Главная страница

Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка



Скачать 40.43 Kb.
НазваниеСотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка
Дата11.04.2016
Размер40.43 Kb.
ТипЛекция

Лекция для родителей на тему

 «Сотрудничество школы и семьи в воспитании ребёнка»

 

Характер и нравственное поведение ребёнка-

Это слепок с характера родителей,

Он развивается в ответ на их характер и их поведение.

(Эрих Фромм)

 

По своему психологическому статусу  школа и семья - противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа  выступает посредником между обществом и ребёнком  с целью его социальной защиты.

У школы несколько  иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна сделать всё возможное, чтобы обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для его самореализации, для раскрытия и проявления его способностей. Именно школа может и должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы.

Сегодняшние дети в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются и младшего школьного возраста. Именно переход во взрослость зачастую сопровождается  изменением в глазах ребёнка ценности собственной семьи.  Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребёнка, но и на всём образе его жизни, его поступках и поведении.

Первым и главным чувством родителей по отношению к своему ребёнку должна быть глубокая вера в своего ребёнка и доверие, не показное и фальшивое, а искренне и настоящее, которое формируется в раннем детстве, а ростки его дают свои всходы в подростковом возрасте.

Общая цель семьи и школы – воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. Задача школы – сделать семью помощником  и другом,  как для самого ребёнка, так и для школы.

Проблема  целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы - заложить в ребёнке понимание того, что школа – это определённая социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребёнка.

Перед школой, которая занимается вопросами образования,  и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, образовательный опыт поколений и помочь самоопределиться. Таким образом, отсюда естественно вытекают вопросы воспитательной сферы. Все воспитательные средства урока и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания.  Это невозможно без нравственного воспитания.

 Нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным и без участия в нём родителей обойтись нельзя. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки, уметь предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее.

 

 

Слово-дело великое. Великое потому,

что словом можно соединить людей,

словом можно и разъединить их,

 словом можно служить любви,

 словом же можно служить вражде и ненависти.

 Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Л.Н. Толстой.

 

Нравственная ценность-это набор ценностных установок, которые в будущем становятся  нравственными правилами поведения ребёнка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки - это то, что в родительском доме признается как возможное и невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребёнок запоминает в раннем возрасте и хранит  в себе вплоть до образования собственной семьи.

Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, врождённый эгоизм  или эгоцентризм в нём будет преодолеваться.

Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к родине, к своему народу.

Нравственную установку ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением. Используя силу искусства и живой мир природы и собственный пример родителей.

Одной из самых важных нравственных потребностей. Является способность ребёнка и взрослого проявлять доброту на деле, а не словах. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождения образа жизни взрослых  с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Ещё одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести. Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое. Надёжное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать нравственные развитые потребности - главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Во – первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.

Во – вторых , родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.

В – третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

В – четвёртых, они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а  также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.