Главная страница

Урок № Накануне отмены крепостного права Цели урока



НазваниеУрок № Накануне отмены крепостного права Цели урока
страница6/6
Дата08.04.2016
Размер0.73 Mb.
ТипУрок
1   2   3   4   5   6

УРОК № 9-10. Внешняя политика Александра II


Русско-турецкая война

Цели урока:

Образовательная: сформировать представление об основных направлениях внешней политики России в 60 – 70е гг 19 в., уяснить, что главной целью внешней политики в этот период стало создание благоприятных внешнеполитических условий для проведения крупных реформ в стране и восстановление статуса великой державы. Сформировать представление о причинах и характере русско-турецкой войны, раскрыть ее ход, проанализировать итоги

Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, навыки работы с учебником и картой

Воспитательная: воспитывать интерес к истории, патриотизм

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: тест, самостоятельная работа с учебником, рассказ учителя, работа с картой, наглядностью

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме: «Народническое движение в России»

ТЕСТ:

Вариант 1.

  1. - а, г

  2. - а, в

  3. - в

  4. - б

  5. - б, г

Вариант 2.

  1. – в, г

  2. - б

  3. - а, г

  4. - в, г

  5. - а, в


Вариант 1

1. Идеи народников - это:

а) Россия может миновать капитализм:
б) движущей силой революционной борьбы является рабочий класс;

в) Россия придет к социализму с помощью реформ;

г) путь к социализму в России лежит через крестьянскую общину;

  1. Пропагандистскому течению свойственно:

а) призыв интеллигенции к подготовке народа к революционной борьбе;

б) признание необходимости захвата власти при помощи заговора;

в) основной метод подготовки революции - пропаганда;

г) вера в готовность народа к революции.

  1. Покушение на петербургского градоначальника В. Трепова осуществил(а):

а) С. Перовская; б) С. Нечаев;

в) В. Засулич; г) А. Желябов.

  1. "Хождение в народ" началось в:

а) 1876; б) 1874; в) 1879; г) 1881.

  1. К программе "Народной воли" относится:

а) пропаганда среди крестьян (жить в деревне оседло);

б) индивидуальный террор против правительства;

в) отказ от террористических методов;

г) организация переворота с целью захвата власти.
Вариант 2

  1. Бунтарскому направлению в народничестве свойственно:

а) понимание того, что народ не готов к революции;

б) идея совершения революции с помощью заговора;

в) идея того, что народ к революции готов;

г) призыв к тому, чтобы пойти в народ и немедленно начать восстания по всей стране.

  1. Организация "Земля и воля" действовала:

а) 1874-1876; б) 1876-1879; в) 1879-1881; г) 1881-1882.

  1. Почему "Хождение в народ" потерпело неудачу:

а) народники вели пропаганду далекими от крестьян идеями;

б) крестьяне были довольны своим положением;

в) народники сами не верили в готовность народа к революции;

г) "летучая пропаганда.

  1. С именем С.Нечаева в истории общественной мысли связаны:

а) заговорщическое движение;

б) создание организации "Земля и Воля";

в) оправдание методов физического насилия во имя благой цели;

г) организация убийства одного из членов своей организации.

  1. К программе "Черного передела относится:

а) пропаганда среди крестьян (жить в деревне оседло);

б) индивидуальный террор против правительства;

в) отказ от террористических методов;

г) организация переворота с целью захвата власти.

  1. Изучение нового материала.

УРОК 1.

Составить конспект по параграфу 27 по вопросам:

    1. Задачи внешней политики России



2) Выход России из международной изоляции

1869 г. – франко-русский союз

1870 г. – Россия начинает строить укрепления на Черном море (отмена Парижских статей)

1873 г. – Союз трех императоров (Россия, Германия, Австрия)

3) Присоединение Средней Азии к России

годы

Территория, присоединенная к России

1865 г.

Ташкент (Кокандское царство). На этой территории создано Туркестанское генерал-губернаторство

1868 г.

Бухара объявила войну России. Бухарский эмират попал под протекторат России

1873 г.

Установлен протекторат над Хивинским ханством

1876 г.

Кокандское ханство вошло в состав Туркестанского генерал-губернаторства

4) Политика России на Дальнем Востоке

Отношения с Китаем

Отношения с Японией

1858 г. – Айгунский договор с Китаем (Левобережье Амура – территория России, правый берег Амура – Китай. Уссурийский край оставался в совместном пользовании)

1860 г. – Пекинский договор с Китаем. Уссурийский край отошел к России

1855 г. - договор с Японией, по которому Курильские острова отходили к России, Сахалин – в совместном пользовании.

1875 г. – договор, согласно которому Сахалин передавался России, а Курильские острова Японии

5) Продажа Аляски

1867 г. – продажа Аляски Америке (было невыгодно содержание этих земель, стремление показать добрые отношения к США)
УРОК 2.

Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг

ПРИЧИНЫ: борьба за влияние на Балканах.

1875 г. – В Боснии, Герцеговине, Болгарии – восстание против Османской империи.

1876 г. – Россия предъявила Турции ультиматум, требуя заключить перемирие

1877 г. – начало войны

Россию поддержала Румыния

Австрия соблюдала нейтралитет, так как Россия соглашалась на оккупацию ею Боснии и Герцеговины

ХОД военных действий

1877 г. – освобождение русскими Болгарии. Затяжные бои шли у крепости Плевна и на Шипкинском перевале.

Декабрь 1877 г. – Турецкая армия капитулировала под Плевной, русские подошли к Константинополю.

1877 г. – Сан-Стефанский мир

    • Болгария – автономное государство

    • Сербия, Румыния, Черногория – независимые государства

    • Россия получала Южную Бессарабию, Карс, Ардаган, Баязет, Батум.



Недовольство Европейских стран

1878 г. – Берлинский конгресс

Цели – пересмотр Сан-Стефанского мира, ослабление России на Балканах

  • Болгария разделена на 2 части: Северную (автономную) и Южную (зависимую от Турции)

  • Австрия получила Боснию и Герцеговину

  • Баязет вернулся Турции

  • Англия захватила остров Кипр

  • Территория Сербии и Черногории уменьшалась

Берлинский конгресс – крупное поражение российской дипломатии

  1. Закрепление.

Балканский кризис. В середине 70-х гг. международный авторитет и положение Российской империи заметно укрепились. В то же время претендовать на роль ведущей мировой державы и постоян­но уклоняться от войн было все более затруднительно.

Летом 1875 г. в турецкой провинции Босния и Герцеговина вспыхнули волнения, которые были жестоко подавлены турками. В апреле 1876 г. в Болгарии также началось восстание против османского ига. Сербия и Черногория пришли на помощь болга­рам, объявив Турции войну. Но их малочисленные и плохо обу­ченные армии были разгромлены. Кровавые расправы турецких властей вызвали возмущение русского общества. Ширилось дви­жение в защиту южно-славянских народов. Вопреки правительст­венному запрету, в сербскую армию направлялись тысячи добро­вольцев, в основном офицеров. Главнокомандующим сербской армией стал русский отставной генерал, участник обороны Севас­тополя, бывший военный губернатор Туркестанской области М. Г. Черняев.

По предложению А. М. Горчакова Россия, Германия и Австрия потребовали уравнения христиан в правах с мусульманами. Рос­сия, пытаясь разрешить вопрос мирными средствами, организовала несколько конференций европейских держав, на которых были выработаны предложения по урегулированию положения на Балка­нах. Но Турция, ободренная поддержкой Англии, на все предложе­ния отвечала либо отказом, либо высокомерным молчанием.

Чтобы спасти Сербию от окончательного разгрома, в октябре 1876 г. Россия предъявила Турции требование прекратить военные действия в Сербии и заключить перемирие. Началось сосредоточе­ние русских войск на южных границах.

Император полагал, что этими мерами удастся принудить Тур­цию принять предложения европейских держав и тем самым избе­жать большой войны. Наученный горьким опытом, он опасался, что война с Турцией может в конечном счете превратиться в вой ну европейских держав против России. Чтобы удержать Австро-Венгрию от вступления в войну на стороне Турции, Александр II дал согласие на оккупацию Боснии и Герцеговины австрийскими войсками.

Начало русско-турецкой войны. 12 апреля 1877 г. в ответ на от­каз Турции принять требования о прекращении бойни в Сербии Александр II объявил войну. Император шел на этот шаг с тяже­лым сердцем, понимая, что кампания не сулит России никаких ма­териальных выгод, а лишь усложнит ее экономическое положение. Но верх взяли иные соображения. Александр не мог допустить, чтобы вновь была поставлена под сомнение роль России как вели­кой державы, а ее требования игнорировались. К тому же ему при­ходилось считаться и с традиционной для России ролью защитни­цы славянских народов на Балканах. Об этом напоминали царю многие влиятельные журналы и придворные кругк. Общественное мнение России в целом поддерживало и даже подталкивало прави­тельство к войне.

Соотношение сил противников складывалось в пользу России, военные реформы начали давать свои положительные результаты. Русская армия, в сравнении с периодом Крымской войны, была лучше обучена и вооружена, стала более боеспособной. Тем не ме­нее незавершенность реформ сказывалась в отсутствии должного материального обеспечения, в недостатке новейших типов воору­жения, но самое главное — в нехватке командных кадров, способ­ных вести современную войну. В особенности это касалось коман­диров высшего звена. Главнокомандующим русской армией на Балканах был назначен обделенный воинскими жалантами брат императора великий князь Николай Николаевич.

Боевые действия летом 1877 г. Военные действия начались летом 1877 г. Русская армия по предварительной договоренности с Ру­мынией (в 1859 г. княжества Валахия и Молдавия объединились в это государство, остававшееся в зависимости от Турции) про­шла через ее территорию и в июне 1877 г. в нескольких местах переправилась через Дунай. Болгары восторженно встречали сво­их освободителей — «братушек». С большим энтузиазмом шло со­здание болгарского народного ополчения, командующим которым стал русский гекерал Н. Г. Столетов. Передовой отряд генерала И. В. Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново. Не встречая по пути своего продвижения на юг особого сопротивле­ния, 5 июля Гурко захватил Шипкинский перевал в горах, через который шла наиболее удобная дорога на Стамбул.

Однако после первых успехов последовали неудачи. Великий князь Николай Николаевич с момента перехода Дуная фактически потерял управление войсками. Командующие отдельными отряда­ми стали действовать самостоятельно. Отряд генерала Н. П. Криде-нера вместо захвата важнейшей крепости Плевны, как это пред­усматривалось планом войны, взял Никополь, находившийся в 40 км от Плевны.

Пока русское командование выясняло местоположение своих отрядов, турецкие войска заняли Плевну, оказавшуюся в тылу на-(ших войск, и посгавили иод угрозу окружения отряд генерала Гур­ко. Значительные силы были брошены противником на то, чтобы отбить Шипкинский перевал. Но все попытки турецких войск, имевших пятикратное превосходство, взять Шипку наталкивались на героическое сопротивление русских воинов и болгарских опол­ченцев. Предпринятые в то же время русскими войсками три штурма Плевны оказались очень кровопролитными, но окончи­лись неудачей.

Падение Плевны. Перелом в ходе войны. По настоянию военного министра Д. А. Милютина император принял решение перейти к планомерной осаде Плевны, руководство которой было поручено герою обороны Севастополя инженер-генералу Э. Н. Тотлебену. Турецкие войска, не подготовленные к длительной обороне в усло­виях наступившей зимы, вынуждены были в конце ноября 1877 г. сдаться.

С падением Плевны произошел перелом в ходе войны. Чтобы не дать Турции с помощью Англии и Австро-Венгрии собраться к весне с новыми силаки, русское командование решило продол­жить наступление в зимних условиях. Отряд Гурко, преодолев не­проходимые в это время года горные перевалы, в середине декабря занял Софию и продолжил наступление в сторону Адрианополя. Отряд Скобелева, обошедший по горным кручам позиции турецких войск у Шипки, а затем разгромивший их, стремительно повел наступление на Стамбул. В январе 1878 г. отряд Гурко овла­дел Адрианополем, а отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января 1878 г. занял пригород Стамбула — местечко Сан-Стефано. Только категорический запрет императора, боявшегося вмешательства в войну европейских держав, удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи.

Михаил Дмитриевич Скобелев (1843—1882 гг.)

родился в Петербурге в семье офицера. Он учился в парижском пансионе, Петербургском университете и Академии Генерального штаба. Скобелев участвовал в Хивинском походе 1873 г., был военным губернатором Ферган­ской области. С началом русско-турецкой вой­ны Скобелев, по его настойчивой просьбе, был прикомандирован к командующему Дунайской армией в качестве резервного («вольноопреде­ляющегося») генерала. Перед третьим штур­мом Плевны Скобелев был назначен команду­ющим левофланговым отрядом. Во время штурма его отряд овладел господствующим укреплением крепости, но все его просьбы о подкреплении Николай Николаевич и присутст­вовавший при штурме Александр II оставили без ответа. Вероятно, они попросту не хотели видеть Скобелева покорителем Плевны, а уж тем более — Стамбула.

«Белый генерал», как его называли в войсках за появление в бою на белом коне и в белом мундире, был самой яркой и попу­лярной личностью среди русских полководцев второй половины XIX в. Скобелев заботливо относился к солдатам, тщательно гото­вил войска к боям, личным примером увлекал их в атаку. Солдаты верили в его неуязвимость, поскольку, лично участвуя в самых кро­вавых боях, он ни разу не был ранен. Болгарский народ считал его своим национальным героем.

На Кавказском фронте русские войска под руководством гене­рала М. Т. Лорис-Меликова в короткие сроки разбили превосходя­щие турецкие войска, овладели крепостями Баязет, Ардаган, Каре и вышли к Эрзеруму.

Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Евро­пейские державы были обеспокоены успехами русских войск. Анг­лия ввела эскадру в Мраморное море. Австро-Венгрия принялась сколачивать антирусскую коалицию. В этих условиях Александр 11 прекратил дальнейшее наступление и предложил турецкому сул­тану перемирие, которое было немедленно принято.

19 февраля 1878 г. в Сан-Стефано состоялось подписание мир­ного договора между Россией и Турцией. По этому договору Рос­сии возвращалась южная часть Бессарабии, а в Закавказье присо­единялись крепости Батум, Ардаган, Каре и прилегающие к ним территории. Сербия, Черногория и Румыния, бывшие до войны в зависимости от Турции, стали независимыми государствами. Бол­гария становилась автономным княжеством в составе Турции. Условия этого договора вызвали резкое недовольство европейских держав, потребовавших созыва общеевропейского конгресса для пересмотра Сан-Стефанского договора. '

Россия, понесшая в войне большие людские и материальные потери, под угрозой создания новой антирусской коалицией была вынуждена согласиться с идеей созыва конгресса. Этот конгресс состоялся в Берлине под председательством германского канцлера Бисмарка. Бисмарк, заявлявший ранее о своем нейтралитете и да­же поддержке России, фактически примкнул к ее противникам. Находясь перед единым фронтом европейских держав, Горчаков был вынужден согласиться с новыми условиями мира. Болгария была разделена на две части: северная объявлялась княжеством, зависимым от Турции, южная — автономной турецкой провинцией Восточная Румелия. Были значительно урезаны территории Сер­бии и Черногории, сокращены приобретения России в Закавказье. В то же время страны, не воевавшие с Турцией, получили на­граду за услуги в отстаивании турецких интересов: Австрия — Боснию и Герцеговину, Англия — остров Кипр.

Значение и причины победы России в войне. Несмотря нь вынуж­денные уступки России на Берлинском конгрессе, война на Балканах стала самым важным шагом в национально-освободительной борьбе южно-славянских народов против 400-летнего османско­го ига.

Авторитет русской воинской славы был полностью восстанов­лен. И произошло это во многом благодаря простому русскому солдату, который проявил стойкость и храбрость в боях, удиви­тельную выносливость в тяжелейших условиях боевой обстановки, в отсутствие необходимого обеспечения войск. Значительную по­мощь русским воинам оказывало местное население, для которого русский солдат стал символом национального освобождения. Побе­де способствовала и та атмосфера единодушной поддержки, кото­рая сложилась в русском обществе, неиссякаемый поток добро­вольцев, ценою собственной жизни готовых отстаивать свободу славян.

Победа в войне 1877—1878 гг. явилась наиболее крупным во­енным успехом России во второй половине XIX в. Она продемон­стрировала действенность военной реформы, способствовала рос­ту авторитета России в славянском мире.

  1. Домашнее задание. § 27, 28, подготовка к К.Р.


УРОК № 11. Обобщение «Россия в эпоху реформ»


Вариант 1.

  1. Александр II вошел в историю как:

а) "Миротворец"; б) "Палкин";
в) "Освободитель"; г) "Великий".

  1. Что даровала реформа 1861 г. крестьянам:

а) равные права с мещанами;

б) землю без всякого выкупа;

в) личную свободу.

  1. Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей на землю:

а) 70 лет; б) 49 лет; в) 10 лет.

  1. Какие крестьяне считались временнообязанными:

а) не выплатившие выкупные суммы своему помещику;

б) крестьяне сибирских губерний;

в) крестьяне, не выплатившие долги государству.

  1. Временнообязанные крестьяне должны были:

а) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю;

б) платить оброк и отбывать барщину в пользу своего бывшего помещика;

в) принимать участие в общественных работах.

  1. Какие органы самоуправления были созданы в городах по Городовому положению 1870 г.:

а) земские собрания; б) земские управы;

в) городские думы и управы.

  1. Какие вопросы входили в сферу компетенции земств:

а) местное здравоохранение; б) содержание школ;

в) принятие законопроектов; г) суд над крестьянами.

  1. По какому принципу избирались Городские думы:

а) на основе всеобщего избирательного права горожан;

б) на основе имущественного ценза от трех избирательных курий;

в) "гласные" Думы назначались градоначальником.

  1. Для какой категории населения были сохранены телесные наказания даже после судебной реформы:

а) для купцов; б) для крестьян;

в) для горожан, имевших имущественный ценз ниже 1 тыс. рублей.

10. Бунтарскому направлению в народничестве свойственно:

а) понимание того, что народ не готов к революции;

б) идея совершения революции с помощью заговора;

в) идея того, что народ к революции готов;

г) призыв к тому, чтобы пойти в народ и немедленно начать восстания по всей стране.

  1. Организация "Земля и воля" действовала:

а) 1874-1876; б) 1876-1879; в) 1879-1881; г) 1881-1882.

  1. Почему "Хождение в народ" потерпело неудачу:

а) народники вели пропаганду далекими от крестьян идеями;

б) крестьяне были довольны своим положением;

в) народники сами не верили в готовность народа к революции;

г) "летучая пропаганда.

  1. С именем С.Нечаева в истории общественной мысли связаны:

а) заговорщическое движение;

б) создание организации "Земля и Воля";

в) оправдание методов физического насилия во имя благой цели;

г) организация убийства одного из членов своей организации.

  1. К программе "Черного передела относится:

а) пропаганда среди крестьян (жить в деревне оседло);

б) индивидуальный террор против правительства;

в) отказ от террористических методов;

г) организация переворота с целью захвата власти.

  1. Условия Сан-Стефанского мира:

а) Болгария - автономное княжество в составе Турции;

б) Англия получает остров Кипр;

в) Австрия оккупирует Боснию и Герцеговину;

г) Россия получает Южную Бессарабию.

  1. Соотнесите события и даты:

  1. Отмена крепостного права в России; а) 1877 - 1878;

  2. Городская реформа; б)1874;

  3. Судебная реформа; в) 1864;

  4. Начало "хождения в народ"; г)1861;

  5. Русско-турецкая война; д) 1876 - 1879;

  6. Деятельность организации "Земля и воля"; е) 1870.

  1. Причины отмены крепостного права.

  2. На каких условиях по реформе отменившей крепостное право крестьяне получили землю (размер надела, выкуп)

  3. "Хождение в народ". Цели, ход, результаты. Причины поражения.

  4. Военная или судебная реформа (на выбор).

  5. Итоги русско-турецкой войны.


Вариант 2

  1. Укажите дату правления Александра II:

а) 1881- 1894; б)1855-1881; в) 1801-1825; г) 1825-1855.

2. На каких условиях реформа 1861 г. предоставляла крестьянам землю:

а) полностью за счет государства; б) бесплатно;

в) за выкуп при содействии правительства.

  1. Что такое отрезки:

а) часть крестьянского надела, оказавшейся "лишней" по сравнению с установленной в 1861 г. нормой;

б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян;

в) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.

  1. Кто такой мировой посредник:

а) доверенное лицо крестьянской общины, участвовавшее в решении споров между общиной и правительством;

б) представитель нейтрального государства, организующий мирные переговоры;

в) представители дворян, которые следили за соблюдением условий уставных грамот.

  1. Какие крестьяне считались временнообязанными:

а) не выплатившие выкупные суммы своему помещику;

б) крестьяне сибирских губерний;

в) крестьяне, не выплатившие долги государству.

6. Идеи народников - это:

а) Россия может миновать капитализм:
б) движущей силой революционной борьбы является рабочий класс;

в) Россия придет к социализму с помощью реформ;

г) путь к социализму в России лежит через крестьянскую общину;

  1. Пропагандистскому течению свойственно:

а) призыв интеллигенции к подготовке народа к революционной борьбе;

б) признание необходимости захвата власти при помощи заговора;

в) основной метод подготовки революции - пропаганда;

г) вера в готовность народа к революции.

  1. Покушение на петербургского градоначальника В. Трепова осуществил(а):

а) С. Перовская; б) С. Нечаев;

в) В. Засулич; г) А. Желябов.

  1. "Хождение в народ" началось в:

а) 1876; б) 1874; в) 1879; г) 1881.

  1. К программе "Народной воли" относится:

а) пропаганда среди крестьян (жить в деревне оседло);

б) индивидуальный террор против правительства;

в) отказ от террористических методов;

г) организация переворота с целью захвата власти.

  1. Военная реформа :

а) вводила всеобщую воинскую повинность;

б) сохраняла 25-летний срок службы;

в) объявляла рекрутские наборы.

  1. Судебная реформа вводила:

а) гласность судопроизводства;

б) участие присяжных заседателей в уголовных процессах;

в) участие присяжных заседателей во всех процессах;

г) состязательность судебного процесса.

  1. Земства не были созданы на тех территориях где:

а) Россия еще не успела укрепить свою власть;

б) происходило много восстаний против правительства;

в) проживало мало представителей дворянства.

14. Какие органы самоуправления были созданы в городах по Городовому положению 1870 г.:

а) земские собрания; б) земские управы;

в) городские думы и управы.

  1. Условия Берлинского мира:

а) Болгария - автономное княжество в составе Турции;

б) Англия получает остров Кипр;

в) Австрия оккупирует Боснию и Герцеговину;

г) Россия получает Южную Бессарабию.

  1. Соотнесите события и даты:

  1. Отмена крепостного права в России; а) 1877 - 1878;

  2. Городская реформа; б)1874;

  3. Судебная реформа; в) 1864;

  4. Начало "хождения в народ"; г)1861;

  5. Русско-турецкая война; д) 1876 - 1879;

  6. Деятельность организации "Земля и воля"; е) 1870.

  1. Выделите недостатки реформ 60-70-х гг.

  2. На каких условиях по реформе, отменившей крепостное право, крестьяне получили землю (размер надела, выкуп).

  3. В чем причины перехода части народничества на террористические позиции?

  4. Расскажите о земской или городской реформе (на выбор)

  5. Почему в ходе русско-турецкой войне Александр II не стал захватывать Стамбул, а подписал с Турцией мир? Почему эту войну называют победой военных и поражением дипломатов?


Вариант1

1 – в

2- в

3- б

4 – а

5 – б

6 – в

7 – а, б

8 – б

9- б

10 –в, г

11 – в

12 – а, г

13 - в г

14 – а, в

15 – б, в

16 –1 – г, 2 – е, 3 – в, 4 – б, 5 – а, 6 - д
Вариант2

1 – б

2- в

3- а

4 – в

5 – а

6 – а, г

7 – а, в

8 – в

9- б

10 –б, г

11 – а

12 – а,в,г

13 - в

14 – в

15 – б, в

16 – 1 – г, 2 – е, 3 – в, 4 – б, 5 – а, 6 - д


1   2   3   4   5   6