Реализация компетентностного подхода в освоении методических систем в современных УМК в преподавании английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Шевченко В.Г.
Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет нам решить проблему , когда ученики могут хорошо овладеть набором творческих знаний , но испытывают затруднении я в использовании этих знаний.
Иноязычные компетенции обозначены в стандартах.Их-5: речевая, языковая, учебно-познавательная, социально-культурная, компенсаторная.
1.Речевая компетенция- это чтение, аудирование, письмо, говорение.
2Языковые компетенции: фонетика, грамматика.
3.Социально-культурные: знание о стране, умение пользоваться языком в аутентичных \ достоверных языку\ ситуациях общения.
4.Компенсаторные компетенции- добиваться взаимопонимания другими речевыми средствами, учить ученика в условиях дефицита языковых средств. Добиваясь этого языковыми, речевыми средствами: мимикой. Жестами, взглядом, касанием, интонацией.
5.Учебно- познавательная компетенция означает включение в деятельность \больше дети должны говорить и читать\.Научить способам деятельности не только учить наизусть. Но и с
особам добывания , усвоения, переработки, ранения знаний рационально и с результатом.
Как я реализую компетентностный подход на своих уроках.
Работая над популярной темой Западные демократии \10\ класс учащиеся знакомятся с образцами западных демократий , основами политического устройства Российской Федерации .
Учащиеся развивают умения выражать удивление, спросить собеседника известен ли ему тот или иной факт в плане развивающего аспекта, объектом развития является способность к сравнению и формированию выводов.
Учащиеся имеют возможность эту информацию через себя, определить свое отношение к демократии, понять ,что кроме демократически выбранного президента еще важно для развития реальной демократии.
На заключительных уроках « моя точка зрения» является логичным завершением темы, поскольку кроме языковой компетенции это формирует в значительной мере компетенцию личностного самосовершенствования.
Как известно важнейшей функцией обучения иностранному языку является коммуникативная.
Я добиваюсь формирования коммуникативной компетенции последовательно и в системе на своих уроках. Прежде всего учащиеся должны уметь заявить о себе, представить себя, сообщить о себе определенные сведения и т. д. в устной форме это осуществляется в виде монолога или диалога-расспроса «представь себя, сообщи о себе, поделись своими мыслями на тему..» Сложность высказываний возрастает с переходом из класса в класс.
Учащиеся выбирают себе социальные роли и ведут диалоги-расспросы, диалоги-этикеты, диалоги –беседы на различные темы. Особенно любимы темы «В магазине»,»Путешествие»
«Знакомство» и т. д.Эти виды заданий способствуют тренировке речевых клише социально-культурного цикла. Это дает возможность детям проявлять креативность в мышлении. Способствует формированию компенсаторной компетенции когда не достаточен словарный запас., прибегнуть к мимике или жестам по той или иной теме.
Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи происходит в заполнении анкет, формуляров, бланков. Для этой работы я разработала серию образцов.
Эта работа важна и для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Поиск возможностей для развития иноязычных компетенций неограничен . Дети с удовольствием используют полученные знания на практике, в переписке с иностранными друзьями. Общаясь на отдыхе за границей, используя интернет ресурсы .появляется осознание того что овладеть способами деятельности необходимо в собственных интересах и возможностях.
Поэтому реализация компетентностного подхода очень важна чтобы наши выпускники били не просто «знающими», а «умеющими». |