|
Участие школьников в историко-археологических исследованиях Тетюшского края Мышев Юрий Владимирович, Участие школьников в историко-археологических исследованиях Тетюшского края Начало изучения древней и средневековой истории Тетюшского края связано с именами известных ученых этнографа Г.Ахмарова, археолога Н.Ф.Калинина, которые жили и работали одно время в Тетюшах. Именно в нашем крае, изучая булгарские надмогильные камни татарский ученый XIX векап Хусаин Фаизханов смог найти ключ к прочтению надписей на них. Археологические раскопки на территории Тетюшского района в разные годы проводили известные ученые: А.П.Смирнов, В.Ф.Каховский, В.Ф.Генинг, Т.А.Хлебникова, А.Х.Халиков, Е.А.Халикова, Р.Г.Фахрутдинов, П.Н.Старостин, Е.П.Казаков, В.С. Патрушев, А.А.Бурханов, К.А.Руденко..
Уже несколько лет в Тетюшской средней школе №1 работает объединение юных краеведов. Нами разработана программа «Древняя и средневековая история Тетюшского края». Она позволяет организовать исследовательскую работу учащихся, развивать их творческие способности, помочь в выборе будущей профессии. Данная программа рассчитана на учащихся средних и старших классов, предусматривает использование материалов на уроках истории и во внеклассной работе.
На первых занятиях учащиеся знакомятся с историей археологии, с жизнью и открытиями знаменитых археологов: Г.Шлимана, Х.Картера, Л.Лики, Ж.Ф.Шампольона, Г.Гротефенда. Далее изучаются следующие темы.
1. Знания, умения, навыки, необходимые археологу. Понятия, термины, обозначения, принятые в литературе по археологическим исследованиям. Объяснение понятий: штык, раскопы, квадраты, дневная поверхность
2. Методы обнаружения археологических памятников.
3. Археологическая разведка: обследование места раскопок, составление карты-плана, организация небольших земляных работ – шурфовка. Посещение мест, где проводились раскопки. Посещение археологических раскопок в Болгарах, экскурсия по Казанскому Кремлю и др.
Организуется практическая работа по составлению археологической карты Тетюшского района, археологической карты-схемы находок определенного периода на территории района.
Большое место занимают практические занятия, изучение исторических источников, участие в археологических раскопках. Нам довелось принять участие в раскопках на Богдашкинском городище в 2003 году (1). Но особенно плодотворными были раскопки на Тетюшском городище II («Вшивая горка») в 2007 – 2013 гг.. под руководством доктора исторических наук профессора К.А.Руденко.(2)
Особое внимание уделяется практической подготовке к учебной полевой археологической работе учащихся. Увлеченные ребята способны не только работать рабочими-землекопами, но и выполнять более сложную работу: размерять участки, проводить расчистку, обрабатывать и сортировать находки, отмечать, фотографировать, делать видеосъемку. По итогам работ они пишут исследовательские работы, выступают перед другими учащимися.
Сначала формируются группы. На этом этапе важно отобрать увлеченных ребят. С ними проводятся беседы, практические занятия, готовятся необходимые инструменты, и объясняются правила работы с ними. Объясняются методы работы с рулеткой, компасом, нивелиром, миллиметровкой. Обращается особое внимание на технику безопасности, дисциплину поведения во время работ. Разъясняется методика поиска и определения курганов, могильников, культовых мест, селищ и городищ. Знакомимся с различными типами археологических памятников, определению их хронологической принадлежности по внешнему виду и подъемному материалу. Посещаем и проводим осмотр известных памятников, описываем его, делаем обмеры, учимся правильно фотографировать. Знакомимся с различными видами палеографических надписей и изображений (отметины на пряслицах, например). Беседуем с жителями с целью записи легенд, рассказов о находках.
Перед началом раскопок проводится инструктаж. Определяются конкретные задания, методы выборки грунта, выравнивание стенок, бровок, снятие лопатами горизонтальных пластов грунта, переборка грунта, зачистка поверхности раскопа, исследование следов сооружений, валов, рвов, фиксация пятен и неоднородной расцветки грунта. Школьники учатся вести фотографирование с визиркой, регистрировать индивидуальные находки, упаковывать, надписывать этикетки. Обращаем внимание на необходимость консервации раскопанных объектов.(3)
Уделяем большое внимание формированию у детей умения вести научную дискуссию. Так, по итогам участия в раскопках на Богдашкинском городище провели обсуждение проблемы: где находился летописный булгарский город Ошель, разрушенный князем Святославом в 1220 году? Одна группа учащихся отстаивала Богдашкинскую версию, вторая доказывала, что город располагался на месте Янтиковского (Кирельского) городища Камско-Устьинского района. Подводя итоги дискуссии приводим аргументацию ученых, исследовавших эти городища. Сторонниками первой версии являются историки А.Х.Халиков, П.Н.Старостин, Р.Г.Фахрутдинов. Второй версии придерживались Н.Ф.Калинин, А.П.Смирнов). Правда, Н.Ф.Калинин, проведя раскопки на Богдашкинском городище в 1949-1950 гг. стал склоняться к «тетюшской» версии. (4)
На примере обсуждения данной исторической проблемы учащиеся овладевают приемами ведения научной дискуссией, учатся выстраивать аргументацию доказательства своей версии.
В работе с учащимися интересной является такая форма, как реконструкция исторических событий. Это удачно делать на примере изучения Богдашкинского городища, где хорошо просматриваются остатки вала.
Проводим экспедиции по историческим местам. Вели поиски одного из древнейших поселений на территории Татарстана «Красная глинка» в районе села Бесссоново. (5)
Проводили обследование места, где находились предположительно Старые Тетюши. Место, известное у тетюшан как Богородицын рынок. Оно находились на берегу Волги ниже современных Тетюш примерно в восьми километрах. Существует версия, что первоначально именно там находились первоначально Тетюши. В XVII веке там находился Никольский монастырь (упоминается в грамоте 1589 года), разграбленный в период Смутного времени «разбойными казаками». В XIX веке это место тетюшане называли Богородицыным рынком (рынком в то время называли мыс, выступ берега). Там стояла часовня. Возле ключа, почитаемого за святой, была обнаружена рыбаками икона Казанской Божьей Матери (Тетюшской). Существует легенда, что на месте Старых Тетюш русская княжна – пленница, ставшая женой булгарского князя, постилась в уединении, тоскуя по далекой родине. Её видение, будто бы можно было увидеть лунными ночами на берегу Волги. По другой легенде, именно на это место привел свой отряд из разрушенного врагами Булгара хан Тэтеш, основавший здесь новый город – крепость. По рассказам старожилов в районе Старых Тетюш раньше находилось старое кладбище.
Учащиеся учатся использовать для доказательства версии все возможные источники, учатся критически оценивать их. В районе Старых Тетюш найден в прошлом интересный подъемный материал.
Недалеко от современной деревни Кашка на мысу, образованном берегом Волги и оврагом в 1961 году были найдены 2 фрагмента от гончарных сосудов желтого цвета с серой прослойкой в изломе. В тесте черепков присутствует органическая примесь. Фрагменты подобны керамике из погребений IX - начала X веков Танкеевского могильника (Спасский район). Находки раннебулгарской горшковидной керамики позволяет сделать вывод о существовании здесь булгарского поселения в IX – X вв. В километре к югу от Старых Тетюш в 19 веке был найден фрагмент керамики с голубой и синей поливой. (6) Он относится к 14 веку, что говорит о возможном существовании здесь поселения в золотоордынский период. Наши находки в том районе говорят о существовании здесь поселения: фрагменты керамики, куски железного шлака, обломки бытовых предметов, кости животных, птиц, рыб. На берегу просматриваются в отдельных местах возвышенности, напоминающие остатки вала. Ровные площадки на склонах берега похожи на места нахождения построек. К сожалению, часть берега затоплена Волгой, обрывистый берег постоянно осыпается, меняются ежегодно очертания берега и поиски древнего места затруднены.
Интересно сравнить средневековую историю Тетюш и Казани. Схожее географическое положение. С оборонительной точки зрения – оба места идеальные. Схожа этимология названий («Котёл» и «Зуб-гора»), связанная с особенностями географического положения). У них были города-спутники: Иске_Казань и предполагаемые Старые Тетюши. Можно предположить, что и причины переселения жителей были схожими.
Обращаем внимание на изучение этимологии исторических мест. Не выясненным до конца остается происхождение названия «Вшивая горка» или «Вшиха». Помимо известных версий, ученики, работавшие над этой темой выдвинули интересное, на мой взгляд, предположение. «Вшивым» в прошлом называли так называемые нехорошие или опасные места. (Возможно, на горе совершались язычниками культовые обряды, вызывавшие неприятие у принявших ислам булгар).
Большое внимание нами уделяется написанию исследовательских работ в форме рефератов. Например, часть из них посвящена исследованию истории племен, которые в разное время проживали в районе Тетюш. На Тетюшском могильнике обнаружены захоронения представителей: приказанской, ананьинской, азелинской, раннеболгарской и именьковской культур. (7) Удобное расположение Тетюшских гор привлекало сюда многие народы, как в древности, так и в средние века.
Наиболее богатый материал на горе Вшихе представлен именьковской культурой. Ряд работ посвящены изучению хозяйственной деятельности именьковцев, на основе материалов обнаруженных при раскопках хозяйственных ям на Вшихе. Ребята старались выяснить, почему ямы различаются по глубине и форме? По костным останкам выясняют, что в них хранилось мясо разных животных, рыба. На своем опыте определяют, что в жаркие летние дни на дне глубоких ям было прохладно и продукты там могли храниться дольше. Определяют, что неглубокие ямы с деревянными приступками от засорения землей были видимо повседневного пользования. Глубокие ямы с расширением внизу служили для длительного хранения запасов.
Во время раскопок постоянно возникают вопросы, которые активизируют познавательный интерес. Например, во время раскопок школьников удивляли черепки глиняной посуды со сквозными отверстиями. Сначала думали, что это испорченные сосуды, выброшенные в мусорную яму. Но возникли сомнения, начали строить разные предположения. Радовались, когда их предположения совпали с объяснением, данным в работе П.Н.Старостина об именьковской культуре. (8) Отверстия были сделаны, очевидно, для подвешивания или для процеживания, а также и для вентиляции продуктов. Схожие вопросы возникали при обнаружении фрагментов миниатюрных сосудов. Являлись ли они детскими игрушками или выполняли более серьезную функцию?
Немало было найдено пряслиц разных размеров и с разными отметинами: насечками, прямыми, волнистыми линиями, крестиками, ямочными наколами, чаще с насечками по ребру. У каждой хозяйки был свой знак, чтобы не спутать с чужими пряслицами?
Ещё необычны находки маленьких фигурок. Прежде на Тетюшском городище находили фигурку человека, в 2003 году была обнаружена лошадка. Всего на именьковских городищах было найдено около 30 разных фигурок. Возможно, это были культовые предметы?
Нам удалось обнаружить редкие находки – два топора. Узколезвийные, железные, проушные. Длина – 17-22 см, ширина у лезвия – 3-4,2 см. Закругленные острия. Топоры, видимо, использовались и в хозяйстве, и в бою. Их расположение в земле вызывает загадки: один топор лежал лезвием к оврагу (в сторону нефтебазы), у второго лезвие было направлено в сторону города. На подобных городищах встречались топоры (до пяти), лежащие вокруг одного центра. Может быть, именно на месте находок топоров находилось культовое место (капище) племени?
А главным оружием именьковцев, похоже, были луки со стрелами. Луки были сложными. К сожалению, пока они нигде не найдены, только попадались обломки костяных пластин, которые надевались на лук. Наконечники изготавливали из кости и железа. Они были разными по форме и размерам. Мы нашли несколько полированных костяных наконечников. Их вырезали из распаренных костей, потом шлифовали. По форме преобладали трехгранные наконечники. Использовались именьковцами и копья с железными наконечниками. Тело защищали кольчугой. Скорее всего, её могли себе позволить лишь вожди. Пока на Вшихе подобных вещей не обнаружено.
Характерно, что именьковские памятники располагаются лишь в зоне черноземных почв, что было связано с развитой системой их земледельческо-скотоводческого хозяйства, основанного уже на применении пахотных орудий и разведении породистого крупного домашнего скота. Первыми среди племен края именьковцы начали обрабатывать землю при помощи плуга с применением тягловой силы лошади. При раскопках изредка попадаются кости верблюдов. Возможно, эти верблюды оказались в Среднем Поволжье, пройдя долгий караванный путь из Средней Азии и Казахстана. У именьковских племен были установлены торговые связи с очень отдаленными районами.
Именьковцы одними из первых среди местных народов, начали пользоваться при торговле металлическими деньгами. Первые деньги были сделаны из литой бронзы, имели продолговатую форму. Роль денег выполняли и пряслица (видимо в ранний период).
Развиты были ремесла и, прежде всего, гончарное и металлургическое. Обнаружены на Тетюшском городище их остатки. Рядом многочисленные куски железного и керамического шлака. Похоже, орудия изготавливались здесь же в мастерских на горе. Были обнаружены редкие бусы - каменные, глиняные, стеклянные, бронзовые, янтарные, ракушечные. Одна из многих загадок: как они оказались в помещении мастерской? На них обменивали изделия мастера? Вероятно, бусы были привезены из других мест, что говорит о торговых отношениях именьковцев.
У именьковцев также существовали мастера косторезного дела,- встречаются вырезанные из кости, клыков медвежьих и других животных амулеты с отверстиями. Было развито и ткачество, но материалы раскопок ничего об этом не говорят.
Не сразу археологам стал ясен погребальный Знакомимся с проблемами, которые являются дискуссионными у ученых. Например, малоисследованной является проблема взаимоотношений именьковцев и ранних булгар. Следов военных столкновений их на раскопе в Тетюшах не замечено. Очень мало находок, которые можно отнести к булгарским. Похоже, именьковцы спешно покинули это место. Узнали о приближении сильных болгарских племен? Ранние болгары были, очевидно, кочевниками. В последнее время ученые высказывают предположение о склонности ранних болгар к земледелию. Следовательно, плодородные здешние земли могли их привлекать.
Судить о взаимоотношениях именьковских племен с болгарами отчасти можно, опираясь на материалы Больше-Тарханского могильника. (Открыт в 1950 году А.Х.Халиковым, вскрыто 358 захоронений).Памятник содержит материалы от эпохи бронзы до XV века. Основная часть находок относится к болгарскому населению, откочевавшему из Подонья или Приазовья в конце VII – начале VIII вв.(9)
В 1949 году на северной окраине города Тетюши были найдены остатки разрушенного могильника, частично исследованного в том же году Н.Ф.Калининым. При раскопках были обнаружены остатки не менее 6 погребений, из которых удовлетворительно сохранилось одно. Среди находок медные височные кольца, в виде простого несомкнутого круга. Могильник не сходен с Больше-Тарханским, кроме бронзовой пуговицы. Находки хронологически близки к Больше-Тарханскому могильнику, но танкеевского типа, культурно отличаются от больше-тарханских.
Как показали работы археологических экспедиций Казанского филиала АН СССР в 1949, 1950 и 1957 гг., район расположения Больше-Тарханского могильника являлся одним из наиболее насыщенных для именьковской территории. Здесь известно самое крупное именьковское городище – Больше-Тарханское и до десятка неукрепленных поселений. Естественно предположить, что болгарские племена, оставившие Больше-Тарханский могильник, неминуемо должны были вступить в теснейший контакт с местным населением, и этот контакт должен был бы отразиться в материале могильника, функционировавшего на этой территории более 200 лет.
Изученный у села Рождествено Лаишевского района могильник именьковской культуры показал, что для именьковцев чрезвычайно специфичным был обряд трупосожжения, совершенно не зафиксированный в Больше-Тарханском могильнике. Именьковская керамика представлена только лепными горшковидными сосудами особой формы, почти без орнамента, за исключением очень редких насечек по краю горла или поясков из ямочных вдавлений по горлу, а также глиняными пряслицами выдержанной биконической формы. (10) Среди лепной керамики Больше-Тарханского могильника нет ни одного сосуда, который можно было бы назвать именьковским, за исключением сосудов,имеющих по краю горла насечку или зубчатые защипы. Однако эти сосуды среди именьковской керамики весьма немногочисленны. Эта керамика не является типично именьковской и на эту территорию, вероятно, попала от древнемарийских и мордовских племен, у которых она известна ещё в памятниках 4-7 вв. Нет основания считать, что эта керамика проникла в Больше-Тарханский могильник из именьковской среды. Пряслица Больше-Тарханского могильника также резко отличаются от именьковских. (11)
Исходя из вышесказанного, следует полагать, что пришлые болгарские племена, оказавшись на именьковской территории, не вступили с местным населением в какой-либо контакт. Возможно, что к приходу болгар на Среднюю Волгу именьковцы уже покинули эту местность и ушли в другой район. Это предположение подкрепляется и тем, что в памятниках именьковского типа абсолютно неизвестны предметы, характерные для Больше-Тарханского могильника и аналогичных памятников юго-восточной Европы.В то же время, в Больше-Тарханском могильнике имеется ряд предметов, характерных, например, для мордовских могильников V-VIII вв.
Местные племена, по всей видимости, не включались в среду пришлых болгар и сохранили свою монолитность и относительную этническую чистоту, по крайней мере, в VIII – IX вв.
К интересным выводам можно придти, сравнивая антропологические материалы близлежащих могильников: раннебулгарского Больше-Тарханского и раннемусульманского Тетюшского.
Черепа с Больше-Тарханского могильника неоднородны: европеоидные и с некоторыми монголоидными чертами. Последний морфотип был широко распространен среди населения Волжской Булгарии X- XV вв. (Исследования С.Г.Ефимовой в 1991 гг.) Его формирование, скорее всего, проходило к востоку от Урала, и было связано с этногенезом ранних болгар (протоболгар). Череп из погребения 4 по своим расовым признакам с монголоидными чертами наиболее близок к этому морфотипу. Возможно, его присутствие в материалах средневекового некрополя на территории Тетюшского городища маркирует приток с востока новых групп населения в момент образования Золотой Орды или определяет антропологический статус местных жителей. (12)
Исследования С.Г.Ефимовой черепов Тетюшского раннемусульманского некрополя в 1991 году показали также его неоднородность. Если черепа с монголоидными чертами можно связывать с ранними болгарами, то узколицые, с неярко выраженными европеидными чертами можно связывать, прежде всего, с «местным» финно-угорским населением. Однако, комплекс признаков на черепе из погребения 1, несколько отличается от «местного» морфотипа – он более массивен, имеет более высокий свод и более широкое и высокое лицо. Подобные находки в материалах X - XV вв. немногочисленны. Ученые предполагают, носитель данного типа из Тетюшского некрополя, был представителем одной из групп населения, переселившихся в золотоордынский период на Среднюю Волгу с юго-запада Восточной Европы.
На основе этих и других данных учащиеся делают вывод о том, что ещё в далеком прошлом население нашего края формировалось на полиэтнической основе. И сегодня в Тетюшском районе проживают в дружбе татары, русские, чуваши, мордва и другие народы.
Изучение учащимися истории края является важной составной частью учебно-воспитательного процесса, способствуют воспитанию уважения к истории, любви к своей родине, воспитанию патриотизма. Приведенные выше примеры говорят также о том, что учащиеся под руководством историков могут внести определенный вклад в изучение истории родного края.
По итогам работ учащиеся готовят рефераты, проекты (например, «Сохранение исторической части города»), презентации, учебные видеофильмы.
ПРИМЕЧАНИЯ (1) См. статью «Под град Ошель на Волге…» от 6 ноября 2003 г.
(2) См. статью «Тетюшская Троя» в газете «Республика Татарстан» от 9 октября 2008 г.
(3) См. Археология. Методическое пособие.- Казань, 2002
(4) Археологические памятники Татарской АССР.- Казань, 1987, с.198; там же, с.138
(5)См. статью В гости к неандертальцам. Республика Татарстан 18 июля 2002
(6) Из археологии Волго-Камья (авторы А.Х.Халиков, Р.Г.Мухамедова, П.Н.Старостин), - Казань, 1976
(7) Археологические памятники Татарской АССР.-Казань, 1987, с.203-204
(8) Старостин П.Н. Памятники именьковской культуры. Археология СССР.Свод археологических источников.Вып.Д 1-32.- М., «Наука», 1967
(9) В.Ф.Генинг, А.Х.Халиков. Ранние болгары на Волге. (Больше-Тарханский могильник). «Наука», М., 1964, стр.66
(10) В.Ф.Генинг, А.Х.Халиков. Ранние болгары на Волге, стр. 153
(11) Там же, стр.152-153
(12) Ефимова С.Г. Палеоатропология Поволжья и Приуралья. М., 1991
ЛИТЕРАТУРА 1. Археологическая карта ТАССР, Предволжье. Халиков А.Х.,Габяшев Р.С., Кузьминых Г.В. – Казань, 1985
2. Археологические памятники Татарии в зоне Куйбышевского водохранилища. Р.С.Габяшев, Е.П.Казаков, П.Н.Старостин, А.Х.Халиков, Т.А.Хлебникова. Из археологии Волгокамья.- Казань, 1976.
3. Археологические памятники Татарской АССР. Казаков Е.П., Старостин П.Н., Халиков А.Х. – Казань, 1987
4. Генинг В.Ф., Халиков А.Х. Ранние болгары на Волге. (Больше-Тарханский могильник). – М., «Наука», 1964
5. Гимади Х.Г. Народы Среднего Поволжья. – Казань, 1949
6. Заусайлов В.И. Древние каменные орудия, собранные в пределах Казанской губернии. – Казань, Типография Окружного Штаба, 1884
7. Из археологии Волгокамья. АН СССР, Казанский филиал. А.Х.Халиков, Р.Г.Мухамедова, П.Н.Старостин. – Казань, 1976.
8. Казаков Е.П., Халикова Е.А. Раннеболгарские погребения Тетюшского могильника.-Казань, 1971
9. Казаков Е.П. Памятники болгарского времени в восточных районах Татарии.- М., «Наука», 1978
10. Казаков Е.П. Погребальный инвентарь Танкеевского могильника. АЭТ, вып.1, Казань, 1971
11. Калинин Н.Ф., Халиков А.Х. Итоги археологических работ КФАН СССР 1945-1952 гг.-Казань, 1954
12. Пономарев П.А. Данные о городах Камско-Волжской Булгарии. (Булгарский город Ошель). Археологический этюд. Казань, Типография Императорского Университета, 1893, стр.9
13. Старостин П.Н. Об итогах и проблемах развития археологической науки Татарстана. Сборник «Древности» под ред.Б.Я.Ставиского.М.-Казань, 2003
14. Старостин П.Н. Памятники именьковской культуры. Археология СССР.Свод археологических источников.Вып.Д 1-32.- М., «Наука», 1967
15 Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория.-Казань, 1975.
16. Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. – Казань, 2000.
17. Фахрутдинов Р.Г. Мелодия камней.-Казань, 1986.
18. Халикова Е.А. Мусульманские могильники Волжской Булгарии X –XIII вв. как исторический источник. М., 1976
19. Халикова Е.А., Казаков Е.П. Тетюшский могильник. АО-69, М., 1970 |
|
|