|
Решение задач по теме «Световые явления» Тема: Решение задач по теме «Световые явления»
Тип урока: закрепляющий
Цели урока:
Образовательные: повторить и закрепить понятия оптики, углубить и расширить знания по теме.
Воспитательные: показать практическое применение оптики; раскрыть роль света в жизни человека и природы; объективное проявление законов физики в производстве и быту;
Развивающие: развивать мышление учащихся при формировании умений сравнивать и анализировать.
Оборудование: лупа, очки, линзы, плоское зеркало, бумажный квадрат, чертежные принадлежности, карточки-задания, свеча, рассеивающая и собирающая линзы, экран, спички, кружка, монета, стакан с водой, двояковыпуклая линза, линейка
План урока:
Организационный момент (2 мин);
Проверка знаний и их актуализация (5 мин);
Обобщение пройденного материала (30 мин);
Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос):
А – повторить выводы, формулировки понятий и законов
линзы, их виды, основные линии и точки;
характеристики линз – оптическая сила;
формула тонкой линзы; законы отражения и преломления.
закона отражения света и закона преломления света
выражение для расчета увеличения изображения, даваемого линзой;
Творческое задание
А – Работа с дополнительной и научно-популярной литературой:
по подбору интересного фактического материала по геометрической оптике для сообщений;
создание действующих моделей;
изготовление иллюстративного дидактического материала (чертежей, графиков, рисунков и т.д.).
В – постановка новых опытов – исследований и их объяснение.
Разминка.
А – воспроизвести формулировки, определения.
что такое линза?
что называется фокусом линзы?
что такое оптическая сила линзы, как она обозначается, ее единица измерения?
как записывается формула тонкой линзы?
В – вывести формулы
тонкой линзы;
закона отражения;
закона преломления – индивидуальный письменный опрос по вариантам.
А – построение оптических изображений. Форма – быстрый опрос.
К доске учащиеся выходят один за другим без вызова. По желанию выполняют чертежи хода лучей с последующей характеристикой полученного изображения:
а) в собирающих линзах (5 вариантов расположения предмета и его разных характеристик);
б) в рассеивающих линзах.
В результате анализа выполненных построений нужно сформулировать выводы.
В ходе этой работы учащиеся прослушивают основные определения, на доске остаются выводы формулы и все варианты построения изображений в линзах, т.е. мы вспомнили главное из пройденного материала.
Углубление в тему.
Выполнение заданий с выбором ответа.
а) А – выберите ответ и его обоснование. Там, где обоснования нет, выбор ответа подвертите своими логическими рассуждениями.
Угол между падающим лучом и плоскостью зеркала равен 300. Чему равен угол отражения?
Ответы: а) 300; б) 600; в) 150; г) 900.
Обоснование: а) так как ∟ α = ∟ β; б) так как β = 900 – 300 = 600.
Какова скорость света в алмазе, если показатель преломления равен 2,4?
Ответы: а) примерно 2000000 км/с; б) примерно 125000 км/с; в) 300000 км/с; г) 720 км/с.
Обоснование: а) так как ; б) так как в вакууме с = 3 х 108 м/с и она не зависит от среды.
Попадет ли световой луч в точку, где построением получено действительное изображение? Мнимое изображение?
Ответы: а) «нет» – для обоих случаев; б) «да» – для обоих случаев; в) «да» – только для точки получения мнимого изображения; г) «да» – только для точки получения действительного изображения.
Происходит ли смещение луча, падающего из воздуха под углом 300 на стеклянную плоскополяризованную пластину? От чего оно зависит?
Ответы: а) «да», зависит от толщины пластинки; б) «да», зависит от цвета луча; в) «да», зависит от материала пластинки и цвета луча; г) смещение луча не происходит.
5. Угол падения луча красного цвета на границу раздела двух сред больше угла преломления. Что можно сказать о скорости света во второй среде?
Ответы: а) Она меньше, чем в первой среде, в n раз, где n – показатель преломления; б) Она больше, чем в первой среде в n раз; в) Скорость света уменьшилась во второй среде во столько раз, во сколько угол падения больше угла преломления.
б) В – индивидуально на карточках:
1. Укажите рисунок с верным ходом лучей в прямоугольной трехгранной призме, если ее преломляющий угол равен 300, а n – 1,5.
Ответы:
2. На каком рисунке правильно показан ход светового луча, падающего на прямоугольную равнобедренную призму, для которой n = 1,5.
Ответы:
в) для желающих – творческие и практические работы:
Как нужно поставить плоское зеркало на нарисованный квадрат, чтобы получить изображения трех, четырех и пятиугольника? Составьте проект действия и осуществите его.
При помощи каких опытов с данным вам оборудованием можно отличить собирающую линзу от рассеивающей? Выдвиньте гипотезу и проверьте ее.
3. Посмотрите через край кружки так, чтобы была видна часть монеты, лежащая на ее дне. Если в кружку осторожно влить воду, не меняя при этом положения головы и кружки, то монета «всплывает», почему? Проделайте опыт и объясните его.
В двух закрытых одинаковых шарообразных колбах находятся равные количества спирта и воды. Как, пользуясь только источником света и экраном, определить, в какой колбе спирт, а в какой вода? Выдвиньте гипотезу и проверьте ее.
С помощью двояковыпуклой линзы получите увеличенное, уменьшенное и в натуральную величину изображение пламени свечи.
Д/З. § 66, 67.
Итоги урока:
Я могу ответить на все вопросы темы
Моя активность на уроке
Сообщения, ответы, выступления
Ставлю себе оценку!
|
|
|