Главная страница

Решение задач по теме «Световые явления»



Скачать 43.61 Kb.
НазваниеРешение задач по теме «Световые явления»
Дата18.04.2016
Размер43.61 Kb.
ТипРешение

Тема: Решение задач по теме «Световые явления»

Тип урока: закрепляющий

Цели урока:

Образовательные: повторить и закрепить понятия оптики, углубить и расширить знания по теме.

Воспитательные: показать практическое применение оптики; раскрыть роль света в жизни человека и природы; объективное проявление законов физики в производстве и быту;

Развивающие: развивать мышление учащихся при формировании умений сравнивать и анализировать.

Оборудование: лупа, очки, линзы, плоское зеркало, бумажный квадрат, чертежные принадлежности, карточки-задания, свеча, рассеивающая и собирающая линзы, экран, спички, кружка, монета, стакан с водой, двояковыпуклая линза, линейка

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин);

  2. Проверка знаний и их актуализация (5 мин);

  3. Обобщение пройденного материала (30 мин);

  4. Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).

Проверка домашнего задания (фронтальный опрос):

А – повторить выводы, формулировки понятий и законов

  1. линзы, их виды, основные линии и точки;

  2. характеристики линз – оптическая сила;

  3. формула тонкой линзы; законы отражения и преломления.

  4. закона отражения света и закона преломления света

  5. выражение для расчета увеличения изображения, даваемого линзой;

Творческое задание

А – Работа с дополнительной и научно-популярной литературой:

  1. по подбору интересного фактического материала по геометрической оптике для сообщений;

  2. создание действующих моделей;

  3. изготовление иллюстративного дидактического материала (чертежей, графиков, рисунков и т.д.).

В – постановка новых опытов – исследований и их объяснение.

Разминка.

А – воспроизвести формулировки, определения.

  1. что такое линза?

  2. что называется фокусом линзы?

  3. что такое оптическая сила линзы, как она обозначается, ее единица измерения?

  4. как записывается формула тонкой линзы?

В – вывести формулы

  1. тонкой линзы;

  2. закона отражения;

  3. закона преломления – индивидуальный письменный опрос по вариантам.

А – построение оптических изображений. Форма – быстрый опрос.

К доске учащиеся выходят один за другим без вызова. По желанию выполняют чертежи хода лучей с последующей характеристикой полученного изображения:

а) в собирающих линзах (5 вариантов расположения предмета и его разных характеристик);

б) в рассеивающих линзах.

В результате анализа выполненных построений нужно сформулировать выводы.

В ходе этой работы учащиеся прослушивают основные определения, на доске остаются выводы формулы и все варианты построения изображений в линзах, т.е. мы вспомнили главное из пройденного материала.

Углубление в тему.

Выполнение заданий с выбором ответа.

а) А – выберите ответ и его обоснование. Там, где обоснования нет, выбор ответа подвертите своими логическими рассуждениями.

      1. Угол между падающим лучом и плоскостью зеркала равен 300. Чему равен угол отражения?



Ответы: а) 300; б) 600; в) 150; г) 900.

Обоснование: а) так как ∟ α = ∟ β; б) так как β = 900 – 300 = 600.

      1. Какова скорость света в алмазе, если показатель преломления равен 2,4?

Ответы: а) примерно 2000000 км/с; б) примерно 125000 км/с; в) 300000 км/с; г) 720 км/с.

Обоснование: а) так как ; б) так как в вакууме с = 3 х 108 м/с и она не зависит от среды.

      1. Попадет ли световой луч в точку, где построением получено действительное изображение? Мнимое изображение?

Ответы: а) «нет» – для обоих случаев; б) «да» – для обоих случаев; в) «да» – только для точки получения мнимого изображения; г) «да» – только для точки получения действительного изображения.

      1. Происходит ли смещение луча, падающего из воздуха под углом 300 на стеклянную плоскополяризованную пластину? От чего оно зависит?

Ответы: а) «да», зависит от толщины пластинки; б) «да», зависит от цвета луча; в) «да», зависит от материала пластинки и цвета луча; г) смещение луча не происходит.

5. Угол падения луча красного цвета на границу раздела двух сред больше угла преломления. Что можно сказать о скорости света во второй среде?

Ответы: а) Она меньше, чем в первой среде, в n раз, где n – показатель преломления; б) Она больше, чем в первой среде в n раз; в) Скорость света уменьшилась во второй среде во столько раз, во сколько угол падения больше угла преломления.

б) В – индивидуально на карточках:

1. Укажите рисунок с верным ходом лучей в прямоугольной трехгранной призме, если ее преломляющий угол равен 300, а n – 1,5.

Ответы:



2. На каком рисунке правильно показан ход светового луча, падающего на прямоугольную равнобедренную призму, для которой n = 1,5.

Ответы:



в) для желающих – творческие и практические работы:

      1. Как нужно поставить плоское зеркало на нарисованный квадрат, чтобы получить изображения трех, четырех и пятиугольника? Составьте проект действия и осуществите его.

      2. При помощи каких опытов с данным вам оборудованием можно отличить собирающую линзу от рассеивающей? Выдвиньте гипотезу и проверьте ее.

3. Посмотрите через край кружки так, чтобы была видна часть монеты, лежащая на ее дне. Если в кружку осторожно влить воду, не меняя при этом положения головы и кружки, то монета «всплывает», почему? Проделайте опыт и объясните его.

  1. В двух закрытых одинаковых шарообразных колбах находятся равные количества спирта и воды. Как, пользуясь только источником света и экраном, определить, в какой колбе спирт, а в какой вода? Выдвиньте гипотезу и проверьте ее.

  2. С помощью двояковыпуклой линзы получите увеличенное, уменьшенное и в натуральную величину изображение пламени свечи.

Д/З. § 66, 67.

Итоги урока:

  1. Я могу ответить на все вопросы темы

  2. Моя активность на уроке

  3. Сообщения, ответы, выступления

  4. Ставлю себе оценку!