|
«Среднее арифметическое» Разработка
внеурочного занятия по ФГОС
для учащихся 5-го класса
«Среднее арифметическое»
Работу подготовила:
Комогорцева Алена Вячеславовна, МБОУ СОШ № 31, Белореченский район
Тема: «Среднее арифметическое»
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний, решение практичных, проектных задач
Форма занятия: игра-путешествие
Форма обучения: групповая
Цели и задачи: - пробуждение интереса к математике в условиях состязательности, в атмосфере азарта; - формирование потребности в расширении математического кругозора учащихся; - развитие творческого мышления; - развитие сообразительности, смекалки, внимания, гибкости и быстроты мышления;
- формирование умения работать командой, развивать культуру коллективного умственного труда.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач; развитие навыков самостоятельной деятельности.
Личностные УУД: умение уважительно относится к учителю и одноклассникам, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя, умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, грамотно отвечать на вопросы, овладевать навыками выступлений перед аудиторией.
Методические рекомендации: Путешествие по станциям – одна из наиболее легко организуемых форм математических соревнований. Подобную игру можно проводить на общешкольных и классных внеурочных мероприятиях, посвящённых математике, а также на одном из занятий математического кружка.
Класс разбивается на 3 команды. Капитанам команд прикалывают эмблемы машинистов и выдают путевой лист, на котором указан «путевой маршрут», т. е. порядок прохождения «станций». Команды отправляются в путь в разных направлениях. Время пребывания на каждой станции – 7 мин. За временем строго следят начальники станций – старшеклассники. По сигналу команды расходятся по своим станциям. За полное верное решение присуждается 2 очка. Если верно разработан алгоритм решения, но допущена вычислительная ошибка, то – 1 очко. Побеждает команда, набравшая максимальное число очков.
План мероприятия:
Представление команд (название, эмблема), выдача путевых листов.
Задание1. Во время соревнований по художественной гимнастике за выступление с лентой судьи выставили гимнастке следующие оценки:
9,5; 9,7; 9,4; 9,6; 9,7.
Каков средний балл, полученный гимнасткой в этом виде соревнований?
Решение: (9,5 + 9,7 + 9,4 + 9,6 + 9,7) : 5 = 47,9 : 5 = 9,58
Задание 2. За первый час лыжник прошёл 10,8 км, за второй 9,4 км и за третий 9,2км. Сколько километров в среднем за час проходил лыжник?
Решение: (10,8 + 9,4+ 9,2) : 3 = 29,4 : 3 = 9,8
Задание3. В классе 12 мальчиков. Во время урока физкультуры, выполняя прыжки в длину с места, 5 мальчиков показали результат 1,4 м, 4 мальчика – 1,6 м, двое – прыгнули на 1,5 м, а один прыгнул на 3,4 м.
Какова будет средняя длина прыжка каждого мальчика?
Решение: (5*1,4 +4* 1,6 + 2*1,5 +1* 3,4) : 12 = 19,8 : 12 = 1,65 Задание1. Измерить рост каждого члена команды и рассчитать средний их рост.
Задание2. Измерить вес каждого члена команды и рассчитать средний их вес. Задание1. Ежедневная зарплата рабочего в течение пяти дней была: 660 рублей, 725 рублей, 690 рублей, 710 рублей и 645 рублей. Какова средняя зарплата рабочего за один день?
Решение: (660+725+690+710+645) : 5 = 3430: 5 = 686
Задание2. Фермер собрал с поля в 2005 году 4647 тонн картофеля, в 2006 году - 4372 тонны, в 2007 году- 4491 тонны и в 2008 году- 4592 тонны картофеля. Каков средний урожай картофеля за эти годы?
Решение: (4647+4372+4491+4592) : 4 = 18102: 4 = 4525,5
Задание3. В таблице указаны средние цены (в рублях) на некоторые основные продукты питания в трех городах России (по данным на начало 2010 года).
Наименование продукта
| Тверь
| Липецк
| Барнаул
| Пшеничный хлеб (батон)
| 11
| 12
| 13
| Молоко (1 литр)
| 26
| 23
| 25
| Картофель (1 кг)
| 9
| 14
| 16
| Сыр (1 кг)
| 240
| 214
| 260
| Мясо (говядина) (1 кг)
| 260
| 280
| 300
| Подсолнечное масло (1 литр)
| 38
| 44
| 50
| Определить среднюю цену каждого продукта по всем представленным городам.
Решение:
Наименование продукта
| Тверь
| Липецк
| Барнаул
| Средняя
цена
| Пшеничный хлеб (батон)
| 11
| 12
| 13
| 12
| Молоко (1 литр)
| 26
| 23
| 30
| 33
| Картофель (1 кг)
| 9
| 14
| 16
| 13
| Сыр (1 кг)
| 240
| 214
| 260
| 238
| Мясо (говядина) (1 кг)
| 260
| 280
| 300
| 280
| Подсолнечное масло (1 литр)
| 38
| 44
| 50
| 44
|
Станция «Путешественников»
Задание1. Автомобиль двигался 3,2 ч по шоссе со скоростью 90 км/ч, затем 1,5 часа по грунтовой дороге со скоростью 45 км/ч, наконец, 0,3 ч по проселочной дороге со скоростью 30 км/ч. Найдите среднюю скорость движения автомобиля на всем пути.
Решение: (3,2*90 +1,5*45 + 0,3*30):(3,2+1,5+0,3) =
= (288+67,5+9):5 = 364,5:5 =72,9
Задание2. Первые 190 км автомобиль ехал со скоростью 50 км/ч, следующие 180 км — со скоростью 90 км/ч, а затем 170 км — со скоростью 100 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.
Решение: (190+180+170) : (190:50+180:90+170:100)=
= 540 : 7,5 = 72 CООБРАЖАЙ!
Среднее арифметическое:
Велосипеда и мотоцикла
Трамвая и поезда
Апельсина и лимона
Туфельки и сапога
Пианино и баяна
Холодильника и вентилятора
Портфеля и рюкзака
Носка и чулка
| Мопед
Электричка
Грейпфрут
Ботинок
Аккордеон
Кондиционер
Ранец
Гольф
|
Подведение итогов. Награждение победителей. Рефлексия. |
|
|