Главная страница

Урок № Накануне отмены крепостного права Цели урока



НазваниеУрок № Накануне отмены крепостного права Цели урока
страница2/6
Дата08.04.2016
Размер0.73 Mb.
ТипУрок
1   2   3   4   5   6

УРОК № 2. Крестьянская реформа 1861 г.


Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с реформой по отмене крепостного права, выяснить е основыне положения, значение для развития страны, дать оценку реформе

Развивающая: развивать мышление, кругозор

Воспитательная: воспитывать интерес к истории, гражданскую позицию

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: рассказ учителя, работа с текстом учебника, заполнение таблиц и составление схем

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме: «Подготовка отмены крепостного права»

  1. Что вы знаете о личности Александра II?

  2. Каковы были причины отмены крепостного права?

  3. Какие учреждения занимались подготовкой реформы? Назовите цели и итоги работы каждого из них.

  4. В чем была трудность при составлении единого проекта закона Редакционными комиссиями? (переход к изучению нового материала и вопроса о желаниях помещиков черноземных и нечерноземных губерний)

  1. Изучение нового материала.

Подписание законодательных актов об отмене крепостного права было приурочено к 19 февраля - шестой годовщине восшествия Александра II на престол.

19 февраля 1861 г. – Александр II подписал «Манифест» об отмене крепостного права

    • Крепостное право в России отменялось

    • Крестьяне получали личную свободу

    • Они становились свободными сельскими обывателями.

Реформу определяли 2 документа:

1) «Манифест об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости».

2) «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

«Положения» 19 февраля 1861 г. включали в себя 17 законодательных актов, в которых подробно расписана вся процедура освобождения. Соглас­но Манифесту крепостные крестьяне сразу без выкупа получали личную свободу, т. е. переставали быть собственностью помещика.

??? - Какую власть над крестьянами потерял помещик? {Помещик больше не мог продать, заложить, подарить крестьянина с семьей или от­дельно от нее.)

Крестьяне получили гражданские права.

Гражданские права:

1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т. д.);

2) открывать торговые и промышленные предприятия;

3) выступать от своего имени в суде;

4) не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или законному распоряжению поставленных над ними властей;

5) переходить в другие сословия.

Крепостные крестьяне освобождались с землей. Однако в Манифесте го­ворилось, что помещики сохраняют право собственности на всю принадле­жащую им землю. Следовательно, крестьянин должен был выкупить землю.

??? Обладал ли крестьянин достаточными денежными средствами для выкупа земли? (Нет.)

До перевода крестьян на выкуп, т. е. до начала выкупной операции, кре­стьяне были временнообязанными, т. е. должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком.

2) Размер крестьянского надела



РАЗМЕР НАДЕЛА


- Вспомните, что такое крестьянский надел? (Земельный участок, пре­доставлявшийся в пользование крестьянину помещиком или государ­ством за различные повинности (надельное землепользование). После крестьянской реформы 1861 превратился в общинную собствен­ность.)

- Сформулируйте определение терминов «отрезки» и «прирезки». (Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после крестьянской реформы 1861 г. в пользу помещиков. Производи­лись, если надел превышал высшую норму, установленную Положе­ниями 19 февраля 1861 г.; земля, которая добавлялась к крестьян­скому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы.)

Отрезкиотторгнутые у крестьян участки земли. Крестьяне получили на 10-40% меньше земли, чем у них было до реформы

Работа со статистическими данными

Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65% крестьян. Прирезка - у 3-15% крестьян. Отрезки в среднем по стране составили 20% от крестьянского надела; в некоторых губерниях - 30-40% от крестьянского надела.

- Подумайте, о чем свидетельствуют эти данные? (У большинства кре­стьян землю отрезали, причем количество отрезаемой земли со­ставляло от 1/5 до 1/3 всего крестьянского надела. Таким образом, после реформы малоземелье крестьянства приобрело еще более тя­желые формы. Лишь у небольшой части крестьян наделы были уве­личены, однако их размеры все равно были крайне малы) Крестьянин не мог отказаться от надела, а помещик обязан был предос­тавить крестьянину надел для выкупа. С согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, «в дар», 1/4 от «высшей» нормы надела. Крестьяне называли такие дарственные наделы «нищенскими», «сиротскими». Они со­ставляли одну десятину на человека. Прокормиться с этой земли было не­возможно. Согласившись на дарственный, надел крестьянин оказывался в результате в крайне бедственном положении.

Запись на доске и в тетради:

«Дарственный надел» - 1/4 часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

3) Выкуп


Рыночная стоимость земли, которая отходила крестьянам – 544 млн. руб

Сумма выкупа была определена в 867 млн. руб.

К 1907 г. Крестьяне выплатили государству и помещикам 2 млрд. руб.

??? Кто больше всего выиграл от реформы? (государство)

ДОПОЛНЕНИЯ

Начинать процедуру выкупа можно было только с 19 февраля 1863 г. Отпущенные два года были необходимы, по мнению властей, для подготов­ки окончательного введения в действие «Положений».

Известно, что и в 1881 г. 15% бывших крепостных крестьян не были пе­реведены на выкуп, т. е. были временнообязанными. В 1881 г. было издано «Положение» об обязательном переводе оставшихся крестьян на выкуп.

- Как вы думаете, почему переход крестьян на выкуп так затянулся? (Без согласия помещика крестьянин не мог перейти на выкуп, а часть помещиков была заинтересована в сохранении существующей системы эксплуатации крестьянства. С другой стороны, для начала выкупной операции далеко не все крестьяне обладали необходимыми денежными средствами.)
Размер выкупаемого надела и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте.

Уставная грамота - договор помещика с крестьянином.

За соблюдением условий уставных грамот, урегулированием споров ме­жду крестьянами и помещиками следили мировые посредники, назначаемые Сенатом из потомственных дворян. Среди мировых посредников были та­кие известные люди, как Л. Н. Толстой, некоторые декабристы.

Мировые посредники - должностное лицо в период проведения крестьян­ской реформы 1861 г. Назначался из дворян для составления и утвер­ждения уставных грамот и разбора споров между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

  1. Закрепление.

Работа с документом

Учитель читает отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле -угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина, Разутова,

Горелова, Неелова, Неурожайка тож.

Беседа с учащимися по вопросам

- Определите время, когда могло происходить действие поэмы. (С 1861 до 1881 гг., до. издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп.)

- Как называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики? Объясните, почему автор дал именно такие названия? (Названия го­ворят о бедственном положении крестьянства после реформы 1861 г. Отмена крепостного права не только не улучшила состояние крестьян, но в некоторых случаях даже ухудшила его.)

Беседа с учащимися для закрепления материала

- С какого времени могло прекратиться временнообязанное положение крестьян и что для этого было необходимо? (Только с 1863 г. крестьянина могли перевести на выкуп.)

- Можно ли сказать, что с 1863 г. прекращалось временнообязанное положение всех крестьян? (Нет. Временнообязанное положение со­хранилось для крестьянина до тех пор, пока он не начинал процедуру выкупа земли.)

  1. Домашнее задание. § 20, вопрос 3 – письменно (В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?)

УРОК № 5. Социально- экономическое развитие после отмены крепостного права

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в экономике после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для дальнейшего развития страны.

Развивающая: развивать навыки сравнения, умение выделять причинно-следственные связи

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: урок-лекция

Формы работы: рассказ учителя – лекция, организация беседы, заполнение схем

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

1) Социальная структура общества

Отвечая на вопрос по актуализации знаний, учащиеся отмеча­ют, что сословное деление общества после отмены крепостного права сохранялось. На этом фоне учитель объясняет, что сохране­ние сословной структуры это пережиток феодальных отношений и что она стала входить в противоречия с реальным соотношением социальных сил в обществе. Здесь необходимо сравнить понятия «сословие» и «класс общества».

После отмены крепостного права в России продолжала сохраняться сословная структура. Но реально шел процесс формирования классов.

СОСЛОВИЯ – большие группы людей, с определенными правами и обязанностями, передававшимися по наследству.

КЛАССЫ – большие группы людей, различающиеся по:

А) их месту в системе производства;

Б) отношениям к средствам производства (собственность на орудия труда)

В) размерам доли общественного дохода

??? Какие сословия существовали в России в 19 в? (дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, казачество, мещанство)




Учитель просит учащихся сравнить схему сословной струк­туры российского общества. Сравнение показывает, что прин­ципиальных изменений не произошло. Затем следует сравнение сословной и классовой структуры российского общества во вто­рой половине XIX в. Ученикам несложно будет определить, что классы помещиков и крестьян совпадают с сословиями дворян и крестьян, а классы буржуазии и рабочих не имеют аналогов в сословной структуре. Тем не менее такой взгляд учеников в целом правилен, но неточен. Поэтому учитель должен дать не­которые пояснения.

Комментарий к схемам

1. Не все дворяне были помещиками. Часть дворян не имела поместий и получала средства к существованию на государствен­ной службе. Это были или разорившиеся дворяне-помещики, или чиновники, получившие дворянство по выслуге.

2. Крестьяне хотя и были сословно равны, объединялись в общину, но их имущественное положение было различным. Во второй половине XIX в. ускоряется процесс расслоения крестьян­ства на бедняков, середняков и кулаков. Община сдерживала этот процесс, но была не в состоянии его остановить.

3. Буржуазия и рабочие (пролетариат) — это новые классы развивающегося капиталистического общества. Их появление не было предусмотрено сословной иерархией, поэтому состав этих классов пополнялся представителями разных сословий. Следует отметить, что к буржуазии относят не только собственников круп­ных торговых или промышленных предприятий, но и мелких торговцев и производителей.

Состав буржуазии пополнялся прежде всего лицами, имев­шими капитал и вкладывавшими его в какое-либо торгово-промышленное дело. Дворяне-помещики получили большие средства во время выкупной сделки. Но не все из них направля­ли полученные деньги на развитие своего "хозяйства или на создание капиталистического производства. Большинство по­мещиков тратило выкупные суммы на непроизводительные цели (проще говоря, «проедало» их).

Купечество, почетные граждане (выходцы из купечества и ме­щанства), мещане составили свои капиталы на торговой деятель­ности.

Крестьяне, пополнявшие класс буржуазии, также изначально занимались торговой или ростовщической деятельностью. Рань­ше их называли капиталистами.

Класс рабочих формировался прежде всего из бедных крестьян, уходивших на заработки на заводы и фабрики. Учитель напомина­ет, что еще до отмены крепостного права крестьяне нечернозем­ных губерний уходили на заработки, чтобы отдать помещику об­рок (крестьяне-отходники). Во второй половине ХК в., когда за счет отрезков усилился земельный голод, все больше малоземель­ных крестьян устремляется на заводы и фабрики, пополняя ряды рабочего класса.

Мещане (жители городов) также поступали работать на пред­приятия. В большинстве своем это были обедневшие жители горо­да, не выдержавшие конкуренции со стороны крупных торговцев и промышленников. В завершение учитель должен указать на политическую слабость российской буржуазии и ее зависимость от правительства.

2) Развитие капитализма в России


2 пути развития сельского хозяйства:

ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ – применения новых технологий и орудий труда при обработке земли

ЭКСТЕНСИВНЫЙ путь – расширение посевных площадей для увеличения урожая

Все помещичьи хозяйства можно разделить на три группы

Учитель объясняет, что после отмены крепостного права сло­жилось три вида помещичьих хозяйств, отличавшихся характе­ром использовавшегося в них труда. При этом учитель рисует схему.

Пунктирные стрелки означают, что отработочная и смешан­ная системы постепенно перерастают в капиталистическую. От­работочная система прекращает свое существование с отменой временнообязанного состояния. Малоземелье вынуждает крес­тьян наниматься на работу к помещикам или арендовать у них землю. Со временем продолжающийся процесс дробления кре­стьянских наделов приводил к усилению противоречия между помещиками и крестьянами. В крестьянстве все более крепло убеждение в необходимости передела земли, подогреваемое тем, что часть помещичьих земель находилась в запустении, не обра­батывалась. При объяснении этой проблемы учитель может опи­раться на диаграмму, заготовленную заранее и вывешенную на доске.

Соотношение крестьянского и помещичьего землевладения после реформ



Комментарий к диаграмме

Диаграмма наглядно показывает, что если общее количество крестьянских и помещичьих земель было примерно равным, то их распределение между собственниками приводило к огромному несоответствию между размерами землевладения одного кресть­янского и одного помещичьего хозяйства. В результате несложных вычислений выясняется, что одна крестьянская семья пользова­лась в среднем 7 десятинами земли, тогда как на одно помещичье хозяйство приходилось боле 2300 десятин. Учитель должен пояс­нить, что эти цифры являются усредненными. К примеру, количе­ство дворянского землевладения колебалось от 100 до 8000 деся­тин, но большинство дворян-землевладельцев были мелко и среднепоместными, то есть имели от 100 (а иногда и менее) до 500 десятин земли.

В заключение учитель предлагает сделать вывод об особеннос­тях развития сельского хозяйства в России в пореформенную эпоху, выделить его положительные и отрицательные черты. На основе пройденного материала учащиеся высказывают свои мне­ния. Итоги обсуждения можно свести в схему:


3) Развитие промышленности

Учитель возвращается к схеме «Развитие капитализма в России». Он отмечает, что промышленность полностью переходит на наемный труд, увеличивается объем выпуска промышленной продукции, чему способствует завершение в 1880-е гг. промыш­ленного переворота.

Учащиеся вспоминают, что такое промышленный переворот. Однако учитель уточняет, что механизация производства затрону­ла крупные предприятия, наряду с которыми существовало мел­кое ремесленное производство, основанное на ручной технике. В связи с этим появляется понятие многоукладное™ экономики, подразумевающее одновременное существование нескольких, раз­личных по характеру форм производства.

Затем учитель переходит к объяснению особенностей развития промышленности в России во второй половине 19 в. При этом он опирается на схему.



Неравномерность экономического развития означала, что про­мышленность концентрировалась в основном в пяти районах, на остальной же территории страны господствовало аграрно-ремесленное производство. Во второй половине XIX в. быстрыми тем­пами развиваются новые промышленные районы — Донбасс и Баку, — обгонявшие в своем развитии Урал, Центральный и Севе­ро-Западный районы. Промышленность Урала даже испытывала кризис, так как не могла быстро перестроиться на наемный труд. Концентрация промышленности означала также сосредоточение в этих примышленных районах крупных предприятий с большим числом рабочих на них (до нескольких тысяч). Такая концентра­ция рабочего класса на крупных промышленных предприятиях в сочетании с тяжелым положением рабочих облегчала проведение революционной агитации — семена революционных идей падали на благодатную почву.

Железнодорожное строительство.

В течение второй половины XIX в. железные дороги покрыли своей сетью всю Европейскую часть России. При этом он показывает на карте построенные в это время железные дороги (к поволжским городам, в южном направ­лении, к южному Уралу и т.д.). Кроме того, надо упомянуть о строительстве в 1891—1904 гг. Транссибирской железной дороги, которая связала Европейскую Россию с Дальним Востоком. Юж­ная часть ее проходила по территории Китая и называлась Китай­ско-Восточная железная дорога (КВЖД). В связи с этим русское влияние на севере Китая усилилось. В то же время обострились противоречия с Японией, приведшие в начале XX в. к войне между двумя странами.

  1. Домашнее задание. § 23, ответить на вопросы к параграфу


1   2   3   4   5   6