|
Практикум Цель: воспитание экологической культуры учащихся, познание законов природы Экологический практикум
Цель: воспитание экологической культуры учащихся, познание законов природы.
задачи:
закрепить и углубить знания, полученные на занятиях в школе;
показать биоразнообразие беспозвоночных животных и растений;
познакомить с местными представителями, имеющих значение для лесного и сельского хозяйства, медицины и ветеринарии, продемонстрировать многообразие экологических связей животных с условиями их обитания;
- на конкретных примерах изучить адаптивные способности организации и поведения животных, обитающих в различных экологических условиях;
ознакомить с основными методами изучения беспозвоночных животных и растений;
овладеть методами сбора и камеральной обработки собранного материала;
привлечь школьников к самостоятельной, в том числе научно-исследовательской работе. Полученные в процессе практики знания позволят:
обратить внимание на проблемы и формы охраны живой природы, сохранение природных зооценозов.
При прохождении практики школьники приобретают:
навыки натуралистической и природоведческой работы,
расширяют и углубляют знания по ботанике, полученные зимой,
закрепляют навыки правильного поведения в природе и бережного отношения к ней,
навыки флористической работы,
осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.
Работа школьников складывается из экскурсий в природу и обработки собранного материала в лаборатории. На экскурсиях школьники знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов. При работе в природе школьники должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенное внимание следует уделить редким и исчезающим видам растений. Необходимо уметь пользоваться определителем непосредственно в природе, описывать и зарисовывать растения и животных на месте обитания, не нанося им ущерба.
Летняя практика способствует развитию у школьников
наблюдательности,
умения ориентироваться в природе,
вызывает у них повышенный интерес к ботанике, зоологии и обеспечивает более эффективное их усвоение.
мышления и практических умений.
В программе предусмотрены экскурсии в лес, к водоему, на поле, школьный учебно-опытный участок. Полученные в процессе практики знания позволят оценить взаимоотношения, возникающие в естественных сообществах, определить роль антропогенных факторов в динамике наземных и водных биоценозов, обратить внимание на проблемы и формы охраны живой природы, сохранение природных зооценозов. ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ 1. Комплексные и тематические экскурсии в природу под руководством преподавателя или самостоятельные, на которых школьники знакомятся с представителями различных систематических групп беспозвоночных животных, методами учета животных и растений, принадлежащих к разнообразным жизненным формам.
2. Камеральная обработка собранных материалов.
3. Самостоятельное выполнение индивидуальных тем, взятых по выбору. ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ 1. Альбом с зарисовками 20 видов наземных и водных беспозвоночных животных и растений, определением систематического положения каждого вида. Рисунки сопровождаются описанием морфологии животных и растений.
2. Сводная таблица видов собранных животных по следующей схеме:
№
| Тип,
| Клас
| Отряд
| Семе
| Род
| Вид
| Жизнен
| Положение в
| п/н
| подти
| с
|
| йство
|
|
| ная
| трофической
|
| п
|
|
|
|
|
| форма
| цепи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Знание латинских названий определенных животных, растений и особенностей их строения.
4. Коллекция собранных животных.
5. Гербарий собранных растений
6.Знание теоретического материала, читаемого на вводной лекции и помещенного в данных методических указаниях.
7. Представление оформленной самостоятельной работы по выбранной теме, доклад на конференции или реферативное сообщение.
Планирование
1 день
Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы.
Изучение видового состава сорной растительности пришкольного учебно-опытного участка
Камеральная обработка и определение растений.
2 день
Изучение флористического состава лекарственных растений окрестностей школы.
Изучение деятельности листогрызущих насекомых в биотопе школы.
Камеральная обработка и определение растений.
Определение повреждений насекомыми.
3 день
Экскурсия в еловый лес
Опыты со мхами в природе.
Изучение видового разнообразия мхов и папоротников нашей местности.
Сбор растений для определения.
Закладка гербария.
4 день
Экскурсия в лес.
Изучение зависимости активности земляных муравьев от времени суток и состояния
погоды.
Изучение состава пищи земляных муравьев.
Наблюдение в природе.
5 день
Экскурсия на стоячий водоем.
Изучение беспозвоночных животных разных экологических групп.
Изучение высших водных растений.
Сбор растений для гербария.
6 день
Экскурсия в лес.
Растения елового леса.
Сбор растений для гербария.
7 день
Экскурсия - Болотные экосистемы.
Изучение видового разнообразия животных и растений болота.
Наблюдение за животными в природе.
8 день
Изучение охраняемых растений в нашей местности.
Оформление фотовыставки.
9 день
Монтирование коллекций.
Оформление гербария.
Оформление отчета о проделанной работе.
10 день
Закрытие интеллектуального лагеря.
Презентация своей деятельности.
|
|
|