|
Протокол № от 20 г. «Согласовано» Зам директора по увр: 20 г Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 529
Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Согласовано»
Руководитель МО
__________________ Протокол №___
от «___»____________20___г.
| «Согласовано»
Зам. директора по УВР:
«___»____________20___г.
| Утверждаю:
Директор ГОУ средняя школа № 529 Приказ №___
от «__» _________ 20____г.
| Рабочая программа
по ХИМИИ
для 10 КЛАССА
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол №___
от «___»___________ 20____г.
Разработчик программы:
учитель химии
Назаренко Ирина Анатольевна
2011-2012 учебный год 1. Пояснительная записка Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения, последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).
Содержание курса составляет основу для раскрытия важных мировоззренческих идей, таких, как материальное единство веществ природы, их генетическая связь, развитие форм от сравнительно простых до наиболее сложных, входящих в состав организмов; обусловленность свойств веществ их составом и строением, применения веществ их свойствами; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; познаваемость сущности химических превращений современными научными методами.
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна«Химия. 10 класс. Базовый уровень». «Дрофа», 2009. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования и в соответствии с учебным планом ГОУ-средняя школа № 529, программа рассчитана на преподавание курса химии в 10 классе в объеме 1 час в неделю.
Количество контрольных работ за год – 4
Количество практических работ за год – 2
Решению задач воспитания у учащихся интереса к знаниям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении химии служат разнообразные методы и организационные формы, как традиционно утвердившиеся в школьной практике, так и нетрадиционные, появившиеся в опыте передовых учителей.
При изучении курса целесообразно использовать исторический подход к раскрытию понятий, законов и теорий, показывая, как возникают и решаются противоречия, как совершаются открытия учеными, каковы их судьбы и жизненные позиции.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: на основе технологий модульного обучения, КСО с применением индивидуального и дифференцированного подхода. Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты) и устный.
2. Цели изучения курса Цель программы обучения: освоение знаний о химических объектах и процессах природы, способствующих решению глобальных проблем современности. Задачи:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
3. Требования к уровню подготовки выпускников Предметные результаты:
знать / понимать
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;
важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;
характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников
4. Учебно-тематический план
№ раздела / темы
| Наименование разделов и тем
| Количество часов
| Всего
| Теоретические занятия
| Лабораторные, практические занятия, экскурсии и др.
| Контрольные занятия
| 1
| Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение.
| 1 час
| 1 час
| нет
|
| 2
| Теория строения органических веществ.
| 3 часа
| 3 часа
| нет
| Текущий контроль, самостоятельная работа.
| 3
| Углеводороды
| 8 часов
| 8 часов
| нет
| Текущий контроль, самостоятельная работа, КР №1
| 4
| Кислородсодержащие органические соединения
| 11 часов
| 11 часов
| нет
| Текущий контроль, самостоятельная работа,
КР №2, 3
| 5
| Азотсодержащие органические соединения
| 6 часов
| 6 часов
| ПР №1
| КР №4
| 6
| Биологически активные органические соединения
| 2 часа
| 2 часа
| нет
| Текущий контроль, самостоятельная работа
| 7
| Искусственные и синтетические органические соединения
| 3 часа
| 3 часа
| ПР №2
| Текущий контроль, самостоятельная работа
| Итого
| 68 часов
|
| ПР - 2 часов
| КР – 4 часа
| 5. Содержание программы учебного курса
1. Введение
Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.
2. Теория строения органических веществ
Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана. Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи. Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них. Классификация органических соединений по строению углеродного скелета. Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК. Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Оптическая изомерия на примере аминокислот. Решение задач на вывод формул органических соединений.
3. Углеводороды и их природные источники.
Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.
Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения,
горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.
Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств
Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и тримеризация алкинов. Взаимодействие терминальных алкинов с основаниями. Окисление. Применение алкинов.
Диены. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства, взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.
Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.
Циклоалканы Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.
Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Способы получения. Применение бензола и его гомологов.
4. Кислородосодержащие органические соединения.
Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.
Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола.
Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Присоединение синильной кислоты и бисульфита натрия. Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету.
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Отдельные представители кислот.
Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров.
Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.
Углеводы. Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.
Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья.
Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль
5. Азотосодержащие соединения.
Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола. Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.
Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.
6. Биологически активные вещества.
Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.
Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.
Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.
Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения лекарственных форм.
7. Искусственные и синтетические органические соединения.
Общие понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, средняя молекулярная масса. Пластмассы: полиэтилен, полипропилен.
Проблема синтеза каучука. Бутадиеновый каучук. Применение пластмасс, каучуков. Синтетическое волокно лавсан.
6. Календарно-тематическое поурочное планирование
№ п/п
| Название раздела
| Тема урока
| Характеристика деятельности учащихся
| Дата
| План
| Факт
| 1.
| Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение.
(1 час)
| 1.1. Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение.
| Использование внутри- и межпредметных связей.
Умение пользоваться информацией других источников.
|
|
| 2.
| Теория строения органических веществ. (3 часа)
| 2.1. Основные положения теории химического строения органических соединений.
| Использование внутри- и межпредметных связей.
Умение пользоваться информацией других источников. Определять понятия по теме. Составлять схемы, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы. Использовать алгоритмы при решении задач.
Сравнивать органические и неорганические соединения. Моделировать пространственное строение органических соединений. Различать типы гибридизации. Называть органические соединения.
|
|
| 2.2. Классификация органических соединений.
|
|
| 2.3. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.
|
|
| 3.
| Углеводороды
(8 часов)
| 3.1.Алканы: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.
| Использование внутри- и межпредметных связей.
Умение пользоваться информацией других источников.
Прогнозировать свойства органических соединений. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Проводить расчеты по уравнениям химических реакций. Обобщать и делать выводы о закономерностях изменений свойств углеводородов в гомологических рядах. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.
|
|
| 3.2. Алкены: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.
|
|
| 3.3. Алкадиены: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.
|
|
| 3.4. Алкины: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.
|
|
| 3.5. Ароматические углеводороды: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.
|
|
| 3.6.-3.7. Природные источники получения углеводородов.
|
|
| 3.8.К.Р.№1 по теме: «Углеводороды и их природные источники»
|
|
| 4.
| Кислородсодержащие органические соединения
(11 часов)
| 4.1.Одноатомные спирты: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.
| Использование внутри- и межпредметных связей.
Умение пользоваться информацией других источников.
Прогнозировать свойства органических соединений. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Проводить расчеты по уравнениям химических реакций. Обобщать и делать выводы о закономерностях изменений свойств в гомологических рядах. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.
|
|
| 4.2. Многоатомные спирты: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.
|
|
| 4.3.Фенол: строение, свойства, получение, применение.
|
|
| 4.4. Альдегиды: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.
|
|
| 4.5.Карбоновые кислоты: гомологический ряд, изомерия, свойства, получение, применение.
|
|
| 4.6.Сложные эфиры и жиры.
|
|
| 4.7.КР № 2 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения»
|
|
| 4.8. Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза.
|
|
| 4.9. Углеводы. Дисахариды: сахароза.
|
|
| 4.10. Углеводы. Полисахариды: крахмал, целлюлоза.
|
|
| 4.11.КР № 3 по теме: «Углеводы»
|
|
| 5.
| Азотсодержащие органические соединения
(6 часов)
| 5.1. Амины. Анилин.
| Соблюдать правила ТБ.
Участвовать в проблемно-поисковой деятельности. Наблюдать, сравнивать, описывать, анализировать и делать выводы. Использование внутри- и межпредметных связей.
Умение пользоваться информацией других источников.
Прогнозировать свойства органических соединений. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Проводить расчеты по уравнениям химических реакций. Обобщать и делать выводы о закономерностях изменений свойств в гомологических рядах. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты.
|
|
| 5.2. Аминокислоты.
|
|
| 5.3. Белки.
|
|
| 5.4. Нуклеиновые кислоты.
|
|
| 5.5. КР № 4 по теме: «Азотсодержащие органические соединения»
|
|
| 5.6. ПР № 1. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений»
|
|
| 6.
| Биологически активные органические соединения (2 часов)
| 6.1. Ферменты. Гормоны.
| Использование внутри- и межпредметных связей.
Умение пользоваться информацией других источников. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты. Готовить презентации по теме.
|
|
| 6.2.Витамины. Лекарства.
|
|
| 7.
| Искусственные и синтетические органические соединения (3 часа)
| 7.1. Каучуки. Волокна.
| Использование внутри- и межпредметных связей.
Умение пользоваться информацией других источников. Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы, опорные конспекты. Готовить презентации по теме. Соблюдать правила ТБ.Участвовать в проблемно-поисковой деятельности. Наблюдать, сравнивать, описывать, анализировать и делать выводы.
|
|
| 7.2. Пластмассы.
|
|
| 7.3. ПР № 2 Распознавание пластмасс и волокон.
|
|
| Учебно-методическое обеспечение
Основная литература:
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2009. – 191, [1] с. : ил.
Габриелян О.С. Настольная книга для учителя. М.: Блик и К, 2008.
Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 253, [3] с.
Дополнительная литература:
Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005. – 399, [1] с.
ЕГЭ 2010. Химия. Типовые тестовые задания / Ю.Н. Медведев. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 111, [1] с.
Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач. Под редакцией А.А. Кавериной / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2010. – 200с.
Единый государственный экзамен 2009. Химия. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009. – 272с.
Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.
Хомченко Г.П. Химия для поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Высш.шк., 1985. – 367 с., ил.
Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (https://school-collection.edu.ru/).
https://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
https://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".
15. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
16. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
https://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
|
|
|