|
№
| Тема урока
| Тип урока
| Основное содержание
| Учащиеся должны
|
Контроль
|
|
| Знать
| Уметь
| 1
| Введение. Структура предмета информатики. ТБ в кабинете информатики. Стр.5-9
| Урок - лекция
| Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
| - в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
| - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
|
| 2
| Информация. Представление информации. Языки, кодирование. § 1-2
| Комб. урок
| Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы
| тест
| 3
| Измерение информации. Объёмный подход. § 3
| Комб. урок
| Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
| Устный опрос
| 4
| Измерение информации. Содержательный подход. §4
| Комб. урок
| Алфавитный подход к определению количества информации
| тест
| 5
| Решение задач
| Урок практикум
| Решение задач на вычисление информационного оъёма
| тест
| 6
| Что такое система §5
| лекция
| В - основные понятия систематологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
какая информация требует защиты
виды угроз для числовой информации
физические способы защиты информации
программные средства защиты информации
что такое криптография
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
ведение в теорию систем.
|
| 7
| Информационные процессы в естественных и искусственных системах §6
| лекция
| Информационные процессы в естественных и искусственных системах.
| Устный опрос
| 8
| Хранение и передача информации § 7-8
| Комб. урок
| Процессы хранения и передачи информации Канал связи и его характеристики
| Устный опрос
| 9
| Обработка информации и алгоритмы §9
| Комб. урок
| Обработка информации. Варианты обработки информации. Систематизация информации.
| тест
| 10
| Автоматическая обработка информации §10
| Комб. урок
| Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Машина Поста.
|
|
| тест
| 11
| Решение задач
| практикум
|
| Решение задач
| 12
| Поиск данных. Защита информации § 11-12
| лекция
| Последовательный и блочный поиск. Поиск в иерархической структуре данных. Виды угроз. Меры защиты информации.
| Устный опрос
| 13
| Решение задач. Контрольное тестирование
| контроль
|
|
Решение задач
| 14
| Компьютерное информационное моделирование § 13
| Комб. урок
| М
ориентироваться в граф-моделях,
строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
строить табличные модели по вербальному описанию системы
одель, инф.модель, тапы моделирования
| Устный опрос
| 15
| Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы § 14
| Комб. урок
| Виды описания структур данных: графы, иерархические структуры и таблицы
| Тест
| 16
| Практическая работа №1 «Создание табличной модели»
| практикум
|
|
| Практическая работа
| 17
| Пример структуры данных – модели предметной области § 15
| Комб. урок
| Построение модели, анализ предметной области
| Устный опрос
| 18
| Практическая работа №2 « Создание графической модели»
| практикум
|
| Практическая работа
| 19
| Алгоритм – как модель деятельности § 16
| лекция
| Алгоритм, формы представления алгоритмов, трассировка алгоритма
|
| Устный опрос
| 20
| Практическая работа №3»Исследование моделей»
| практикум
|
| Практическая работа
| 21
| Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. § 16
| Комб. урок
| Модель процесса управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. § 16
| тест
| 22
| Контрольная работа №1
| Проверка знаний
| Контроль уровня сформированности знаний, умений и навыков
| -получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
| контроль
| 23
| Компьютер – универсальная техническая система обработки информации: архитектура, процессор, память. § 17
| Лекция
| Архитектура. Контроллеры, шины, виды памяти. Системная плата.
| архитектуру персонального компьютера, принцип открытой архитектуры ПК
структуру программное обеспечение ПК
принципы представления данных в памяти компьютера
представление целых чисел, принципы представления вещественных чисел
представление текста, изображения; цветовые модели
в чем различие растровой и векторной графики
дискретное (цифровое) представление звука
что такое многопроцессорные вычислительные комплексы
топологии локальных сетей, технические средства компьютерных сетей, систему адресации в Интернете , принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
|
| 24
| Устройства ввода, вывода. Сетевое оборудование. Перспективы развития компьютеров §17
| Комб. урок
| Устройства ввода, вывода. Сетевое оборудование. Перспективы развития компьютеров
|
| 25
| Программное обеспечение компьютера §18
| Комб. урок
| Классификация программного обеспечения, операционная система
|
| 26
| Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел § 19
| Комб. урок
| Правила представления данных в компьютере, целые и вещественные числа
|
| 27
| Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста и звука §20
| Комб. урок
| Кодирование текстовой и звуковой информации
|
| 28
| Дискретные модели данных в компьютере. Представление графики §20
| Комб. урок
| Растровая и векторная графика
|
|
| 29
| Развитие архитектуры вычислительных систем § 21
| лекция
| Проблема усовершенствования компьютеров
| Практическая работа
| 30
| Организация локальных сетей §22
| Комб. урок
| Назначение, аппаратные средства, топология, передача данных
|
| 31
| Организация глобальных сетей § 23
| Комб. урок
| Аппаратные средства, каналы связи, пакетная технология передачи информации
|
| 32
| Практическая работа №4 «Работа в Интернете»
| практикум
|
|
| 33
| Контрольная работа №2
| Контроль знаний
| Контроль уровня сформированности знаний, умений и навыков
|
| 34
| Обобщающее занятие
| обобщение
|
|
|
|
|
11 класс
№
| Тема урока
| Тип урока
| Основное содержание
| Учащиеся должны
|
Контроль
|
|
| Знать
| Уметь
| 1
| Введение. Структура предмета информатики. ТБ в кабинете информатики. Информация: измерение, представление информации
| Урок - лекция
| структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики, требования гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе в кабинете
| - в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках:
- назначение информационных систем
- состав информационных систем
- разновидности информационных систем
- что такое гипертекст, гиперссылка
- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)
назначение коммуникационных, информационных служб Интернета
основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
средства для создания web-страниц, в чем состоит проектирование web-сайта, что значит опубликовать web-сайт
- что такое поисковый каталог: организация, назначение
- что такое поисковый указатель: организация, назначение
- какие существуют средства для создания web-страниц
- в чем состоит проектирование web-сайта
- что значит опубликовать web-сайт
- возможности текстового процессора по созданию web-страниц
| автоматически создавать оглавление документа, организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.
осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
реализовывать запросы со сложными условиями выборки, создавать отчеты
работать с электронной почтой,
извлекать данные из файловых архивов,
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
создать несложный web-сайт с помощью MS Word
|
| 2
| Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. §24
| Комб. урок
| Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС
| тест
| 3
| Компьютерный текстовый документ как структура данных §25
| Комб. урок
| Компьютерный текстовый документ как структура данных. Использование оглавлений и указателей в текстовом редакторе.
| Устный опрос
| 4
| Гипертекст §25
| Комб. урок
| Использование закладок и гиперссылок. Гипертекст.
| тест
| 5
| Практическая работа №1 «Гипертекстовые структуры»
| Урок практикум
| Создание гипертекстовых структур
| Практическая работа
| 6
| Интернет как глобальная информационная система §26-27
| лекция
| службы Интернета: информационная, коммуникационная. Технология «клиент-сервер».
| Устный опрос
| 7
| Практическая работа №2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»
| Урок практикум
| Создание электронного ящика, работа с почтой
| Практическая работа
| 8
| Практическая работа №3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр web-страниц»
| практикум
| Браузер. Работа в разных браузерах.
| Практическая работа
| 9
| Средства поиска данных в сети Интернет § 28
| Комб. урок
| Поисковые каталоги. Поисковые указатели.
| тест
| 10
| Web-сайт – гиперструктура данных. §29
| Комб. урок
| Структура, средства создания сайта. Публикация.
| тест
| 11
| Практическая работа №4 «Интернет: создание Web-сайта с помощью MS Word »
| практикум
| создание несложного web-сайт с помощью MS Word
| Практическая работа
| 12
| Практическая работа №5 «Интернет: создание Web-сайта на языке HTML »
| Урок практикум
| создание Web-сайта на языке HTML
| Практическая работа
| 13
| Контрольная работа №1
| контроль
| контроль уровня усвоения знаний, умений и навыков
|
| 14
| Геоинформационные системы. §30
| лекция
| Назначение, устройство ГИС.
| что такое ГИС, области приложения, приемы навигации в ГИС
основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ
определение и назначение СУБД, этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД
структуру команды запроса на выборку данных из БД
- основы организации многотабличной БД
- что такое схема БД
- что такое целостность данных
- структуру команды запроса на выборку данных из БД
- организацию запроса на выборку в многотабличной БД
- основные логические операции, используемые в запросах
- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов
| - осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС
- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)
- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
- реализовывать запросы со сложными условиями выборки
- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей - создавать отчеты
- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)
- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)
- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
| Устный опрос
| 15
| Практическая работа «Поиск информации в геоинформационных системах»
| практикум
| Поиск информации в ГИС.
| Практическая работа
| 16
| База данных – основа информационной системы § 31
| лекция
| Классификация БД. СУБД.
| тест
| 17
| Проектирование многотабличной базы данных и создание БД § 32-33
| лекция
| Табличная форма моделей данных: типы связей, схема, целостность.
| Устный опрос
| 18
| Создание базы данных § 33
| Комб.урок
| Создание структуры БД, ввод данных.
| Сам.работа
| 19
| Практическая работа №6«Создание базы «Приёмная комиссия»»
| практикум
| Создание базы данных.
| Практическая работа
| 20
| Запросы к базе данных как приложения информационной системы . Логические условия выбора данных §34-35
| Комб.урок
| Средства формирования запросов, структура запроса на выборку. Логические условия выбора. Логические операции.
| тест
| 21
| Практическая работа №7 «Реализация простых запросов с помощью конструктора. Работа с формой». «Реализация сложных запросов, запросов на удаление и использование вычисляемых полей»
| практикум
| Реализация запросов в базе данных.
| Практическая работа
| 22
| Зачётная работа «Создание отчёта для БД»
| Проверка знаний
| Усвоение умений работать с базами данных.
|
| контроль
| 23
| Моделирование зависимостей между величинами. § 36 Практическая работа №8 «Получение регрессионных моделей в MS Excel»
| Лекция
| Величина, характеристика величины, виды зависимостей. Способы отображения зависимостей.
| - понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины
- что такое математическая модель
- формы представления зависимостей между величинами
для решения каких практических задач используется статистика;
- что такое регрессионная модель
- как происходит прогнозирование по регрессионной модели
что такое корреляционная зависимость
- что такое коэффициент корреляции
- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа
что такое оптимальное планирование
- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов
- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены
- что такое информационные ресурсы общества
- из чего складывается рынок информационных ресурсов
- что относится к информационным услугам
- в чем состоят основные черты информационного общества
- причины информационного кризиса и пути его преодоления
- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества
- основные законодательные акты в информационной сфере
- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
| Практическая работа
| 24
| Модели статистического прогнозирования §37. Практическая работа № 9 «Прогнозирование в MS Excel»
| Комб. урок
| Статистика, метод наименьших квадратов, регрессивная модель.
| Практическая работа
| 25
| Модели корреляционных зависимостей §38. Практическая работа № 10 «Расчёт корреляционных зависимостей в MS Excel»
| Комб. урок
| Корреляционные зависимости, анализ, коэффициент корреляции.
| Практическая работа
| 26
| Модели оптимального планирования §39 . Практическая работа № 11«Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»
| Комб. урок
| Модели оптимального планирования, ограниченность ресурсов.
| Практическая работа
| 27
| Информационные ресурсы. Информационное общество § 40-41
| Лекция
| Информационные ресурсы, национальные информационные ресурсы, рынок информационных ресурсов и услуг. Основные черты информационного общества, опасности информационного общества.
| Сам/работа
| 28
| Правовое регулирование в информационной сфере § 42
| лекция
| Законы РФ в информационной сфере.
| Сам/работа
| 29
| Проблема информационной безопасности § 43
| лекция
| Объекты информационной безопасности, национальные интересы РФ, доктрина информационной безопасности РФ.
| Устный опрос
| 30
| Контрольная работа №2
| контроль
| Контроль уровня усвоения знаний, умений, навыков.
| Разноуровневая контрольная работа
| 31
| Повторение. Работа с КИМами
| Комб.
урок
| Повторение и систематизация
|
|
|
| 32
| Повторение. Работа с КИМами
| Комб.
урок
| Повторение и систематизация
|
| 33
| Повторение. Работа с КИМами
| Комб.
урок
| Повторение и систематизация
|
| 34
| Обобщающее занятие
| обобщение
|
|
|
|
|
|
|
|