|
Родительские собрания Ответы на вопросы, которые часто задают родители на родительских собраниях Родительские собрания
Ответы на вопросы, которые часто задают родители на родительских собраниях.
Нужно ли сидеть с ребёнком за уроками?
В течение первого года обучения в школе надо научить малыша выполнять задание четко и быстро, не отвлекаясь. Ведь очень часто первоклассник не умеет собраться и сосредоточиться, смотрит в окно вместо того, чтобы писать палочки. Перед выполнением задания надо подробно разобрать с ребёнком что именно и как необходимо выполнить. Надо научить малыша учиться. Иначе он навсегда может возненавидеть само понятие «урок». Постепенно, когда ребёнок уже сможет сам объяснять выполнение домашнего задания, можно не сидеть с ним, но проконтролировать выполненное необходимо.
Как научить ребёнка отвечать устные уроки без запинки?
Родители часто, приходя домой с работы, осведомляются: «Ты письменные уроки все приготовил», как бы показывая, что устные – это что-то второстепенное. Хорошо запоминают и отвечают устные уроки те дети, которые привыкли много рассказывать дома: содержание книги, фильма и т.д. Но если внимание этому дома уделяется недостаточно, то, когда ребёнку зададут первый пересказ, не ограничивайтесь вопросом: «Ну как, приготовил задание, сможешь рассказать?». Обязательного чтения вслух при подготовке пересказа не требуйте, т.к. есть дети, которые вслушиваются в свой голос и не могут сосредоточиться. Если ребёнок не смог запомнить текст, не сердитесь на него, а помогите. Разделите текст по смыслу на маленькие кусочки, части. Пусть читает и пересказывает вам по частям. Далее, в 4-5 классах, научите его работать над текстом с карандашом. Прочитал абзац – запиши коротко основную мысль, потом расскажи отрывок самому себе. А вы, слушая рассказ ребенка, обратите внимание на его интонацию, на то, чтобы он говорил громко, отчётливо, выразительно, грамотно. Иногда взрослый и сам может вслух прочитать текст для пересказа, но только в том случае, если ребёнок утомлён.
Могут ли быть улучшены результаты в обучении, если отставание всё же наметилось?
Отставание чаще всего преодолимо. Оказывать помощь надо не только в освоении школьной программы, но и в обогащении интеллектуальной и эмоциональной жизни ребёнка. Родители имеют перед учителем важное преимущество: они могут раньше начать обучение и учить одного ребёнка, а не группу, сократить время сидения у телевизора, поездки в гости, а вместо этого отправиться с ребёнком на прогулку или познавательную экскурсию, с тем, чтобы разъяснить ребёнку происходящее, помочь рассказать увиденное другим.
Как поступать, если ребёнок делает только то, что хочет?
К сожалению, во многих семьях ребёнку разрешается делать все, что ему хочется. Для него нет слова «нельзя». В таких семьях дети командуют взрослыми. Жан-Жак Руссо говорил: «Знаете ли вы самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным: это приучить его не встречать ни в чём отказ». В обстановке вседозволенности, без запретов и ограничений вырастают дети, не умеющие владеть собой. Если кто-то противится их воле – они кричат, устраивают скандал. От этого нас предостерегает и пословица: «Поверьте нестареющей примете – век плачут избалованные дети».
От интересного к обязательному – таков путь развития у детей умения управлять собой. Не хочу, но сделаю, чтобы достичь желаемого, - вот мотив, который заставит детей проявлять настойчивость. Пусть ребёнок из ваших уст слышит: «Это не особо интересно, но нужно»; «Это трудно, но выполнимо, если очень постараться». Преодоление трудностей, поддержка и похвала родителей приносят детям чувство удовлетворения.
Что делать, если ребёнок впервые принёс «двойку», некрасиво, небрежно написал в тетради, совершил проступок?
К сожалению, очень часто наша беда состоит в том, что семья и школа объединяют свои усилия не для поддержки ребёнка, а для его порицания и наказания.
Нередко при неудачах детей в школе родители не разбираясь, не вникая в ситуацию, считают ребёнка виноватым. Это приводит к снижению самооценки, а в результате – ко всё новым и новым неудачам. Давайте примерим эту ситуацию на себя: «Когда у меня на работе неприятности мои родные сразу считают меня виноватой и ругают меня». Не правда ли нелепо? Ведь когда у нас неприятности, мы рассчитываем на сочувствие, понимание, совет, для этого и рассказываем нашим близким. А если в ответ услышим: «Сам виноват», то и желание делиться своим трудностями пропадает, настроение не улучшается. Ребёнку необходимо ощущение успеха. Главное, чтобы взрослые не обесценивали его, как это часто бывает: «Тебя похвалили на уроке музыки? Ну, музыка – не главное. Ты лучше посмотри, какая грязь у тебя в тетради…» Запомните: любая область, в которой ребёнок действует успешно, - важнейшая. Его достижения в ней – залог достижений и в других областях. Если родители твердо в это верят, то поверит и ребёнок.
Дети чрезвычайно склонны к обобщению и своих неудач, и своих успехов. «Раз это не получается, то, значит, и ни в чём другом ничего не получится». И наоборот: «Если это получилось, то и всё остальное получится». Первое из этих представлений необходимо опровергнуть, второе – поддержать.
Итак, позицию родителей, предохраняющую от появления «хронической неуспешности», можно сформулировать примерно так: « Неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра. Ведь с другими трудностями ты же хорошо справляешься!» Но позиция эта должна проявляться не только в словах, а во всем поведении родителей. В спокойном отношении к неудачам, в доброжелательном отношении к успехам.
С самого начала учения надо вселять в детей веру и оптимизм, как говорится, зажав в кулак своё родительское тщеславие |
|
|