Главная страница

Обучение письменной речи



Скачать 33.56 Kb.
НазваниеОбучение письменной речи
Дата18.04.2016
Размер33.56 Kb.
ТипДокументы

Обучение письменной речи


Обучение письменной речи представляет трудности не только в связи со сложностью графики, орфографии и необходимостью перекодировки со звукового в графический код.

Все упражнения в письменной речи, как и в устной, можно разбить на две большие группы: подготовительные и речевые. Подготовительные упражнения предназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для научения определенным операциям, связанным с письменным выражением мыслей. К подготовительным упражнениям прежде всего следует отнести разнообразные упражнения с моделями (трансформация моделей, расширение их и т. п.). Второй тип подготовительных упражнений обеспечивает умение логично и последовательно, своими словами передать ту или иную информацию. Это перефразировка, сокращение текста. Последнее может означать выбор ключевых предложений в сокращения внутри них. для обучения логическому изложению мыслей используют составление различного рода планов: план в виде вопросов, план в виде номинативных предложений.

Система речевых упражнений открывается упражнением в воспроизведении по памяти группы связанных по смыслу предложений. Подобное упражнение протекает близко к самодиктанту. Как только учащиеся овладевают умением излагать мысли своими словами, возникает возможность использовать следующие виды упражнений: изложение, рассказ, описание, сочинение, написание письма. Проведение изложений требует определенной подготовительной работы в классе под руководством учителя. Вместе с учащимися следует отобрать из услышанного или прочитанного нужные модели, расчленить текст на смысловые от рывки, выявить основное содержание. После подобной подготовительной работы в классе изложение может стать домашней работой.[9;156]

2.2.Упражнения при обучении письму

1. Прежде всего, о характере упражнений: должны они быть механическими или осмысленными? По всей видимости, при обучении письму доля механических упражнений будет значительно больше, чем при обучении другим видам речевой деятельности. На начальной стадии формирования навыков каллиграфии и орфографии без механических упражнений не обойтись. Это, однако, не означает, что они должны выполняться неосознанно: роль правил при формировании этих навыков достаточно велика.

2. Упражнений при обучении письму используется до- вольно много. Поэтому отметим здесь лишь основные их типы.

1. Списывание (в различных вариантах). Формирует и совершенствует технику письма, особенно если проводится как списывание слов, частей фраз и фраз по памяти. Может сопровождаться звукобуквенным анализом.

2. Запись на слух (различные виды орфографических диктантов и запись речи под диктовку для последующей работы над этим языковым материалом).

3. Так называемые свободные и творческие диктанты являются начальными упражнениями в развитии умения писать. Они должны найти свое место в системе обучения.

4. Упражнения в собственно письме (написание письма, заметки в стенгазету, описание события и т. я.). Значение этих упражнений в развитии умения писать неоспоримо.

5. Упражнения-игры (кроссворды, чайнворды, загадки и т. п.). Уместны на начальной ступени.

3. Целесообразно среди всех упражнений различать специальные и неспециальные.

К первым относятся такие, н е п о ср е д с т в е н н о й целью которых является развитие умения писать или формирование любого навыка письма.

Зачем нужно различать специальные и неспециальные упражнения дело в том, что для выполнения специальных упражнений, особенно на занятия, времени не хватает. И тут на помощь могут прийти неспециальные упражнения: ведь писание и письмо — прекрасные с р е д с т в а обучения. Пожалуй, любое задание на дом должно быть письменным, независимо от способа его контроля в классе.

Наибольшую распространенность получил слуховой диктант. Основное его назначение — закрепить в сознании учащихся звукобуквенные отношения, становить прочную связь между зрительным и звуковым образом слов и словосочетаний. Слуховой диктант является в известной степени надежным средством контроля прочности усвоения звуко-буквеннных отношений и орфографии. Поэтому он является средством как обучения, так и контроля. Слуховой диктант может включать только те слова, которые отрабатывались ранее. Содержание текста не должно представлять трудностей для учащихся. Целесообразно, чтобы текст диктанта был связным, а не представлял собой набор предложений, не объединенных смыслом.

Определить письмо как способ общения, а письменную речь как процесс общения.

Письмо осуществляется на основе умения. Умение писать — довольно сложный феномен. В него входят:

1) навыки начертания (изображения) знаков письма (букв)— навыки каллиграфии;

2) навыки правильного перекодирования звуков речи в адекватные знаки письма — навыки орфография;

З) навыки построения письменного высказывания — навыки композиции (например, построение и оформление письма как одной из категорий письменного текста);

4) лексические и грамматические навыки.