Главная страница


Учебник для 10-11 классов. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и икт. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов



НазваниеУчебник для 10-11 классов. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и икт. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов
страница2/3
Дата11.04.2016
Размер0.69 Mb.
ТипУчебник
1   2   3





Тема урока

Тип урока

Основное содержание

Учащиеся должны


Контроль







Знать

Уметь

1

Введение. Структура предмета информатики. ТБ в кабинете информатики. Стр.5-9

Урок - лекция

Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».



- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы





- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы





2

Информация. Представление информации. Языки, кодирование. § 1-2

Комб. урок

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы

тест

3

Измерение информации. Объёмный подход. § 3

Комб. урок

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

Устный опрос

4

Измерение информации. Содержательный подход. §4

Комб. урок

Алфавитный подход к определению количества информации


тест

5

Решение задач

Урок практикум

Решение задач на вычисление информационного оъёма

тест

6

Что такое система §5

лекция

В
- основные понятия систематологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

  • какая информация требует защиты

  • виды угроз для числовой информации

  • физические способы защиты информации

  • программные средства защиты информации

  • что такое криптография

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат



ведение в теорию систем.






7

Информационные процессы в естественных и искусственных системах §6

лекция

Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

Устный опрос

8

Хранение и передача информации § 7-8

Комб. урок

Процессы хранения и передачи информации Канал связи и его характеристики

Устный опрос

9

Обработка информации и алгоритмы §9

Комб. урок

Обработка информации. Варианты обработки информации. Систематизация информации.

тест

10

Автоматическая обработка информации §10

Комб. урок

Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Машина Поста.







тест

11

Решение задач

практикум




Решение задач

12

Поиск данных. Защита информации § 11-12

лекция

Последовательный и блочный поиск. Поиск в иерархической структуре данных. Виды угроз. Меры защиты информации.

Устный опрос

13

Решение задач. Контрольное тестирование

контроль





Решение задач

14

Компьютерное информационное моделирование § 13

Комб. урок

М


  • ориентироваться в граф-моделях,

  • строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

  • строить табличные модели по вербальному описанию системы



одель, инф.модель, тапы моделирования

Устный опрос

15

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы § 14

Комб. урок

Виды описания структур данных: графы, иерархические структуры и таблицы

Тест

16

Практическая работа №1 «Создание табличной модели»

практикум







Практическая работа

17

Пример структуры данных – модели предметной области § 15

Комб. урок

Построение модели, анализ предметной области

Устный опрос

18

Практическая работа №2 « Создание графической модели»

практикум




Практическая работа

19

Алгоритм – как модель деятельности § 16

лекция

Алгоритм, формы представления алгоритмов, трассировка алгоритма




Устный опрос

20

Практическая работа №3»Исследование моделей»

практикум




Практическая работа

21

Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. § 16

Комб. урок

Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. § 16

тест

22

Контрольная работа №1

Проверка знаний

Контроль уровня сформированности знаний, умений и навыков


-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

  • - вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета






контроль

23

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации: архитектура, процессор, память. § 17

Лекция

Архитектура. Контроллеры, шины, виды памяти. Системная плата.

  • архитектуру персонального компьютера, принцип открытой архитектуры ПК

  • структуру программное обеспечение ПК

  • принципы представления данных в памяти компьютера

  • представление целых чисел, принципы представления вещественных чисел

  • представление текста, изображения; цветовые модели

  • в чем различие растровой и векторной графики

  • дискретное (цифровое) представление звука

  • что такое многопроцессорные вычислительные комплексы

  • топологии локальных сетей, технические средства компьютерных сетей, систему адресации в Интернете , принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP






24

Устройства ввода, вывода. Сетевое оборудование. Перспективы развития компьютеров §17

Комб. урок

Устройства ввода, вывода. Сетевое оборудование. Перспективы развития компьютеров




25

Программное обеспечение компьютера §18

Комб. урок

Классификация программного обеспечения, операционная система




26

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел § 19

Комб. урок

Правила представления данных в компьютере, целые и вещественные числа




27

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста и звука §20

Комб. урок

Кодирование текстовой и звуковой информации




28

Дискретные модели данных в компьютере. Представление графики §20

Комб. урок

Растровая и векторная графика







29

Развитие архитектуры вычислительных систем § 21

лекция

Проблема усовершенствования компьютеров

Практическая работа

30

Организация локальных сетей §22

Комб. урок

Назначение, аппаратные средства, топология, передача данных




31

Организация глобальных сетей § 23

Комб. урок

Аппаратные средства, каналы связи, пакетная технология передачи информации




32

Практическая работа №4 «Работа в Интернете»

практикум







33

Контрольная работа №2

Контроль знаний

Контроль уровня сформированности знаний, умений и навыков




34

Обобщающее занятие

обобщение














11 класс




Тема урока

Тип урока

Основное содержание

Учащиеся должны


Контроль







Знать

Уметь

1

Введение. Структура предмета информатики. ТБ в кабинете информатики. Информация: измерение, представление информации

Урок - лекция

структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе в кабинете

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках:

- назначение информационных систем

- состав информационных систем

- разновидности информационных систем

- что такое гипертекст, гиперссылка

- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

  • назначение коммуникационных, информационных служб Интернета

  • основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

  • средства для создания web-страниц, в чем состоит проектирование web-сайта, что значит опубликовать web-сайт

- что такое поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

- какие существуют средства для создания web-страниц

- в чем состоит проектирование web-сайта

- что значит опубликовать web-сайт

- возможности текстового процессора по созданию web-страниц


  • автоматически создавать оглавление документа, организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

  • осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

  • реализовывать запросы со сложными условиями выборки, создавать отчеты




  • работать с электронной почтой,

  • извлекать данные из файловых архивов,

  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

  • создать несложный web-сайт с помощью MS Word







2

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. §24

Комб. урок

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС

тест

3

Компьютерный текстовый документ как структура данных §25

Комб. урок

Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе.

Устный опрос

4

Гипертекст §25

Комб. урок

Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст.


тест

5

Практическая работа №1 «Гипертекстовые структуры»

Урок практикум

Создание гипертекстовых структур

Практическая работа

6

Интернет как глобальная информационная система §26-27

лекция

службы Интернета: информационная, коммуникационная. Технология «клиент-сервер».

Устный опрос

7

Практическая работа №2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»

Урок практикум

Создание электронного ящика, работа с почтой

Практическая работа

8

Практическая работа №3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр web-страниц»

практикум

Браузер. Работа в разных браузерах.

Практическая работа

9

Средства поиска данных в сети Интернет § 28

Комб. урок

Поисковые каталоги. Поисковые указатели.

тест

10

Web-сайт – гиперструктура данных. §29

Комб. урок

Структура, средства создания сайта. Публикация.

тест

11

Практическая работа №4 «Интернет: создание Web-сайта с помощью MS Word »

практикум

создание несложного web-сайт с помощью MS Word


Практическая работа

12

Практическая работа №5 «Интернет: создание Web-сайта на языке HTML »

Урок практикум

создание Web-сайта на языке HTML

Практическая работа

13

Контрольная работа №1

контроль

контроль уровня усвоения знаний, умений и навыков




14

Геоинформационные системы. §30

лекция

Назначение, устройство ГИС.

  • что такое ГИС, области приложения, приемы навигации в ГИС

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

  • определение и назначение СУБД, этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

  • структуру команды запроса на выборку данных из БД

- основы организации многотабличной БД

- что такое схема БД

- что такое целостность данных

- структуру команды запроса на выборку данных из БД

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД

- основные логические операции, используемые в запросах

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов



- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки

- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей - создавать отчеты


- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Устный опрос

15

Практическая работа «Поиск информации в геоинформационных системах»

практикум

Поиск информации в ГИС.

Практическая работа

16

База данных – основа информационной системы § 31

лекция

Классификация БД. СУБД.

тест

17

Проектирование многотабличной базы данных и создание БД § 32-33

лекция

Табличная форма моделей данных: типы связей, схема, целостность.

Устный опрос

18

Создание базы данных § 33

Комб.урок

Создание структуры БД, ввод данных.

Сам.работа

19

Практическая работа №6«Создание базы «Приёмная комиссия»»

практикум

Создание базы данных.

Практическая работа

20

Запросы к базе данных как приложения информационной системы . Логические условия выбора данных §34-35

Комб.урок

Средства формирования запросов, структура запроса на выборку. Логические условия выбора. Логические операции.

тест

21

Практическая работа №7 «Реализация простых запросов с помощью конструктора. Работа с формой». «Реализация сложных запросов, запросов на удаление и использование вычисляемых полей»

практикум

Реализация запросов в базе данных.

Практическая работа

22

Зачётная работа «Создание отчёта для БД»

Проверка знаний

Усвоение умений работать с базами данных.




контроль

23

Моделирование зависимостей между величинами. § 36 Практическая работа №8 «Получение регрессионных моделей в MS Excel»

Лекция

Величина, характеристика величины, виды зависимостей. Способы отображения зависимостей.

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- что такое математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

  • для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели

что такое корреляционная зависимость

- что такое коэффициент корреляции

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

что такое оптимальное планирование

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

- что такое информационные ресурсы общества

- из чего складывается рынок информационных ресурсов

- что относится к информационным услугам

- в чем состоят основные черты информационного общества

- причины информационного кризиса и пути его преодоления

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

- основные законодательные акты в информационной сфере

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Практическая работа

24

Модели статистического прогнозирования §37. Практическая работа № 9 «Прогнозирование в MS Excel»

Комб. урок

Статистика, метод наименьших квадратов, регрессивная модель.

Практическая работа

25

Модели корреляционных зависимостей §38. Практическая работа № 10 «Расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel»

Комб. урок

Корреляционные зависимости, анализ, коэффициент корреляции.

Практическая работа

26

Модели оптимального планирования §39 . Практическая работа № 11«Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»

Комб. урок

Модели оптимального планирования, ограниченность ресурсов.

Практическая работа

27

Информационные ресурсы. Информационное общество § 40-41

Лекция

Информационные ресурсы, национальные информационные ресурсы, рынок информационных ресурсов и услуг. Основные черты информационного общества, опасности информационного общества.

Сам/работа

28

Правовое регулирование в информационной сфере § 42


лекция

Законы РФ в информационной сфере.

Сам/работа

29

Проблема информационной безопасности § 43



лекция

Объекты информационной безопасности, национальные интересы РФ, доктрина информационной безопасности РФ.

Устный опрос

30

Контрольная работа №2

контроль

Контроль уровня усвоения знаний, умений, навыков.

Разноуровневая контрольная работа

31

Повторение. Работа с КИМами

Комб.

урок

Повторение и систематизация









32

Повторение. Работа с КИМами

Комб.

урок

Повторение и систематизация




33

Повторение. Работа с КИМами

Комб.

урок

Повторение и систематизация




34

Обобщающее занятие

обобщение














1   2   3