ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ«ШАНС»Цели:
интеллектуальное развитие студентов;
развитие познавательной и творческой деятельности;
развивать культуру коллективного умственного труда;
выявить команду победителей.
Место проведения – кабинет математики.
Оборудование для игроков- бумага , карандаши-ручки, кубик, таблички с названием команды.
Оборудование доски- цветные картинки прикрепленные магнитами, на обороте задания к игре.
Организационный момент.
- Требуется по одному наблюдателю от группы.
- слушать ведущего внимательно,
- соблюдать дисциплину
Ведущий:
До начала игры наблюдатели садятся с каждой командой за один стол, для ведения протокола игры. Желательно, чтоб наблюдателями были учащиеся, но из разных групп.
Знакомство с протоколом игры:
Консультант в колонке «Шанс» пишет,
сколько баллов можно заработать, а в колонке «заработано» пишет, сколько фактически заработано. В конце игры наблюдатель подведет итог, какой шанс был у команды и сколько баллов набрала команда. Победителем будет считаться та команда, у которой окажется наибольшее количество баллов, вычисленных по формуле:
ИТОГ=(«шанс»+ «заработано»)/2
Вступительное слово студентов:Й. Наш юный друг! Сегодня ты пришел вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Й Й. Сегодня вспомнишь формулу Герона . Какую ты не раз писал.
Сегодня вспомнишь и Ньютона, Бином которого познал.
Й. Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
Сраженный за великие творенья,
Пусть вспомнится известный
вам Виет,
Открывший формулу для уравненья.
Й.
Й. Тебе знаком талантливый Декарт - Систем координат создатель. Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник - геометрии творец, ваятель.
Й. Запомни то, что Гаусс всем сказал: «Наука математика - царица всех наук».
Не зря, поэтому, он завещал- Творить в огне трудов и мук.
Й Й. Безмерна роль его в открытии законов, В создании машин, воздушных кораблей. Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов, Каких дала история до наших дней.
Й.Пусть ты не станешь Пифагором, Каким хотел бы. может, стать!
Но будешь ты рабочим, может, и ученым, И честно Родине служить...
Итак начинаем игру «ШАНС»
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Расположить в хронологической последовательности имена ученых и математиков (за каждый правильный ответ - 1 балл, шанс - 7 баллов).
ОТВЕТ: Годы жизни
Пифагор 1 (VI в. до н.э.)
Лобачевский 6 (1792 — 1856)
Ковалевская 7 (1850- 1891)
Герон 3 (I в.)
Архимед 2 (III в. до н.э.)
Декарт 4 (1596- 1650)
Ньютон 5 (1643- 1727)
(Задание на карточке для каждой команды)
От прославленных имен перейдем к их наследию:
2.
Проверка теоретических знаний.
Сформулировать теоремы: по жребию ( вытягивают представители команд)
Теорема Виета, Теорема Пифагора, Теорема Фалеса, теорема косинусов.
(шанс заработать 4 балла, в случае неверного ответа- 0б., неточного- 1б.
В случае неточного ответа другие команды имеют шанс заработать еще по одному дополнительному баллу. Даем две минуты на подготовку.
Консультанты: объявляют итог по двум заданиям.
3.
«Безопасные игры со спичками»Задание- Переставить одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
(Задание на таблице. Приложение 1.)
На таблице 7 равенств. Шанс заработать 7 баллов.
Ведущий:Пока группы работают узнайте факты из истории:
Ребята, вы знаете, что современные цифры 1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, О, которыми пользуются все народы мира, являются ценнейшим вкладом народов Индии в сокровищницу математических знаний. У индусов цифры заимствовали арабы, от них же эти цифры распространились в X - XIII в. в Европе, а затем и во всем мире. Европейцы назвали их арабскими. Это название сохранилось до наших дней. То, что одна и та же цифра может обозначать число единиц, десятков, сотен и тысяч, в зависимости от того, какое место (позицию) в записи числа она занимает, было великим открытием. Оно поражает своей простотой.
А в России арабские цифры стали применять в XVIII в., до этого наши предки пользовались славянской нумерацией. Арабская система позиционная.
Еще пользуются римской нумерацией. Римская нумерация десятичная, но не позиционная. Римские цифры произошли не от букв, а в первоначальном виде обозначали, как и у многих народов, палочки: I - один, X - перечеркнутая палочка (десять), V - половина от десяти и т.д.
Итак, перед вами римские цифры, с их помощью записаны примеры.
1.VI - IV = IX
2.VI - IV = XI
3. VI + IV = XII
4. X + X = I
5.X - IX = VI
6. VIII + IV = XVII
7.X= VIII- III
|
Задание- Переставить одну спичку так, чтобы равенство стало верным.
Ведущий:Дадим слово наблюдателям для подведения итогов.
Ведущий:Конкурс не для протокола. Игра со зрителями.
Для аттракциона нужна коробка (1 дм
3) и несколько конфет в ней. Коробку ставят на стул. Одному из играющих завязывают глаза и дают в руки указку. Отводят его на расстояние 6-7 метров. Он должен подойти к коробке и стукнуть по ней указкой. Попавший в коробку имеет шанс заработать содержимое коробки.
Отдохнули! Расслабились! Игра «Шанс» продолжается!
4. Задание: «Задачи для всех, задачи везде».По одному участнику от команд выбирают задачу. При этом каждый кидает кубик с цифрами от 1 до 6, тем самым указывает,
какой шанс у него будет после того, как решит эту задачу. В случае неверного ответа задача может решаться другими командами с тем же шансом. Наблюдатели очень внимательно следят за ходом игры, т.к. шансов здесь может быть очень много. (Приложение 2)
По окончании решения задач будет их обсуждение.
В это время задание болельщикам. Таблица 2, 3. Ответы подавать в письменном виде.