Главная страница

Конкурс экологических проектов «Мы шагнули в ХХI век»



Скачать 161.8 Kb.
НазваниеКонкурс экологических проектов «Мы шагнули в ХХI век»
Дата18.04.2016
Размер161.8 Kb.
ТипКонкурс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»


Районный конкурс экологических проектов

«Мы шагнули в ХХI век»

Информационно – поисковый исследовательский проект.

«Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»


Авторы: Касаткина Анна

Мишина Ольга
Руководитель: Семенская С.В.

Кашира

2013 г
Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ
2.ГЛАВА I. ЭТАПЫ РАБОТЫ

ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ОСНОВ
3.ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Организация исследования

    2. Методы исследования

2.3. Анкетирование

    1. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам


4.ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
5.ВЫВОДЫ
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
7.ПРИЛОЖЕНИЕ

Тип проекта: информационно – поисковый, исследовательский.

Участники: учащиеся 8 класса.

Учебные предметы: биология, валеология, физическая культура.

Продолжительность: средней продолжительности.
Цель:
изучить физическое состояние учащихся, выявить влияние физической культуры на здоровье школьников.

Задачи:


  1. Раскрыть влияние физических упражнений на состояние сердечно-сосудистой системы.

2. Определить индивидуальный стиль жизни учащихся и их отношение к формированию и приобретению основ здорового образа жизни.

Введение

Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду. Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость) при этом развиваются ценные психические качества (настойчивость, воля, целеустремлённость, решительность, самообладание). Средствами физического воспитания являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры, спорт. Ими занимаются в домашних условиях (утренняя гимнастика – зарядка), в школе (уроки физической культуры), спортивных и туристических секциях, детских и юношеских спортивных школах.

Жизненный комфорт современного человека вызвало резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что приводит к отрицательным изменениям в деятельности различных систем организма. Особенно большие изменения в условиях дефицита движений (гиподинамии) происходит в сердечной – сосудистой и дыхательной системах.

Определив уровень потребления кислорода, можно оценить функциональные возможности кардиореспираторной системы.

Гиподинамия отрицательно влияет как и на взрослых так и на детей и подростков. Систематическое обследование детей школьного возраста позволило у трети из них обнаружить патологию сердечно-сосудистой системы. Это указывает на необходимость принятия срочных мер, направленных на усиление двигательной активности растущего организма. Поэтому цель нашей работы – выяснить роль физического воспитания в укреплении здоровья.

ГЛАВА I. ЭТАПЫ РАБОТЫ

1 этап: ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИТИЧЕСКИХ ОСНОВ

Регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок усиленно развивает их функции и координацию. Физическая нагрузка тренирует органы и системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивает нормальную деятельность двигательного аппарата, процессы обмена веществ. Ежедневное выполнение определённого количества разнообразных упражнений, стремление делать их правильно и в заранее намеченном объёме, не давая себе никакого послабления, формирует привычку, а затем и потребность твёрдо соблюдать правила поведения. Благодаря этому возрастает дисциплинированность человека, укрепляется его воля.

В разном возрасте физическое воспитание имеет разные задачи.

Школьники 8-11 классов совершенствуют основные виды движений, освоенные ранее, развивают силовой, статический и скоростной виды выносливости, овладевают знаниями по основам спортивной тренировки, методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями, формируют умения подбирать и выполнять физические упражнения, вырабатывают способность вести самонаблюдения за качеством движений, анализировать их. В этом возрасте может быть увеличена силовая нагрузка, но необходимо помнить важную особенность организма старших школьников: выносливость их отстаёт от силы. Кроме того, возможности опорно-двигательной системы в этом возрасте не редко превышают возможности сердечно-сосудистой системы.

Физические возможности мужского и женского организма не одинаковы. Мужчины легче справляются с интенсивной физической нагрузкой, обладают большей силой, амплитудой движений. Женщины выносливее, хорошо переносят длительную монотонную работу. Поэтому методы физического воспитания мальчиков и девочек несколько различаются. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, точности движений одинаково полезны школьникам обоего пола, но мальчикам упражнения необходимы для развития силы, девочкам – для развития гибкости.

Многие девочки – подростки и девушки недооценивают роль физических упражнений. Они недостаточно активны физически. Не случайно по многим показателям физические возможности девочек 10-12 лет порой оказываются выше, чем девушек 16-17 лет, что отрицательно сказывается на формировании женского организма.

Роль физического воспитания в улучшении внешности человека

Физическое воспитание оказывает на организм развивающее, совершенствующее и исправляющее воздействие. Оно позволяет устранить дефекты осанки – искривление позвоночника, сутулость; с помощью физических упражнений можно исправить такие недостатки фигуры, как впалая грудь, узкие плечи, слабо развитая мускулатура.

Значение и правила выполнения зарядки

Зарядка является главным фактором сохранения и укрепления здоровья. Она способствует быстрому переходу организма от состояния сна к бодрствованию. Зарядка имеет также и воспитательное значение, так как регулярное её выполнение требует определённого волевого усилия, особенно по началу. Благодаря зарядке человек привыкает точно рассчитывать время, что тоже весьма полезно.

Делать зарядку следует через 10-15 минут после пробуждения, в хорошо проветриваемом помещении не более 10-20 минут. Начинают её с лёгкий разминочных упражнений, затем выполняют ходьбу, постепенно увеличивая нагрузку. После зарядки не должно быть признаков утомления и значительного учащения пульса.

Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц происходит между 14 и 17 годами, и к 18 годам мышечная масса становится такой же как у взрослого человека.

По мере роста и развития ребёнка его движения становятся всё более совершенными и разнообразными. Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения.

Занятия физкультурой, спортом, трудом способствует формированию скелета. В местах, где к костям прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, бугры, гребни. Кость растёт усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает большое натяжение и сжатие.

Таким образом, чем сильнее развиваются мышцы тела тем прочнее становятся кости скелета. Но существует и прямая зависимость заболеваний суставов от слишком большой нагрузки на них. При ожирении увеличивается масса тела и соответственно возрастает давление на опорную поверхность суставов нижних конечностей. Это нарушает опорный аппарат в детском возрасте и приводить к заболеванию суставов у взрослых. Избыточная масса тела способствует нарушению кровоснабжения конечностей, что ухудшает питание тканей суставов.

Ещё великие мыслители древности – Платон, Аристотель, Сократ – отмечали влияние движения на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой.

Ожиревших римлян знаменитый врач Гален заставлял копать землю, косить, бегать, делать гимнастику.

Под влиянием идей передовых людей древности и зарождается гимнастика. Как средство физического воспитания она возникла ещё в Древнем Китае и Индии, но особенно развилось в Древней Греции. Греки обнажёнными занимались спортом под лучами южного солнца. Отсюда, собственно, и происходит понятие «гимнастика»: в переводе с древнегреческого слово «гимнос» значит обнажённый.

Для укрепления мышц тела существует много различных комплексов упражнений.

Существуют и упражнения для укрепления иммунной системы.

Например: сесть ягодицами на пятки, спина прямая, бёдра вместе. На медленном выдохе начать плавно наклонять туловище вперёд, стараясь положить предплечье на пол. Подышать глубоко 20 секунд, затем на вдохе поднять туловище. Упражнения выполнять 1-3 раза в день.

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2 ЭТАП ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Организация исследования

Весь экспериментальный материал, включенный в работу был получен на базе МОУ СОШ №3. В исследования приняли участие учащиеся 8 «А» класса. Эксперимент проводился в 2010 году. В нем приняли участие 20 практически здоровых испытуемых (11 мальчиков и 9 девочек). В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие.
Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления индивидуального образа жизни учащихся и их отношения к своему здоровью. Состав вопросов анкеты приведен в приложении 1.
Для определения влияния физической нагрузки на организм испытуемых мы провели исследование реакции пульса учащихся на 20 приседаний, методика проведения эксперимента представлена в подразделе 2.4.

2.2. Методы исследования

Выбор методов исследования определяется, прежде всего, конкретными задачами научной работы. Решение некоторых проблем физического воспитания требует использования в комплексе с педагогическими и физиологических методов исследования.

2.3. Анкетирование

Анкетирование проводилось с целью определения индивидуального стиля жизни учащихся и их отношения к формированию и приобретению основ здорового образа жизни (см. приложение 1).
Оценка индивидуального образа жизни и отношения к своему здоровью проводилась по 4 балльной шкале. Использование шкалы с 3 ответами, которым присваиваются баллы от 4 до 0 широко распространенный в социальных исследованиях прием. При анализе анкеты за каждый ответ а, присуждалось 4 балла, за б – 2 балла и за с – 0.
42 балла и выше – высокий уровень, на котором сформированы все компоненты личностной культуры бережного отношения к своему здоровью, зрелость и активность механизмов сохранения и укрепления здоровья, определен общий смысл жизни, взаимоотношений, реализуются компоненты здорового образа жизни.
41 – 31 балл – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов формирования здорового образа жизни и недостаточная сформированность других, недостаточная активность механизмов сохранения и укрепления своего здоровья, недостаточная адаптация к условиям окружающей среды, неустойчивая работоспособность.
30 – ниже – низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов формирования здорового образа жизни, потребности в их формировании и совершенствовании, отсутствие заботы о сохранении и укреплении своего здоровья, низкий уровень адаптации к условиям окружающей среды, низкая работоспособность, наличие болезней

2.4. Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам

Проба с приседаниями. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое, и после нагрузки, то есть определить процент учащения пульса.
Методика: Подсчитать пульс в покое. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым. После приседаний снова подсчитать пульс.
Частоту сердечных сокращений в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до нагрузки за 10 с был равен 12 (ударам (100%), а после выполнения нагрузки за 10 с на 1-й минуте восстановления – 20 ударам. Сопоставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса Х по формуле:
(20-12) х 100%
Х = 12 = 67 %.
Увеличение пульса после нагрузки на 25 % и менее считается отличным, на 25-50 % – хорошим, на 50-75 % – удовлетворительным и свыше 75 % - плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.


ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Формирование основ здорового образа жизни с малых лет, бережное отношение к своему здоровью на протяжение всей жизни является основой существования человека. Только здоровый человек может плодотворно трудится, и приносить пользу обществу.
Резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется нервозной средой обитания, дисгармонией между умственными и физическими нагрузками на организм учащихся в современном учебно-воспитательном процессе. По данным Гущиной С.В. (2002) каждый выпускник школы имеет 2 или 3 заболевания, которые зачастую хронические. Лишь 10 % детей, получивших среднее образование могут считаться практически здоровыми. При этом с каждым годом объем преподаваемых знаний увеличивается. Однако нормам и навыкам здорового образа жизни в школах по прежнему уделяется мало внимания. Это подтверждают и результаты проведенного нами исследования.
Так при анализе анкеты мы установили, что у 50 % испытуемых был установлен средний уровень оценки здорового образа жизни (таблица 1). Он указывает на то, что данная группа школьников, знакома с основами здорового образа жизни, но не всегда их придерживается в своей жизнедеятельности.
Таблица 1
Среднестатистические результаты оценки здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы.

показатели

Уровни оценки ЗОЖ
Высокий 10 %

Средний 50 %

Низкий 30 %
При этом низкий уровень оценки здорового образа жизни наблюдался у 30 % испытуемых, и только 10 % школьников придерживаются основ здорового образа жизни в процессе своего развития. Это обстоятельство, возможно, указывает на то, что у испытуемых заложены стереотипы поведения нездорового стиля жизни, а следовательно и недостаточно серьезного отношения к своему здоровью, к его сохранению и укреплению. При этом, несмотря на то, что 42 % опрошенных школьников регулярно занимаются спортом и посещают спортивные секции, только 19 % постоянно делают зарядку. Несмотря на низкий процент хронических заболеваний 19 % (5 человек), регулярно обращаются к врачу 62 % обследованных учащихся. При этом затрудняются ответить на вопрос о том, страдают хроническими заболеваниями или нет 23 % учащихся. Отношение у уроку физической культуры и желание посещать его установлено у 65 %, при этом вообще не желают посещать этот урок 12 % опрошенных. Необходимо отметить, что 35 % школьников 8 класса употребляют спиртные напитки и 16 % курят табачные изделия. Эти данные свидетельствуют о том, что среди учащихся 8 класса имеется большой процент школьников ведущих нездоровый образ жизни. Полученные данные в результате анкетирования подтверждаются показателями функциональной пробы (таблица 2).
Таблица 2
Среднестатистические результаты оценки адаптационных возможностей школьников.

Процентное соотношение ЧСС до и после нагрузки

Уровни тренированности сердечно-сосудистой системы
высокий 15 %

средний 45 %

удовлетворит. 25 %

неудовлетвор. 15 %


Как видно из таблицы 2 всего 15 % испытуемых высокую степень адаптации к физическим нагрузкам. При этом у 40 % школьников наблюдаются нарушения тренировочного процесса, что может служить показателем наличия у них различного рода заболеваний.
Результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что в современном обществе наблюдается тенденция потери здоровья школьников (Гущина С.В., 2002, Бадалов О.Ю., Козловский И.З., Бахтинов О.П., 2002). Учебно-воспитательный процесс с большим объемом нагрузки, особенно в области сенсорного и умственного развития неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья детей. При этом отмечается некоторая диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую ребенок получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью школьников (Солодков А.С., Есина Е.М., 1999). Влиянии школьной гиподинамии на детей всех возрастных групп способствует увеличению числа заболеваний, снижению порога иммунобиологического барьера, росту простудных заболеваний и тем самым снижению качества образования.
Поэтому первостепенная задача, стоящая перед учителями физической культуры и педагогами, заключается в том, чтобы обеспечить как можно большему числу детей, а в идеале - всем, возможности для укрепления здоровья средствами физической культуры (Нилуашев С.,1993).


ВЫВОДЫ
1. Результаты нашего исследования подтверждают мнения современных авторов о том, что изучение особенностей формирования основ здорового образа жизни в современном учебно-воспитательном процессе важны и актуальны в связи с потерей здоровья учащихся во время обучения в школе.
2. Одно из ведущих мест в формировании здорового стиля жизни школьников среднего возраста играют потребностно-мотивационная сфера, позволяющая ему включаться в процесс познания и формирования индивидуальной философии здоровья.
3. Наши исследования позволили установить, что занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на сохранение и укрепление здоровья. Данные о низкой заинтересованности учащихся в занятиях физической культурой и спортом подтверждаются средними (40 %) адаптационными возможностями большинства школьников.
Низкие показатели свидетельствуют о неудовлетворительной физической работоспособности учащихся.

Практические рекомендации



  1. Довести до сведения учащихся полученные результаты.




  1. Подготовить выступление для родителей о влиянии гиподинамии на организм человека.



  1. Рекомендовать включать в уроки физической культуры специальные упражнения для укрепления мышц сердечно-сосудистой системы..


4. Продолжить наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.
2. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – с.177 – 179.
3.Козачек Т.В. Биология. 8 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина / Т. В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.
4.Нилуашев С. Физической воспитание и здоровье // Физическая культура в школе. – 1993. - №3. – С. –2-4
5. Солодков А.С. Есина Е.М. Физическое и функциональное развитие детей дошкольного возраста Санкт-Петербурга. // Физическая культура: воспитание, оьразование тренировка. – 1999, № 1 – 2 , с. 12 – 15.
6.Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье [Текст] / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. – М.: Просвещение, 1984.
7..Журнал «Биология в школе». – 2004. - №4.

Приложение
Анкета «Будем здоровы!»
Уважаемый участник! Перед Вами лежит анкета, позволяющая определить твое отношение формированию здорового образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей жизни. Вам будет предложено три варианта ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

1) Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?
a) Именно такой и вы едите много фруктов и овощей;
b) Иногда бывает, что вы обходитесь без завтрака или обеда;
c) Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима.

2) Регулярно ли вы делаете зарядку?
a) Да, это для меня необходимость;
b) Иногда делаю;
c) Нет, не делаю вовсе.

3) Часто ли вы с родителями используете выходные дни для активного отдыха (походов и занятий спортом)?
a) Регулярно (как минимум два раза в месяц);
b) Иногда (2 – 3 раза в пол года);
c) Никогда или очень редко.

4) Хорошо ли вы спите?
a) Да, я почти никогда не просыпаюсь ночью;
b) Не всегда, бывает я часто просыпаюсь;
c) Просыпаюсь почти каждую ночь.

5) Часто ли вы болеете?
a) Очень редко (не чаще 1 раза в год);
b) Болею 3 – 4 раза в год;
c) Болею очень часто (чаще 5 раз в год).

6) Страдаете ли вы хроническими заболеваниями?
a) Нет;
b) Затрудняюсь ответить;
c) Да.

7) Соблюдаете ли вы правильный режим дня?
a) Да, стараюсь всегда его соблюдать;
b) Пытаюсь придерживаться, но не всегда получается;
c) Нет, я никогда не соблюдаю режим дня.

8) Часто ли вы устаете после уроков?
a) Почти никогда не устаю;
b) Иногда устаю очень сильно;
c) Да, почти всегда сильно устаю.

9) Доставляет ли вам удовольствие урок физической культуры в школе?
a) Да, вы всегда ходите на него с удовольствием;
b) Он вас, в общем-то, устраивает;
c) Вы ходите на него без особой охоты.

10) Занимаетесь ли вы каким-либо видом спорта?
a) Да, я регулярно посещаю спортивную секцию;
b) Периодически посещаю спортивные секции;
c) Нет, я вообще не увлекаюсь спортом.

11) Курите ли вы?
a) Нет, я никогда не пробовал;
b) Да, но лишь изредка;
c) Да, курю постоянно.


12) Употребляете ли вы спиртное?
a) Нет, даже пиво;
b) Иногда бывает;
c) Выпиваю довольно часто.

13) Пьете ли вы кофе?
a) Очень редко, в основном предпочитаю чай;
b) Пью не больше одной чашки в день;
c) Пью его очень много.
Анонимность диагностики гарантирована