|
Учебник «Химия 9 класс» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Гара Н.Н для общеобразовательных учреждений курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов (базовый курс).
УМК:
- учебник «Химия 9 класс», Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2009г.
- пособие для учителя «Уроки химии 9 класс», Н.Н.Гара, М., Просвещение, 2008г.
- рабочая тетрадь к учебнику «Химия 9 класс», Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман, М., Просвещение, 2010г
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования, федеральному базисному учебному плану 2004года, и учебному плану образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год.
Программа корректирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Программа рассчитана на 68 часов в год и 2 учебных часов в неделю.
За основу написания рабочей программы взята авторская программа Гара Н.Н. для общеобразовательных учреждений курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов (базовый курс). Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, остаются теми же, что и у автора. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Класс:
9а общеобразовательный
9б с углубленным изучением иностранных языков;
9в с расширенным изучением предметов социально-гуманитарного цикла;
9г с расширенным изучением предметов гуманитарного цикла;
9д с расширенным изучением предметов математического цикла. В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний как в старших классах, так и в других учебных заведениях, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.
Изучение химии в основной школе направлено:
на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
на овладение умениями наблюдать химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
на примере полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические
знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств и строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Фактологическая часть программы включает сведения о неорганических и органических веществах. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на современном и доступном для учащихся уровне теоретические положения, изучаемые свойства веществ, химические процессы, протекающие в окружающем мире.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И.Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.
Изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.
Содержание учебной дисциплины
9 класс
68 часов (2часа в неделю)
Неорганическая химия
Тема 1. Электролитическая диссоциация (10ч)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель. Гидролиз солей.
Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Кислород и сера (9ч)
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислота и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Демонстрация. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит-, и сульфат-ионов в растворе.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получившихся в реакции веществ.
Тема 3. Азот и фосфор (10ч)
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Минеральные удобрения.
Демонстрация. Получение аммиака и растворение его в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
Практические работы
Получение аммиака и изучение его свойств.
Определение минеральных удобрений.
Тема 4. Углерод и кремний (7ч)
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства. Угарный газ, свойства и физиологическое воздействие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе.
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрация. Кристаллические решетки алмаза и графита. Ознакомление с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.
Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 5. Общие свойства металлов (14ч)
Положение металлов в периодической системе химических элементов. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединения.
Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Положение алюминия в периодической системе химических элементов, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Положение железа в периодической системе химических элементов, строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли. Железо (II) и железо (III).
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
Практическая работа.
Решение экспериментальных задач по теме « Элементы IA и IIIA –групп периодической таблицы химических элементов».
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступивших или получившихся в реакции веществ, содержащего определенную долю примесей.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ.
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (2ч)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Тема 7. Углеводороды (4ч)
Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные углеводороды. Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Ацетилен. Диеновые углеводороды.
Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
Природные источники углеводородов. Нефть и природные газы, их применение. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Демонстрация. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Качественные реакции на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства. Ацетилен и его получение, свойства.
Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Тема 8. Спирты (2ч)
Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин, Применение.
Демонстрация. Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Тема 9. Карбоновые кислоты. Жиры (3ч).
Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
Демонстрация. Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.
Тема 10. Углеводы (2ч)
Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
Демонстрация. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
Тема 11. Белки. Полимеры (5ч)
Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.
Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
Химия и здоровье. Лекарства.
Демонстрация. Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии. (9 класс)
Учащиеся должны знать:
Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы.
Учащиеся должны уметь:
а) давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность;
б) характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий; в) распознавать важнейшие катионы и анионы;
г) решать расчетные задачи.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии (9 класс)
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты;
в) понятие об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ; б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь; в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Планирование учебного материала по неорганической химии 9 класс (2 часа в неделю, 68 часов)
К учебнику Рудзитиса
№
|
№
|
Название темы | Прак-
тическая часть
| Плановые сроки прохож-
дения
| Скорректи-рованные сроки прохожде-ния
|
1 2 3
4
5
6 7 8
9
10
|
1 1 2 3
4
5
6 7 8
9
10
|
Электролитическая диссоциация. (10 часов).
Сущность процесса
электролитической диссоциации.
Основные положения теории
электролитической диссоциации.
Диссоциация кислот, щелочей и солей
Диссоциация кислот, щелочей и солей
Реакции ионного обмена. Обратимые и необратимые реакции ионного обмена.
Окислительно – восстановительные реакции.
Практическая работа №1
Решение экспериментальных задач по теме: «Электролитическая диссоциация».
Гидролиз солей.
Подготовка к контрольной работе по теме: «Электролитическая диссоциация»
Контрольная работа №1
по теме: «Электролитическая диссоциация»
Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками.
|
1
|
01.09.12-08.09.12
10.09.12-15.09.12
17.09.12-22.09.12
24.09.12-29.09.12
1.10.12-5.10.12
|
|
11
12
13
14 15
16 17
18 19
20
21 22
23 24
25
26 27
28 29 30
31 32
33 34
35 36 37
38 39
40 41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
|
2 1
2
3
4 5
6
7
8 9 3 1
2 3
4
5
6
7 8
9 10
4 1
2 3
4 5
6 7 5
1
2 3
4 5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
|
Кислород и сера (9 часов). Положение элементов подгруппы кислорода в Периодической системе химических элементов, строение их атомов. Строение простых веществ. Аллотропия.
Сера в природе, ее физические свойства.Химические свойства серы, применение серы.
Сероводород. Сульфиды.
Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли.
Серная кислота и ее соли.
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Практическая работа №2 Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Решение расчетных задач Подгруппа азота (10 часов) Положение элементов подгруппы азота в Периодической системе химических элементов, строение их атомов.
Азот, его физические и химические свойства.
Аммиак.
Практическая работа №3 Получение аммиака и опыты с ним.
Соли аммония.
Азотная кислота, ее физические и химические свойства, получение и применение.
Соли азотной кислоты. Круговорот азота в природе.
Фосфор. Оксид фосфора (V).
Ортофосфорная кислота. Ортофосфаты.
Практическая работа №4 Минеральные удобрения.
Определение минеральных удобрений. Углерод и кремний (7часов). Положение элементов подгруппы углерода в Периодичекой системе химических элементов, строение атомов. Углерод.
Химические свойства углерода. Адсорбция.
Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.
Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.
Практическая работа №5 Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Кремний и его свойства.
Силикатная промышленность.
Контрольная работа №2 по темам: «Кислород и сера», «Азот и фосфор», «Углерод и кремний».
Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками.
Общие свойства металлов (14 ч)
Положение металлов в Периодической системе химических элементов и особенности строения их атомов. Металлическая связь.
Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии.
Сплавы. Коррозия металлов, способы ее предупреждения.
Характеристика щелочных металлов.
Характеристика магния и кальция. Соединения кальция.
Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Практическая работа №6 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы I-III групп главных подгрупп».
Железо. Нахождение в природе, получение и свойства.
Соединения железа.
Практическая работа №7 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Подготовка к контрольной работе № 3
Контрольная работа №3 по темам: «Общие свойства металлов».
Анализ результатов контрольной работы. Работа над ошибками.
|
2
3
4
5
6
7
|
8.10.12-13.10.12
15.10.12-20.10.12 22.10.12-27.10.12 29.10.12-3.11.12
12.11.12-17.11.12 19.11.12-24.11.12
26.11.12-1.12.12 3.12.12-8.12.12
10.12.12-15.12.12
17.12.12-22.12.12 24.12.12-
29.12.12
|
| 51
52
53
54
55
56
57
58
59 60 61
62
63
64
65 66 67
68
|
6 1
2 7
1
2
3
4 8
1
2
9 1 2 3
10
1
2 11
1
2 3 4
5
|
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Первоначальные представления об органических веществах (2часа).
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова.
Изомерия. Классификация органических соединений.
Углеводороды (4 часа)
Предельные углеводороды.
Непредельные углеводороды. Этилен и его гомологи. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятие о циклических углеводородах.
Природные источники углеводородов. Виды топлива. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.
Спирты (2 часа).
Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Карбоновые кислоты. Жиры. (3часа).
Муравьиная и уксусная кислоты. Применение.
Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
Жиры. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Углеводы (2часа).
Глюкоза. Сахароза. Нахождение в природе. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
Крахмал. Целлюлоза – природные полимеры. Применение.
Белки. Полимеры (4 часа).
Белки – биополимеры. Состав белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах.
Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение.
Химия и здоровье. Лекарства.
Контрольная работа№4 по теме: «Краткий обзор важнейших органических соединений».
|
|
|
|
Список литературы 1. Егоров А.С., Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы, Ростов-на-Дону, «Феникс»,2008г
2. Егоров А.С., Аминова Г.Х., Экспресс-курс неорганической и органической химии, для поступающих в вузы, Ростов-на-Дону, «Феникс»,2008г;
3. Гара Н.Н., Пособие для учителя «Уроки химии 9 класс», М., Просвещение, 2008г;
4. Савинкина Е.В., Логинова Г.П., Химия, Сборник задач 8-9 класс, М., «АСТ-ПРЕСС», 2008г;
5. Рудзитис. Г.Е., Ф.Г.Фельдман, учебник «Химия 9 класс», М., Просвещение, 2009г;
6. Рудзитис. Г.Е., Ф.Г.Фельдман, Рабочая тетрадь к учебнику «Химия 9 класс», М., Просвещение, 2010г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
естественнонаучных дисциплин
2012 года №1 СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________ 2012 года |
|
|