|
Цель – выявить внутреннюю структуру социальных групп в детском коллективе на начало учебного года.
Апрель.
Цель – проследить изменения социальных групп в детском коллективе на конец учебного года. Испытуемым были розданы листы, на которых они должны были фиксировать свои ответы. Вопросы охватывают ряд реальных ситуаций взаимоотношений учащихся, благодаря которым можно проследить на каком уровне находятся взаимоотношения учащихся, а также выявить социометрический статус каждого ученика.
Затем исследователь зачитывал вопросы:
Назовите ребят, которых бы вы пригласили на свой день рождения?
С кем бы вы хотели сидеть за одной партой?
Если бы вы поехали на дальний восток на поезде, кого бы вы не взяли с собой?
При организации исследования была исключена возможность "подглядывания" ответов друг у друга - рассадив детей по одному, исключая влияние обсуждения на результаты. На вопросы отвечали сразу все учащиеся. Кроме того, была исключена возможность утечки информации результатов социометрии, чтобы исключить конфликтные ситуации в классе. Обработка проведённых экспериментов. Сначала все листочки испытуемых надо разложить в две группы: мальчиков и девочек. Затем составляется основная таблица результатов. (Приложение 1)
Основная таблица результатов напоминает турнирную таблицу спортивных соревнований. По вертикали записываются фамилии всех девочек, затем – фамилии мальчиков. Каждому ученику присваивается порядковой номер. Эти порядковые номера записываются в таблице горизонтали. Затем экспериментатор берёт по одной карточке и напротив фамилии испытуемого на соответствующих пересечениях цифрами 1,2,3, обозначает тех, кого выбрал испытуемый в 1-ю, 2-ю, 3-ю очередь.
Далее обозначаются взаимные выборы. Если среди тех, кто его брал, есть ученики, которых он выбрал сам, то это значит, что у него с этим учеником взаимный выбор. Взаимный выбор на матрице или основной таблице результатов обводится кружочком.
Для удобства обработки фамилии мальчиков отделяются горизонтальной чертой от фамилий девочек; так же и по вертикали: порядковые номера мальчиков отделяются вертикальной чертой от порядковых номеров девочек.
Точно таким же способом обрабатываются материалы второго эксперимента. (Приложение 2)
Таким образом, с помощью данной методики можно выявить социометрический статус ребенка, что, по мнению психолога Дж. Морено просто необходимо, так как это помогает лучше понять проблемы ребенка. IV. Формирующий эксперимент.
Цель, задачи и содержание формирующего эксперимента. Исходя из данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, была поставлена цель формирующего эксперимента: сформировать благоприятные условия для развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста через использование игровых упражнений. В результате были определены следующие задачи:
Подобрать игровые упражнения для развития межличностных отношений учащихся 2 класса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
Разработать серию занятий по развитию межличностных отношений младших школьников;
Апробировать данную серию занятий.
Исходя из поставленных задач, в своей работе мы руководствовались некоторыми основными принципами: систематичности и последовательности, так как занятия проводились в специально отведенное время и предполагали последовательное выполнение задании. На занятиях использовались игровые упражнения. Это обусловлено тем, что благодаря игре личность ребенка совершенствуется, и преодолеваются трудности в общении и при взаимодействии с другими детьми.
В своей работе мы старались ориентировать детей на положительное взаимодействие с людьми.
На наш взгляд это очень важно в работе с детьми, имеющими трудности в общении. Реализация содержания данной работы шла через систему занятий, которые проводились во внеурочное время и при проведении различных праздников.
Отталкиваясь от поставленных задач, мы сделали подборку игровых упражнений, которые были направлены на реализацию следующей цели: более близкое знакомство, сплочение и объединение детей.
Занятие № 1.
1. Игра "Ограбление" - помогла детям лучше узнать друг друга, так как необычный сюжет очень привлек детей к его бурному обсуждению. 2. Игра" Ниточка и иголочка" - заинтересовала детей. По - началу чувствовалась скованность детей, но потом игра им очень понравилась и они играли в нее все оставшееся время. Эта игра предполагает тесное взаимодействие участников, поэтому дети старались встать рядом с тем с кем они дружат. Первое занятие прошло спокойно, дети с увлечением играли и с сожалением расходились по домам, спрашивая: " Когда мы еще поиграем". После этого занятия была проведена беседа с Димок К., который не хотел участвовать в игре, в ходе которой я попыталась заинтересовать его в наших занятиях. Занятие № 2.
Игра "Волшебный стул"- сначала привела детей в полное замешательство и никто не хотел садится на стул первым. После второго объяснения, что сидящему на этом стуле говорим только хорошее, скрываем все, что есть у человека плохое и говорим только все самое светлое.
2. Следующей игрой по плану занятия была "Мы похожи", но дети воспротивились, желая играть в "Иголочку и ниточку". Играли они с огромным удовольствием. Чуть не поссорились, выбирая ведущего и тогда на помощь пришла считалочка. Второе занятие способствовало сближению детей в группе и формированию умения слышать и слушать друг друга, выражать свои чувства. Отметим, что в отличие от первого занятия, куда дети пришли с явным чувством неуверенности, на второе занятие они пришли с заинтересованностью.
Анализируя данное занятие мы пришли к выводу, что на занятиях не, получается, включить в деятельность Диму К., который не идет на контакт ни с детьми, ни с исследователем. Тогда мы решили побольше обращать на него внимание и создать ему ситуацию успеха, поддерживая его во всех видах его деятельности. Занятие № 3. 1. Игра" Мы похожи", - цель данного занятия состоит в том, чтобы способствовать формированию навыков общения и чувства сопричастности к коллективу. Всем ребятам было предложено подумать и подготовить свой ответ на вопрос: "Чем мы похожи?". На выполнение данного упражнения давалось 10минут. 2. Игра " Чемодан". Сюжет игры таков: мы отправляем в путешествие человека и помогаем собирать ему чемодан. Поэтому каждый уложит туда те качества, которые как он считает, пригодятся данному человеку. И на данном занятии мы собрали в дорогу такой чемодан каждому. В основном в "чемодан" уложили такие качества как; любовь, уважение, быть отличником, красоту, здоровье и т. д.
Игра "Зеркало" привела детей в полнейший восторг. Играли в нее с большим интересом, и каждый поучаствовал несколько раз.
По итогам третьего занятия можно сделать следующий вывод: дети стали более раскрепощённые, задумывались о сказанных словах и сделанных поступках. Занятие № 4.
1. Игра" Пожелание" – цель: способствовать сближению детей в группе, формировать умения слушать и слышать друг друга, выражать свои чувства. 2. Игра "Газета" - цель: развитие межличностных отношений, способствовать сплочению детей. В ходе различных мероприятий мы старались задействовать главным образом детей, получивших отрицательный статус. В ходе формирующего эксперимента было проведено три праздника, в ходе которых мы придерживались поставленной нами цели формирующего эксперимента: сформировать благоприятные межличностные отношения детей младшего школьного возраста; а также "повысить" статусы «непримятых» и «изолированных» у детей данного класса.
Первым таким праздником стало мероприятие, посвященное дню Защитника Отечества. На данном мероприятии дети выступали с праздничной композицией, причем исследователь задействовал весь класс, стараясь дать детям с отрицательными статусами стихотворения больше по объему, тем самым повысить их самооценку. Были проведены конкурсы для мальчиков. Девочки выступали в роли жюри. В конце девочки написали на" сердечках" кто, по их мнению, является победителем и наибольшее количество "сердец".
Следующим мероприятием стало соревнование между классами, именуемое "Праздником за честь школы". Цель этого праздника выявить таланты детей и посмотреть, какие у них есть достижения. На данном празднике дети выступали с песнями, стихотворениями и танцем, где в основном выступали дети с положительным статусом. Но была также и сценка" Сказка про то, как мужик коня продавал", где изъявили желание в участии дети со статусом «изолированные».
И еще один праздник, на котором присутствовали не только дети, но и их родители "Для наших милых мам". Дети так же выступали в общешкольном концерте с танцевальной композицией, в которой участвовали все мальчики, кроме того, была зарисовка" Ода женщине", в которой участвовали дети «непринятые» и «изолированные».
В целом мероприятие прошло динамично и интересно. И как нам кажется, имело большое значение для развития межличностных отношений в данном классе.
Таким образом, в результате формирующего эксперимента у детей развились умения участвовать в беседе, быть внимательными к окружающим, помогать друг другу.
Проведение формирующего эксперимента с детьми по нашему мнению, должно развивать у детей межличностные отношения, способствовать сплочению младших школьников, так как основной проблемой у них было отсутствие практических, коммуникативных навыков.
Обучение общению способствует более раскрепощенному поведению детей на перемене и на уроке. При проведении этой работы мы надеялись на положительную динамику развития взаимоотношений в данном классе.
В младшем школьном возрасте формируется довольно сложная и относительно устойчивая система межличностных отношений, определяемая совместным пребыванием детей в школе, ежедневным общением детей.
Анализ наблюдений за развитием межличностных отношений («Выбор в действии») среди учащихся одного класса показал следующие результаты:
октябрь 2006 года:
«звезды» – 10 %,
«предпочитаемые» - 60 %,
«непринятые» - 25 %,
«изолированные» - 5 %.
Установив причину трудностей в отношениях ребёнка со сверстниками, выяснив, почему тот или иной обучающийся не входит в детский коллектив, педагог, через вовлечение детей в совместную игровую деятельность, помог им наладить отношения со сверстниками.
К концу года обучения статус многих детей изменился
апрель 2007 года:
«звезды» – 20%,
«предпочитаемые» - 74 %,
«непринятые» - 6 %,
«изолированные» - 0 %.
В течение учебного года, после первичного исследования статуса социальных групп, проводилась игра «Лестница – чудесница». «ЛЕСТНИЦА – ЧУДЕСНИЦА»
Цель игры – формирование добрых наклонности детей живой практической деятельностью,
воспитать внутренние качества, развить их ум, здоровье.
Задачи:
- оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности;
- формирование потребности в творческой деятельности;
- воспитание общительности, духа товарищества и сотрудничества, желание оказать помощь друг другу;
- способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям;
- формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: формирование у обучающихся таких ценных качеств и привычек поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи;
- воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к здоровому образу жизни. Работа с обучающимися в группе построена в виде путешествия по «Лестнице – чудеснице». Коллектив делится на группы и каждая получает своё название:
«Хозяева» или «Вахтенные» - дежурят по коллективу, обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах.
«Санитары» - заботятся о внешнем виде товарищей, о смене обуви, заботятся о выполнении санитарно – гигиенического режима.
«Книголюбы» - заботятся о сохранении учебников, поддержание связи с библиотекой, знакомят товарищей с интересными книгами, устраивают книжные выставки.
«Любознательные» или «Мудрейшие» - приводят викторины, конкурсы, готовят интересные новости из окружающего мира.
«Друзья природы» - заботятся о цветах, растениях в классе, ведут календарь природы, готовят информацию о том, как необходимо заботиться о домашних животных.
«Друзья спорта» - проводят физминутки, заботятся о том, чтобы обучающиеся делали утреннюю гимнастику, помогают педагогу проводить спортивные игры.
«Журналисты» или «газетчики» - готовят небольшие тематические устные рассказы, а так же от имени всего коллектива готовят поздравления для именинников.
В данной игровой деятельности задействованы все обучающиеся. Продолжительность работы на каждой ступени в среднем около двух недель. После прохождения двух недель группы меняют направление деятельности и так семь раз, пока каждая группа не побывает на каждой ступени. После того, как группа побывала на каждой ступени, педагог меняет состав групп (делит класс на новые группы). Игра начинается заново. Состав групп педагог в течение учебного года может менять около трёх раз. Благодаря такой игре ребёнок имеет возможность играть с разным составом групп, что помогает установлению межличностных отношений. Результаты работы каждой группы по истечению двух недель заносятся в общую таблицу. Оценка каждой группы производится всем классом по пяти - балльной системе с использованием знаковых жетонов.
☺ ☻ ☼ ○ ●
5б. 4б. 3б. 2б. 1б.
По количеству жетонов, подсчитывается общее число баллов по каждой группе.
(Приложение 3)
IV. Заключение.
В младшем школьном возрасте формируется довольно сложная и относительно устойчивая система межличностных отношений, определяемая совместным пребыванием детей в школе, ежедневным общением детей.
На формирование межличностных отношений в младшем школьном возрасте влияют следующие факторы:
Роль функции руководства – подчинения в игровых объединениях.
Характер игровых объединений детей (их состав, количество играющих, длительность, устойчивость).
Успех в совместной деятельности (обеспечение успеха помогает изменить низкий социометрический статус младшего школьника в школе).
Включение детей в значимые для школьников виды деятельности, связанные с четкой установкой на результат.
Уровень игровых умений.
Уровень развития общительности ребёнка, навыков общения.
Наличие потребности в общении.
Характер оценки учителя.
Речевая активность детей, причем речевая активность может изменить межличностный статус в более высокую сторону, или, с другой стороны, высокий межличностный статус может способствовать улучшению речевой активности.
Установив причину трудностей в отношениях ребёнка со сверстниками, выяснив, почему тот или иной ребёнок не входит в детский коллектив, учитель должен помочь таким детям наладить отношения со сверстниками.
Для изменения отношения сверстников к таким детям можно использовать следующие приёмы:
- систему положительных оценок – поощрений таких детей в присутствии сверстников, чтобы поднять их авторитет;
- выделять даже самые незначительные успехи ребёнка в разных видах деятельности, его хорошие личностные качества, положительные поступки;
- привлечение таких детей к участию в праздничных концертах, чтобы обратить внимание сверстников на их успехи;
- поручение таким детям (с учетом их интересов и склонностей) посильные самостоятельные задания, важные для всего класса.
Для укрепления положительных взаимоотношений важно поддерживать таких детей перед сверстниками, сохранять для них положительный микроклимат в группе.
Вывод:
Положение в группе определяется как личностными качествами ребёнка, так и теми требованиями, которые сложились в группе. Особой любовью, популярностью среди детей младшего школьного возраста пользуются, как правило, дружелюбные дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, развитые в умственном отношении, имеющие художественные способности, успешно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, владеющие навыками необходимыми для разных видов деятельности, весёлые эмоциональные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные.
Благодаря проделанной работе, я сделала для себя вывод, что именно умственное развитие влияет на межличностные отношения среди младших школьников.
Поскольку считаю, что ведущими факторами, обеспечивающими благоприятное положение младших школьников в системе межличностных отношений, является главным образом особенности личности ребёнка, а так же особенности оценочной деятельности учителя и особенности личности самого учителя.
VIII. Список используемая литература.
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996г.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988г.
Божович Л. И, Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1989г.
Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. Кишинев, 1990г.
Журнал" Педагогический совет" № 1,5,8,12,1998г.
Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Минск, 1990.г.
Красило А. и Новгородцева А. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995г.
Мудрик A.M. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984г.
Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой и А..И.Донцова. М., 1981г.
Мухина B.C. Возрастная психология. М., 2000г.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: 2003г.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996г.
Общение и формирование личности школьника / Под ред. А..А. Бодалева. и Р.Д. Кричевского. М.,
1987г.
Петрошевский А.В. Психология. М., 2000г.
Петровский М. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973г.
Психологические тесты / Под ред. АА. Карелина. М., 1999г.
Перре-Кпермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991г.
Панфилова М. А. Игротерапия общения. М., 2000г.
|
|
|