|
Уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии. Методическая разработка Тагирова Наталья Александровна учитель химии Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №115
Красноармейского района
города Волгограда
Использование информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии.
Методическая разработка
Тагирова Наталья Александровна
учитель химии
Волгоград 2007г. содержание I Введение-----------------------------------------------------------------------3
II Рабочая программа
1.Пояснительная записка--------------------------------------------------10
2.Календарно – тематическое планирование---------------------------14
III Приложения. Уроки с использованием информационных технологий на уроках химии в 8 классе.
Приложение №1-------------------------------------------------------------44
Приложение №2-------------------------------------------------------------48
Приложение №3-------------------------------------------------------------53
Введение Бурное развитие компьютерных технологий в современном мире охватило практически все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и образование. Благодаря этому персональный компьютер превратился в мощное средство образования. Однако это вовсе не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество человека и персонального компьютера в образовании позволит сделать процесс обучения более эффективным.
Актуальность использования ИТ в обучении химии обусловлено тем, что в компьютерных технологиях заложены неисчерпаемые возможности для обучения учащихся на качественно новом уровне. Они предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей.
Использование анимации и звукового сопровождения в обучающих программах воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося.
Какие бы доводы не приводились в пользу компьютерного обучения, для меня главными являются следующие: Можно возразить, что сегодня достаточно много современных технологий обучения, которые доказали свою эффективность и результативность, не использующие компьютерной техники: модульная технология, КСО, уровневая дифференциация и т.д.
Но если помнить о том, что дети успешнее и охотнее усваивают и познают, то что им интересно, т.е. у учащихся должна возникнуть потребность в информации или определенной деятельности, а компьютер сам по себе является мощным мотивационным толчком на современном этапе обучения, т. к. все сферы деятельности общества в разной мере используют компьютер.
Химия вводится в курс школьных предметов одной из последних, т.е. у учащихся должны быть сформированы начальные представления об окружающем мире, о месте человека в нем. На этом возрастном этапе учащиеся могут рассуждать, анализировать, высказывать собственное суждение, но не все. Возможность работы с компьютером один на один уменьшает комплексы застенчивых учеников, они не боятся ошибиться и быть высмеянными.
Цель: показать пути и способы использования информационных технологий на уроках химии в 8 классе, как средства повышения интереса к химии.
Задачи: 1. Составить рабочую программу с использованием мультимедийных технологий.
2. Разработать уроки в соответствии с рабочей программы. Моя педагогическая деятельность началась в 2004 году, в это время широко использовались информационные технологии. Передо мной возник вопрос: “Как наиболее эффективно использовать электронные пособия, учитывая, что не каждый ребенок имеет дома компьютер, и не каждый умеет им пользоваться». Таким образом, я подошла к идее создания интерактивных уроков с применением мультимедийных технологий в обучении химии. Но на этом не ограничивается поле деятельность электронных пособий, их также можно использовать на внеклассных занятиях в качестве дополнительного иллюстративного материала. При этом могут использоваться не только графические изображения, анимации, видео и звуковые фрагменты из коллекции учебных материалов, но и интерактивные лабораторные работы для демонстрации явных и скрытых процессов не входящих в программу школьного курса. Возможен и показ интерактивного решения задач при фронтальной работе с классом. Также с помощью проектора могут быть организованы различные формы тестирования, например фронтальный опрос учащихся.
Мной были переработаны несколько электронных пособий это:
“Курс по неорганической химии”. На мой взгляд, мультимедийное пособие содержит много информации, но изучать ее в курсе 8 класса очень сложно.
“1C: Репетитор”. В Мультимедийном пособие много информации, которая подтверждена опытами, но некоторые моменты недоступны в понимании, нет алгоритма решения задач.
“Просвещение. Химия 8 класс”. Урок изложен интересно и доступно и может быть совместно использован с любым печатным учебником.
Один из наиболее сложных вопросов для учеников в изучении химии — это пространственное строение вещества и механизмы химических реакций. Использование мультипликации помогает учащимся освоить этот сложный материал.
Например, в электронном пособие «Открытая химия. 2.5» фирмы Физикон особый интерес представляют использование интерактивных моделей, позволяющие проводить различные эксперименты, создавать на уроке проблемные ситуации.
При изучении химических производств используем «1С: Образовательная коллекция. Органическая химия. 10-11 классы», где представлена виртуальная модель нефтеперерабатывающего завода.
Эффективность восприятия химических знаний во многом зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать учащихся.
Очевидно, что одним из самых сильно действующих средств для создания и поддержания интереса к предмету является демонстрационный химический эксперимент.
Практически он предусмотрен при изучении всех разделов химии в средней школе. Однако при отборе опытов для демонстрации действуют ограничения, связанные с повышенной опасностью некоторых веществ. По этой причине многие интересные, зрелищные и познавательные опыты никогда не включали в школьную программу. Например, опыты с белым фосфором.
Главное достоинство компьютерного моделирования — бесспорная целесообразность его использования при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ.
Отличительной особенностью электронного издания «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория», включающая более 150 химических опытов является возможность моделирование химических экспериментов, молекул органических и неорганических веществ.
Умение решать задачи – интегрированный показатель степени овладения знаниями по химии, физике и математике и, несомненно, мыслительных способностей учащихся. Поэтому решение задач – это не только один из ведущих методов обучения, но и самый информативный способ контроля.
В связи с уменьшением количества часов на изучение химии в средней школе возникла нехватка времени на решение задач. Для устранения этой проблемы на мой взгляд можно воспользоваться пособием «Самоучитель. Химия для всех – ХХI: Решение задач»
По сравнению с традиционными уроками, когда преподаватель излагает тему, а учащиеся слушают, смотрят, запоминают или конспектируют учебный материал, то уроки с применением мультимедийных пособий, имеют важное преимущество интерактивность. Интерактивность дает возможность активно вмешиваться в процесс обучения: задавать вопросы, получать более подробные и доступные пояснения по неясным для них разделам и фрагментам излагаемого учителем учебного материала.
При проведении таких уроков, учитель может комментировать видеоинформацию, в ходе объяснения материала задавать вопросы ученикам. А весь пройденный материал в течение урока подтверждается видеоопытами, фотографиями или рисунками.
Роль ученика также носит активный характер; т.к. с первых минут урока ученик активизирует свое внимание, отвечает на проблемные вопросы, поставленные учителем. По ходу объяснения материала ученик может задавать интересующие его вопросы.
Вы, спросите, а почему не воспользоваться уже готовыми электронными учебниками? Все они имеют не только существенные преимущества, но и недостатки.
Недостатки:
Количество времени отводится на тему больше 40 минут.
Рассматриваемый материал охватывает темы уроков, которые еще не изучали.
Изложение материала скучно и неинтересно, текстом, хотя и в компьютерном варианте.
Язык изложения материала достаточно сложен, не всем учащимся данного возраста доступен.
Но, тем не менее, есть существенные преимущества:
Материал подтвержден видеофрагментами.
Возможно, провести опыт недоступный в практике урока.
Соблюдается ТБ проведения опыта.
Наглядность.
Проведения уроков в сочетании с мультимедийными пособиями имеют существенные преимущества:
Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией активизирует внимание учащихся.
Не только повышает интерес к данной теме, но и обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение учащимся.
А учителю позволяет эффективнее использовать учебное время, – показывать опыты недоступные в школьных условиях и соблюдать ТБ.
Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий требует много времени для поиска, систематизации, оформления информации.
О правильности выбранного пути говорит возрастающий интерес учащихся к предмету, радостное ожидание ими уроков химии, их успехи на олимпиадах.
Уроки с применением мультимедийных пособий позволяют вызвать интерес у современного школьника. При этом дают учителю новое видение урока, позволяет переработать материал более тщательно и глубоко.
Но все же мультимедийная техника не должна подменять живую химию, её задача – расширять возможности учителя!!!
Мной разработано несколько уроков в 8 классе по различным темам, с использованием фрагментов из электронных пособий. Вот некоторые из них (приложения №1,2,3)
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №115 Красноармейского района г. Волгограда
Рассмотрено
на заседании МО протокол
№ ________ от
«_____» _____________ 200__г.
|
Согласовано
Зам. директора по УВР «_____» ___________
200 __г.
|
Утверждаю;
Директор МОУ СОШ № 115 «_____» _____________ 200__г.
| |
|
|