|
Учебникам Зубаревой и Мордковича «Математика 5» и«Математика 6» Автор : Учитель математики ГБОУ СОШ №89 им. А.П.Маресьева. г.Москва.
Куликова И.В. Дополнительные задания для учащихся, обучающихся по учебнику И.И.Зубаревой и А.Г.Мордковича "Математика, 6" .
Вот уже третий год подряд я работаю по учебникам Зубаревой и Мордковича «Математика 5» и «Математика 6». Сейчас я могу поделиться тем, чем мне удалось их дополнить.
На мой взгляд, упражнений в учебниках не всегда достаточно, особенно для повторения материала предыдущего урока и отработки навыков действий. Для этого я разработала систему заданий, где в игровой форме учащиеся могут узнать что-то новое об окружающем их мире или просто в новой форме порешать примеры, уравнения или задачи. Ответы они получают не в готовом виде, а выполнив предварительно математическое задание. Они отличаются разнообразием форм подачи условия: схемы, таблицы, геометрические фигуры и т.д. В задания включены вопросы, направленные на развитие логического мышления, а развитию функционального мышления способствует используемое в упражнениях соответствие между числами и буквами, заданное для самопроверки правильности ответа на вопрос. Цветные иллюстрации (рисунки и схемы) обеспечивают высокий уровень наглядности и заинтересовывают даже самых «слабых» учащихся. Здесь я привожу пример заданий, которые можно использовать для работы по математике в 6 классе.
Математика 6 класс
Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.
Как помочь маме?
Задание: Мама не может попасть в квартиру, так как забыла «код» замка, который стоит в вашей двери. Вы поможете маме, если назовете «код», для этого нужно быстро и правильно решить 4 примера. В окошко рядом с примером поставьте найденное число, а в кружок – его номер, под которым оно дано в кодированных ответах. Это и будет «код» замка.
Примеры: Кодированные ответы (цифры):
27,3 – (-2,6) = а цифра -53,4 -13,2
–3,3 – а + (-3,4) = b цифра -36,6 29,9 a – b – = c цифра -29,8 24,7
b + c – 30 = d цифра -6,6 60
Ответ: «код»
Математика 6 класс
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
Игра: «Минное поле». Задание: Поставьте по одной точке («мине») в каждом столбце таблицы. Перемножьте числа, стоящие на пересечении соответствующей строки и столбца.
-
| 2
| –5
| –7
| 9
| –1,2
| –8
|
|
|
|
|
| –1
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
|
|
| 0,5
|
|
|
|
|
|
Выполнял задание
Проверял
Математика 6 класс
Тема: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».
Задание: Узнайте длину тела китовой акулы (в метрах), для этого расположите в нужном порядке следующие примеры и решите их, заменив фигуры числами.
6 =
?
= =
– (м) Эти игры применяются для проверки вычислительных навыков учащихся и знаний ими правил умножения рациональных чисел и распределительного закона умножения. Они могут быть использованы и в 5 классе при умножении и делении натуральных чисел.
Математика 6 класс
Тема: «Координаты».
«Морской бой».
Задание: Играют две команды, у каждой из которых два двухпалубных и два однопалубных корабля на поле 5х5 клеток. Положение каждого корабля определяется двумя координатами (1-я – по горизонтальной оси, 2-я – по вертикальной). Игрок первой команды называет предположительные координаты корабля, игрок 2-ой команды говорит «попал» или «промах». Если игрок «попал», он отвечает на вопрос, который выбран ведущим. Если ответ неверный, то ход переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая первая потопит все корабли противника.( Положение кораблей обеих команд видит только ведущий и учитель, учащиеся не видят где расположены корабли соперника).
1 команда 2 команда
-
Вопросы:
Как умножить два отрицательных числа?
Вычислить
Определите вид числового промежутка:
(-; 4]
Как разделить два числа с разными знаками?
Вычислить
Упростить (-2,5а) (-3)
Охарактеризуйте событие о котором идет речь как достоверное, невозможное или случайное: «В мешке находятся 3 белых и 2 черных шара. Вынутый шар оказался белого цвета»
Назовите точку на координатном луче, симметричную А(5), В(-2)
Как умножить два числа с разными знаками?
Определите вид числового промежутка: [-3; 8]
Вычислить
Упростить 0,18х : (-0,6)
Найдите значение выражения 4,3 – 3,5 – 5,6
Как разделить два отрицательных числа?
Пешеход идет со скоростью х км в час, а велосипедист едет скоростью в 3,4 раза больше. Запишите в виде выражения их общую скорость.
Вычислить
Определите вид числового промежутка (-2; +)
Данная игра предваряет тему «Координатная плоскость» и помогает учащимся быстрее понять материал этой темы. Математика 6 класс
Тема: «Координатная плоскость».
«Соревнование художников». Задание 1: По данным координатам точек построить рисунки. Для этого каждую точку нужно последовательно соединить с предыдущей точкой.
(0; 0), (-1; 1), (-3; 1), (-2; 3), (-3; 3), (-4; 6), (0; 8), (2; 5), (2; 11), (6; 10), (3; 9), (4; 5), (3; 0), (2; 0), (1; -7), (3; -8), (0; -8), (0; 0);
(-7:-6), (-7; 5), (-8; 4), (-8; 7), (-6; 9), (-6; 10), (-5; 10), (-5; 4), (-1; 7), (6; 3), (6; -1), (5; -1), (5; 1), (4; 1), (4; -6), (3; -6), (3; -2), (1; -1), (-6; -1), (-6; -6), (-7; -6).
З адание 2: По данным рисункам записать координаты точек, являющихся вершинами ломаных, начиная с точки (0; 0) - Рис.1 и (-7; -6) – Рис.2, двигаясь по часовой стрелке.
Рис. 1 Рис.2 Здесь представлены два обратных задания. Можно предложить одним ученикам – 1-е задание, а другим – 2-е задание и затем сравнить получившиеся результаты. Ребятам было предложено творческое задание нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты ее вершин.
Игру «Соревнование художников» можно использовать на уроках алгебры в 7 классе, например при изучении тем «Функция, область определения функции», и «Функция у=kх + b и ее график». По виду отрезков, составляющих фигуру, школьники могут составлять уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, а также записывать область определения функции на отрезке.
Математика 6 класс
Умножение дробей.
Задание: Знаете ли вы, кто первый космонавт в нашей стране?
А кто из наших космонавтов первым вышел в открытый космос?
Свой ответ проверьте с помощью таблиц 1 и 2. Запишите в таблице 2 числа, перемножив дроби, сравните таблицы 1 и 2 и каждое число в таблице 3 замените буквой. Таблица 1 Таблица 2
-
Таблица 3
-
Умножение обыкновенных дробей.
Игра: «Числовая лестница». Задание: Кто быстрее поднимется на 5ый этаж? Для этого вы должны решить пример и поставить номер вашего примера под соответствующим ответом. В результате вы получите ключ.
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
Ответы: Ответы:
Математика 6 класс
Тема: «Упрощение выражений». Задание 1: Знаете ли вы, что на земном шаре есть птица, которая умеет летать назад? Если вы уже догадались, что это за птица, проверьте свое предположение. Упростите выражения и вычеркнете букву, соответствующую получившемуся выражению из таблицы ответов. Оставшиеся буквы дадут вам ответ на вопрос.
15 – (18 - х) + (х - 7);
8 – 2 (х + 4);
7 (4 – 3х) – (8,5 - х);
(6х - 8) – (х + 10);
3 (-3х + 4) – (8 - х) – 2 (-4х + 5)
Таблица ответов:
-4х - 6
| -10
| 19,5 – 22х
| -10 + 2х
| 19,5 – 20х
| 6х + 24
| -18х - 6
| -2х - 6
| -6
| -2х
| -4х + 14
| -2х + 16
| В
| К
| О
| Р
| О
| Л
| И
| Б
| Е
| К
| Р
| И
|
Задание 2: Исключительно велика скорость ее полета. Узнайте сколько метров в секунду пролетает эта замечательная птичка. Пройдите лабиринт.
14 (-0.7)
(-3)
: 0,42 (м/с)
Математика 6 класс
Решение уравнений. Задание 1: Даны выражения. Соедините равные из них стрелками. 0,5 + 9х – 2х +0,5 7 + х
2 – 4х + 10х – 5х + 5 7х + 1
-2 (3х + 5) + х – 9 –5х – 4
(х – 8) – 3(-2х – 3) –5х – 19 Задание 2: Решите уравнения и узнайте, какое слово зашифровано в этой таблице. Для каждого уравнения даны под своим номером в строчке 5 разных ответов. Найдите верный из них и запишите букву, соответствующую ему.
| А
| И
| Д
| Р
| Ш
| 1
| 6
| 0,8
| -1,2
| -6
| -0,8
| 2
| -2,6
| -8
| 2,6
| -3,4
| 8
| 3
| -1
| 4
| 1
| -4
| -10
| 4
| 6
| -0,2
| 1,2
| -6
| -1
| 5
| 0,2
| 1
| -0,2
| -1
| 5
| 6
| 4
|
|
| 3
| -4
| х + 3,4 = 2,6
х – 2,7 = -5,3
5х + 3 = 3х – 5
4х + 5 = 6х – 7
6х + 3 = х + 2
4х – (х + 7) = 9 – х
Ответ:
Математика 6 класс
Решение уравнений и задач на составление уравнений.
Задание 1. Упростите выражения по цепочке, и вы узнаете в результате какое количество взмахов крыльев в секунду совершает колибри «рогатая жемчужина».
5(4х - у) – 4(у – 2х) =
+ 9(у - 5) =
- 1 – 4(7х - 34) = ? (взмахов/сек) Задание 2. Решите уравнения и вы узнаете длину тела х (в см) самой маленькой в мире птицы колибри – пчелы, обитающей на Кубе и её вес m (в граммах). а) 2(х - 3) – 2,1 = 8 – (х - 1) б) 6 – 5(2m - 3) = 3(7 – 4m) + 3 Задание 3. (задача). Дрофа кори – самая тяжелая из всех летающих птиц. Её масса в 1,5 раза больше, чем у кондора – самого крупного хищника в мире птиц. Найдите массы этих птиц, зная, что 2 кондора весят на 6 кг больше, чем 1 дрофа.
Задание 4. Выясните: 1) На сколько процентов дрофа тяжелее кондора?
2) На сколько процентов кондор легче дрофы? Математика 6 класс
Нахождение числа по его дроби.
Знаете ли вы, что в Австралии живет очень любопытное животное? Узнайте что это за зверь.
1.Задание: Поочередно подставляйте в первое окошко числа. Записывайте свои результаты в таблицу “ ответ”, а затем находите полученные значения в таблице ’’ключ’’. Буквы, соответствующие найденным вами числам , дадут вам ответ на вопрос.
: = Ключ:
Числа
|
Буквы
|
| П
| 3,5
| Л
| 6
| А
| 2
| О
| 5
| Н
|
| К
| 15
| А
|
|
| 9
| 2,1
| 3,6
|
Ответ:
2.Задание: Узнайте массу этого удивительного зверька (в кг), если части его веса равны 6 кг.
Всего – ?
от составляет 6 кг.
Математика 6 класс
Тема: «Длина окружности».
«В мире змей».
1.Задание: В Австралии есть слепая змея, которая обитает в гнезде термитов, поедая своих хозяев. Термиты не нападают на нее, т.к. ее запах почти не отличим от запаха термитов. Длина тела этой змеи равна длине данной окружности. Найдите ее.
2.Задание: Во многих странах Африки водится плюющаяся кобра, которая выстреливает тонкую струйку яда в лицо своему противнику на расстояние 2 м, стараясь попасть ему в глаза. Яд этот не смертелен, но вызывает сильную боль и может повлечь за собой слепоту. Найдите длину тела кобры, зная, что она в 10 раз больше длины данной окружности. 3.Задание: Райская змея способна планировать с дерева на дерево, преодолевая расстояние до 35 м. Перед прыжком змея делает глубокий вдох, образуя внутри воздушную камеру, которая служит ей парашютом и замедляет ее падение с ветки на ветку. Найдите длину тела змеи, увеличив в 10 раз длину данной окружности.
Математика 6 класс
Площадь круга.
Задание 1: На рисунке изображены две окружности. Радиус одной из них на 2 см больше радиуса другой.
1.На сколько будут различаться длины этих окружностей?
2.Выполните все необходимые измерения и найдите площадь заштрихованного кольца.
Задание 2: Выполните измерения и вычислите площадь заштрихованной фигуры на рисунке.
Задание 3: Выполните измерения и вычислите площадь заштрихованной фигуры на рисунке
Математика 6 класс Тема: «Решение задач с помощью пропорций». Задание 1: Выберите из данных пропорций верные. Составьте из слогов, соответствующих этим пропорциям слово и вы узнаете название растения, которое ест камень. 9 : 3 = 0,6 : 2; (КА)
; (ШАЙ)
1,2 : 0,2 = 6 : 10; (КТ)
; (НА)
1,8 : 2 = 18 : 20; (ЛИ)
; (УС)
(НИК)
Задание 2: Эти растения – самые древние живые создания на земле, некоторые из них живут уже 9 – 10 тыс. лет, а растут они очень медленно. Решите уравнение и вы узнаете, на сколько миллиметров эти растения вырастают за 100 лет. 17 : х = 2 : 0,4 Задание 3: Найдите длину самого старого такого растения в Антарктиде, возраст которого 10 тыс. лет. Данные упражнения расположены по порядку следования соответствующих тем учебника «Математика 6». Надеюсь, вы найдете эти материалы интересными и полезными. Литература:1.В.Г.Коваленко «Дидактичекие игры на уроках математики». М. «Просвещение». 1990. 2.О.И.Перькова, Л.И.Сазанова «Математический паноптикум». Псков. 1993. 3.Р.Моррис «Тайны живой природы». М. «Росмэн». 2003. |
|
|