|
Составитель: учитель физической культуры мбоу лицей №3 г. Сургута высшей квалификационной категории Составитель: учитель физической культуры МБОУ лицей №3
г. Сургута высшей квалификационной категории.
Подливалова А.Е.
Развитие физических качеств детей младшего
школьного возраста через игру. «В игре формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце и воля».
К.Д.Ушинский
Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. В детские и юношеские годы (в период самого активного формирования организма и социализации личности) - игровая деятельность занимает наибольшее место.
Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Исключительная роль отводится играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущи элементы здорового соперничества, интересного соревнования. Играя, дети вживаются в образы, роли, выполняют двигательные действия, присущие своим героям, но в то же время игра – ситуация вымышленная, фантастическая. Например, в игре «Космонавты», дети выполняют «полет» на Луну, оставаясь при этом в спортивном зале.
Основными задачами физического воспитания в школе является укрепление здоровья, содействие гармоничному развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, воспитание волевых и моральных качеств. Решению всех этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Игра является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит познать природу детства.
Играя, дети и подростки развиваются физически, а физическая активность способствует мозговой деятельности. Игра помогает лучше узнать друг друга, учит толерантности, учит адекватно воспринимать мнения членов своей команды и соперников. Проявляются в игре и морально-волевые качества. Здесь выражаются способности ребенка и сила его души.
Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровне ее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психического развития.
Младший школьный возраст (1-4 класс). В возрасте 7-10 лет дети проявляют высокую физическую активность, что позволяет проводить игры со значительной физической нагрузкой. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны перерывы для отдыха. Этим возрастным особенностям отвечают игры типа перебежек, которые широко представлены в школьной программе (салки, «Вызов номеров», «День и ночь», «Октябрята» и др.)
У школьников в этом возрасте преобладает предметно – образное мышление. В связи с этим целесообразно проводить подвижные игры сюжетного характера, предоставляя участникам проявлять творчество. Сюжетность игр отражается в их названиях: «Волк во рву», Зайцы, Сторож и жучка», «Два Мороза», «Выставка картин» и др.
Для развития общеучебных умений и навыков, в частности речи, в школьной программе есть немало игр с речитативом: «Октябрята», «Гуси-лебеди», «Космонавты» и т.д. Начиная применять такие игры на своих уроках, наблюдаю нечеткую, не громкую речь, которая по мере освоения программного материала становится значительно лучше, уверенней, богаче.
Поскольку координация движений у младших школьников еще не совершенна, полезно применять игры, требующие проявления значительной точности движений, чувства времени и пространства: «Прыжки по полоскам», «Мяч соседу», «Лиса и куры» и др.
Сравнительно слабое развитие мышечной системы (особенно брюшного пресса и спины) не допускает игры с активным единоборством, переноской и передачей друг другу тяжелых предметов. Альтернативой выступают игры с кратковременными силовыми напряжениями (перетягивания и выталкивание). «Бой петухов», «Перетягивание через линию», «Выше ноги от земли» (с кратковременным удержанием собственного веса на гимнастической стенке, канате) и др. Не постоянное применение таких игр, оставляет у ребенка интерес, чувство новизны и они с удовольствием включаются в борьбу.
Учащиеся 3-4 классов начинают интересоваться играми, позволяющими владеть мячом: передачи, ловля, выбивание: «Мяч в центре», «Подвижная цель», «Попади в мяч», «Охотники и утки» и др. В занятия можно включать и комбинированные действия: бег в сочетании с метанием, с подлезанием, с перелезаниями и пр.
Таким образом, характер подвижных игр у младших школьников разнообразен, но преобладают коллективные игры с водящим, командные игры без вступления в непосредственное соприкосновение с противником. Главное содержание игр – движения, способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры с бегом, прыжками, увертыванием, метаниями в цель и на дальность, преодолением небольших препятствий.
В этом возрасте проявляется заинтересованность в совместных действиях, активно формируются навыки общественного поведения, дети уже умеют сдерживаться, подчиняться в играх общим правилам, оценивать поступки других.
Особенности физического и психического развития детей диктуют учителю и методику организации подвижных игр. Дети лучше сохраняют в памяти наглядно-образное объяснение игр, не любят долго находиться вне игры, когда она еще не закончена.
Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению всех систем организма и формированию правильной осанки.
На своих уроках я стараюсь разнообразить игровой материал, учитывая физическое развитие и психо-эмоциональное состояние учащихся.
Подвижные игры составляю по следующим параметрам:
- по наличию или отсутствию инвентаря;
- по количеству участников;
- по степени интенсивности;
- по специфике физической подготовки;
- наличию или отсутствию ведущего;
- месту проведения;
- по элементам разметки пространства;
- по системе подсчета очков;
- по игровым прелюдиям и наказаниям;
- по общему сюжету.
Игровой метод в силу присущих ему особенностей является методом комплексного совершенствования двигательной деятельности. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстроту, ориентирование в пространстве, самостоятельность, инициативу, без которых спортивная деятельность невозможна.
Несмотря на то, что игры часто включают в себя действия избирательного характера на совершенствование одного из двигательных качеств, их следует рассматривать как упражнения общего физического воздействия.
Ни одна подвижная игра не может служить средством развития какого-то одного качества. В играх с элементами силовой борьбы, как правило, развивается выносливость. Например: в игре «Скакуны» убегающие, избегая осаливания, должны как можно дольше продержаться на площадке. А прыжки на одной ноге (что предусмотрено правилами), укрепляют мышцы стопы, голени и бедра. Догоняющий должен также быть выносливым.
В другой игре, специфичной для развития силы, - «Перетягивание в парах» - успех определяется не столько силовыми качествами игроков, сколько физической выносливостью и волей к победе. Это особенно важно, так как уровень развития физических качеств определяется не только функциональными возможностями органов человека, но и волевыми качествами. Развитие быстроты. Быстрота – это способность человека выполнять движения в минимально-
короткий отрезок времени. Физическое качество «быстрота» особенно хорошо развивается в играх, где сочетаются такие основные показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, скорость передвижения тела или его частей в пространстве. К таким играм относятся: «Вызов номеров», «День и ночь», «Перебежки с выручалкой», «Падающая палка», «Наступление» различные эстафеты, и др.
Необходимые условия для воспитания быстроты – повышенная работоспособность и высокая эмоциональность детей, желание двигаться. Наибольший прирост скорости движения наблюдается в возрасте с 9-11 лет; в 12-14 лет результаты остаются без изменения, а затем показатели растут медленнее.
Поскольку упражнения для развития быстроты выполняются в предельно быстром или околопредельном темпе, им по характеру соответствуют и игры с активным соревнованием двух сторон: «Охотники и утки», «Борьба за мяч», «Скакуны» и др.
Игры для развития быстроты реакции на движущийся объект успешно применяются и в единоборствах: «Бой петухов», «Перетягивания» и др.
Скоростно – силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Интенсивное развитие скоростно–силовых способностей у мальчиков в период от 10 до 11 лет, а у девочек – от 9 до 10 лет.
Упражнения для развития быстроты в играх очень разнообразны по характеру. Действия в упражнениях, включаемых в игру или в подобранных готовых играх, по форме движений и по быстроте мышечных сокращений должны быть по возможности близки к двигательным действиям, свойственным избранному виду спорта. Поскольку скоростные раздражители наиболее эффективны при оптимальной возбудимости нервной системы, игры, содействующие развитию быстроты, рекомендуется проводить до наступления утомления, то есть в начале урока. (Приложение №1, №2)
Развитие выносливости
Выносливость – это способность человека совершать работу заданной
интенсивности в течение возможно более длительного
времени. Выносливость выражается через совокупность физических способностей, обеспечивающих поддержание длительности работы в различных режимах мощности: максимальной, субмаксимальной (околопредельной), большой и умеренной нагрузок. Каждой зоне (режиму) нагрузок присущ свой своеобразный комплекс реакцией органов и структур организма.
Возрастная динамика выносливости в условиях максимальных нагрузок в младшем школьном возрасте характеризуется постепенным увеличением. Выносливость субмаксимальной нагрузки начинает возрастать у мальчиков с 10 лет и у девочек с 9 лет.
Выносливость в условиях больших нагрузок наиболее интенсивно увеличивается у мальчиков с8 до 11 лет, а у девочек – с 9 до 11 лет.
Выносливость в условиях умеренных нагрузок эффективно развивается на протяжении всего младшего школьного возраста, но наилучшего результата можно добиться у мальчиков 8-10 лет и у девочек 7-9 лет.
К играм, способствующим развитию выносливости можно отнести такие игры, как: «Ручей», «Кросс по кругу», «Салки, ноги от земли», «Салки-догонялки» и т.д. (Приложение №3).
Развитие силы Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление
или противодействовать ему за счет мышечных усилий. В младшем школьном возрасте рост мышц не значителен. Только по достижении возраста 12-15 лет мышечная масса увеличивается, а значит растет мышечная сила.
В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают собственный вес, либо сопротивление противника. Для проведения игр с преодолением собственного веса используются: гимнастическая стенка, брусья, канат. Нередко такие игры не требуют инвентаря и связаны с перемещением на площадке в упоре лежа, в упоре сзади, с выпрыгиванием и т.д. Многие из этих игр (эстафеты с подтягиванием, отжиманием, метанием мяча) можно проводить в виде контрольных упражнений (тестов), характеризующих сдвиги в силовой подготовке. Эмоциональная окраска подобных испытаний заставляет участников игры проявлять максимальные усилия для достижения как личной так и командной победы.
В игры включаются упражнения, направленные на увеличение силы сгибателей и разгибателей тех конечностей, которые не являются ведущими.. Например, для правшей в играх с прыжками надо акцентировать внимание на левой ноге, а в играх с перетягиванием – на левой руке.
Примерные игры, направленные на развитие силы: «Бой петухов», «Тяни в круг», «Кто сильнее», «Выталкивание из круга», «Перемена мест», «Пушкари», «Перетягивание через черту» и т.д. (Приложение №4). Развитие ловкости Ловкость- это способность человека перестраивать свою двигательную
деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся
обстановки. Эффективными средствами воспитания ловкости являются подвижные и спортивные игры, борьба, акробатика и т.д.
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью суставов).
Решение двигательных задач предполагает выполнение освоенных двигательных действий в незнакомых ситуациях. Элемент новизны поддерживается координационной сложностью действия и созданием новых условий. Это физическое качество хорошо развивать в играх с бегом, прыжками, предметами, используя спортинвентарь и оборудование (канат, гимнастическая стенка).
Координационные способности связаны с качеством управления движениями в пространстве и времени. Среди этих способностей выделяют:
а) пространственную ориентировку;
б) точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
в) статическое и динамическое равновесие.
Пространственная ориентировка подразумевает реакцию ученика на внешнюю ситуацию: он должен учитывать возможную динамику ее изменения, осуществлять прогнозирование предстоящих событий и в связи с этим действовать для достижения положительного результата.
Воспроизведение пространственных, силовых и временных параметров движений проявляется в точности выполнения двигательных действий. Их развитие определяется совершенствованием сенсорных (чувствительных) механизмов регуляции движений.
Точность пространственных в различных суставах (простая координация) прогрессивно увеличивается при использовании упражнений на воспроизведение поз, параметры которых задаются заранее (например, по команде учителя удержать равновесие в позе «ласточка»).
Точность силовых и временных параметров двигательного действия характеризуется способностью дифференцировать мышечные усилия по заданию или необходимости, связанной с условиями данного упражнения.
Точность пространственных перемещений в суставах прогрессивно увеличивается у детей с 7-12 лет. Средствами ее развития служат упражнения на воспроизведение поз человека, когда параметры расположения тела задаются учителем.
Для развития ловкости можно использовать такие игры, как «Ловля парами». «Мяч ловцу», «Перестрелка», «Часовые и разведчики», «Защищай товарища», «Защита укрепления», «Попади в мяч» и т.д. (Приложение №5)
Развитие гибкости Гибкость – это способность совершать движения с максимальной
амплитудой, т.е. зависимость от морфо-функционального
состояния опорно-двигательного аппарата. Гибкость интенсивно увеличивается у детей в возрасте от 6-8 лет до 10-11 лет. У девочек показатели гибкости на 20-30% выше, чем у мальчиков. Гибкость развивают в основном с помощью метода повторов, при котором задания на растягивание выполняют сериями. Необходимо помнить, что при выполнении упражнений на растягивание следует хорошо «разогреть» все группы мышц, чтобы избежать травм. Гибкость бывает активная и пассивная. Активная гибкость достигается за счет мышечных усилий (мышц антагонистов, выполняющих противоположное движение) самого человека, при выполнении движений с максимальной амплитудой. Пассивная гибкость достигается за счет внешних сил. Пассивная гибкость всегда больше активной.
Гибкость зависит от: 1) формы суставов;
2) умения расслаблять растягиваемые мышцы;
3) температуры мышц. (Разогретые мышцы
более эластичны и растягиваются значительно легче).
Следует развивать преимущественно подвижность в тех суставах, которые играют ведущую роль (плечевые, тазобедренные, голеностопные и суставы кисти). Амплитуду движений следует увеличивать постепенно; в конце задания обязательно выполнять упражнения на расслабление мышц.
На уроках можно использовать такие игры, как «Кто быстрее», «Мяч в тоннеле», «Сороконожки», «Попрыгаем через обруч», «Веревочка под ногами», «Придумай сам», «Музыкальные салки», «Музыкальные змейки», «Со скакалкой парами», «Мы спортсмены» и т.д.. (Приложение №6). Вывод. Таким образом, используя богатый игровой материал на своих уроках и во внеурочной деятельности, я контролирую объем усвоенных двигательных умений и навыков. Используя личностно-ориентированный подход дифференцирую сложность игровых заданий, меняю ведущего, разными способами делю детей на команды (по расчету, по капитанам, по жребию, по считалке и т.д).
Применение игр повышает и уровень воспитанности, что проявляется во взаимоотношениях между соперниками и внутри команды, прослеживается рост спортивной культуры.
В игре проявляются индивидуальные качества ребенка, происходит социализация личности, вовлечение в межличностные отношения.
Игра помогает не забывать уже пройденный материал различных разделов программы (легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол, гимнастика снарядовая и акробатика, лыжная подготовка). Литература 1. Коротков И.М. Подвижные игры. / И.М. Коротков,– М.: ФИС, 1982 – С.24-27
2. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе.
/ А.П. Матвеев, - М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, С.33-49
3. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. / И.М.Коротков, - М.ФИС, 1971. М.:ФИС, 1971, С.5-18, 33-115
4. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. / В.И. Лях, – М.: ФИС, 1998. С. 11-21
5. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 класс. / В.И. Лях, - М.: Учебное пособие.
2000.
6. Примерная программа по физической культуре для учащихся начальной
школы. М.1999.
7. Шлемин А.М. Физическое воспитание учащихся 1-4 классов. / А.М. Шлемин -
М.: ФИС, 1993
8. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред. Кофмана Л.Б,-
М.: ФИС, 1998.
9. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.
/ В.И. Лях, А.А.Зданевич, - ФИС, 2004
Приложение
Игры, способствующие развитию быстроты.
«Два Мороза»
На противоположных сторонах площадки на расстоянии 10-20 м линиями отмечают дом и школу. На одной стороне зала (за чертой) - все играющие, кроме двух водящих, Морозов. Они стоят посередине площадки и, обращаясь к ребятам, говорят: - Мы два брата молодые, два Мороза удалые. Я Мороз - Красный нос, - говорит один. Я Мороз - Синий нос, - говорит другой. – Кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься? Дети дружно отвечают: - Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз! – после чего перебегают из дома в школу. Морозы пятнают перебегающих, замораживают их. Кого осалили – остается стоять на месте. Затем Морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегают обратно в дом. Им разрешается по дороге выручать замороженных, коснувшись их рукой; после чего вырученные присоединяются к остальным.
После двух перебежек из не пойманных ребят выбирают новых Морозов, а остальных подсчитывают и отпускают.
В итоге игры отмечаются ребята, не попавшиеся Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих. Не разрешается задерживаться в доме, салить за чертой и покидать перебегающим то место, где их настигли Морозы. «Белые медведи»
Площадка представляет собою море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней располагается водящий – белый медведь, остальные – медвежата. Они размещаются произвольно по всей площадке.Медведь кричит: «Выхожу на ловлю!» - и устремляется ловить медвежат. Сначала он ловит одного медвежонка (отводит на льдину), затем второго. После этого два пойманных игрока берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. Медведь отходит на льдину. Настигнув кого - нибудь, пара медвежат соединяет свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: «Медведь, на помощь!». Медведь подбегает и осаливает пойманного, и он идет на льдину. Когда на льдине окажется двое пойманных, они берутся за руки и начинают ловить медвежат. Игра продолжаются до тех пор, пока не будут переловлены все медвежата. Последний пойманный становится белым медведем. Правила разрешают медвежонку выскальзывать из-под рук окружившей его пары, пока его не осалил медведь. При ловле запрещается хватать игроков, убегающие не имеют права забегать за пределы площадки.
Более простой вариант - «Ловля парами». В этом случае водящий, осалив игрока, составляет с ним пару, а затем каждые двое новых пойманных тоже составляют пары ловцов. «Линейная эстафета с бегом»
Три команды строятся в шеренги и располагаются в виде буквы П. Перед командой, находящейся между двумя другими, проводится общая стартовая линия и отметки для игрока каждой команды. Против этих отметок в 15-20 м ставятся три городка (по одному на команду). Первые номера от каждой команды встают за линию начала бега.
По команде учителя «Марш!» они выбегают вперед, а следующие по порядку бегуны от каждой команды быстро встают за линию начала бега, то есть занимают их места на старте. Первые номера, достигнув своих городков, обегают их справа налево и, возвращаясь обратно, касаются ладонью руки очередных игроков своей команды, после чего занимают свои места в шеренгах. Затем вторые команды выбегают вперед, а третьи выходят на старт и т.д.
Игра повторяется три раза. Команда, закончившая перебежки раньше других и не нарушившая правил, побеждает.
В игре могут принимать участие не три, а две команды. Можно поводить эстафету и в колоннах.
« Убегающие и догоняющие»
Играют две команды – убегающих и догоняющих. Догоняющие строятся в одну шеренгу перед своей линией старта. В 1,5м от нее по направлению к финишу обозначается другая линия старта, перед которой выстраиваются убегающие. В 15м от второй линии старта находится «канава» шириной 1,5-2м.
По сигналу обе команды принимают положение старта ( низкий, высокий,
стоя на одной ноге и т.д.), по второму сигналу все устремляются вперед. Убегающие стараются как можно быстро достигнуть «канавы» и прыгнуть в нее,
а догоняющие – запятнать их до того, как они «спрячутся» в канаве. Кому удается это сделать, получает 1 очко. Проводится два забега, после чего подсчитываются очки. Побеждает команда, набравшая в сумме двух забегов большее число очков. «Вызов номеров»
Играющие делятся на две команды и строятся в колонну по одному перед линией старта. Капитаны распределяют игроков по номерам. В 15м от линии старта против каждой команды кладется обруч или обозначается круг – место поворота. Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к месту поворота, огибают его и возвращаются на место.
Прибежавший первым получает 1 очко. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков.
Игры, способствующие развитию скоростно- силовых качеств.
« Борьба за мяч»
Играющие делятся на две команды. В каждой выбирается капитан. На противоположных сторонах площадки обозначаются два круга диаметром 1,5 – 2м. Ведущий стоит в центре площадки, возле него – капитаны команд. Ведущий подбрасывает набивной мяч весом 1кг, а каждый из капитанов старается отбросить мяч кому – либо из игроков своей команды. Команда, завладевшая мячом, путем передач старается положить его в круг, находящийся на стороне противника. За это команда получает 1 очко, после чего игра возобновляется путем вбрасывания мяча игроком, завоевавшим для своей команды очко. Продолжительность игры оговаривается заранее. Выигрывает команда, завоевавшая больше очков.
Условия: - с мячом можно передвигаться не более трех шагов.
- не разрешается играть ногами.
- если два игрока противоположных команд борются за мяч,
третий не имеет права вступать в игру.
- при нарушении правил мяч передается команде соперника для
вбрасывания из-за боковой линии. «Прыжки по кочкам».
Занимающиеся делятся на две команды и выстраиваются в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки перед стартовыми линиями. На площадке обозначают две зигзагообразные дорожки, расположенные на расстоянии 70-80см одна от другой, а внутри каждой дорожки – по 10 кружков диаметром 30-40см (это «кочки»). По команде ведущего игроки, стоящие первыми с правого фланга с эстафетной палочкой или флажком в руке, продвигаются вперед прыжками с кочки на кочку, каждый по своей дорожке, бегом возвращаются обратно, передают эстафету следующим участникам, а сами становятся на левый фланг. Игра заканчивается, когда обе команды выстроятся в первоначальном порядке. Побеждает команда, сделавшая это первой.
Условие: - прыгая, нельзя наступать на линию кружка и пропускать кочки. Игрок, нарушивший это правило, возвращается к исходному положению и повторяет задание. Игры, способствующие развитию выносливости «Салки»
Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, поймают, меняются с ними ролями. Количество участников – от 3 до 40 человек.
Выбирается водящий – «салка». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площадки. Водящий объявляет:
«Я – салка!» - и начинает ловить играющих. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится салкой и объявляет, подняв руку вверх: «Я – салка!». Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Разновидности «Салок»
- «Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в
котором они могут спасаться от «салки», но долго
находиться там не имеют права.
- Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны поднять
ноги от земли (от пола). С этой целью они залезают на
какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги
вверх. В таком положении «салка» не имеет их права
салить.
- Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки» кричит: «Дай руку!».
Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку,
то водящий не имеет права их осаливать. Если же с
другой стороны присоединится еще игрок, т.е. их
будет трое, водящий имеет право любого крайнего.
- «Салки – пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая
дорогу между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает
Как только кто – либо перебежит дорогу, «салка»
должен ловить его. Тут снова кто-то стремится
выручить товарища и перебегает дорогу, «салка»
начинает ловить его. И так все стремятся спасать
товарища, за которым бежит «салка». Водящий
должен быстро переключаться и ловить нового игрока,
перебежавшего ему дорогу. Правила ко всем «Салкам».
1. Ловить играющих – значит прикоснуться к кому –либо рукой или определенным предметом, но не хвататься за игрока и тащить его.
2. Играющие могут бегать только в пределах установленных границ площадки.
Выбежавший за границу считается пойманным и меняется ролью с «салкой».
3. Каждый новый «салка» должен объявлять, что он стал «салкой», чтобы все
знали, от кого спасаться
«Пятнашки»
Играющие выбирают водящего – пятнашку. Все разбегаются по площадке,
а пятнашка их ловит. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.
- Варианты:
1. «Пятнашки, ноги от земли». Играющий может спастись, если встанет на
какой-то предмет.
2. «Пятнашки – зайки». Пятнашка может осалить только бегущего игрока,
но стоит последнему запрыгать на двух ногах (одной ноге) – он в безопасности.
3. «Пятнашки с домом». По краям площадки рисуют два круга, это дома.
Один из играющих – пятнашка. Он догоняет участников игры. Преследуемый
может спастись в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если же
пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.
4. «Пятнашки с именем». Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе
названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя
назвал (например, лиса).
5. « Круговые пятнашки». Участники игры встают по кругу на расстоянии одного
шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором
расстоянии друг от друга, один из них – пятнашка, он догоняет второго игрока.
Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у
игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок
оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное
место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет,
может занять и пятнашка. Тогда пятнашкой становится тот, кто остался без
места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.
«Ручей»
Играют две команды, которые выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. В 10-15м против каждой колонны обозначают место поворота (флажком, булавой). По сигналу направляющие команды бегут к месту поворота, огибают предмет, возвращаются к своей команде и берут за руку очередного участника. Теперь они вдвоем, держась за руки, обегают место поворота и снова возвращаются к команде. К ним присоединяется третий, держащий за руку второго, и так до тех пор, пока все игроки команды не будут бежать вместе, держась за руки. Побеждает команда, закончившая бег первой.
Игра повторяется несколько раз. Направляющие каждый раз меняются.
Игры, способствующие развитию силы. «Тянитолкай»
Это парная игра. Ведь Тянитолкай – это животное с головами с обеих
сторон.Игроки, сцепившись руками и встав спиной друг к другу, образуют это сказочное животное. Игра для детей 7-8 лет, игроков – от 6 человек. Развивает выносливость, ловкость, силу и смекалку. Все делятся на пары. Выбирается ведущий. Чертятся две линии на расстоянии нескольких метров. Пары встают на одну из линий, но не просто так. а сцепившись руками, спиной друг к другу. Получается тянитолкай. Становиться можно по-разному: боком или прямо, лицом к линии.
«Перетягивание через черту»
Две команды играющих встают одна против другой вдоль черты, проведенной
между ними. Мальчики стоят против мальчиков, а девочки против девочек. В
четырех шагах за каждой командой стоят игроки, выделенные для подсчета очков.
По команде учителя игроки сближаются у средней линии и берутся за одну (две) руку. По второму сигналу каждый старается перетянуть своего соперника за линию, где стоят помощники. Тот игрок, которого перетянули, дотронувшись ладонью до игрока, подсчитывающего очки, может снова уйти за черту и опять играть за свою
команду. Каждый перетянутый игрок приносит перетянувшей его команде одно
очко. Команда, получившая большее количество очков, побеждает.
В ходе игры разрешаются захваты только за руки, перетягивать по одиночке, парами, несколькими игроками одновременно. Упрощенный вариант игры предусматривает перетягивание только за среднюю линию. « Сильные и ловкие»
Две команды располагаются по кругу, через одного. Внутри него у линии, ограничивающей круг, восемь чурок, в центре круга – мяч. По сигналу участники игры, взявшись за руки, стараются подтолкнуть противника, чтобы он сбил чурку
(городок, малая булава). Сваливший ее берет мяч и, стоя в центре круга, не сходя с места, пытается осалить им кого-либо из игроков другой команды, которые разбегаются в разные стороны. Если метавший промахнется, его команда наказывается двумя штрафными очками. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков (за точный бросок команде, сбившей чурку, начисляется одно штрафное очко). «Бой петухов»
По одному ученику из каждой команды поочередно встают в очерченный круг( диаметр 1-1,5м) лицом друг к другу на одной ноге (другая согнута в колене, руки скрещены на груди) и пытаются столкнуть соперника, заставить его опустить
вторую ногу на пол. Тот, кто встал на обе ноги или вышел из круга, считается проигравшим. Выигравшей команде присваивается очко. Побеждает команда,
набравшая больше очков.
«Борьба в квадратах»
Чертят три квадрата: размер первого 3*3м, второго 2*2м, третьего 1*1м. Расстояние между квадратами 1,5м. В первый квадрат вызывают 4 игроков. По сигналу они стараются плечом вытолкнуть друг друга из квадрата. Победитель остается в квадрате. Трое побежденных переходят в соседний квадрат и таким же способом продолжают борьбу. Оставшиеся двое заканчивают поединок в малом квадрате. Игрок, оставшийся в первом квадрате, получает четыре очка, во втором – три, в третьем – два, а выбывший – одно очко. Окончив игру, четверка уходит на свое место, а в первый квадрат вызывается очередная четверка.
Запрещаются грубые толчки. Игроку, ожидающему соперника, разрешается стоять в положении вольно. Игры, способствующие развитию ловкости «Охотники и утки».
Участвуют от 6 до 40 человек. Играют и дети и взрослые. Для игры нужен мяч среднего размера. На площадке чертят круг диаметром от 6 до 10м. Если играют в узком зале, то рекомендуется начертить две линии 6-8м одна от другой, образовав прямоугольник, двумя сторонами которого будут стены и двумя другими – начерченные линии.
Играющие делятся на две команды – «охотников» и «уток». «Охотники» становятся по кругу за чертой или за начерченными линиями, разделившись пополам. У одного из них в руках мяч. «Утки» располагаются произвольно в кругу или в прямоугольнике. «Охотники», не входя в круг, перебрасывают мяч друг другу и в удобный момент бросают в «уток». Спасаясь, «утки» увертываются от мяча, бегают и прыгают внутри круга. Осаленная мячом («подстреленная») «утка» выходит из игры. После двух игр отмечается победитель – команда «охотников», быстрее другой «перестрелявшая» всех «уток». Если времени для игры мало, ее участники хорошо владеют мячом и физически хорошо подготовлены, можно ограничить игру временем.
Например: отмечается количество «уток, пойманных за 3 минуты.
В этом случае считается победительницей команда, которая больше осалит «уток» за установленное время.
Правила: - «Охотники» не имеют права заступать за черту круга (или
прямоугольника). В противном случае попадание не засчитывается.
- Салить мячом можно в любую часть тела, за исключением
головы.
- Если круг или прямоугольник небольшие, то место для
попадания может быть ограничено (например, ноги до
коленей).
- Осаливание «уток» мячом, отскочившим от земли или от
пола, не засчитывается.
- «Подстреленная» «утка» временно не участвует в игре (пока
не будут осалены все «утки» и команды не поменяются ролями).
Мяч ловцу
Игра напоминает баскетбол. Участники распределяются на две команды.
Игра проходит на прямоугольной площадке, в противоположных углах которой стоят ловцы (по диагонали). Перед каждым из них чертится нейтральная зона шириной в 1м.
Мяч в игру вводят в центре площадки, бросая его вверх между двумя игроками противоположных команд. Завладев мячом, команда старается удержать его и, перебрасывая друг другу, подойти ближе к своему ловцу, чтобы передать ему мяч. Сделавшие это получают 1 очко. Потом пострадавшая команда вводит мяч в игру от лицевой линии, и игра продолжается. Команда, набравшая за 10 минут больше очков, считается победителем.
Правила: - не разрешается заступать в нейтральную зону. За это нарушение
мяч передается другой команде.
- нельзя толкаться, бить игроков по рукам, бегать с мячом в руках
( можно сделать не более 2 шагов). За грубую игру назначается
штрафной бросок. Для выполнения его бросающий встает в 6 шагах
от своего ловца. Мешать ему может только один перехватчик. Игры, способствующие развитию прыгучести. Игры со скакалкой
Игры со скакалкой заключаются в последовательном безошибочном выполнении определенного набора движений. Например, пять прыжков надо совершить на правой ноге, затем в прыжке развернуться на 180* и т.д. Участники
могут выполнять одну или несколько «классических» схем, или демонстрировать личную. Если игрок ошибается, то прыгает следующий по очереди. Прыгающий может вращать скакалку сам или это могут делать два других игрока, взявшись за ее концы. В усложненном варианте вращают сразу две скакалки. «Удочка»
1. Для игры нужна веревка длиной 3-4м, на конце которой привязан мешочек,
наполненный горохом или песком. Можно использовать обычную скакалку. Это
удочка, с помощью которой рыбак (водящий) ловит рыбок (остальных играющих).
Все играющие становятся в круг, а водящий – в середине круга с веревкой в руках. Он вращает веревочку с мешочком так, чтобы тот скользил по полу, делая круг за кругом под ногами играющих. Ребята подпрыгивают над ним и стараются,
чтобы их не задели мешочком. Тот, кто будет задет мешочком, становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий идет на его место в круг.
Пойманным игрок считается в том случае, если веревочка коснулась его ноги не выше голеностопа. К водящему во время прыжков нельзя приближаться.
Во втором варианте задевший веревку выбывает из игры. Выигрывают два-три игрока, оставшиеся последними.
2. В командном варианте «Удочки» стоящие по кругу рассчитываются на первый – второй и соответственно составляют команду. Водящий один и тот же.
Игрок, задевший веревочку, поднимает руку вверх; он приноси своей команде штрафное очко. Счет после каждой ошибки объявляется громко. Победу в игре одерживает команда, получившая после 2-4минут игры меньше штрафных очков. «Прыгуны и пятнашки»
Участники игры делятся на две равные команды, каждая из которых выстраивается вдоль боковых сторон зала лицом к середине. По жребию одна команда назначается прыгунами, вторая – пятнашками. На площадке делается разметка. В 1м от лицевой границы площадки проводится стартовая линия (для бегунов), а впереди, через 3м – вторая стартовая линия (для прыгунов). Перед этой линией (в 10-12м от нее) чертят полосу шириной 1,5-2м.
По команде учителя «На старт!» четверо игроков из команды прыгунов занимают места за второй линией. За ними в затылок тут же встают за ближайшую к стене линию четверо из команды пятнашек. По команде «Внимание!» прыгуны ипятнашки принимают положение высокого старта, и по команде «Марш!» все выбегают вперед. Задача прыгунов – быстрее достичь полосы и перепрыгнуть через нее. Задача пятнашек – успеть осалить прыгунов прежде, чем они сделают прыжок (пятнашки не прыгают). Если прыгуна не успеют осалить до прыжка, его команда получает очко. Пятнашка, который коснется прыгуна рукой до начала прыжка, также получает одно очко.
После первых четверок в борьбу вступают вторые четверки прыгунов и пятнашек, пока все не примут участия в игре. После этого команды меняются местами.
В итоге побеждает команда, набравшая больше очков.
Правила разрешают пятнашке салить любого игрока или нескольких игроков. Касание засчитывается только до момента отталкивания. Прыгун, заступивший за пределы полосы или не перепрыгнувший полосу, считается осаленным.
«Прыжок за прыжком»
Играющие делятся на две команды, каждая из них распределяется по парам, Пары каждой команды встают колоннами в 3-4 шагах друг от друга и держат за концы короткие скакалки на расстоянии 50-60см от пола.
По сигналу учителя первые пары быстро кладут скакалку на землю и оба игрока
(один - налево, другой – направо) бегут в конец своей колонны, а затем последовательно перепрыгивают через скакалки всех пар, стоящих в колонне. Добежав до своих мест, оба игрока останавливаются и берут свою скакалку снова за концы. Как только первая скакалка поднята с земли, вторая пара кладет свою скакалку, прыгает через первую скакалку, бежит мимо колонны в ее конец и перепрыгивает через скакалки до своего места. Затем в игру вступает третья пара и т.д. Соревнование идет между двумя колоннами. Игроки колонны, закончившие прыжки первыми, побеждают. Попрыгунчики – воробушки
Чертится круг диаметром 4-6м. Выбирается водящий – кошка. Она сидит в центре круга, а остальные играющие – воробушки - становятся за пределами круга. По сигналу воробушки впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманные игроки остаются в круге.
Когда кошка поймает 3-4 воробьев, выбирается новая кошка из пойманных.
Разрешается прыгать на одной или двух ногах (по договоренности). Тот,
кто пробежал через круг, считается пойманным.
«Лягушки и цапля»
В середине площадки обозначают «болото», куда ставят небольшие стойки. На них вешают ленточки с грузиками так, чтобы они не провисали. В стороне от «болта» стоит цапля. Лягушки прыгают в «болоте», ловя комаров. По сигналу цапля перешагивает через ленточку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из «болота» любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.
Правила: из «болота» можно только выпрыгивать; перешагнувший через ленточку считается пойманным. Игру можно усложнить, подняв высоту ленточки и увеличив число цапель.
Игры, способствующие развитию гибкости «Придумай сам»
Класс делится на две команды, которые строятся в шеренги на разных концах зала лицом к его середине, рассчитываясь по порядку номеров. Учитель называет
любой номер. Игрок должен быстро выйти на середину зала и показать три
разных упражнения. Затем выходит игрок другой команды и показывает три
новых упражнения, не похожих на прежние. В том случае, если одно из упражнений будет повторено, команде начисляется одно штрафное очко.
Игра продолжается 5-6 минут. Итог подводится по сумме штрафных очков. «Прыгуны и ползуны»
Игроки – мальчики рассчитываются на первый – второй и легким бегом
движутся по залу, соблюдая дистанцию в 4-5 шагов. По команде учителя
«Руки в стороны» первые номера останавливаются в положении ноги врозь, а
вторые номера проползают у них между ногами. Если же педагог поднял руки вверх, вторые номера останавливаются и принимают положение упора стоя согнувшись с опорой о колени, а первые номера перепрыгивают через них с
опорой на спину (чехарда), отталкиваясь двумя ногами. Затем первые и вторые номера меняются ролями. Игра длится 2-3 минуты, после чего отмечаются самые лучшие ученики. «Гимнастические салки»
В игре участники разбегаются по залу, а выбранный водящий догоняет и старается осалить одного из убегающих, который не успел принять соотвествующую гимнастическую позу (полушпагат, полумост, мост, упор,
равновесие, затяжка, «цапля» и т.д.). Осаленный становится новым водящим и игра продолжается. |
|
|