Главная страница

Учебникам Зубаревой и Мордковича «Математика 5» и«Математика 6»



Скачать 197.84 Kb.
НазваниеУчебникам Зубаревой и Мордковича «Математика 5» и«Математика 6»
А.П.Маресьева
Дата08.04.2016
Размер197.84 Kb.
ТипУчебник

Автор : Учитель математики ГБОУ СОШ №89 им. А.П.Маресьева. г.Москва.

Куликова И.В.
Дополнительные задания для учащихся, обучающихся по учебнику И.И.Зубаревой и А.Г.Мордковича "Математика, 6" .

Вот уже третий год подряд я работаю по учебникам Зубаревой и Мордковича «Математика 5» и «Математика 6». Сейчас я могу поделиться тем, чем мне удалось их дополнить.

На мой взгляд, упражнений в учебниках не всегда достаточно, особенно для повторения материала предыдущего урока и отработки навыков действий. Для этого я разработала систему заданий, где в игровой форме учащиеся могут узнать что-то новое об окружающем их мире или просто в новой форме порешать примеры, уравнения или задачи. Ответы они получают не в готовом виде, а выполнив предварительно математическое задание. Они отличаются разнообразием форм подачи условия: схемы, таблицы, геометрические фигуры и т.д. В задания включены вопросы, направленные на развитие логического мышления, а развитию функционального мышления способствует используемое в упражнениях соответствие между числами и буквами, заданное для самопроверки правильности ответа на вопрос. Цветные иллюстрации (рисунки и схемы) обеспечивают высокий уровень наглядности и заинтересовывают даже самых «слабых» учащихся. Здесь я привожу пример заданий, которые можно использовать для работы по математике в 6 классе.

Математика 6 класс

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

Как помочь маме?

Задание: Мама не может попасть в квартиру, так как забыла «код» замка, который стоит в вашей двери. Вы поможете маме, если назовете «код», для этого нужно быстро и правильно решить 4 примера. В окошко рядом с примером поставьте найденное число, а в кружок – его номер, под которым оно дано в кодированных ответах. Это и будет «код» замка.



Примеры: Кодированные ответы (цифры):




27,3 – (-2,6) = а цифра -53,4 -13,2



–3,3 – а + (-3,4) = b цифра -36,6 29,9
ab = c цифра -29,8 24,7




b + c – 30 = d цифра -6,6 60



Ответ: «код»

Математика 6 класс

Умножение и деление положительных и отрицательных чисел

Игра: «Минное поле».
Задание: Поставьте по одной точке («мине») в каждом столбце таблицы. Перемножьте числа, стоящие на пересечении соответствующей строки и столбца.





2

–5

–7

9

–1,2

–8
















–1
















1
















0,5

















Выполнял задание

Проверял

Математика 6 класс

Тема: «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».

Задание: Узнайте длину тела китовой акулы (в метрах), для этого расположите в нужном порядке следующие примеры и решите их, заменив фигуры числами.




 6 =

?

=
=





(м)
Эти игры применяются для проверки вычислительных навыков учащихся и знаний ими правил умножения рациональных чисел и распределительного закона умножения. Они могут быть использованы и в 5 классе при умножении и делении натуральных чисел.

Математика 6 класс

Тема: «Координаты».

«Морской бой».

Задание: Играют две команды, у каждой из которых два двухпалубных и два однопалубных корабля на поле 5х5 клеток. Положение каждого корабля определяется двумя координатами (1-я – по горизонтальной оси, 2-я – по вертикальной). Игрок первой команды называет предположительные координаты корабля, игрок 2-ой команды говорит «попал» или «промах». Если игрок «попал», он отвечает на вопрос, который выбран ведущим. Если ответ неверный, то ход переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая первая потопит все корабли противника.( Положение кораблей обеих команд видит только ведущий и учитель, учащиеся не видят где расположены корабли соперника).

1 команда 2 команда


5

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

0

1

2

3

4

5



5

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

0

1

2

3

4

5



Вопросы:

  1. Как умножить два отрицательных числа?




  1. Вычислить




  1. Определите вид числового промежутка:

(-; 4]

  1. Как разделить два числа с разными знаками?

  2. Вычислить

  3. Упростить (-2,5а)  (-3)

  4. Охарактеризуйте событие о котором идет речь как достоверное, невозможное или случайное: «В мешке находятся 3 белых и 2 черных шара. Вынутый шар оказался белого цвета»

  5. Назовите точку на координатном луче, симметричную А(5), В(-2)

  6. Как умножить два числа с разными знаками?

  7. Определите вид числового промежутка: [-3; 8]

  8. Вычислить

  9. Упростить 0,18х : (-0,6)

  10. Найдите значение выражения 4,3 – 3,5 – 5,6

  11. Как разделить два отрицательных числа?

  12. Пешеход идет со скоростью х км в час, а велосипедист едет скоростью в 3,4 раза больше. Запишите в виде выражения их общую скорость.

  13. Вычислить

  14. Определите вид числового промежутка (-2; +)


Данная игра предваряет тему «Координатная плоскость» и помогает учащимся быстрее понять материал этой темы.
Математика 6 класс

Тема: «Координатная плоскость».

«Соревнование художников».
Задание 1: По данным координатам точек построить рисунки. Для этого каждую точку нужно последовательно соединить с предыдущей точкой.

  1. (0; 0), (-1; 1), (-3; 1), (-2; 3), (-3; 3), (-4; 6), (0; 8), (2; 5), (2; 11), (6; 10), (3; 9), (4; 5), (3; 0), (2; 0), (1; -7), (3; -8), (0; -8), (0; 0);

  2. (-7:-6), (-7; 5), (-8; 4), (-8; 7), (-6; 9), (-6; 10), (-5; 10), (-5; 4), (-1; 7), (6; 3), (6; -1), (5; -1), (5; 1), (4; 1), (4; -6), (3; -6), (3; -2), (1; -1), (-6; -1), (-6; -6), (-7; -6).



З
адание 2:
По данным рисункам записать координаты точек, являющихся вершинами ломаных, начиная с точки (0; 0) - Рис.1 и (-7; -6) – Рис.2, двигаясь по часовой стрелке.

Рис. 1 Рис.2
Здесь представлены два обратных задания. Можно предложить одним ученикам – 1-е задание, а другим – 2-е задание и затем сравнить получившиеся результаты. Ребятам было предложено творческое задание нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты ее вершин.

Игру «Соревнование художников» можно использовать на уроках алгебры в 7 классе, например при изучении тем «Функция, область определения функции», и «Функция у=kх + b и ее график». По виду отрезков, составляющих фигуру, школьники могут составлять уравнения прямых, которым принадлежат отрезки, а также записывать область определения функции на отрезке.

Математика 6 класс

Умножение дробей.

Задание: Знаете ли вы, кто первый космонавт в нашей стране?

А кто из наших космонавтов первым вышел в открытый космос?

Свой ответ проверьте с помощью таблиц 1 и 2. Запишите в таблице 2 числа, перемножив дроби, сравните таблицы 1 и 2 и каждое число в таблице 3 замените буквой.
Таблица 1 Таблица 2












Е

О

Б



О

Л

О



А

Н

В














































Таблица 3
































Умножение обыкновенных дробей.

Игра: «Числовая лестница».
Задание: Кто быстрее поднимется на 5ый этаж? Для этого вы должны решить пример и поставить номер вашего примера под соответствующим ответом. В результате вы получите ключ.














5 5



4 4







3 3




2 2

1 1


Ответы: Ответы:

14



–36































–60


























Математика 6 класс

Тема: «Упрощение выражений».
Задание 1: Знаете ли вы, что на земном шаре есть птица, которая умеет летать назад? Если вы уже догадались, что это за птица, проверьте свое предположение. Упростите выражения и вычеркнете букву, соответствующую получившемуся выражению из таблицы ответов. Оставшиеся буквы дадут вам ответ на вопрос.


  1. 15 – (18 - х) + (х - 7);

  2. 8 – 2  (х + 4);

  3. 7  (4 – 3х) – (8,5 - х);

  4.  (6х - 8) – (х + 10);

  5. 3  (-3х + 4) – (8 - х) – 2  (-4х + 5)


Таблица ответов:


-4х - 6

-10

19,5 – 22х

-10 + 2х

19,5 – 20х

6х + 24

-18х - 6

-2х - 6

-6

-2х

-4х + 14

-2х + 16

В

К

О

Р

О

Л

И

Б

Е

К

Р

И



Задание 2: Исключительно велика скорость ее полета. Узнайте сколько метров в секунду пролетает эта замечательная птичка. Пройдите лабиринт.


14
 (-0.7)



 (-3)

: 0,42
(м/с)

Математика 6 класс

Решение уравнений.
Задание 1: Даны выражения. Соедините равные из них стрелками.
0,5 + 9х – 2х +0,5 7 + х

2 – 4х + 10х – 5х + 5 7х + 1

-2  (3х + 5) + х – 9 –5х – 4

(х – 8) – 3(-2х – 3) –5х – 19
Задание 2: Решите уравнения и узнайте, какое слово зашифровано в этой таблице. Для каждого уравнения даны под своим номером в строчке 5 разных ответов. Найдите верный из них и запишите букву, соответствующую ему.






  1. А

    И

    Д

    Р

    Ш

    1

    6

    0,8

    -1,2

    -6

    -0,8

    2

    -2,6

    -8

    2,6

    -3,4

    8

    3

    -1

    4

    1

    -4

    -10

    4

    6

    -0,2

    1,2

    -6

    -1

    5

    0,2

    1

    -0,2

    -1

    5

    6

    4





    3

    -4
    х + 3,4 = 2,6




  1. х – 2,7 = -5,3




  1. 5х + 3 = 3х – 5




  1. 4х + 5 = 6х – 7




  1. 6х + 3 = х + 2




  1. 4х – (х + 7) = 9 – х

Ответ:





















Математика 6 класс

Решение уравнений и задач на составление уравнений.

Задание 1. Упростите выражения по цепочке, и вы узнаете в результате какое количество взмахов крыльев в секунду совершает колибри «рогатая жемчужина».




5(4х - у) – 4(у – 2х) =




+ 9(у - 5) =




- 1 – 4(7х - 34) = ? (взмахов/сек)
Задание 2. Решите уравнения и вы узнаете длину тела х (в см) самой маленькой в мире птицы колибри – пчелы, обитающей на Кубе и её вес m (в граммах).
а) 2(х - 3) – 2,1 = 8 – (х - 1) б) 6 – 5(2m - 3) = 3(7 – 4m) + 3
Задание 3. (задача). Дрофа кори – самая тяжелая из всех летающих птиц. Её масса в 1,5 раза больше, чем у кондора – самого крупного хищника в мире птиц. Найдите массы этих птиц, зная, что 2 кондора весят на 6 кг больше, чем 1 дрофа.






Задание 4. Выясните: 1) На сколько процентов дрофа тяжелее кондора?

2) На сколько процентов кондор легче дрофы?
Математика 6 класс

Нахождение числа по его дроби.

Знаете ли вы, что в Австралии живет очень любопытное животное? Узнайте что это за зверь.

1.Задание: Поочередно подставляйте в первое окошко числа. Записывайте свои результаты в таблицу “ ответ”, а затем находите полученные значения в таблице ’’ключ’’. Буквы, соответствующие найденным вами числам , дадут вам ответ на вопрос.

: = Ключ:



Числа


Буквы



П

3,5

Л

6

А

2

О

5

Н



К

15

А







9

2,1

3,6




Числа
















Буквы

















Ответ:

2.Задание: Узнайте массу этого удивительного зверька (в кг), если части его веса равны 6 кг.

Всего – ?

от составляет 6 кг.

Математика 6 класс

Тема: «Длина окружности».

«В мире змей».

1.Задание: В Австралии есть слепая змея, которая обитает в гнезде термитов, поедая своих хозяев. Термиты не нападают на нее, т.к. ее запах почти не отличим от запаха термитов. Длина тела этой змеи равна длине данной окружности. Найдите ее.














2.Задание: Во многих странах Африки водится плюющаяся кобра, которая выстреливает тонкую струйку яда в лицо своему противнику на расстояние 2 м, стараясь попасть ему в глаза. Яд этот не смертелен, но вызывает сильную боль и может повлечь за собой слепоту. Найдите длину тела кобры, зная, что она в 10 раз больше длины данной окружности.
3.Задание: Райская змея способна планировать с дерева на дерево, преодолевая расстояние до 35 м. Перед прыжком змея делает глубокий вдох, образуя внутри воздушную камеру, которая служит ей парашютом и замедляет ее падение с ветки на ветку. Найдите длину тела змеи, увеличив в 10 раз длину данной окружности.








Математика 6 класс

Площадь круга.

Задание 1: На рисунке изображены две окружности. Радиус одной из них на 2 см больше радиуса другой.

1.На сколько будут различаться длины этих окружностей?

2.Выполните все необходимые измерения и найдите площадь заштрихованного кольца.





Задание 2: Выполните измерения и вычислите площадь заштрихованной фигуры на рисунке.





Задание 3: Выполните измерения и вычислите площадь заштрихованной фигуры на рисунке


Математика 6 класс

Тема: «Решение задач с помощью пропорций».
Задание 1: Выберите из данных пропорций верные. Составьте из слогов, соответствующих этим пропорциям слово и вы узнаете название растения, которое ест камень.


  1. 9 : 3 = 0,6 : 2; (КА)

  2. ; (ШАЙ)

  3. 1,2 : 0,2 = 6 : 10; (КТ)

  4. ; (НА)

  5. 1,8 : 2 = 18 : 20; (ЛИ)

  6. ; (УС)

  7. (НИК)



Задание 2: Эти растения – самые древние живые создания на земле, некоторые из них живут уже 9 – 10 тыс. лет, а растут они очень медленно.

Решите уравнение и вы узнаете, на сколько миллиметров эти растения вырастают за 100 лет.
17 : х = 2 : 0,4
Задание 3: Найдите длину самого старого такого растения в Антарктиде, возраст которого 10 тыс. лет.
Данные упражнения расположены по порядку следования соответствующих тем учебника «Математика 6». Надеюсь, вы найдете эти материалы интересными и полезными.

Литература:
1.В.Г.Коваленко «Дидактичекие игры на уроках математики». М. «Просвещение». 1990.

2.О.И.Перькова, Л.И.Сазанова «Математический паноптикум». Псков. 1993.

3.Р.Моррис «Тайны живой природы». М. «Росмэн». 2003.