|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №40» план по самообразованию учителя химии Снимщиковой Елены Михайловны Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №40»
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя химии
Снимщиковой Елены Михайловны
Образование: высшее.
Алтайский государственный университет, 1983 год
квалификация Химик. Преподаватель
специальность Химия
Квалификационная категория – высшая, 2010г. Курсы повышения квалификации:
ПЛАН РАБОТЫ
над методической темой по самообразованию
Снимщиковой Елены Михайловны,
учителя химии Тема работы гимназии: Формирование модели системы качества образования и технология ее реализации в гимназии.
Тема работы кафедры: Тема самообразования: «Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»
Работа над темой начата: 2011-2012 учебный год
Предполагается закончить работу над темой: 2015-2016 учебный год.
Цель: выявление одаренных детей, создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии способностей. Достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности.
Задачи самообразования по теме:
1. Совершенствование системы выявления особо талантливых детей, заинтересованных в более полном и углубленном изучении предметов естественнонаучного цикла, а особенно химии.
2. Обеспечение условий для развития природных задатков учеников, интеллектуального потенциала и самореализации личности, используя инновационные технологии (метод проектов, личностно-ориентированные технологии).
3. Обеспечение высокого методического уровня сопровождения одаренных школьников.
4. Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках темы по самообразованию
Предполагаемые результаты самообразования
Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Создание системы работы с одаренными детьми.
Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
Овладение современными методиками работы с одаренными детьми.
Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
Создание комплекта педагогических разработок с применением новых технологий и размещение их на школьном сайте.
Самоанализ своей профессиональной деятельности, отчет о работы над темой на МО и педсоветах.
Разработка дидактических материалов, тестов, создание собственной программы для работы с одаренными детьми, способствующей личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Размещение результатов работы над темой самообразования на школьном сайте.
Обобщение опыта по исследуемой теме.
Личностное развитие детей. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Умение находить и анализировать нужный материал из научно-популярной литературы или Интернета
Формы выявления одаренных детей
Личные наблюдения
Общение с классными руководителями, родителями учащихся
Работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа
Олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции
Способы реализации
1. Разработать для каждого учащегося или группы учащихся план работы по развитию способностей.
2. Расширить работу в форме индивидуального или коллективного исследования (научно-практические работы или проекты).
3. Участие в различных конкурсах, олимпиадах в школе и за её пределами на различных уровнях (муниципальном, региональном в очных и заочных формах).
4. Разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.
Направления самообразования
Основные направления
| Действия и мероприятия
| Сроки реализации
| Профессиональное
| 1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
2. Повышать квалификацию на курсах для учителей химии
3.Изучение психолого-педагогической литературы
| 2011 – 2016
регулярно
| Психолого-педагогические
| 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
|
регулярно
| Информационно-технологические технологии
| 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по химии, педагогике, психологии.
3. Разработка персонального сайта-портфолио в сети Интернет, основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
4. Общение с педагогами на различных сайтах
| регулярно
регулярно
2012-2016
2012-2015
| Охрана здоровья
| .1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.
| регулярно
постоянно
|
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы
| Содержание работы
| Срок
| Практическая деятельность
| Диагностический
| Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
| 2011-2012
| Школьные и районные МО
Изучение психолого-педагогической
литературы
| Прогностический
| 1. Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов
| 2011-2012
| Выступление на заседании школьного методического объединения.
Участие в олимпиадах, конкурсах.
| Практический
| 1.Внедрение опыта работы.
2. Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы
| 2011-2015
| 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме «Развитие навыков учащихся по решению нестандартных задач» 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
| Обобщающий
| 1.Подведение итогов
2.Оформление результатов работы
3. анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся
| 2015- 2016
| 1. Выступление на заседании школьного и районного методического объединения.
2.Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.
3.Консультативная помощь учителям и учащимся.
4. Участие в работе школьного сайта (разработка и периодическое обновление персональной страницы)
| Внедренческий
| Распространение опыта работы
| 2014 - 2016
| 1 Размещение результатов работы над темой самообразования на школьном сайте.
2. Участие в конкурсах.
| План работы на год
№
| Направление деятельности
| Сроки
| Отметка о выполнении
| 1
| Постановка целей и задач на 2013 -2014 учебный год. Определение этапов работы.
| Август
|
| 2
| Составление плана работы над темой
| Сентябрь
|
| 3
| Составление списка литературы по теме
| Сентябрь
|
| 4
| Изучение методической и научной литературы, публикаций в журналах по теме
| В течение года
|
| 5
| Конспектирование статей научно-методической литературы, составление алгоритма деятельности
| В течение года
|
| 6
| Посещение уроков коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в учебной деятельности
| В течение года
|
| 7
| Разработка индивидуального плана подготовки учащихся к олимпиаде
| Сентябрь
|
| 8
| Подготовка экзаменационных материалов для профильных классов (10 -11)
| Декабрь апрель
|
| 9
| Мониторинг педагогической деятельности /анализ результатов успеваемости, олимпиад/
| В течение года
|
| 10
| Подготовка выступлений на заседания МО
| По плану работы МО
|
| 11
| Участие в предметной неделе
| Апрель
|
| 12
| Систематизация материалов по теме «Работа с одаренными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности»
| Апрель
|
| 13
| Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию на заседании МО
| Май
|
|
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧЕНИКОМ
(«одаренным», мотивированным на высокие результаты обучения)
Пастуховым Виталием, учеником 11 Г класса
на 2013 – 2014 учебный год Учитель: Снимщикова Елена Михайловна
Направление деятельности: интеллектуальная деятельность
Цель: создание условий для проявления личностных интеллектуальных и творческих способностей ученика
Задачи:
углубить теоретические знания по важнейшим вопросам современной науки химия;
развивать навыки применения химических знаний при решении задач;
развивать способности в практической направленности при проведении лабораторных опытов и практических работ;
совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации;
совершенствовать способности при использовании информационно-компьютерных технологий;
способствовать формированию личностных качеств на достижение конечного позитивного результата; развивать навыки логического мышления, формировать психологическую устойчивость при участии в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального)
обеспечить участие Пастухова Виталия в конкурсах, олимпиадах различного уровня
Формы работы: индивидуальная работа
Периодичность занятий: 2 - 3 часа в неделю
Содержание работы с учеником
Пастуховым Виталием, учеником 11 Г класса
на 2013 – 2014 учебный год
Месяц
| Содержание работы
| Результат
(заполняется учителем по результатам занятий, участия в мероприятиях)
| сентябрь
| 1 неделя Теоретические занятия по индивидуальному плану:
Периодический закон и строение атома
2 неделя Теоретические занятия по индивидуальному плану: Вещества неорганической химии, классификация, химические свойства основных классов неорганических соединений
3 неделя Теоретические занятия по индивидуальному плану: Тема: Щелочные и щелочноземельные металлы
4 неделя Тема: Алюминий. Решение расчетных задач различного типа
| Расширение кругозора обучающегося по вопросам неорганической химии.
Углубление знаний по вопросам неорганической химии. Углубление знаний по теоретическим вопросам неорганической химии.
Приобретение и закрепление практических навыков решения задач
| октябрь
| 1 неделя Тема: Железо. Решение расчетных задач различного типа Подготовка к школьному туру олимпиады по химии: разбор заданий теоретического тура школьных олимпиад прошлых лет
2 неделя Участие в школьной олимпиаде по химии
3 неделя Тема: Медь. Решение расчетных задач различного типа
4 неделя Подготовка к I этапу Всесибирской олимпиады школьников по химии. Разбор заданий теоретического тура прошлых лет
Участие в I этапе Всесибирской олимпиады школьников по химии.
| Углубление знаний по вопросам не
органической химии.
1 место в школьной олимпиаде
Приобретение и закрепление практических навыков решения задач. Углубление знаний по вопросам неорганической и органической химии Победитель I очного этапа Всесибирской олимпиады школьников по химии.
| ноябрь
| Разбор теоретического материала. Решение расчетных задач различной степени сложности. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников по химии.
1 неделя Тема: Хром, кобальт, никель
2 неделя Тема: Общие способы получения металлов
3 неделя Тема: Подгруппа галогенов
4 неделя Тема: Подгруппа кислорода
Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии.
| Углубление знаний по вопросам неорганической химии.
Приобретение и закрепление практических навыков решения задач
Углубление знаний по вопросам неорганической и органической химии Призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии.
| декабрь
| Подготовка к Региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по химии. Разбор заданий теоретических туров олимпиад разных уровней: Регионального (Алтайский край других регионов РФ), Всесибирского, Всероссийского.
| Приобретение практических навыков решения задач. Устранение типичных ошибок
| январь
| Выполнение заданий творческого уровня
Работа с дополнительными источниками информации. Подготовка к Региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по химии.
Участие в Региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по химии.
| Развитие творческих способностей
Формирование умений делать выводы. Призер Регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии.
| февраль
| 1 неделя Тема: Подгруппа азота
2 неделя Тема: Подгруппа углерода
3 - 4 неделя Работа с дополнительными источниками информации. Решение нестандартных задач
Участие во II этапе Всесибирской олимпиады школьников по химии
| Приобретение навыков работы с дополнительными источниками информации. Углубление знаний по вопросам неорганической и органической химии
| март
| Подготовка к школьному химическому марафону в рамках «Недели химия», городским химическим боям «Индиго»
Участие в химическом марафоне среди 8-11 классов, в городском химическом бое «Индиго»
| Умение решать интеллектуальные вопросы по химии
| апрель
| Использование информационных технологий в химии.
| Развитие творческих способностей
| май
| Участие в заключительном этапе Всесибирской олимпиады школьников по химии
Сдача ЕГЭ
Подведение итогов в работе за 2013-2014 учебный год
|
| Подпись учителя ___________________________
Подпись учащегося ___________________________
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»
7. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя химии».
8. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
9. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157
10. Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. // Химия в школе.- №4. – 2006. – с. 2-3
11.Габриелян О.С., Краснова В.Г., Сладков С.А. Современная дидактика школьной химии. // Химия. - №21. – 2007.
12. Гриднева Е.П. Чем одарить одаренного ребенка. // Химия в школе. - №4. – 2007. – с. 2 – 3
Интернет-ресурсы
1.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271 https://mon.gov.ru/
2.Положение о работе с одарёнными детьми. www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc
3.Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей https://effecton.ru/762.html
4.«Рабочая концепция одаренности» Д. Б. Богоявленской https://edu.tomsk.ru/olimpiada2006/18100604.doc
Учебная исследовательская работа
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках математики разработки учащимися примерных тем проектов, исследовательских работ
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
Творческое сотрудничество с учителями – предметниками.
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО естественно – математического цикла, педагогических советах.
Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей математики, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Создание системы работы с одаренными детьми.
Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
Овладение современными методиками работы с одаренными детьми..
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную программу для работы с одаренными детьми, способствующую личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
|
|
|