|  | Практикум Цель: воспитание экологической культуры учащихся, познание законов природы| Экологический практикум
 
 Цель:  воспитание экологической культуры учащихся, познание законов природы.
 
 задачи:
 
  закрепить и углубить знания, полученные на занятиях в школе;
 
показать биоразнообразие беспозвоночных животных и растений;
 
познакомить с местными представителями, имеющих значение для лесного и сельского хозяйства, медицины и ветеринарии, продемонстрировать многообразие экологических связей животных с условиями их обитания;
 
 - на конкретных примерах изучить адаптивные способности организации и поведения животных, обитающих в различных экологических условиях;
 
  ознакомить с основными методами изучения беспозвоночных животных и растений;
 
овладеть методами сбора и камеральной обработки собранного материала;
 
привлечь школьников к самостоятельной, в том числе научно-исследовательской работе.
 Полученные в процессе практики знания позволят:
 
 
 
 
  обратить внимание на проблемы и формы охраны живой природы, сохранение природных
 зооценозов.
 
 При прохождении практики школьники приобретают:
 
  навыки натуралистической и природоведческой работы,
 
расширяют и углубляют знания по ботанике, полученные зимой,
 
закрепляют навыки правильного поведения в природе и бережного отношения к ней,
 
 
 
 
  навыки флористической работы,
 
осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.
 
 Работа школьников складывается из экскурсий в природу и обработки собранного материала в лаборатории. На экскурсиях школьники знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов. При работе в природе школьники должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенное внимание следует уделить редким и исчезающим видам растений. Необходимо уметь пользоваться определителем непосредственно в природе, описывать и зарисовывать растения и животных на месте обитания, не нанося им ущерба.
 
 Летняя практика способствует развитию у школьников
 
  наблюдательности,
 
умения ориентироваться в природе,
 
вызывает у них повышенный интерес к ботанике, зоологии и обеспечивает более
 эффективное их усвоение.
 
мышления и практических умений.
 
 В программе предусмотрены экскурсии в лес, к водоему, на поле, школьный учебно-опытный участок. Полученные в процессе практики знания позволят оценить взаимоотношения, возникающие в естественных сообществах, определить роль антропогенных факторов в динамике наземных и водных биоценозов, обратить внимание на проблемы и формы охраны живой природы, сохранение природных зооценозов.
 ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ
 1. Комплексные и тематические экскурсии в природу под руководством преподавателя или самостоятельные, на которых школьники знакомятся с представителями различных систематических групп беспозвоночных животных, методами учета животных и растений, принадлежащих к разнообразным жизненным формам.
 
 2. Камеральная обработка собранных материалов.
 
 3. Самостоятельное выполнение индивидуальных тем, взятых по выбору.
 ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ
 1. Альбом с зарисовками 20 видов наземных и водных беспозвоночных животных и растений, определением систематического положения каждого вида. Рисунки сопровождаются описанием морфологии животных и растений.
 
 2. Сводная таблица видов собранных животных по следующей схеме:
 
 
             | №
 
 | Тип,
 
 | Клас
 
 | Отряд
 
 | Семе
 
 | Род
 
 | Вид
 
 | Жизнен
 
 | Положение в
 
 |   | п/н
 
 | подти
 
 | с
 
 | 
 
 
 | йство
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | ная
 
 | трофической
 
 |   | 
 
 
 | п
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | форма
 
 | цепи
 
 |   | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 |  
 3. Знание латинских названий определенных животных, растений и особенностей их строения.
 
 4. Коллекция собранных животных.
 
 5. Гербарий собранных растений
 
 6.Знание теоретического материала, читаемого на вводной лекции и помещенного в данных методических указаниях.
 
 7. Представление оформленной самостоятельной работы по выбранной теме, доклад на конференции или реферативное сообщение.
 
 Планирование
 
 1 день
 
  Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы.
 
Изучение видового состава сорной растительности пришкольного учебно-опытного участка
 
Камеральная обработка и определение растений.
 
 2 день
 
  Изучение флористического состава лекарственных растений окрестностей школы.
 
Изучение деятельности листогрызущих насекомых в биотопе школы.
 
Камеральная обработка и определение растений.
 
Определение повреждений насекомыми.
 
 3 день
 
  Экскурсия в еловый лес
 
Опыты со мхами в природе.
 
Изучение видового разнообразия мхов и папоротников нашей местности.
 
Сбор растений для определения.
 
Закладка гербария.
 
 4 день
 
  Экскурсия в лес.
 
Изучение зависимости активности земляных муравьев от времени суток и состояния
 
 погоды.
 
  Изучение состава пищи земляных муравьев.
 
Наблюдение в природе.
 
 5 день
 
  Экскурсия на стоячий водоем.
 
Изучение беспозвоночных животных разных экологических групп.
 
Изучение высших водных растений.
 
Сбор растений для гербария.
 
 6 день
 
  Экскурсия в лес.
 
Растения елового леса.
 
Сбор растений для гербария.
 
 7 день
 
  Экскурсия - Болотные экосистемы.
 
Изучение видового разнообразия животных и растений болота.
 
Наблюдение за животными в природе.
 
 8 день
 
  Изучение охраняемых растений в нашей местности.
 
Оформление фотовыставки.
 
 9 день
 
  Монтирование коллекций.
 
Оформление гербария.
 
Оформление отчета о проделанной работе.
 
 10 день
 
  Закрытие интеллектуального лагеря.
 
Презентация своей деятельности.
 
 | 
 |  |