Главная страница


Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики



Скачать 50.89 Kb.
НазваниеРекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Дата14.04.2016
Размер50.89 Kb.
ТипДокументы

Рекомендации по проведению

артикуляционной гимнастики
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики- выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому, ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Или у ребёнка ручное зеркало (≈ 9 – 12 см.), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребёнок - ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. После того как ребёнок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребёнка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). Важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной. Вначале упражнения выполняются 5-6 раз, в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.

Из выполняемых трёх упражнений новым может быть только одно, два других даются для закрепления и повторения. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием даётся название (н-р, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы- «Качели»).

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляции. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребёнка. Нельзя говорить ему, что он упражнение делает неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребёнку его достижения («Видишь, язык научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).
Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

  • Упражнения для мимических мышц лица

    1. Поднимание и опускание бровей.

    2. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.

    3. Попеременное закрывание правого и левого глаза.

    4. Попеременное поднимание углов рта.

    5. Придать лицу выражения удивления, радости, горя, гнева.




  • . Упражнения для челюстей

        1. Широко раскрыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.

        2. Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

        3. То же в быстром темпе.

        4. Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание)

        5. Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па




  • Упражнения для губ и щёк

        1. «Улыбка» – растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны верхние и нижние резцы

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются

А глаза у них как блюдца.


        1. «Трубочка» – вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Губы сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем:

Ду, ду, ду – ду – ду!

        1. «Хоботок» - сомкнутые губы вытягиваются вперёд хоботком (как при поцелуе)

Подражаю я слону – губы хоботом тяну.

А теперь их отпускаю и на место возвращаю

Свои губки прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка – побудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка я опять! .

        1. Вращательное движение губ хоботком: вверх, влево, вниз, вправо; сначала движения выполняются раздельно, потом слитно.

        2. Вибрация губ (фырканье лошади).

        3. Надувание обеих щёк одновременно.

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

        1. Надувание правой и левой щёк попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)

        2. Втягивание щёк в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперёд.




  • Упражнения для языка

(выполняются при неподвижной нижней челюсти)

  1. «Лопаточка» - рот открыт, губы в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося: пя-пя-пя

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.

И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять…

  1. «Иголочка» - рот открыт, губы в улыбке; высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.

И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять…

  1. Чередование «Лопаточка»- «Иголочка». Выполняется ритмично, под счёт.

Язык «лопаткой» положи

И спокойно подержи.

Язык «иголочкой» потом

Потянем тонким остриём.

  1. «Качели» - рот широко открыт, губы в улыбке; движения языка:

        • к верхней – нижней губе;

        • к верхним – нижним зубам;

        • к верхним – нижним альвеолам;

На качелях я качаюсь вверх – вниз, вверх – вниз,

Поднимаюсь, опускаюсь, вверх- вниз, вверх – вниз.

  1. «Часики» - рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Тик – так, тик – так, ходят часики вот так!

  1. «Лошадки» - щёлканье языком.

  2. «Грибок» - язык широкий, плоский присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.

  3. «Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. В таком положении удержать язык под счёт от 1 до 5-10.

Язык широкий положи, а края приподними.

Получилась чашка, кругленькая чашка.

Чашку в рот мы занесём,

Её бока к зубам прижмём.