| 
             
 ПРОЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ДЕТЕЙ
 
 СТАРШЕЙ ГРУППЫ
 
 КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОТИ
 
 
  
 Разработан:
 
 учителем-логопедом Калинчук М.Н.
 
 ГБДОУ № 31 Пушкинского р-на
 
 Санкт-Петербург
 
 2013 г.
 
 Тема проекта: «Путешествие маленького лягушонка»
 
 Возраст детей: старшая группа, дети с ТНР, ОНР, 3-4 уровень речевого развития, первый год обучения.
 
 Цель проекта: Познакомить со звуками «К», «Кь». Буквой «К».
 
 Задачи проекта:
 
 Обучающие: закрепление навыка выделения согласного звука из слова, формирование умения различать на слух согласные звуки по твердости-мягкости; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, развитие исследовательской деятельности.
 
 Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, самостоятельности.
 
 Развивающие:  развитие речевого слуха, интонационной выразительности речи, зрительного внимания и восприятия, общей, тонкой и артикуляционной моторики,  развитие воображения, подвижности, ловкости, развитие игровой деятельности детей.
 
 Коррекционные: сохранение и укрепление физического и психического здоровья, развитие просодической стороны речи, активизация движений речевого аппарата.
 
 Реализуемые образовательные области:
 
 ОО Здоровье,
 
 ОО Социализация;
 
 ОО Познание;
 
 ОО Коммуникация.
 
 Оборудование: игра «Лягушки»; «Тактильная дорожка»; шумовой инструмент «Лягушка»; «Тактилото»; «Мягче-жестче»; «Ротондо»; набор «Кирпичики»; рисуем на песке; «Что это?»; «Кочки на болоте»; пластмассовый набор букв; раздаточные карточки с картинками: котёнок, каток, клетка, клумба, ковер, колючки.
 
 Проектирование совместной деятельности:
 
 Чтение: Гаршин В.М. сказка: Лягушка-путешественница; детская «Большая энциклопедия природы», «Большая энциклопедия животных»; А. Усачев «Звукарик» .
 
 Наблюдение: На индивидуальных занятиях логопед проводит уточнение артикуляции звука «К»; дети перед зеркалом исследуют образование звука. Выполняют упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики: "Домик открывается" "Улыбочка" - "Трубочка" – чередовать", Заборчик" - "Рупор" "Горка", "Любопытный лягушонок" (аналог упражнения "Птенчик"), "Покашляем".
 
 Экскурсии: в отдел «Инсектарий» зоопарка (с родителями).
 
 Беседы: о жизни лягушек; о правилах безопасности, если ребенок потерялся.
 
 Просмотр фильмов: «Мария, Мирабела», «Лягушка-путешественница».
 
 Рассматриваемые картины: настольно-дидактическая игра «Эволюция»
 
 Рисование, лепка, аппликация, художественный труд: оригами «Семейка лягушат»; коллективная работа из пластилина «На кочке, за кочкой»; «Веселые лягушата» рисование.
 
 Взаимодействие с семьей: Консультирование родителей по автоматизации у детей заднеязычных звуков.
 
 Ход совместной деятельности:
 
 1. - Ребята, когда я шла к вам, мне попался маленький лягушонок, он не умеет квакать и потерял свою маму. Может быть, мы сможем ему помочь? (Лягушонок из игры «Лягушки»).
 
 2. - Дорога нам предстоит долгая с испытаниями. Вы готовы? Тогда снимайте носочки, стройтесь друг за другом и следуйте за лягушонком. («Тактильная дорожка»):
 
 - Идти нужно осторожно, на носочках; а теперь - на пяточках, теперь на внутреннем своде стопы, теперь на внешнем.
 
 3. - Возьмите, пожалуйста, карточки; рассмотрите, что на них изображено (котёнок, каток, клетка, клумба, ковер, колючки); подберите подходящие тактильные панели и встаньте на них.
 
  Из плюша - котёнок;
 
Из оргстекла – каток;
 
Из металла – клетка;
 
Из искусственной травы – клумба;
 
Из ворсистой ткани – ковер;
 
Из наждачной бумаги – колючки.
 
 - Объясните, почему, вы сделали такой выбор.
 
 ( Котенок - мягкий, теплый, плюшевый; каток – гладкий, холодный, ровный; клетка – металлическая, твердая, прочная; клумба – мягкая, пушистая, ковер – ворсистый, мягкий; колючки – колкие, жесткие…)
 
 - Чего общего есть в названии этих картинок? (Все картинки начинаются со звука «К»). Давайте откроим ротики, и, напрягая заднюю часть язычка, красиво произнесем звук «К».
 
 - Можно ли петь звук «К»? (Нет.) Значит, этот звук - согласный.
 
 4. - Посмотрите, как радуется наш лягушонок. Мы помогли ему вспомнить, как нужно квакать. На кваканье откликнулся друг нашего лягушонка. Послушайте, как он квакает. (Дети по очереди играют на шумовом инструменте «Лягушка»: можно задать разные ритмические рисунки).
 
 5. – «Тактилото». Посмотрите, лягушонок принес нам какой-то мешочек, а в нем лежат деревянные фигурки. Сейчас мы по очереди будем доставать фигурки и называть их. Если в слове есть звук «К» или «Кь», то фигурку оставьте у себя, остальные фигурки уберем в сторону.
 
 6. - «Мягче-жестче» перед каждым ребенком лежит пара контрастных деревянных кубиков: твердый и мягкий. Ребенок называет деревянную фигурку, выделяя звук в слове. Если звук мягкий, он нажимает на поверхность мягкого кубика, если звук твердый – нажимает на поверхность твердого кубика.
 
 7. «Ротондо» (используем зеленые и синие магнитные фишки). Дети называют слова (из задания 5) и по очереди ставят или переставляют магнитные фишки: если слово с мягким звуком «Кь» - зеленую фишку; с твердым звуком «К» - синюю. (По описанию игры, фишки при необходимости можно снимать и переставлять, главное, чтобы не останавливался лабиринт). Цель - помочь лягушонку провести шарик по лабиринту. Достигнув цели, получаем карточку с изображением буквы «К».
 
 8. Набор «Кирпичики» - выкладываем букву «К»;
 
 9. Рисуем на песке букву «К»;
 
 10. «Что это?» отличаем букву «К» от других изученных букв (А, О, У, И, Н, М, П, Т)
 
 8. «Кочки на болоте». Слева в колонку лежат четыре кочки, рядом с ними буквы: А, О, У, И; справа на расстоянии лежит одна кочка, около нее лежит буква «К». Каждый ребенок перебегает с кочки слева на право и читает: АК, возвращается налево и читает следующий слог: ОК и т.д.
 
 А
 
 О
 
 У
 
 И
 
 - С кочки на кочку и добрались мы с вами до болота. Посмотрите, здесь какой-то кубик лежит. Давайте его бросим и посмотрим, что будет дальше.
 
 9. «Лягушки». Перед детьми лежит «болото». Все по очереди кидают кубик и берут одну выпавшую фишку (засчитываются только изображения лягушачьей семьи: дедушка-лягушка, бабушка-лягушка, папа-лягушка, мама-лягушка, лягушка-братишка; то есть, при необходимости, кубик перебрасывается). Вся семья собралась. Все очень рады, что нашёлся маленький лягушонок, да еще научился квакать. Давайте посоревнуемся, сможет ли кто-нибудь его переквакать. Повторить за лягушонком, с определенной интонацией стишок (интонация зависит от фишки: папа говорит низким голосом, мама высоким и т.д.)
 
 Лягушонок Квася квакает слова:
 
 Квас, квадрат, квартира, клюква,
 
 Тыква, смоква, брюква, буква.
 
 И, конечно же, на ква
 
 Слово главное – Москва!
 
 Какие мы с вами, ребята, молодцы: помогли маленькому лягушонку найти родителей, научили его квакать и так много интересного узнали про звуки «К», «Кь» и букву «К».
 |