|
Статья Гурьевский муниципальный район 2013 Управление образования администрации
Гурьевского муниципального района
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 VIII вида»
г. Гурьевска Кемеровской области С.А. Тушкова Система внеклассных мероприятий как средство гражданского воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Статья
Гурьевский муниципальный район
2013
Автор – составитель Тушкова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МКС(К) ОУ «С(К)О школа- интернат №6 VIII вида» г. Гурьевска Кемеровской области Тушкова, С.А Система внеклассных мероприятий как средство гражданского воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида Текст: статья/ С. А. Тушкова. – Гурьевск: МКС(К) ОУ «С(К)О школа- интернат №6 VIII вида»
Система внеклассных мероприятий как средство гражданского воспитания в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти.
Плутарх
В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения зависит его судьба. В условиях становления гражданского общества и правового государства воспитание ответственного гражданина является главной целью образования. Современная школа во многом определяет, какой будет Россия, и какое место наша страна займет в мире. Ведь именно школа выполняет важнейшую миссию – воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности. Формирование у детей гражданской позиции нужно начинать с раннего возраста. Важная роль в развитии ребёнка отводится социализации и усвоению им нравственных норм и правил, необходимых для развития положительных качеств личности.
Идея гражданского воспитания плодотворно и цельно разрабатывалась отечественными и зарубежными педагогами, но особый вклад в теоретико-методологическом обосновании, осмыслении и практической реализации идей гражданского воспитания принадлежит В.А. Сухомлинскому, который, вобрав весь положительный опыт предшественников, реализовал его в наиболее полном объёме, создав жизнеспособную модель социализации ребёнка как гражданина страны.
Изучение в специальной (коррекционной) школе вопросов по гражданскому образованию имеет принципиальное значение для дальнейшей социализации будущего выпускника, адаптации и интеграции в обществе, а так же воспитания в нем устойчивых качеств истинного гражданина.
Обучающиеся специальных (коррекционных) школ VIII вида требуют к себе особого педагогического внимания, так как решение проблемы духовно – нравственного воспитания осложняется специфическими особенностями развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Недоразвитие познавательной деятельности, низкая активность процесса восприятия окружающей действительности приводит к слабой дифференциации понятий и представлений. Нарушение волевой дисциплинированности, которая выражается в хаотичном, импульсивном поведении, подчинении чуждому влиянию, ведет к неспособности сдерживать свои влечения и чувства.
На основе изучения опыта педагогической деятельности В.А. Сухомлинского была разработана и реализована модель гражданского воспитания младших школьников, содержание которой позволяет воспитывать гражданское сознание, любовь к Родине, уважение к истории страны, чувство патриотизма у младших школьников. Выбор форм и методов гражданского воспитания осуществляется с учетом возрастных особенностей младших школьников, контингента детей и их личностных особенностей. Данная модель создана на основе многоаспектного подхода в воспитании. Для реализации модели используется интегрированный подход. Модель гражданского воспитания состоит из нескольких направлений.
Первое направление: «Родина моя – бескрайняя Россия».
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. С первого класса на классных часах и мероприятиях, посвященных гражданско-правовому воспитанию, даются первоначальные представления о родном городе, крае, стране; осуществляется знакомство с понятиями: «гражданин», «государство», «законы», «права и обязанности», «государственные символы: герб, флаг, гимн».
Начинается знакомство детей с малой Родины – города, в котором они живут. Для этого разработаны классные часы и беседы: «Город мой родной!», «Любить свой город – значить быть ему полезным», и постепенно подводятся к пониманию того, что город часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны, у которых есть права и обязанности.
На классном часе «Права и обязанности маленького гражданина» детям разъясняются понятия «права», «обязанности». Ученики, как граждане России, имеют право на образование. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Основная задача школьников – старательно учиться.
Второе направление: «Я и моя семья».
Немаловажным моментом в воспитании гражданственности является формирование умения строить отношения в семье. Для этого разработана система мероприятий, направленных на формирование отношения к семье как к основе российского общества. Это классные часы: «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Я и моя семья». Проводятся открытые родительские дни, совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Счастливый случай». Организуются выставки детских работ по темам: «Улыбка мамочки моей», «Подарок маме подарю», «Юный художник», «Дом моей мечты».
Третье направление: «Мир людей».
Это направление работы определяется следующим содержанием: родившись, человек становится частью общества, сначала – это семья, группа детского сада, школа, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы. Выполнение законов обязательно для всех в равной степени.
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей”, взрослых и сверстников, необходимо эмоционально-насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком. Дети должны знать свои права и обязанности. Для этого проводятся встречи с сотрудниками ПДН, классные часы: «Наши права и обязанности», «Ты – ученик», организуются викторины, конкурсы.
Четвертое направление: «Человек-труженик».
В процессе работы по гражданскому воспитанию должна решаться задача, направленная на воспитание уважительного отношения к человеку - труженику и результатам его труда. В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, (строитель, шахтёр, металлург). Воспитывать гордость за результаты их труда.
Необходимо также и приобщение обучающихся к трудовой деятельности. Труд ребенка – школьника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для педагога, для класса, для школы. В классе выбирается актив: капитан и его помощники (физорг, трудовой сектор и др.), таким образом, все учащиеся класса имеют определенное общественное поручение. Это вырабатывает у детей чувство принадлежности к коллективу, ответственность за порученное дело, самостоятельность.
Пятое направление: «Экология».
Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но педагог должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить детей видеть ее красоту, не не наносить природе вреда, защищать ее. С обучающимися проводятся предметные экологические недели «Удивительный мир животных», «Эта хрупкая планета», конкурсы рисунков «Земля – наш дом», беседы «Берегите нашу планету», организуются выставки поделок из природного материала «Дары природы», направленные на воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Шестое направление: «История».
Следующее направление работы, которое мы закладываем в свою модель гражданского воспитания – история страны. Формированию гражданских и патриотических чувств у обучающихся младших классов способствуют, проводимые в школе ко Дню защитника Отечества, конкурсы строя и песни, которые проходят в торжественной обстановке. Интерес младших школьников к таким мероприятиям ассоциируется с прохождением воинских частей в парадном строю. Это вызывает у ребят восхищение и уважение к Вооруженным Силам страны. У школьников вырабатываются умение держаться в строю, воспитывается дисциплинированность и ответственность - качества, необходимые каждому гражданину государства.
К празднику Победы проводятся конкурсы стихов «Строки Мужества», конкурсы рисунков и плакатов, викторины «По городам – героям», «Герои Великой Отечественной войны», организуются тематические книжные выставки к знаменательным датам, в оформлении которых участвуют сами обучающиеся.
Воспитание детей с интеллектуальными нарушениями представляет наибольшие трудности по сравнению с другими категориями детей с особыми образовательными потребностями. Но, по словам Г.М. Дульнева нарушенное развитие нервной деятельности ребенка может осложнить решение воспитательных задач, но не изменить общей социальной направленности в их решении. Эффективность форм и методов гражданского воспитания младших школьников может достигаться за счет разумного их сочетания; учета возрастных особенностей учащихся, уровня их развития и воспитанности.
Школа, представляющая собой сложный организм, отражает характер, проблемы и противоречия общества и благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен воспитать гражданина и патриота. Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе.
Литература 1. Алиева, С. А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] / С. А. Алиева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 17-20.
2. Андресюк , А. М. Гражданская позиция школьника [Текст] : целевая программа социальноориентированных и личностно-значимых акций // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2009. - № 4. - С. 94.
3. Борщанская, М. С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида / М.С. Борщанская // Дефектология. – 2001. - № 4. – С. 37.
4. Гаврилычева, Г. Ф. Воспитать гражданина. Как [Текст] / Г. Ф. Гаврилычева // Нач. шк. - 2006. - № 12. – С. 10-16.
5. Горшкова, Н. И. Система воспитательной работы в школе-интернате / Н. И. Горшкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 5. – С. 27.
6. Кузнецова, Л. В. Ретроспектива развития идей гражданского воспитания в России [Текст] / Л. В. Кузнецова // Педагогика. - 2006. - № 10. - С. 95-102.
7. Лутовинов, В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня / Лутовинов В. И. // Педагогика. - 2006. - № 5. - С. 52-59.
8. Мухина, С. А. Гражданское воспитание школьников через внеурочную деятельность [Электронный ресурс] / С. А. Мухина. – Режим доступа : https:// sh13.oskoluno.ru›index.php. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
9. Пономарева, Г. В. Гражданско-патриотическое воспитание: Система и формы работы в коррекционной школе V111 вида [Электронный ресурс] / Г. В. Пономарева. – Режим доступа : nsk50.ru›publikacii/grazhdansko…vospitanie. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
10.Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М., 1990. - 286 с. |
|
|