Роль межпредметных связей в профессиональном обучении по профессии «Парикмахер»
Содержание.
I. Психолого -педагогические основы обучения при преподавании спец. дисциплин по профессии «Парикмахер».
II. Организация занятий по спец.дисциплине по профессии
«Парикмахер» 2.1. Содержание образовательного процесса.
2.2. Основные вопросы содержания подготовки педагога.
2.3. Нормирование учебного времени по плану.
2.4. Оснащение учебных кабинетов.
2.5. План урока.
2.6. Цели урока
2.7. Самоанализ, проведенного урока.
Процесс подготовки квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях состоит из двух относительно самостоятельных частей: теоретического и производственного обучения.
Теоретическое обучение включает изучение учащимися общеобразовательных, общественных, общетехнических и специальных предметов, имеет целью сформировать у них систему знаний в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения изучаемой профессией и для дальнейшего повышения производственной квалификации.
Под знаниями следует понимать представления, понятия, суждения учащихся о предметах и явлениях реальной деятельности, законах природы и общества, формируемые и закрепленные в памяти в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования, жизненного и производственного опыта.
На теоретическое обучение в зависимости от уровня образования поступивших в учебное заведение отводится 60 % от всего времени на обучение.
Задача изучения специальных предметов – приобретение учащимися знаний об обслуживании клиентов, выполнений операций по обработке волос, свойств и воздействия препаратов на волосы человека, организации труда. Изучение данных материалов способствует формированию у учащихся способности ориентироваться в современной сфере обслуживания, умение решать конкретные производственные задачи, связанные с выполнением работ, типичных для соответствующей профессии. Специальные предметы по содержанию и месту в учебном процессе тесно связаны с производственным обучением. Изучение их спланировано таким образом, чтобы учащиеся проходили производственное обучение, имея теоретические знания, т.е. чтобы теория опережала практику.
Теоретическое обучение учащихся осуществляют преподаватели –предметники. Для того чтобы подготовить всесторонне развитых, технически образованных рабочих, идейно стойких, владеющих профессиональным мастерством, способных активно участвовать в осуществлении задач развития сферы обслуживания, преумножать активность учащихся в освоение профессией. Поэтому важной чертой учителя является принципиальность, честность, добросовестность, верность долгу, единство слова и дела, трудолюбие. Профессиональное мастерство преподавателя не может ограничиваться только рамками программы, его знания, умения должны быть значительно шире и глубже. Специфика работы преподавателя в том, что ему приходится не только обучать учащихся, но изготавливать учебные и наглядные пособия, создавать стенды, готовить демонстрационные витрины.
Учебно – воспитательная работа преподавателя будет успешной только при условии, если он любит работу с молодежью. Если учитель желает и умеет понимать своих учеников, если он испытывает радость и большое внутреннее удовлетворение от учебно - воспитательной работы, то у него есть педагогическое призвание, он может стать хорошим учителем и воспитателем. Безразличие, равнодушие у окружающим – качества, противопоказанные педагогу. Лучшие учителя-это эмоциональные, энергичные, активные люди, любящие свое дело и своих учеников, глубоко переживающие их успехи и неудачи. Большое значение имеет высокий уровень общей культуры педагога, его кругозор. Ни один предмет нельзя вести, не привлекая данные других смежных дисциплин, сведения, факты и примеры из повседневной жизни. А также учитель должен быть знаком с научно-популярной литературой, молодежными направлениями в музыке, быть в курсе современного искусства - без этого очень трудно работать с сегодняшней молодежью, отвечать на их вопросы, давать квалифицированные советы.
Педагогическое мастерство – важнейшее качество учителя, определяющее эффективность его деятельности. Главным признаком педагогического мастерства является умение научить учеников тому, что знает и умеет сам педагог. Педагогическое мастерство естественно,- не природный дар человека, хотя природные задатки во многом облегчают овладение им. Для педагога нужны не только профессиональные знания и умения педагогики, возрастной и педагогической психологии, методики преподавания. Педагог, обладающий высоким педагогическим мастерством, умеет заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учеников. Он тщательно подбирает наиболее целесообразные учебные задания, учитывает особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечает способы их предупреждения, заблаговременно готовит необходимые задания и тесты. Умелый педагог хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает коллективную и индивидуальную работу учащихся в ходе ознакомления и отработки приемов выполнения. Правильно распределяет проверочные задания, с учетом индивидуальных способностей учащегося. Важная характерная черта педагогического мастерства - умение учителя устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, умение убеждать, иметь педагогический такт. Ведь этот возрастной период учащихся самый сложный.
Целенаправленное обучение и воспитание невозможно без знания возрастных психологических особенностей молодежи, с которой имеет дело преподаватель. То, что пригодно и оправдано в отношении подростка, часто неприемлемо для юноши или девушки 16-17 лет. Но педагог и воспитатель имеет дело не с молодежью вообще, а с конкретными учащимися, индивидуальные особенности и различия которых в пределах одного возраста чрезвычайно велики. Для индивидуального подхода в обучении и воспитании важно знание психических особенностей учащихся, что предполагает умение проникнуть в их духовный мир, правильно строить наблюдение, определять пути и способы педагогического влияния.
Общие закономерности психического развития детей, подростков и юношества изучает возрастная психология. Знание ее основ само по себе еще не гарантирует успеха в учебно-воспитательной работе, но позволяет избежать многих ошибок, поскольку вооруженный такими знаниями педагог, как учитель и воспитатель молодежи действует не вслепую. Возрастная психология изучает психологические особенности учащихся применительно к различным возрастным группам: младшие школьники, подростки, старший школьный возраст. Контингент учащихся профессионально-технических учебных заведений - переходный от подросткового (14-15) к юношеству(17-18). Поэтому после краткого рассмотрения возрастных особенностей подростков основное внимание будет уделено возрасту ранней юности.
Психологические особенности подростка.
Важнейшей специфической особенностью личности подростка является возникающее у него представление о себе как не о ребенке, а о взрослом стремление быть и считаться взрослым. Характерная особенность этого так называемого чувства взрослости заключается в том, что у него нет еще ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Этот возраст часто называют переломным, переходным. Возникающее у подростка представление о себе, как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних нории и ценностей на другие - с детских на взрослые. Подросток стремится походить на взрослых внешне, приобщаться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, права и привилегии, причем прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляется отличие от взрослых и их преимущества по сравнению с детьми. Чувство взрослости вызывает стремление подростка к самостоятельности и известной независимости отсюда - их болезненная чувствительность к оценке взрослых, острая реакция на попытки взрослых умалить их достоинства, игнорировать их взрослость, недооценить их права. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями ,взглядами, уважали их, причем не только на словах, но и на деле. Отношения к ним подросткам, как к детям глубоко обижает их.
В обращении с подростками следует проявить тактичность и находчивость. Воспитательную и ученую работу следует строить на постепенном изменении отношения взрослых к подростку: необходимо признавать его права на относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля так как подросток очень нуждается в твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой заботливости, назойливого руководства. По отношению к подростку недопустим тон категорических распоряжений и приказов. Следует подчеркнуть, что речь идет не об отказе от требований вообще, а об отказе от категоричных резких форм, о придании требованиям и распоряжениям более тактичной формы. С подростками лучше разговаривать тоном убеждения, совета или просьбы. Приказ часто вызывает отрицательную реакцию, тогда как к совету совсем другое отношение, потому что в глазах подростка- это уже форма отношений взрослого с равным.
В подростковом возрасте начинается формирование мировоззрения, нравственных убеждений, принципов, формирование самосознания. У подростка возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность к самооценке, к сопоставлению себя с другими людьми. Важной особенностью самосознания подростка является противоречие между потребностью познать себя и недостаточным умением правильно анализировать свои поступки, недостаточным уровнем объективных знаний о себе. На этой основе порой возникают конфликты, порожденные противоречием между отношением его к самому себе и отношением к нему и качествам его личности взрослых и товарищей.
Ранняя юность- это период гражданского становления человека, его социального созревания, самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина.
В этом возрасте заметно развивается самосознание. Оно не просто растет, оно приобретает качественно новый характер. Учащийся по – новому оценивают свои возможности, самостоятельно анализируют и оценивают свою личность, свое поведение и деятельность. В этот период студенты избирательно относятся к учебным предметам, это особенно актуально для профессионально - технических учебных заведений, где ребята больше внимания уделяют спецпредметам и производственному обучению, чем общеобразовательным дисциплинам. В повышении интереса учащихся к общеобразовательной подготовке велика роль хорошо налаженных межпредметных связей, в частности, связей общеобразовательной подготовки с производственным обучением. Например, на 3 курсе по специальности «Технология модельной прически» студенты выполняют комплексную работу по выполнению прически, которая включает отдельные этапы обработки волос, такие как стрижка или окраска. На 1 и 2 курсе учащиеся изучали и отрабатывали отдельно тему «Стрижки» и «Окраска волос», а на 3 курсе они отрабатывают уже модельную прическу на основе комбинации окраски и стрижки. Излагаемый материал в процессе обучения студенты воспринимают, отрабатывают и усваивают в соответствии с той логикой, какую предлагают учебники, учебные пособия, лекционные курсы, методические указания, практические работы. На уроках «Химия» и «Биология» учащиеся знакомятся с химическими и биологическими процессами, а на предмете «Физиология» узнают о их воздействии различных препаратов на волосы и кожи человека.
Обучаемый должен соотносить знания, полученные в аудитории по различным спецдисциплинам, и устанавливать связь между ними. В период интенсивного развития информационных технологий и системы Интернет, постоянного обновления технических и научных данных, быстроразвивающегося производства преподавателям спецдисциплин необходима целенаправленная работа при изложении нового материала с учетом межпредметных связей, что предполагает использование интерактивных педтехнологий обучения, в частности, проблемное, проблемно-поисковое изложение материала с применением современных средств обучения (электронная доска, рабочий стол, электронный учебник, пособие... версии...и т. п.) Аксиоматические данные, явления, процессы, знакомые студентам из курса общеобразовательных предметов, канонические законы общетехнических дисциплин способствуют обучающимся глубже понять из сущность. Например, в основе любой прически лежит поэтапная обработка волос (окраска, стрижка, завивка, укладка) Системное применение межпредметных связей общеобразовательных, общетехнических и спецдисциплин развивает кругозор, глубину мышления, способствует быстрому восприятию происходящих явлений изучаемого материала и помогает развивать навыки использования потенциальных знаний в прикладных дисциплинах. Так, знания о коэффициенте объёмного расширения антифриза в системе охлаждения автомобиля и линейного расширения помогают понять их влияние на установку теплового зазора клапана двигателя. Следовательно, систематичность усвоения материала, формирование умений и навыков студентов в значительной степени обеспечивается осуществлением межпредметных связей, являющихся важным условием прочности и действенности формируемых знаний. Особое значение приобретают межпредметные связи в системе среднего специального, профессионального и базового высшего технического образования где учебный и познавательный процесс должен строиться в органической связи с общеобразовательными, общетехническими и специальными дисциплинами. Являясь разнохарактерным, разнофункциональным элементом занятий межпредментные связи реализуются в единстве трактовки аналогичных явлений, понятий, законов. При изложении темы во взаимосвязанных дисциплинах необходим рациональный отбор учебного материала опорой на одни и те же основопологающие законы и теории. Процесс презентации знаний в разноаспектных связях является сложным поэтому преподаватель может использовать свои профессиональные, теоретические и прочие знания, практику, опыт, разнообразные дидактические средства для достижения цели урока. Методическая литература, дидактика обучения, а также собственный многолетний опыт и практика послужили основанием для выделения, следующих основных типов межпредметных связей: 1-по содержанию изучаемого материала; 2-по формируемым умениям 3-по методам и средствам обучения. По содержанию и формируемым умениям можно выделить 5 вида, а по методам и средствам обучения- 2 вида связи. Такое количество типов и видов свидетельствует о многообразии способов и форм межпредметных связей в процессе обучения. Вышесказанное можно представить в виде таблицы:
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕСВЯЗИ
| ТИПЫ
| По содержанию изучаемого предмета.
| По формируемым умениям.
| По методам и средствам обучения.
| ВИДЫ
| 1. По использованию знаний из других дисциплин.
1.1 Изучение техники и технологии на базе законов и явлений, изучаемых в общеобразовательных и общетехнических дисциплинах. (Охрана труда,
Физика, Электротехника)
1. 2 Примеры из специальных дисциплин и лабораторных занятий, иллюстрирующие и конкретизирующие законы и явления в изучаемых общеобразовательных и общетехнических дисциплинах. (Химия, Физиология)
1. 3 Ссылки на ранее изученный материал других дисциплин, побуждение у обучаемых применять полученные знания для объяснения или самостоятельного анализа новых фактов, явлений, понятий, закономерностей.
| 1. По умениям планирования.
1. 1 Составление плана (устно, письменно) предстоящего действия (интеллектуального или практического. )
1.2 Принятие решения только после анализа условий, данных основной задачи предстоящего действия ( диагностика состояния волос, направление моды, химических свойств препаратов)
1.3 Смысловое решение задач (мысленное составление алгоритма решения) перед их математическим, графическим или технологическим решением. (Проблемно-поисковое обучение.)
| 1. По методам и методическим приёмам.
1. 1 Согласование методов и методических приемов учебной работы по различным дисциплинам (проблемное изложение, эвристический, репродуктивный, алгоритмический, творческий, слайды, лабораторные работы, практические занятия и т.п.)
1.2. Координация методических приёмов изучения однотипных элементов учебного материала в различных дисциплинах.
1.3.Согласование преподавателями различных дисциплин, применяемых методов исследования и ознакомление обучаемых с их смыслом.
| 2. По законам и теориям для объяснения явлений и процессов изучаемых в различных дисциплинах. (Философия, Обществознание)
Использование одной и той же теории или закона для обоснования или раскрытия различных явлений, изучаемых в разных дисциплинах.
| 2.1 По интеллектуальным умениям.
2. 1. Доказательность ответов.
2. 2 Обучение студентов рациональным способам сравнения явлений, умениям находить общность и различие, делать выводы и обобщения (таблицы для сравнения)
Обучение рациональным приёмам изучения и освоения дисциплин, конспектирование учебного материала излагаемого преподавателем.
|
| 3. По единству трактовки понятий, явлений, процессов, изучаемых в различных дисциплинах.
3. 1. Трактовка одних и тех же одинаковых по существу вопросов с единых научно-технических понятий. Единство научной трактовки формулировок, координации терминологии, единых измерений.
3. 2. Чёткое разграничение и объяснение сущности понятий, близких по форме или
3.3. Обучение студентов (учащихся) способам оперирования понятиями полученными в результате изучения одних дисциплин при овладении новым мате риалом по другим дисциплинам (Материаловедение,
Физиология)
| 3. По практическим (лабораторным) умениям
3. 1. Пользование контрольно -измерительными приборами, инструментами.
3. 3. Единый подход к анализу работы машин и механизмов и их диагностике.
|
| 4.По отбору изучаемого материала.
4.1. Концентрация изучения отдельных вопросов, предусмотренных программами различных дисциплин, в одной дисциплине (теоретические основы общеобразовательных и общетехнических, лабораторно-практические в специальных дисциплинах.)
4. 2 Согласованное изучение одних и тех же вопросов в различных дисциплинах с различных позиций и точек зрения. Регламентирование глубины раскрытия явлений, понятий, законов входящих в учебный материал различных дисциплин.
| 4.По умению работать с литературой.(Печатной, электронной.)
4.1. Выбор источника литературы, справочников, стандартов, журналов,. (Курсовые работы-курсо-вое проектирование - выпускные квалификационные работы.)
4.2. Обучение студентов приёмам беглого чтения.
4.3. Составление тезисов, конспектов, выписки, составление терминологических словарей, карточек, слайдов и т. п.
|
| 5.По комплексному применению знаний и умений полученных в различных дисциплинах.
5. 1 Комплексные межпредметные аудиторные и домашние задания, экскурсии, лабораторные работы, конференции, олимпиады, тест-контроль, письменные работы.
| 5.По организационным
умениям.
5.1 Организация рабочих мест, соблюдение правил охраны труда и окружающей среды, аккуратность в работе
5.2 Стремление к самостоятельности, самоконтролю, самоутверждению, контролированию техпроцесса и результатов работы. (Лабораторные работы по спец.дисциплинам. )
|
| Межпредметные связи позволяют:
1. Развивать у студентов навыки использования знаний общеобразовательных и общетехнических дисциплин для усвоения,понимания действий машин и механизмов.
2. Оптимизировать учебный процесс, используя элементы современных педагогических и информационных технологий.
3. Преподносить учебный материал, активизируя мыслительные способности обучаемых с использованием потенциала их знаний.
|
| В соответствии с учебной программой первый урок спецтехнологии – это вводное занятие, во время которого педагог знакомит с техникой безопасности на данном предмете, подчеркивает значение избранной профессии, раскрывает ее особенности, привлекательность, романтику, а также трудности при овладении ее. В педагогике под процессом обучения понимается совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение культурой умственного и физического труда. Теоретическое обучение по спец. предмету включает основные правила, а также систему знаний, необходимые для сознательного, прочного овладения рабочими приемами.
Под знаниями следует понимать представления, понятия, суждения учащихся о предмете и явлениях реальной действительности, законах природы и общества, формируемые и закрепленные в памяти в результате целенаправленного педагогического процесса, самообразования, жизненного и производственного опыта. Вместе со знаниями учащиеся получают умения - готовность сознательно и правильно выполнять трудовые действия, подбирая и применяя целесообразные в данных условиях действия и добиваясь благодаря этому положительных результатов в труде. Навык - составляет часть умения, характеризующий способность к автоматизированному выполнению отдельных компонентов действия с максимальной точностью, скоростью и целесообразностью.
При выполнение любого учебного процесса необходимо тщательное планирование, которое включает ознакомление с заданием, подбором материалов, технологических процессов, инструментов, выполнение необходимых расчетов, составление плана работы.
Конкретное содержание функций, которыми должен будет овладеть будущий рабочий отражено в квалификационной характеристике. Этот документ составляется на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочего, в нем зафиксированы основные требования к знаниям и умениям, которых должен достичь учащийся к концу обучения в учебной заведении. Квалификационная характеристика – основа для определения содержания подготовки рабочего.
Трудовая деятельность рабочего состоит из трудовых приемов, трудовых операций, которые в совокупности составляют трудовой процесс, охватывающий все действия рабочего, связанные с выполнением определенного вида законченных работ, типичных для профессии. Выделенные в результате анализа трудовой деятельности рабочего наиболее характерные и типичные приемы, операции и способы выполнения трудовых процессов описываются в программе по данному предмету, которая является государственным документом, который определяет последовательность обучения. В программе по предмету приемы , операции, способы складываются в процессы, которые объединяются в темы, расположенные в определенном порядке и связанные друг с другом в основные этапы . Так ,например, при изучении процесса стрижки волос учащиеся сначала знакомятся с инструментами, с помощью которых можно обрабатывать волосы. Потом знакомятся со структурой волос и физиологическими особенностями строения черепа человека. После узнают какими приемами выполняют работу с ножницами. Основные приемы складываются в методы стрижки волос. Любая стрижка имеет свою определенную форму. И только применяя определенные приемы , которые складываются в операции стрижки можно выполнить, желаемую клиентом форму прически.
К разработке программ привлекаются ведущие инженерно- технические работники и утверждаются на методических комиссиях.
Важнейшим условием успешности учения учащихся является их активность прежде всего в области умственной и познавательной деятельности. Усвоение знаний, формирование умений и навыков всегда является результатом собственной познавательной практической деятельности учащихся. Процесс обучения представляет систему взаимодействия учителя и учащихся, где учитель занимает руководящее, направляющее положение, а конечный результат зависит от деятельности самих учащихся. Основу процесса подготовки квалификационных рабочих составляет единство обучения и воспитание учащихся, формирование у них активной жизненной позиции. Цели обучения и воспитания реализуются во взаимосвязи, в ходе всего учебно - воспитательного процесса, при изучении каждого предмета, на каждом уроке. Специфика процесса воспитания по сравнению с учебным процессом, где главная цель - овладение способами деятельности, воспитывает отношение к данному роду деятельности, а также отношению между студентами.
Умственное развитие учащихся происходит многими путями, главный из них – усвоение основ науки и техники. В условиях комплексной механизации и автоматизации производства в деятельности рабочего резко повышается роль интеллектуальных умений. Поэтому на первый план в обучении все больше выступают задачи развития технического мышления, формирование умений выполнять технические расчеты, планирование и организация труда. И основной формой обучения учащихся является урок, на котором можно применять различные его типы: лекция, семинар,
лабораторная, диспут, демонстрация учебных фильмов, экскурсия. А формы организации обучения также можно разделить на: фронтально - групповую, бригадную, индивидуальную. Также при обучении используются словесные, наглядные, практические методы. Широко применяют средства обучения :оборудование, инструменты и приспособления, приборы и документация, наглядные пособия и т.д. Весь этот комплекс направлен на успешный учебно – развивающий - воспитательный процесс по становлению разностороннего успевающего специалиста. 2.1.Содержание образовательного процесса Учебный план – это государственный документ, в котором указывается:
1. Предметы, подлежащие изучению в данном учебном заведении;
2. Время отводимое на изучение каждого предмета в неделю, за год, за весь курс обучения.
3. Структура учебного года (в какое время проводится теория, в какое практика).
На основании учебного плана в учебном заведении составляется расписание.
Педагогические требования к учебному плану:
1) Правильный подбор предметов;
2) Все предметы в учебном плане должны располагаться так, чтобы была межпредметная связь.
3) Время, отводимое на изучение каждого предмета зависит от важности данного предмета для профессиональной подготовки. Учебная программа-это документ, определяющий содержание учебного предмета и последовательное раскрытие его по частям, определяет объем и содержание умений и навыков по каждому изучаемому предмету. Определяет последовательность обучения по полугодиям и курсам.
Основные принципы построения программы обучения
1. Учет при разработке программы всех процессов дидактики (научности, доступности, связи теории с жизнью).
2. Стабильность программы.
3. Правильный подбор содержания учебного материала, который в учебной программе может располагаться линейно (от простого к сложному) или концентрально (каждый раз по- новому, но шире )
3. Принцип взаимосвязи теории с практикой.
4. Обучение в процессе производительного труда.
5. Овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками должно происходить в учебной мастерской, а завершаться подготовка – на производстве.
На основе учебной программы разрабатывается перспективно-тематический план
Перспективно-тематический план- это планирующий документ, определяющий конкретные учебные темы, которые должны изучить студенты для овладения знаниями и умениями по профессии. Он составляется преподавателем, под руководством методиста и обсуждается на методической комиссии и утверждается директором учебного заведения. Перечень тем является исходным документом для планирования периода обучения на подготовительный, ознакомительный и закрепляющий. Темы между собой взаимосвязаны и располагаются от простых к сложным. Темы разделены на уроки. Планирование и подготовка к занятиям тесно взаимосвязаны. Планирование– это часть подготовки в документации планирования отражаются результаты подготовки педагога к занятиям. Перспективная подготовка идет на целый учебный год, текущая - подготовка к очередному уроку. Каждый элемент подготовки включает личную подготовку учителя, подготовку учебно-материального оснащения планирования учебного процесса. Данная подготовка отражена в плане урока.
Формы организации обучения.
1. Теоретическое обучение.
Урок – основная форма организации обучения, под ним понимается занятие, проводимое преподавателем с постоянным составом учащихся одинакового уровня подготовки, объединенных в учебную группу, является составной частью учебного процесса
2. Производственное обучение – занятия в учебных мастерских и производственная практика на предприятии
3. Дополнительные занятия и внеклассная работа - факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, кружковые занятия.
Классификация уроков.
1. Урок приобретения учащимися новых знаний.
2. Урок формирования умений и навыков (лабораторная, практикум.)
3.Уроки закрепления и применения знаний (семинар, конференция)
4. Уроки повторения материала.
5.Уроки проверки знаний (зачет, экзамен)
6. Комбинированные уроки.
Урок - логически законченный, целостный элемент в учебно- воспитательном процессе, в котором в сложном взаимодействии представлены: цель, содержание, средства и методы обучения, проявляется личность и мастерство учителя, индивидуальные и возрастные особенности учащихся, происходит реализация целей и задач обучения, воспитания и развития.
Основные элементы рока:
Организационная часть
Проверка письменного задания
Устная проверка
Введение нового материала
Задание на дом
Закрепление нового материала
Окончание.
План урока – основной планирующий документ для проведения конкретного урока по теме. Он является результатом подготовительной работы педагога. Стандартных, обязательных форм планов урока не установлено, ибо форма плана, как и его содержание, методы проведения, глубина раскрытия материала темы изменяются в зависимости от содержания урока, его учебной и воспитательной целей, характера предстоящих работ, организации усвоения материала.
2.2. Основные функции учебного процесса
Воспитательная
| Обучающая
| Развивающая
| Формирование интереса к будущей профессии,
воспитание культуры обслуживания
Воспитать у учащихся бережное отношение к клиенту
Воспитать аккуратности и добросовестности в работе
Воспитание бережного отношения к иструменту
| Обучение правилам охраны труда
Ознакомление с подготовительными работами
Обучение правильному виду накручивания волос на коклюшки
Научить учащихся выполнять химическую завивку
| Развитие эстетических вкусов
Приучить внимательно выполнять приемы работы
Развивать у учащихся фантазию и чувство вкуса
Развить у учащихся собственного эстетического мышления
Развить у учащихся способности оценивать качество волос
|
Основные вопросы содержания подготовки педагога.
Этапы подготовки
| Личная подготовка мастера
| Подготовка учебно-материального оснащения
| Планирование учебного процесса
| Подготовка к
учебному году
Подготовка к изучению темы
Подготовка к уроку
| Изучение квалификационной характеристики, учебного плана, программы, педагогической и технической литературы;
Участие в работе учебного заведения, педагогическая конференция;
Участие в профориентационной работы,в комплектовании учебной группы; Изготовление образцов(эталонов) учебно- производственных работ Изучение методической и технической литературы, информационных материалов по теме;
Подготовка или разработка документации письменного инструктирования, межпредметных комплексных заданий ,домашних заданий для учащихся Изучение методической и технической литературы, информационных материалов по передовому опыту работы;
Подготовка к показу трудовых приемов
| Подготовка учебных мастерских, лабораторий училища, рабочих мест в соответствии с требованием учебных программ, норм, правил охраны труда и техники безопасности.
Определение и подготовка учебных заданий для изучения темы;
Проверка наличия и подготовка к использованию учебного оснащения, а также учебной документации, применяемых при изучении темы. Подготовка документации, наглядных приемов
| Участие в работе по подготовке перечней учебно- производственных работ, перспективных планов учебной и воспитательной работы, разработке норм и технических требований.
Анализ знаний учащихся по теме, полученных при изучении специальных и общетехнических предметов;
Распределение материала темы на подтемы и уроки, определение межпредметных связей, передовых приемов, характерных для темы Анализ итогов предыдущих занятий; определение структуры урока;определение методов приемов,системы упражнений
|
2.3. Нормирование учебного времени по плану Способствует более прилежной работе учащихся, побуждает их осваивать передовые приемы и методы работы.
Приучает учащихся ценить факторы времени и обеспечивает к концу обучения освоения или норм, установленных для рабочих соответствующих профессий и квалификаций.
Позволяет устанавливать исходные данные для планирования обучения в учебных лабораториях и точного использования имеющегося оборудования.
Содействует наиболее объективной оценки успеваемости учащегося на основе показателей или установленных норм.
Педагогическое значение нормирования заключается в том, что требует от учащегося выполнения каждого задания в установленное время педагогом:
-приучает к прилежной работе,
-воспитывает в них настойчивость;
-развивает творческие способности;
-побуждает осваивать высокопроизводительные способы труда.
Основой формирования учебно-производительных работ являются технической и расчетной нормой времени.
Значение переводного коэффициента
Учащийся овладевает профессией постепенно и не в состоянии сначала обучения выполнять технические нормы( нормы взрослого), поэтому дни определения ученической нормы времени- вводится переводной
( поправочный) коэффициен. Переводные коэффициенты составляются на основе обобщенных и проверенных на практике материалов и учитывают период обучения и степень сложности учебно- лабораторных работ, выполняемых учащимися. Величина поправочного коэффициента изменяется прогрессивно( от 5,5-1), с таким расчетом, чтобы к концу обучения учащийся выполнял работу по нормам взрослого рабочего соответствующей квалификации. В период освоения учащийся основных приемов работы, т.е. при изучении трудовых операций, нормы , как правило не сообщаются. На более поздних этапах обучения, когда закрепляются навыки выполнения приемов работы следует нормировать часть работ и ученические нормы времени и выработки. Следует сообщать учащимся все комплексные работы нормируются.
В современном обучении профессиональное обучение построено по модульной системе. Каждый модуль содержит в себе различные виды деятельности учащихся : лекция, лабораторная, самостоятельная работа.
Большая часть времени отдается на отработку приемов студентами на лабораторной. Теоретические знания и показ приемов преподается учащимся на лекции. При самостоятельной работе ученики дополняют свои знания, используя дополнительные источники. Так ,например при изучении модуля «Химическая завивка»на лекционный материал выделяется 24 часа – за это время студенты знакомятся с физико- химическим воздействием завивки на волосы, правилами накручивания волос на коклюшки, технологией выполнения завивки, уходу за волосами после выполнения химической завивки. На лабораторной студентам проводится вводный инструктаж, показываются правильные приемы, выделяется время на освоение технологии выполнения завивки, нормируется ученическое время выполнения, формирование взрослых норм выработки. На весь модуль выделяется 80 часов, из них 24 часа- лекционные,20часов- тренировочного времени, и 36-овладевательного периода.
Для того рассчитать время тренировочного периода определяется из расчета 10-15% от всего времени на тему.
И если на начало изучения данной темы коэффициент нормы времени студента5,5 то на окончании он ближе к 1.
Для успешного овладения навыками и умениями в лаборатории и учебной мастерской созданы приближенные к производственным условия. Сначала студенты соблюдают все правила накручивания волос, а потом ускоряют время выполнения работ. |