческого и разносторонне развитого человека.

Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому убеждаю родителей в необходимости создания условий для творческой активности детей. Родители стали чаще интересоваться вопросами музыкального воспитания в семье.

Для этого в каждой группе я оформила журнал взаимодействия музыкального руководителя и родителей, созданы информационные папки для каждой группы: «Это интересно!», «Советы родителям», « Это должны знать ваши дети», «Песни и стихи по временам года», «Какую музыку должны слушать дети». Там можно познакомиться с календарным планом работы, узнать, что должен уметь ребёнок этого возраста, почитать или переписать разучиваемые песенки, выбрать стихи для праздника. (Приложение№14) Материал подобран в связи с возрастом детей по экологическому, оздоровительному, нравственному, музыкальному направлениям.

На музыкальных детей я завела « Портфолио успеха», где записываются все его достижения, рисунки о музыке, фотографии с конкурсов и концертов, первые сочинённые песенки-импровизации.(Приложение№15)

Для родителей подобрала ознакомительные консультации (стендовые) о музыкальных инструментах: краткое описание + загадки, разработала

«Памятку для родителей». ( Как должны вести себя родители во время утренников, ответы на вопросы…)

В музыкальном уголке всегда можно найти рекомендации для родителей и ответы на часто спрашиваемые вопросы: «Есть ли у ребёнка способности к творчеству?», «Как помочь сыну или дочери проявить себя при игре на музыкальных инструментах?» «Нужно ли учить ребёнка сочинять песенки?», « Отправлять ли ребёнка в Школу искусств?» Ответы на вопросы даю в беседах с родителями, предлагаю им консультации, рекомендации, практический материал. Проблемам творчества были посвящены и открытые музыкальные занятия. Родители, которые в основном видели своих детей на праздниках, удивлялись: они и не предполагали, что их дети умеют придумывать несложные мелодии песен, импровизировать движения к танцам, играм.

Отличительной особенностью проводимых мной занятий является наличие домашнего задания, которое рассчитано на активную помощь родителей. Это делается с целью закрепления полученных знаний, а также вовлечения родителей в учебный процесс. Родители помогают детям сделать инструменты для домашнего оркестра, шумовые инструменты для использования их на музыкальных занятиях, развлечениях в групповых музыкальных уголках.

Некоторые родители сами поддерживают детей в их творческих проявлениях. Например, мама Вали М. поделилась в беседе, что она с дочкой и сыном организовали дома концерт, а папа, бабушка с дедушкой смотрели и хлопали в ладоши, как на настоящем концерте. Мама Илюши З. сообщила, что её сын проявляет интерес к танцевальному творчеству. «Готов танцевать хоть целый вечер» - говорит она. Для этого я записываю родителям диски с песнями и танцевальной музыкой. Теперь дети дома смогут повторить всё то, что узнали на музыкальных занятиях.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, я достигла хороших результатов. В этом мне очень помог предыдущий опыт работы по теме «Музыка – терапия общения» и «Аэробика – разностороннее развитие ребёнка».

Эти знания дали мне возможность лучше направлять детей, учить их активно мыслить, изобретать, в разумных пределах фантазировать. Дети на музыкальных занятиях получают ощущение радости и с нетерпением ждут новых встреч. Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня – это не только правильность выполненных заданий, а возникший у них интерес к этому занятию, стремление каждого из них к самостоятельной деятельности, к совершенствованию своих поисков. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование.

Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною тщательно продуман и подобран наглядный и практический материал. Непременным условием для успешного обучения и воспитания является музыкальная предметно - развивающая среда. Универсальный зал оборудован современными техническими средствами обучения:

Музыкальные инструменты: используется цифровое пианино, музыкальный центр, магнитофон, видеомагнитофон, DVD видеоплеер, телевизор, мультимедио; имеются детские музыкальные инструменты – металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, треугольники и т.д., кассеты, диски по разделу «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально-ритмическая деятельность», «Шедевры инструментальной музыки» - 10 выпусков, «Музыка для релаксации»-4выпуска; диски с детскими песнями, танцами, фонограммами.

Методическая литература: журналы: «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Веселая нотка», «Колокольчик» и др.

На занятиях используются иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты, музыкально-дидактические пособия и игры.

Мною были систематизированы и оформлены в папку все музыкально-дидактические игры, составлен каталог.

В каждой группе есть магнитофон с аудиокассетами. Всё это даёт возможность для творческих проявлений дошкольников. Воспитатели одобрили мой опыт работы с детьми, они используют речевые игры, озвучивание стихотворений на занятиях по развитию речи, логопед применяет творческие задания, песенки-игры включает в физкультурные минутки на занятиях.

Итоги наблюдений и диагностики, осуществлённых в процессе исследования, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы ( Приложение №17).

Дети стали намного активнее;

  • Самостоятельно придумывают элементы танца, умеют фантазировать;

  • Изменились взаимоотношения детей;

  • Дошкольники стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу;

  • Дети проявляют творчество в выразительном исполнении песен различной тематики и характера, импровизируют в соответствующих ситуациях повседневной жизни.

  • Научились самостоятельно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять их в ритме польки, марша;

  • У ребят появилось желание самостоятельно придумывать игры и проводить их со сверстниками и малышами.

  • Дети творчески передают действия персонажей в сюжетных играх, образных упражнениях и этюдах.

  • У детей появился интерес к самостоятельному придумыванию импровизированных переплясов.

  • Дошкольники с удовольствием импровизируют песни, передавая в движениях образы разных персонажей в соответствии с текстом и характером музыки.

  • Дети на основе знакомых движений придумывают элементы танца на предложенную музыку.

  • С большим интересом дети импровизируют на различных детских музыкальных инструментах мелодии различного характера.

  • С удовольствием выполняют творческие задания.

  • Самостоятельно сочиняют мелодии на металлофоне (песню дождя, стук дятла).

Положительным результатом своей работы считаю выступление наших детей на праздничных концертах на сцене районного Центра Культуры.

Мои воспитанники являются постоянными участниками ежегодного районного фестиваля детского творчества «Маленькая страна».
73  выпускника продолжают своё образование в школе искусств на отделениях музыки и хореографии. Многие мои воспитанники стали лауреатами областных, Всероссийских конкурсов и фестивалей. Восемь наших выпускников, окончив  Сямженскую   детскую школу искусств,  продолжили музыкальное образование и выбрали для себя профессию, связанную с музыкой. Являюсь аккомпаниатором  народного  хора при  Сямженском районном Центре Культуры.

Работая с детьми, старалась пропускать все чувства, переживания детей через свою душу и сердце. Воспитывая малышей, я получаю право осторожно и бережено водить в пространство детства, заполняя его драгоценные минуты общением, игрой и творчеством.

Я несу ответственность за каждый свой жест, поступок, за каждый миг, проведенный с детьми. Свою работу буду планировать с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде. Знания, умения и навыки, которые получают мои дошкольники, я рассматриваю не как самоцель, а как средство полноценного развития личности. Буду стремиться обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность буду строить на основе сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения и воспитания детей (Приложение № 19).
Перспектива

В дальнейшей работе для себя решила:


  • В разделе «Слушание » продолжать развивать интерес к музыке, способности к сравнению и анализу прослушанных произведений, расширять музыкальный кругозор детей, использовать разные формы работы по этому виду деятельности.

- В дальнейшем планирую уделить больше внимания развитию речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараться обогатить детскую речь.

  • В разделе «Пение» продолжать формировать интерес к вокальному искусству. Трудности у детей были в транспонировании песен в другие тональности и моделировании направления движения мелодии.

- Поэтому следует уделить больше внимания развитию этих способностей, используя различные игровые приемы.

  • Музыкально–ритмическую деятельность и в дальнейшем буду проводить в игровой форме. В процессе музыкально-ритмического воспитания свою работу направлять на развитие выразительности движений при передаче музыкально-игровых образов.

- На будущее надо активизировать детей в поиске разнообразных движений в свободных танцах.

  • На протяжении многих лет мною проводились различные виды занятий: фронтальные, по подгруппам, индивидуальные, тематические, комплексные.

- Поэтому я буду продолжать проводить разные виды занятий в зависимости от возраста детей и уровня их музыкального развития.

  • Планируя индивидуальную работу с детьми, я так же буду уделить внимание не только отстающим детям, но и дошкольникам, которые показали более высокий результат по итогам диагностики.

- В дальнейшем построю свою работу так, чтобы дети смогли развить свои способности в разных видах деятельности и показали к выпуску из детского сада такие же высокие результаты.

  • Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников зависит от организации взаимодействия МДОУ и семьи. Поэтому в будущем свою работу буду планировать с учетом следующих условий:

- проявление активности и инициативы со стороны родителей;

- осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.

  • Разработанная мною программа работы вокального кружка была направлена на развитие навыка чистого интонирования мелодий, исполняемых детьми песен перед аудиторией.

- На будущее планирую включать в занятия упражнения на выработку вокальной техники.

  • Планирую пополнить коллекцию детских костюмов, сказочных персонажей для выступления на праздниках и развлечениях.

  • В будущем буду продолжать повышать свой профессиональный уровень: изучать новинки педагогической литературы; участвовать во всех мероприятиях, проходимых внутри нашего ДУ.

  • Свою работу буду планировать с целью обеспечения максимально благоприятных условий для развития творческой, активной личности, способной к самопознанию и самореализации в изменяющейся среде.

  • Буду стремиться обогатить не только свой практический опыт, но и развивать себя как личность. Свою деятельность строить на основе сотрудничества, опираясь на современные технологии развивающего обучения и воспитания детей.


1. Асафьев, Б. В. О музыкально – творческих навыках у детей. – М.: Просвещение, 1990. – 106 с.

2. Апраксина, О. А. Музыка в воспитании творческой личности. – М.: Музыка, 1985. – с.37-38

3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте – М.: Просвещение, 1991. – с.16-17

4. Головская К. В. Детское музыкальное творчество как метод

музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1987 – 63 с.

5. Дмитриева, Л. Г. Выявление творческого потенциала у детей

и средства его активизации. - М.: Просвещение, 1982. – 25 с.

6. Костина, Э. П. Камертон. – М.: Просвещение, 2004.- 47-48 с.

7. Куприянова, Л. Л. Формирование исполнительско-творческой деятельности детей. – М.: Просвещение, 1982. – 89 с.

8. Михайлова, М. А. Развитие творческих способностей дошкольников. – Ярославль, 1997. – с.174-175.

9. Румер, М. А. О детском музыкальном творчестве. – М.: Музыка, 1979. – 109 с.

10. Черноиваненко, Н. М. Формирование творческих способностей. – М.: Музыка, 1979. – 38 с.

11. Картушина М.Ю. « Мы играем, рисуем и поём» интегрированные занятия для детей 3-5 и 5-7 лет,

12. Кацер О.В. Коротаевой С.А. «Музыка. Дети. Здоровье» (Игровая методика развития музыкальных способностей детей) часть 1 – СПб, 2007,

13. Кацер О.В. Коротаевой С.А. «Музыка. Дети. Здоровье» (Игровая методика развития музыкальных способностей детей) часть II – СПб, 2008,

14. Э. Нотдорф «Пение и игры для детей» (введение в музыку 66 учебных шагов).

15. Н.А. Щербакова « От музыки к движению и речи». – Издательство ГНОМ и Д 2001г. (Опыт работы практического педагога)

16. Т.А.Боровик «Пути педагогического творчества».

17. Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками».
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1 - Рабочая программа

по развитию творческой и разносторонней личности дошкольника через музыкальные игры
Приложение № 2 - Музыкально-дидактические игры

Приложение № 3 – Фотографии

Приложение № 4 Фотографии
Приложение № 5 Фотографии
Приложение № 6 - Фотографии

Приложение № 7 - Фотографии

Приложение № 8 Диск с музыкальными играми

Приложение № 9 Мини-рассказы и сказки

Приложение № 10 Занятия:

«Весеннее преображение»

(открытое занятие для детей 5-6лет)

«В гости к нам пришли матрёшки»

(доминантное занятие для детей6-7 лет)

«Весёлый кубик»

(универсальное занятие для детей 5-7 лет)

«Солнечные зайчики»

( занятие для детей 3-4 лет)

«Смешной воздушный шарик»

(занятие для детей 3-4 лет)

Приложение № 11 Развлечения, фестивали

Фестиваль « Маленькая страна»

(выступление на районном детском фестивале)

Творческий отчёт детского сада»

(по программе « Радуга»)

« Все работы хороши»

(развлечение для старших дошкольников)

«Клоун Бим и клоун Бом и весна кругом»

(развлечение для детей к 1 апреля)
Приложение № 12 Театр (фотографии)

Приложение № 13 Перспективные планы кружков

Вокальный, игротека,

аэробика(музыкальная ритмика).

Приложение № 14 Папка для родителей « Это интересно!»

Приложение № 15 Папка для музыкального ребёнка

«Портфолио успеха»

Приложение № 16 Для родителей

Приложение № 17 Диагностический инструментарий

Приложение № 18 Диагностика

Приложение № 19 Перспектива на будущее
1   2