Беседа с учащимися по вопросам
- Определите время, когда могло происходить действие поэмы.
(С 1861 до 1881 гг., до. издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп.)- Как называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики? Объясните, почему автор дал именно такие названия?
(Названия говорят о бедственном положении крестьянства после реформы 1861 г. Отмена крепостного права не только не улучшила состояние крестьян, но в некоторых случаях даже ухудшила его.)Беседа с учащимися для закрепления материала
- С какого времени могло прекратиться временнообязанное положение крестьян и что для этого было необходимо?
(Только с 1863 г. крестьянина могли перевести на выкуп.)- Можно ли сказать, что с 1863 г. прекращалось временнообязанное
положение всех крестьян? (Нет. Временнообязанное положение сохранилось для крестьянина до тех пор, пока он не начинал процедуру выкупа земли.)
Домашнее задание. § 20, вопрос 3 – письменно (В чем вы видите плюсы и минусы крестьянской реформы?)
УРОК № 5. Социально- экономическое развитие после отмены крепостного праваЦели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в экономике после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для дальнейшего развития страны.
Развивающая: развивать навыки сравнения, умение выделять причинно-следственные связи
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: урок-лекция
Формы работы: рассказ учителя – лекция, организация беседы, заполнение схем
Организационный момент.
Изучение нового материала.
1) Социальная структура обществаОтвечая на вопрос по актуализации знаний, учащиеся отмечают, что сословное деление общества после отмены крепостного права сохранялось. На этом фоне учитель объясняет, что сохранение сословной структуры это пережиток феодальных отношений и что она стала входить в противоречия с реальным соотношением социальных сил в обществе. Здесь необходимо сравнить понятия «сословие» и «класс общества».
После отмены крепостного права в России продолжала сохраняться сословная структура. Но реально шел процесс формирования классов.СОСЛОВИЯ – большие группы людей, с
определенными правами и обязанностями, передававшимися по наследству.
КЛАССЫ – большие группы людей, различающиеся по:
А) их месту в системе производства;
Б) отношениям к средствам производства (собственность на орудия труда)
В) размерам доли общественного дохода
??? Какие сословия существовали в России в 19 в? (дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, казачество, мещанство)
Учитель просит учащихся сравнить схему сословной структуры российского общества. Сравнение показывает, что принципиальных изменений не произошло. Затем следует сравнение сословной и классовой структуры российского общества во второй половине XIX в. Ученикам несложно будет определить, что классы помещиков и крестьян совпадают с сословиями дворян и крестьян, а классы буржуазии и рабочих не имеют аналогов в сословной структуре. Тем не менее такой взгляд учеников в целом правилен, но неточен. Поэтому учитель должен дать некоторые пояснения.
Комментарий к схемам1. Не все дворяне были помещиками. Часть дворян не имела поместий и получала средства к существованию на государственной службе. Это были или разорившиеся дворяне-помещики, или чиновники, получившие дворянство по выслуге.
2. Крестьяне хотя и были сословно равны, объединялись в общину, но их имущественное положение было различным. Во второй половине XIX в. ускоряется процесс расслоения крестьянства на бедняков, середняков и кулаков. Община сдерживала этот процесс, но была не в состоянии его остановить.
3. Буржуазия и рабочие (пролетариат) — это новые классы развивающегося капиталистического общества. Их появление не
было предусмотрено сословной иерархией, поэтому состав этих классов пополнялся представителями разных сословий. Следует отметить, что к буржуазии относят не только собственников крупных торговых или промышленных предприятий, но и мелких торговцев и производителей.
Состав буржуазии пополнялся прежде всего лицами, имевшими капитал и вкладывавшими его в какое-либо торгово-промышленное дело. Дворяне-помещики получили большие средства во время выкупной сделки. Но не все из них направляли полученные деньги на развитие своего "хозяйства или на создание капиталистического производства. Большинство помещиков тратило выкупные суммы на непроизводительные цели (проще говоря, «проедало» их).
Купечество, почетные граждане (выходцы из купечества и мещанства), мещане составили свои капиталы на торговой деятельности.
Крестьяне, пополнявшие класс буржуазии, также изначально занимались торговой или ростовщической деятельностью. Раньше их называли капиталистами.
Класс рабочих формировался прежде всего из бедных крестьян, уходивших на заработки на заводы и фабрики. Учитель напоминает, что еще до отмены крепостного права крестьяне нечерноземных губерний уходили на заработки, чтобы отдать помещику оброк (крестьяне-отходники). Во второй половине ХК в., когда за счет отрезков усилился земельный голод, все больше малоземельных крестьян устремляется на заводы и фабрики, пополняя ряды рабочего класса.
Мещане (жители городов) также поступали работать на предприятия. В большинстве своем это были обедневшие жители города, не выдержавшие конкуренции со стороны крупных торговцев и промышленников. В завершение учитель должен указать на политическую слабость российской буржуазии и ее зависимость от правительства.
2) Развитие капитализма в России2 пути развития сельского хозяйства:
ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ – применения новых технологий и орудий труда при обработке земли
ЭКСТЕНСИВНЫЙ путь – расширение посевных площадей для увеличения урожая
Все помещичьи хозяйства можно разделить на три группыУчитель объясняет, что после отмены крепостного права сложилось три вида помещичьих хозяйств, отличавшихся характером использовавшегося в них труда. При этом учитель рисует схему.
Пунктирные стрелки означают, что отработочная и смешанная системы постепенно перерастают в капиталистическую. Отработочная система прекращает свое существование с отменой временнообязанного состояния. Малоземелье вынуждает крестьян наниматься на работу к помещикам или арендовать у них землю. Со временем продолжающийся процесс дробления крестьянских наделов приводил к усилению противоречия между помещиками и крестьянами. В крестьянстве все более крепло убеждение в необходимости передела земли, подогреваемое тем, что часть помещичьих земель находилась в запустении, не обрабатывалась. При объяснении этой проблемы учитель может опираться на диаграмму, заготовленную заранее и вывешенную на доске.
Соотношение крестьянского и помещичьего землевладения после реформКомментарий к диаграммеДиаграмма наглядно показывает, что если общее количество крестьянских и помещичьих земель было примерно равным, то их распределение между собственниками приводило к огромному несоответствию между размерами землевладения одного крестьянского и одного помещичьего хозяйства. В результате несложных вычислений выясняется, что одна крестьянская семья пользовалась в среднем 7 десятинами земли, тогда как на одно помещичье хозяйство приходилось боле 2300 десятин. Учитель должен пояснить, что эти цифры являются усредненными. К примеру, количество дворянского землевладения колебалось от 100 до 8000 десятин, но большинство дворян-землевладельцев были мелко и среднепоместными, то есть имели от 100 (а иногда и менее) до 500 десятин земли.
В заключение учитель предлагает сделать вывод об особенностях развития сельского хозяйства в России в пореформенную эпоху, выделить его положительные и отрицательные черты. На основе пройденного материала учащиеся высказывают свои мнения. Итоги обсуждения можно свести в схему:
3) Развитие промышленностиУчитель возвращается к схеме «Развитие капитализма в России». Он отмечает, что промышленность
полностью переходит на наемный труд, увеличивается объем выпуска промышленной продукции, чему способствует завершение в 1880-е гг. промышленного переворота.
Учащиеся вспоминают, что такое промышленный переворот. Однако учитель уточняет, что механизация производства затронула крупные предприятия, наряду с которыми существовало мелкое ремесленное производство, основанное на ручной технике. В связи с этим появляется понятие многоукладное™ экономики, подразумевающее одновременное существование нескольких, различных по характеру форм производства.
Затем учитель переходит к объяснению особенностей развития промышленности в России во второй половине 19 в. При этом он опирается на схему.
Неравномерность экономического развития означала, что промышленность концентрировалась в основном в пяти районах, на остальной же территории страны господствовало аграрно-ремесленное производство. Во второй половине XIX в. быстрыми темпами развиваются новые промышленные районы — Донбасс и Баку, — обгонявшие в своем развитии Урал, Центральный и Северо-Западный районы. Промышленность Урала даже испытывала кризис, так как не могла быстро перестроиться на наемный труд. Концентрация промышленности означала также сосредоточение в этих примышленных районах крупных предприятий с большим числом рабочих на них (до нескольких тысяч). Такая концентрация рабочего класса на крупных промышленных предприятиях в сочетании с тяжелым положением рабочих облегчала проведение революционной агитации — семена революционных идей падали на благодатную почву.
Железнодорожное строительство.
В течение второй половины XIX в. железные дороги покрыли своей сетью всю Европейскую часть России. При этом он показывает на карте построенные в это время железные дороги (к поволжским городам, в южном направлении, к южному Уралу и т.д.). Кроме того, надо упомянуть о строительстве в 1891—1904 гг.
Транссибирской железной дороги, которая связала Европейскую Россию с Дальним Востоком. Южная часть ее проходила по территории Китая и называлась Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). В связи с этим русское влияние на севере Китая усилилось. В то же время обострились противоречия с Японией, приведшие в начале XX в. к войне между двумя странами.
Домашнее задание. § 23, ответить на вопросы к параграфу