Май (3 неделя)
Тема: «Звук и буква «Р».
Цели:
Образовательная: Закреплять правильное произношение звуков р, рь, уметь выделять их из слов.. Учить дифференцировать твердый и мягкий звуки р. Учить анализировать и синтезировать прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, Определение позиции звуков.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:
1.Оргмомент.
Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:
Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); Река плавает в рыбе; Чай кипит на чайнике; Дети лечат врача;. Воздушный шар летит под небо; Мышка поймала кошку; Фонарь освещается улицей; . У Лошади маленький теленок.
2. Артикуляционная гимнастика.
Заборчик-хоботок, маляр, лошадка, грибок, гармошка.
Заведем мотор (р-р-р)
3. Отработка изолированного звука.
Игра «Где мы услышим звук Р »
Рычит собака, рычит тигр.
Игра «Далеко- близко» (показываем рычание собаки, которая находится
рядом, далеко)
4. Характеристика звука.
Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.
Характеристика звука «Р».
Звук «Р»- согласный, ЗВОНКИЙ, твердый- мягкий.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
5. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Р»
Стол, машина, раки, трава, творог, птица, облако, радуга.
6. Игра « Придумай слово по первому слогу»:
Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне сейчас назвать слова (ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио, раковина, раки,…),
ро-ро-ро (роза, рот, робот, ролики, родинка, Родина, рожь),
ру-ру-ру (рука, рубаха, руль, рулетка, руковица, ),
ры-ры-ры (рынок, рыба. Рысь)
7. Физминутка. Речка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это- брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
8. Чтение слоговых таблиц:
1) Прочитайте слоги, составьте слова из слога и буквы р, найдите соответствующие слову картинки
2) Соедините слоги в слова, двигайтесь по данным стрелкам. Найдите соответствующие картинки.
9. Выделение звука из слов. Игра «Чудесный мешочек».
1).Определение наличия звука в слове.
2.) Определение места звука в слове.
Отбор игрушек: звук «Р» в начале, середине, конце слова.
10. Звуковой анализ слов. Игра «Ребусы»:
Мука-…ука
Мак- ..ак
Кот-..от
Дом- ..ом
Козы- ..озы
Забота-..абота
11. Знакомство с буквой р
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой р, учат стихотворение:
Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)
Букву Р писать не сложно
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы флажок.
И получится флажок.
Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы?
12. Работа в прописях. Дети обводят трафарет буквы р, раскрашивают его. Печатают строчку
буквы р в тетради по образцу.
13. Итог.
РА ЗА
РО КА
РУ К
РЫ КА
Мука-…ука
Мак- ..ак
Кот-..от
Дом- ..ом
Козы- ..озы
Забота-..абота |