Главная страница

Урок (мастер-класс) русского языка в 10 классе подготовка к егэ тема урока: «Обобщающее повторение орфоэпии и лексики». Цель урока



Скачать 111.12 Kb.
НазваниеУрок (мастер-класс) русского языка в 10 классе подготовка к егэ тема урока: «Обобщающее повторение орфоэпии и лексики». Цель урока
Дата10.04.2016
Размер111.12 Kb.
ТипУрок

УРОК (МАСТЕР-КЛАСС) РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Тема урока: «Обобщающее повторение орфоэпии и лексики».
Цель урока:
систематизировать объемный теоретический материал по данным темам, повторение орфоэпических норм, пополнение лексического запаса.

Задачи учебного занятия: повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя работу в парах, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся; повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки, связанные с нарушением орфоэпических и лексических норм с целью планирования дальнейшей работы по теме; подготовка учащихся к ЕГЭ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник (Власенков А.И.. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 350 с.).

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. С начала этого учебного года мы с вами начали готовиться к ЕГЭ. Сегодня первое предложение темы нашего урока так и сформулировано – «Подготовка к ЕГЭ». Откройте тетради, оформите необходимые записи.

Слайд 1.

  1. Проблемная ситуация.

Слайд 1. Посмотрите на экран. На слайде представлены слова. Подумайте, можно ли их использовать при составлении задания в части А ЕГЭ, которое звучит так:

В каком слове верно выделена буква, обозначающая

ударный гласный звук?

Слова: ледник, парить, рефлекторный, наголо, видение, проклятый, хоры, языковая.

Предполагаемый ответ: Данные слова нельзя использовать при составлении задания А-1, так как их произнесение зависит от контекста.

Слайд 2.

леднИк (в горах) — лЕдник (погреб); пАрить (репу) — парИть (в облаках); рефлЕкторный (от рефлектор) — рефлектОрный (от рефлекс); наголО (держать шашки) — нАголо (остричь); видЕние (призрак) — вИдение (точка зрения); проклЯтый (ненавистный) — прОклятый (подвергшийся проклятью); хорЫ (балкон в верхней части зала) — хОры (певческие коллективы); языковАя (подготовка) — языкОвая (колбаса).

  1. Переход к теме урока. Постановка цели.

- Как называются подобные слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию и значению? (разновидность омонимии - омографы). Мы убедились в том, что от значения слово может зависеть его произношение. Выполнение данного задания позволило нам убедиться в тесной связи двух разделов науки о языке. Назовите их, дав им определение.

Предполагаемый ответ: Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения.

Лексика – раздел языкознания, изучающий словарный запас. Слайд 3.
- Итак, сегодня на уроке мы должны повторить нормы произношения и отдельные сведения из Лексики, а также пополнить свои знания по данным разделам, что поможет нам научиться выполнять задания ЕГЭ. Но самое главное - каждый из вас должен понять, для чего нам необходимы эти сведения из орфоэпии и лексики. Запишем второе предложение темы урока: «Обобщающее повторение орфоэпии, лексики». Слайд 4.


  1. Работа с теоретическим материалом.

- Вспомните и назовите основное понятие орфоэпии. Слайд 5.

Словесное ударение - это выделение какого –либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания.

- Назовите особенности русского словесного ударения.

Особенности русского словесного ударения: свободное, разноместное, подвижное.

  Норма произношения – принятые в общественной языковой практике правила произношения отдельных звуковых сочетаний, произношение звуков в тех или иных грамматических формах в группах слов. Современное русское литературное произношение начало складываться в 18 веке на основе устной речи Москвы. К 19 веку московское произношение стало образцовым.

Слайд 6.

-Для чего нужны нормы произношения?

Предполагаемый ответ:

Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди. Литературный язык объединяет всех говорящих по-русски, он нужен для преодоления языковых различий между ними. А это значит, что у него должны быть строгие нормы: не только лексические - нормы употребления слов, не только грамматические, но и нормы орфоэпические. Различия в произношении, как и другие языковые различия, мешают людям при общении, переключая их внимание с того, о чем говорится, на то, как говорится.

  1. Мотивация.

Как вы думаете, для выполнения каких заданий ЕГЭ необходимо знание орфоэпических норм?
А-1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая

ударный гласный звук? Слайд 8.


  1. Повторение орфоэпических норм. Слайды 9- 10.


Задание №1. (учащиеся работают с раздаточным материалом № 1 в паре)

  1. Поставьте ударение в выделенных словах.

  2. Прочитайте вслух.

  3. Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.

4.Какое из слов имеет устаревший вариант произношения?

.

Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компроме(н)тировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.

Проверим: Слайд 11.

Балованный агент действительно черпал удовольствие в покупке для своих детей мальчиковых штанишек, подростковых туфель, а также пеленок для новорожденной дочери, которую он видел только мельком. Вероисповедание агента, которого не компрометировала принадлежность к аристократии (свой гербовый знак он хранил вместе с фотографией умершего дяди-украинца), не позволяло ему менять гражданство, испытывать катарсис от пребывания в партере театра, читать пасквили и выносить приговоры. На его мышление влияло изучение традиций русской иконописи, свидетельств о посмертных мытарствах души и размышление о близости апокалипсиса. Он ощущал себя не еретиком, а избранником небес и видел знаменье последних времен в каждом новом изобретении.



  • Вариативное ударение допускается в словах подростковый и катарсис.

Подростковый – пять лет назад разрешалось только подростковый, сегодня Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова, Москва, 2000 год рекомендует подростковый. В слове катарсис Большой толковый словарь под редакцией С.А. Кузнецова, СПб.: Норинт, 2009 г. допускает два ударения – на первый и второй слоги, а словаре Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имён. (Автор М. В. Зарва. Печатное издание М.: ЭНАС, 2001.) – на второй слог, в справочнике Розенталя Д.И.и в словаре Р.И. Аванесова - на первый.

Устаревший вариант произношения имеет слово знамение (устар. знамение).

  1. Повторение сведений из раздела «Лексика». Слайд 12.

Задание №2. Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:

Духовная разрядка (через испытание страха, жалости, сострадания),
испытываемая зрителем, читателем в результате сопереживания героям драмы,трагедии.
Нравственное очищение.
Ответ: катарсис.
Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:

Произведение оскорбительного, клеветнического характера в публицистической или беллетристической форме (близкой к памфлету).

Ответ: пасквиль.

Слайд 13.
Какое из подчёркнутых слов имеет следующее лексическое значение:

Мучение, страдание, невзгоды.

Ответ: мытарства.

Слайд 14.

  1. Мотивация.

Мы с вами подошли к повторению сведений из раздела «Лексика». Давайте с вами посмотрим, для выполнения каких заданиях ЕГЭ необходимо умение определять лексическое значение слова.(чтение информации с экрана):

Задание А-2 на различение паронимов, А-11 на определение значения многозначного слова в определенном контексте, А-30 на умение находить в тексте слово с переносным значением, фразеологический оборот, группы слов по происхождению и употреблению.

Выполнение заданий ЕГЭ по типу А-2. Слайд 22.

- Вспомните, что такое паронимы, дайте определение.

- Так как паронимы сходны по звучанию, их часто неправильно употребляют в речи. Выполняя это задание, следует помнить, что лексическое значение слова можно понять через подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов, истолкование слова, а затем сделать смысловой анализ предложений и определить верный ответ. Слайды 23-25.

  1. В каком предложении вместо слова АКУЛИЙ нужно употребить АКУЛОВЫЙ?

1) В Англии XVIII—XIX веков таможенников и вербовщиков в королевский флот презрительно называли акулами за их АКУЛИЙ характер.

2) Коварные АКУЛЬИ повадки хорошо известны ныряльщикам за жемчугом.

3) В океанариуме живут свыше двадцати семейств АКУЛЬИХ рыб.

4) Ему снились проклятые АКУЛЬИ пасти, и тогда он вновь переживал ужасы тех четырёх часов.

Ответ: 3.

  1. В каком предложении вместо слова БАРСКИЙ нужно употребить слово БАРСТВЕННЫЙ?

1) Собирая БАРСКУЮ ягоду, крепостные женщины пели.

2) БАРСКАЯ осанка и походка Лигова невольно привлекали внимание.

3) Крестьянские ребятишки старались избегать игр с БАРСКИМ сыном.

4) БАРСКИЙ указ вызвал бунт не только у него в имениях, но и во всей губернии.

Ответ: 2.

3. В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

  1. Нобелевская премия — ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алферова.

  2. Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слез.

  3. Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.

  4. Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.

Ответ: 3.

Выполнение заданий ЕГЭ по типу А-11 (учащиеся работают с раздаточным материалом № 2). Слайд 26.

(1)... (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, то только внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6)... эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.

Укажите значение слова ГРАММАТИЧЕСКИЙ в пятом (5) предложении текста. Слайд 27.

1) связанный с постановкой знаков препинания

2) связанный с правописанием слов

3) связанный с правильным произношением слов и форм слова

4)связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений

Проверим: 4.

  1. Самостоятельная работа (учащиеся работают с раздаточным материалом № 3).

- Задание А-30, как и остальные, входит в самостоятельную работу, которую вы выполняете каждый на персональном листе «Раздаточный материал № 3». Не забудьте подписать его.

Желчный старик из 56-й квартиры, бывший столяр и завсегдатай шахматного клуба, ранним августовским утром с грохотом выбросил в мусоропровод старую туфлю с явным намерением разбудить весь дом. Он давно вёл тяжбу с жильцами дома и всего квартала, и каждый квартал составлял подробный отчёт. Соглядатай старика, избалованный ветчиной кот, знавший толк в гастрономии, ходил по водо­сточному желобу. К коммивоя­жеру из 55-й квартиры приходит в гости танцовщица из кабаре, а у эксперта этажом ниже отбоя нет от клиентов. Жилец из 54-й, в прошлом колхозный дояр, активно продает сливовый сок, объясняя это тем, что слива у тещи в саду обильно плодоносит и плоды некуда девать. Его жена сидит на яблочной и вишневой диете, но вид у нее далеко не заморенный. Дрессировщик из 50-й держит дома сетчатого питона, кормит эту нечисть творогом, потчует хлебом, нарезанным толстыми ломтями и политым оливковым маслом. Питон ест, пока не одолеет его дремота и он не попадёт во власть Морфея. Всем завидно.

Задания к тексту:

  1. Поставьте ударение в выделенных словах.

  2. Отметьте случаи, когда литературный язык допускает вариативное произношение.

  3. Какое из выделенных слов является многозначным? Выпишите данное слово, определите его лексические значения.

  4. Какое из подчеркнутых слов имеет следующее лексическое значение: «представитель фирмы, в поездках заключающий торговые сделки; разъездной агент, предлагающий товары фирмы по образцам и каталогам»? Выпишите это слово.

  5. Найдите в данном тексте фразеологизм, выпишите его.



  1. Рефлексия.

Тот, кто сумел на уроке осознать то, что было важным для него, тот будет активно двигаться вперед.

  • Отметьте, что сегодня на уроке было для вас полезно?

  • Интересно?

  • Трудно?




  1. Объявление оценок. Итоги урока.




  1. Домашнее задание:

Расставьте ударения в словах орфоэпического минимума , подлежащего проверке на едином государственном экзамене по русскому языку в 2011 году.