Главная страница


Статья Гурьевский муниципальный район 2013



НазваниеСтатья Гурьевский муниципальный район 2013
Дата16.04.2016
Размер88.6 Kb.
ТипСтатья

Управление образования администрации

Гурьевского муниципального района

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 VIII вида»

г. Гурьевска Кемеровской области
С.А. Тушкова
Система внеклассных мероприятий как средство гражданского воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Статья

Гурьевский муниципальный район

2013

Автор – составитель Тушкова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МКС(К) ОУ «С(К)О школа- интернат №6 VIII вида» г. Гурьевска Кемеровской области
Тушкова, С.А Система внеклассных мероприятий как средство гражданского воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Текст: статья/ С. А. Тушкова. – Гурьевск: МКС(К) ОУ «С(К)О школа- интернат №6 VIII вида»

Система внеклассных мероприятий как средство гражданского воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти. 

Плутарх

В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения зависит его судьба. В условиях становления гражданского общества и правового государства воспитание ответственного гражданина является главной целью образования. Современная школа во многом определяет, какой будет Россия, и какое место наша страна займет в мире. Ведь именно школа выполняет важнейшую миссию – воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности. Формирование у детей гражданской позиции нужно начинать с раннего возраста. Важная роль в развитии ребёнка отводится социализации и усвоению им нравственных норм и правил, необходимых для развития положительных качеств личности.

Идея гражданского воспитания плодотворно и цельно разрабатывалась отечественными и зарубежными педагогами, но особый вклад в теоретико-методологическом обосновании, осмыслении и практической реализации идей гражданского воспитания принадлежит В.А. Сухомлинскому, который, вобрав весь положительный опыт предшественников, реализовал его в наиболее полном объёме,  создав жизнеспособную модель социализации ребёнка как гражданина страны.

Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по гражданскому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.

Обучающиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида требуют к себе особого педагогического внимания, так как решение проблемы духовно – нравственного воспитания осложняется специфическими особенностями развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Недоразвитие познавательной деятельности, низкая активность процесса восприятия окружающей действительности приводит к слабой дифференциации понятий и представлений. Нарушение волевой дисциплинированности, которая выражается в хаотичном, импульсивном поведении, подчинении чуждому влиянию, ведет к неспособности сдерживать свои влечения и чувства.

На основе изучения опыта педагогической деятельности В.А. Сухомлинского была разработана и реализована модель гражданского воспитания младших школьников, содержание которой позволяет воспитывать гражданское сознание, любовь к Родине, уважение к истории страны, чувство патриотизма  у младших школьников. Выбор форм и методов гражданского воспитания осуществляется с учетом возрастных особенностей младших школьников, контингента детей и их личностных особенностей. Данная модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели используется интегрированный подход. Модель гражданского воспитания состоит из нескольких направлений.

Первое направление: «Родина моя – бескрайняя Россия».

Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. С первого класса на классных часах и мероприятиях, посвященных гражданско-правовому воспитанию, даются первоначальные представления о родном городе, крае, стране; осуществляется знакомство с понятиями: «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «государственные символы: герб, флаг, гимн».

Начинается знакомство детей с малой Родины – города, в котором они живут. Для этого разработаны классные часы и беседы: «Город мой родной!», «Любить свой город – значить быть ему полезным», и постепенно подводятся к пониманию того, что город часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны, у которых есть права и обязанности.

На классном часе «Права и обязанности маленького гражданина» детям разъясняются понятия «права», «обязанности». Ученики, как граждане России, имеют право на образование. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Основная задача школьников – старательно учиться.

Второе направление: «Я и моя семья».

Немаловажным моментом в воспитании гражданственности является формирование умения строить отношения в семье. Для этого разработана система мероприятий, направленных на формирование отношения к семье как к основе российского общества. Это классные часы: «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Я и моя семья». Проводятся открытые родительские дни, совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Счастливый случай». Организуются выставки детских работ по темам: «Улыбка мамочки моей», «Подарок маме подарю», «Юный художник», «Дом моей мечты».

Третье направление: «Мир людей».

Это направление работы  определяется следующим содержанием: родившись, человек становится частью общества, сначала – это семья, группа детского сада, школа, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей”, взрослых и сверстников, необходимо эмоционально-насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком. Дети должны знать свои права и обязанности. Для этого проводятся встречи с сотрудниками ПДН, классные часы: «Наши права и обязанности», «Ты – ученик», организуются викторины, конкурсы.

Четвертое направление: «Человек-труженик».

В процессе работы по гражданскому воспитанию должна решаться задача, направленная на воспитание уважительного отношения к человеку - труженику и результатам его труда. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, (строитель, шахтёр, металлург). Воспитывать гордость за результаты их труда.

Необходимо также и приобщение обучающихся к трудовой деятельности. Труд ребенка – школьника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для педагога, для класса, для школы. В классе выбирается актив: капитан и его помощники (физорг, трудовой сектор и др.), таким образом, все учащиеся класса имеют определенное общественное поручение. Это вырабатывает у детей чувство принадлежности к коллективу, ответственность за порученное дело, самостоятельность.

Пятое направление: «Экология».

Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но педагог должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить детей видеть ее красоту, не не наносить природе вреда, защищать ее. С обучающимися проводятся предметные экологические недели «Удивительный мир животных», «Эта хрупкая планета», конкурсы рисунков «Земля – наш дом», беседы «Берегите нашу планету», организуются выставки поделок из природного материала «Дары природы», направленные на воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Шестое  направление: «История».

Следующее направление работы, которое мы  закладываем  в свою модель гражданского воспитания – история страны. Формированию гражданских и патриотических чувств у обучающихся младших классов способствуют, проводимые в школе ко Дню защитника Отечества, конкурсы строя и песни, которые проходят в торжественной обстановке. Интерес младших школьников к таким мероприятиям ассоциируется с прохождением воинских частей в парадном строю. Это вызывает у ребят восхищение и уважение к Вооруженным Силам страны. У школьников вырабатываются умение держаться в строю, воспитывается дисциплинированность и ответственность - качества, необходимые каждому гражданину государства.

К празднику Победы проводятся конкурсы стихов «Строки Мужества», конкурсы рисунков и плакатов, викторины «По городам – героям», «Герои Великой Отечественной войны», организуются тематические книжные выставки к знаменательным датам, в оформлении которых участвуют сами обучающиеся.

Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями представляет наибольшие трудности по сравнению с другими категориями детей с особыми образовательными потребностями. Но, по словам Г.М. Дульнева нарушенное развитие нервной деятельности ребенка может осложнить решение воспитательных задач, но не изменить общей социальной направленности в их решении. Эффективность форм и методов гражданского воспитания младших школьников может достигаться за счет разумного их сочетания; учета возрастных особенностей учащихся, уровня их развития и воспитанности.

Школа, представляющая собой сложный организм, отражает характер, проблемы и противоречия общества и благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен воспитать гражданина и патриота. Сложность процесса гражданско-патриотического  воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе.
 

Литература
1. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17-20.

2. Андресюк , А. М. Гражданская позиция школьника [Текст] : целевая программа социальноориентированных и личностно-значимых акций // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 4. - С. 94.

3. Борщанская, М. С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида / М.С. Борщанская // Дефектология. – 2001. - № 4. – С. 37.

4. Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как [Текст] / Г. Ф. Гаврилычева // Нач. шк. - 2006. - № 12. – С. 10-16.

5. Горшкова, Н. И. Система воспитательной работы в школе-интернате / Н. И. Горшкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 5. – С. 27.

6. Кузнецова, Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России [Текст] / Л. В. Кузнецова // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 95-102.

7. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / Лутовинов В. И. // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 52-59.

8. Мухина, С. А. Гражданское воспитание школьников через внеурочную деятельность [Электронный ресурс] / С. А. Мухина. – Режим доступа : https:// sh13.oskoluno.ru›index.php. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

9. Пономарева, Г. В. Гражданско-патриотическое воспитание: Система и формы работы в коррекционной школе V111 вида [Электронный ресурс] / Г. В. Пономарева. – Режим доступа : nsk50.ru›publikacii/grazhdansko…vospitanie. – Загл. с экрана. – Яз. рус.

10.Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М., 1990. - 286 с.