|
Изучение свойств углеводов Лабораторная работа № 5. Тема: “Изучение свойств углеводов”. Цель: выработать умения анализировать и сравнивать свойства моно-, ди- и полисахаридов на основе проведения лабораторных опытов.
Форма работы: индивидуализированно- парная.
Характер работы: экспериментальный, частично-поисковый.
Рекомендуемая литература: Габриелян О.С.Химия-10 (профильный уровень) стр.202-212
Контрольные вопросы:
Значение углеводов для жизнедеятельности живых организмов. Их функции.
Классификация углеводов.
Нахождение в природе представителей моно-, ди- и полисахаридов.
Сущность и значение биохимического процесса получения углеводов на Земле.
Химизм и сущность промышленного получения глюкозы, сахарозы, крахмала и целлюлозы.
С помощью каких химических методов можно доказать бифункциональность глюкозы?
Каковы особенности химических свойств восстанавливающих и невосстанавливающих дисахаридов?
Почему крахмал и целлюлоза, имея одну формулу, проявляют разные свойства?
Как на опыте доказать, что продуктом гидролиза крахмала и целлюлозы является глюкоза?
Каково применение углеводов в различных областях промышленности (в т.ч. и в пищевой)?
Опорный конспект «Глюкоза»
Проверка знаний
| Вопросы
| Варианты ответов
| Код
| 1
| Эмпирическая формула мальтозы ...
| С5Н10О5
С12Н22О11
(С6Н10О5)n
С6Н12О6
| 1
2
3
4
| 2
| С помощью какого вещества можно различить глюкозу и фруктозу :
| Cu(OH)2, при встряхивании
Ag2O (аммиачный р-р)
Cu(OH)2, при нагревании
I2
| 1
2
3
4
| 3
| При гидролизе крахмала как конечный продукт образуется ...
| мальтоза
альфа-глюкоза
декстрины
бета-глюкоза
| 1
2
3
4
| 4
| Глюкозу можно восстановить :
Н2
С6Н12О6 —–› С6Н14О6
Какая из функциональных групп вступает в реакцию ?
| спиртовая
альдегидная
карбоксильная
карбонильная
| 1
2
3
4
| 5
| Какое количество глюкозы необходимо взять для получения брожением 46 г этанола, если выход спирта составляет 90% ?
| 100 г
126 г
138 г
200 г
| 1
2
3
4
|
Отчет к лабораторной работе № 5. Оборудование: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы
Опыт № 1. Обнаружение гидроксильных групп в углеводах.
В три бробирки наливают по 1,5 мл растворов : глюкозы, фруктозы, сахарозы. В каждую пробирку добавляют по 1 мл 10-% р-ра NaOH, а затем по каплям приливают 5-% р-р CuSO4. Образующийся вначале осадок Cu(OH)2 при встряхивании растворяется, получается ярко-синий раствор алкоголятов меди. Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 2. Обнаружение альдегидной группы в моносахаридах.
а) Окисление гидроксидом меди (11) - реакция “ хамелеон”.
В две пробирки наливают по 2 мл р-ров глюкозы и фруктозы, добавляют 1 мл 10-% р-ра NaOH и по каплям (до появления голубого осадка Cu(OH)2 ) 5-% р-р CuSO4. Содержимое пробирок осторожно нагревают и наблюдают изменение голубой окраски осадка на красный. Объясните, почему реакция идет только с раствором глюкозы.
б) Окисление аммиачным раствором оксида серебра (реакция “серебряного зеркала”).
В две пробирки наливают по 1 мл растворов глюкозы и фруктозы, добавляют по 4-5 капель аммиачного раствора оксида серебра и осторожно нагревают. Объясните наблюдаемые явления.
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 3. Восстанавливающие свойства дисахаридов.
В три пробирки наливают по 1,5 мл растворов сахарозы, мальтозы и лактозы(или молока), добавляют по 1 мл 10-% р-ра NaOH и по каплям 5-% р-р CuSO4. Содержимое пробирок нагревают ( не допуская кипения ) и наблюдают проявления реакции “хамелеон”. Какие из предложенных дисахаридов проявляют восстанавливающие свойства?
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 4. Реакция Панова на кетогексозы.
В две пробирки наливают по 1 мл р-ров фруктозы и глюкозы, добавляют по 2 мл смеси этанола с конц. серной кислотой, а затем - 2-3 капли 5-% р-ра (спиртового) альфа-нафтола. Содержимое встряхивают и осторожно нагревают 3 мин. В какой пробирке появляется интенсивное фиолетовое окрашивание?
Схема опыта и наблюдения :
Выводы :
Опыт № 5. Гидролиз сахарозы.
В пробирку наливают 3 мл 1-% р-ра сахарозы и прибавляют 5 капель 1М р-ра скрной кислоты. Смесь нагревают 3-5 мин, охлаждают и делят на две части. Одну часть раствора нейтрализуют сухим гидрокарбонатом натрия до прекращения выделения углекислого газа, добавляют равный объем свежеприготовленного гидроксида меди (11) и повторно нагревают. Вторую половину гидролизата используют для обнаружения фруктозы реакцией Панова (см. опыт № 4). Сравнивают окраску растворов в двух пробирках. Какие продукты гидролиза сахарозы вами обнаружены проведенными реакциями?
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Опыт № 6. Цветные реакции на сахарозу.
В две пробирки наливают по 2 мл 10-% р-ра сахарозы и по 1 мл 5-% р-ра NaOH. Затем в одну пробирку добавляют несколько капель 5-% р-ра сульфата кобальта, а в другую - столько же сульфата никеля. В пробирке с солью кобальта появляется фиолетовое окрашивание, а с солью никеля - зеленое.
Схема опыта и наблюдения :
Выводы :
Опыт № 7. Качественные реакции на углеводы.
а) Реакция Милоша на углеводы.
В две пробирки наливают по 1 мл воды и вносят небольшое количество углеводов: в одну - сахарозу (или глюкозу),в другую - крахмал. Затем в каждую пробирку вносят 1-2 капли 15-% спиртового раствора альфа-нафтола и, наклонив пробирку, по стенкам из пипетки осторожно приливают по 1 мл конц. серной кислоты. Появляется окрашенное кольцо, сначала зеленоватого цвета, потом фиолетовое.
Реакция с альфа -нафтолом - качественная реакция на углеводы. При взаимодействии с конц. серной кислотой углеводы разлагаются, наряду с другими продуктами разложения образуется фурфурол и его производные; они конденсируются с альфа-нафтолом с образованием окрашенных продуктов. Напишите уравнение реакции дегидратации D-глюкозы (образование оксиметилфурфурола).
б) Реакция крахмала с йодом.
Клубень картофеля или семена зерновых разрезают на 2 части и на свежесрезанный слой вносят 1-2 капли р-ра йода в йодиде калия. Рассмотрите окрашенные крахмальные зерна под микроскопом.
Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы : Опыт № 8. Кислотный гидролиз крахмала.
В большой пробирке делают 3 мл крахмального клейстера, добавляют 6 капель р-ра серной кислоты, пробирку встряхивают и осторожно нагревают. Каждую минуту отбирают пипеткой каплю гидролизата и переносят в пробирку с р-ром йода. Для этого предварительно в 8 пробирок помещают по 1 капле раствора йода и 5 капель воды. Объясните, почему в процессе гидролиза изменяется окраска гидролизата с йодом.
Гидролиз вести до тех пор, пока проба гидролизата перестанет окрашиваться йодом. Пробирку с гидрализованным крахмалом остудить, добавить в нее р-р NaOH до слабощелочной среды (проверять универсальной индикаторной бумагой), далее сюда же добавить несколько капель CuSO4 и все нагреть. Чем обусловлено появление восстанавливающих свойств в продуктах гидролиза? Рисунок или схема опыта :
Наблюдения и уравнения реакций :
Выводы :
Общий вывод по лабораторной работе № 5 :
Самостоятельная работа по вариантам: Задание № 1: осуществить превращения с помощью химических уравнений реакций, указать условия их протекания, дать названия продуктам реакций.
Ag2O
1-ый вариант: (C6H10O5)n —› C6H12O6 —› C2H5OH —› CO2 —› C6H12O6 ——› A
H+,нагрев.
2-ой вариант: C2H2 —› CH3COH—› C2H5OH—› CO2 —› (C6H10O5)n ———› A
мол-кисл брож.
3-ий вариант: C2H6 —› C2H5CI—› C4H10 —› CO2 —› C6H12O6 —————› A
Cu(OH)2,встрях
4-ый вариант: СH4 —› СH3CI —› CH3OH —› HCOH—› C6H12O6 —————› A
Cu(OH)2 , t
5-ый вариант: С6H6 —› CO2 —› C6H12O6 —› (C6H10O5)n —› C12H22O11 —————› A Решение :
Задание № 2: решить задачу.
При гидролизе древесных опилок массой m кг получена глюкоза. Массовая доля целлюлозы в опилках составляет w-% . Вычислите массу спирта, образовавшуюся при ее брожении, если выход спирта составляет ?-%.
Параметры
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| m, кг
| 300
| 450
| 500
| 200
| 380
| w, %
| 50
| 45
| 49
| 40
| 47
| ?, %
| 60
| 80
| 70
| 85
| 70
|
Решение :
Дополнительные задания: На “3”: С помощью каких химических методов можно доказать бифункциональность глюкозы? Приведите соответствующие уравнения реакций. На “4”: Какой объем воздуха (объемная доля кислорода 21 %) потребуется для полного окисления 45 г глюкозы? Объем рассчитайте при нормальных условиях. На “5”: Из крахмала массой 80 г получили глюкозу, выход которой составил 70% . К глюкозе добавили аммиачный раствор оксида серебра. Какая масса серебра образовалась?
Решение :
Оценка за работу: |
|
|