|
«Реализация межпредметных связей в процессе обучения, с целью развития мышления и усвоения знаний» «Реализация межпредметных связей в процессе обучения, с целью развития мышления и усвоения знаний»
Физика нужна учащимся и для расширения возможностей выбора профессии, и чтобы в любой профессии человек мог стать мастером своего дела. При поступлении в медицинский институт не надо сдавать экзамен по физике, но при современном уровне развития медицинской аппаратуры врачам необходимо знать устройство лазера, свойства рентгеновских лучей, ультразвука, токов высокой частоты. Надо знать принципы действия приборов, уметь разбираться в электрических цепях и усилителях высокой и низкой частот. Агроному нужна физика, чтобы понимать, на каких почвах лучше прогревается земля, знать механизмы потребления питательных веществ растениями, физические основы работы теплиц.
Казалось бы, выбрав профессию археолога, юриста, геолога, учащиеся ушли далеко от физики, но, делая археологические раскопки, исследуя горные породы, они используют закон радиоактивного распада, чтобы узнать возраст Земли, а юристы с помощью спектрального анализа определяют химический состав вещественных доказательств. Да разве можно представить хорошего токаря, шофёра, фрезеровщика, которые не знают принцип работы электрических двигателей, сборки электрических цепей, зависимость прочности материалов от нагревания, скорости резанья и т.д.? На многих производствах нельзя обойтись без измерительных и электрических приборов.
Сейчас много внимания уделяется социализации личности, её развитию. Один из социальных заказов общества – растить таланты. Но без знания математики не сможешь решать задачи по физике, выполнять экспериментальные задания. Многие величайшие открытия сделаны в наше время именно на стыке наук – химии и физики, физики и биологии и т.п. Расширяя свои знания по другим предметам, учащиеся углубляют знания по физике, расширяют кругозор.
Межпредметные связи – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.
Проблема: Низкий уровень межнаучных связей в учебном процессе. Отсюда, снижение качества обучения, развития логического мышления и творческих способностей.
Потребность в интеграции объясняется целым рядом причин:
Во - первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
Во-вторых, интеграция учебного материала развивает потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникабельных способностей.
В-третьих, форма проведения межпредметных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов уроков благотворно влияет на развитие познавательных др. интересов учащихся. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
В- четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.
Последствия отсутствия взаимосвязей в преподавании предметов:
Знания учащихся по предметам разрозненные;
Отсутствие научного понимания закономерностей развития окружающего мира, умение комплексно применять знания.
Актуальность:
Новый подход к развитию, обновлению и совершенствованию всей системы государственного образовательного стандарта.
Повышение качества знаний учащихся и роли обучения в развитии диалектического мышления школьников.
Цель реализации межпредметных связей :
На качественно новом уровне реализовать задачи обучения, развития и воспитания, учащихся обеспечивающих глубокое усвоение знаний, формирование научных понятий и законов;
совершенствование учебно-воспитательного процесса и научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе.
Задачи:
развивать научное миропонимание;
прививать интерес к изучению предметов естественно математического цикла;
готовить учащихся к жизни, общественно полезному труду, развивать логическое мышление;
формировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней;
знакомить с применением физических законов в практической деятельности человека с целью ускорения научно-технического прогресса.
Основные направления по реализации межпредметных связей:
согласование изучения учебных дисциплин, при котором изучение одних предметов способствовало подготовке учащихся к познанию других;
обеспечение преемственности в формировании общих понятий, в изучении законов и теорий;
осуществление единого подхода к формированию общих понятий, законов и теорий, единство требований к их усвоению;
обеспечение общих подходов к формированию у учащихся умений и навыков учебного труда;
создание условий для активного применения и углубления знаний, полученных учащимися при изучении смежных дисциплин;
раскрытие взаимосвязи явлений природы, изучаемых разными науками;
иллюстрация общности методов исследования, применяемых в различных науках;
применение упражнений, требующих от учащихся комплексного применения знаний из различных дисциплин;
устранение дублирования в изучении тех или иных вопросов на занятиях по различным предметам.
Способы реализации межпредметных связей:
обращение к знаниям, приобретённым учащимися ранее на уроках по другим предметам, в связи с изучением нового материала;
решение задач межпредметного характера;
выполнение экспериментальных работ, требующих комплексного применения знаний;
домашние задания, по повторению ранее пройденного материла по смежным предметам;
повторение обобщающего характера, при котором объединяются в одно целое знания, полученные по тем или иным вопросам при изучении различных предметов.
Этапы реализации межпредметных связей:
1. Подготовительный этап:
выделение проблемы;
постановка целей, задач;
определение необходимых средств, ресурсов, возможностей;
создание поэтапного плана реализации проекта.
2. Исследовательский этап:
подбор и обоснование методов и методик исследования, выбор принципа отбора материалов исследования;
диагностика качества знаний и умений, учащихся;
анализирование полученных данных – обобщение, сравнение, интерпретация данных;
соотнесение собственных выводов с полученными, с процессом проведения исследования;
корректировка плана реализации проекта.
3. Практический этап:
подбор методов и форм реализации межпредметных связей;
разработка системы практических заданий и упражнений, учебного материала межпредметного характера.
Подведение итогов работы.
Преимущества межпредметных уроков заключаются в том, что они:
- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон:
-в большей степени, чем обычные уроки, межпредметные уроки способствуют развитию речи, формированию умению учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
-интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. |
|
|