Главная страница


Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России XIX веке (по уставам 1804 и 1828 года)



Скачать 39.91 Kb.
НазваниеСоздание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России XIX веке (по уставам 1804 и 1828 года)
Дата18.04.2016
Размер39.91 Kb.
ТипДокументы

Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования в России XIX веке (по уставам 1804 и 1828 года)

В первой половине XIX века во всех странах Европы происходит обострение борьбы прогрессивных сил против феодализма за учреждение нового буржуазного строя. Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 1825 года привели к этим перестройкам и Россию. Основной причиной реформ был кризис крепостничества в России.

1804 г. «Устав учебных заведений, подведомых университетам» положил начало организации государственной системы начального, среднего, высшего образования, повысил роль университетов в руководстве народного образования.

Особенностью нового устава явилось то, что подготовлен он был ведомством, специально созданным для руководства народным образованием - Министерством народного просвещения, начавшего свою деятельность с 1802 года. Для руководства на местах создаются специальные губернские органы – дирекции народных училищ.

Прогрессивными чертами устава 1804 года были:

  1. установление преемственности между приходскими, уездными училищами и гимназиями;

  2. объявление школ бессословными;

  3. отказ от изучения Закона Божьего;

  4. продолжение реформ Петровского времени.

С 1804 года в России была введена государственная система преемственности связанных между собой школ: приходские училища (1 год обучения), уездные училища (2 года обучения), губернские гимназии (4 года обучения) и университеты (3 года обучения). Каждое нижестоящее учебное заведение готовило к поступлению в последующее. Обучение во всех школах было объявлено бесплатным. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский и Дерптский. Во главе каждого округа стоял университет (Петербургский с 1819 года), управляющий всеми учебными заведениями на территории округа. Ректор университета имел право вмешиваться в дела гимназий. Директору гимназии подчинялись все уездные училища. Директору уездного училища подчинялись директора приходских училищ.

В учебных планах уездных училищ и гимназий большое место занимали реальные, естественные и математические науки; в гимназиях не изучался закон божий; во вновь открытых русских университетах не было богословских факультетов. Первоначально в курс гимназии входили: 1) математика чистая и прикладная и общая физика; 2) история (при ней мифология и древности), география и статистика; 3) философия (логика, всеобщая грамматика, психология, нравоучение), изящные науки (эстетика, риторика), политические науки (политическая экономия, право естественное и народное); 4) естественная история (начальные основы науки, относящиеся к торговле и технологии); 5) языки (немецкий и французский); 6) рисование.

После Отечественной войны 1812 года. Царское правительство отказалось от устава 1804 года. С 1811 года вводится закон Божий, усиливается сословность и религиозное руководство в образовании. В 1817 году министерство народного просвещения преобразуется в министерство духовных сил и народного образования.

Уже по расписанию 1818 года гимназический курс подвергся изменениям. По новому расписанию преподавались: чтение из Священного Писания, география, история, статистика, логика, риторика, языки (греческий. Латинский, немецкий и французский), чистая математика, начало механики, опытная физика, естественная история и рисование. В 1819 году вводилась плата за обучение во всех школах.

Все эти изменения получили ход в «Уставе гимназий и училищ» 1828 года, состоящий в ведении университетов. Этот устав провозгласил принципа православия самодержавия и народности. Новый устав усиливал бюрократический контроль за деятельностью школ и преподавателей и создавал больше препятствий к проникновению в средние и высшие школы детей недворянского происхождения. В этих же целях была прервана преемственная связь между уездными училищами и гимназиями. В приходских и уездных училищах, в младших классах гимназий разрешалось применять физические наказания учащихся.

Положительные моменты в новом уставе были: увеличение сроков обучения – курс обучения в уездных училищах возрастал до трех лет, а в гимназиях до семи, увеличение окладов содержания и улучшение положения о пенсиях учителей.

Реакционные гонения на школы усилились после того, как правительству стало известно о влиянии на молодежь тайных организаций декабристов, Николай I объявил, что одной из его причин является деятельность профессоров и учителей. Ввиду того что гимназии и университеты, предназначенные для дворянства, заполнились разночинцами, был проведен ряд мероприятий, затрудняющих проникновение в средние и высшие школы лиц недворянского происхождения.

В 1835 году были ограничены права и автономия университетов. Университеты лишались права руководить школами и создавать учебное общество. Все учебные заведения были переданы в ведение попечителей уездного округа.

Идеологической основой этой школьной политики являлось требование правительства проводить воспитание и образование на началах «православия, самодержавия и народности». Стремясь укрепить путем воспитания расшатывающийся самодержавно-крепостнический строй, царизм упорно прививал подрастающим поколениям православно-религиозное мировоззрение, воспитывал в них преданность самодержавной монархии, убеждение в том, что основой русского народного быта является крепостное право.

В этот период развивалась просветительская деятельность декабристов:

  • признание действенным средством распространения грамотности в народе – система взаимного обучения. Было организовано «Вольное общество учреждения училищ взаимного обучения»;

  • организация школ в своих поместьях. Видные деятели того времени Одоевский, Белинский, Добролюбов.

Одоевским был предложен проект об устройстве школ, где он обосновал идею всеобщего и всестороннего образования. Пропагандировал среди крестьян выступал за общую и народную школу и учительство из народа.

В 1830-е – начале 40-х годов происходит рост школ. Возникает новый тип учебных заведений – училища для детей канцелярских служителей. Их задача: готовить низший персонал для государственных учреждений.

Необходимость подготовки грамотных мастеровых побудила начальство Александровского завода открыть училище для детей мастеровых.