|
УРОК № 8. Народничество во 2 пол. 60 – нач.80х гг. 19 в. Цели урока:
Образовательная: продолжить изучение радикального движения, выяснить причины перехода к терроризму как методу борьбы с властью.
Развивающая: развивать навыки работы с документами, умение определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.
Воспитательная: показать опасность и нецелесообразность террора – как метода борьбы с властью
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивные, ч/п
Формы работы: опрос, рассказ учителя, ученические сообщения
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме: «Зарождение народнического движения»
Кто такие народники, каковы были их цели?
Какие обстоятельства обусловили распространение революционного движения в России?
Кто стоял у истоков народнической идеологии?
Назовите три направления в народничестве и их идеологов.
Какие революционные организации действовали в России в 60х гг. 19 в.?
Что такое нечаевщина? Дайте характеристику и нравственную оценку «Катехизису революционера»
Изучение нового материала.
1) «Хождение в народ»
Одновременно с «чайковцами» существовал ряд других народнических групп, не связанных между собой. В 1873 г. бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института А. В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников Бакунина. В одной из подмосковных деревень «долгушинцы» сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета.
Не соблюдая никаких мер предосторожности, народники распространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре молодые революционеры были арестованы.
1874 – 1875 гг. – «хождение в народ». Использовалась «летуча пропаганда»
Хождение в народ потерпело неудачу.
Причины:
«Хождение в народ». В середине 70-х гг. народники пришли к выводу о том, что если не произойдет немедленной революции, то капитализм, набирающий силы, изменит, приспособит к своему развитию крестьянскую общину. Поэтому необходимо было, по их мнению, идти в народ для того, чтобы вносить в его сознание «идеалы лучшего, справедливого общественного строя».
Состав пропагандистов был очень пестрым: «в народ» устремились не только революционные романтики из числа членов тайных организаций, но и люди, не связанные с ними, но разделяющие народнические идеи. Среди них были даже представители высших слоев общества.
В 1874—1875 гг. сотни пропагандистов под видом врачей, инженеров, учителей, а порой, чтобы завоевать доверие крестьян, и переодетые мастеровыми разбрелись по России, проникая в самые глухие ее уголки. Они толковали с крестьянами о революции и социализме. Но мужики, как правило, не понимали «бар» с их господской, полной иностранных слов речью. Чаще всего крестьяне и доносили на пропагандистов в полицию.
В этом движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о ' возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к этому походу послужил тяжелый голод 1873-1874 гг. Пропагандисты разбредались по России и толковали крестьянам о революции и социализме в надежде поднять их на восстание.
Власти ответили на «хождение в народ» всероссийской облавой и показательными судами над революционерами.
Деятельность народников, их самоотверженность вызывали к ним глубокие симпатии со стороны образованной части общества. Поведение революционеров выглядело особенно впечатляющим в сравнении с погоней за наживой, которая расцвела тогда на почве железнодорожного строительства, учреждения банков и торгово-промышленных предприятий. Однако крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся представлениям, не откликнулись на призывы народников.
РАБОТА С ДОКУМЕНТАМИ
Документ 1.
"Первою заботою революционеров, двинувшихся в народ, было приискание таких пунктов в районе будущей их деятельности, в которых можно было бы поселиться (оседлые пропагандисты) или из которых можно было бы совершать экскурсии в народ (летучие пропагандисты). Одни пропагандисты предпочитали проходить из села в село по более или менее обширному району, другие действовали набегами из занятых ими позиций, третьи старались занять какое-либо определенное положение в деревне... и круг своей деятельности ограничивали сравнительно небольшими пределами".
"Один из нас выхлопотал разрешение быть книгоношей, то есть ходячим продавцом по деревням книг. Вверху его короба лежали различные божественные книжки, а внизу революционные воззвания к народу и брошюры, издаваемые для народа за границей (запрещенные в России). Все эти книги распространялись книгоношей по всему уезду.
??? Как вы понимаете, что такое «Летучая пропаганда»?
Документ 2
На лугу были устроены качели и карусели. Благодаря таким приманкам каждое воскресенье собиралась в Потапове вся деревенская молодежь. Везде кругом пели песни, водили хороводы. Когда народники замешивались по временам в эту огромную толпу со своими шутками и веселыми рассказами, то их местонахождение можно было легко определить по взрывам хохота. С особенным воодушевлением пела толпа революционный вариант "Дубинушки":
Ой, ребята, плохо дело!
Наша барка на мель села.
Царь наш белый кормщик пьяный!
Он завел на мель нас прямо.
Чтобы барка шла ходчее,
Надо кормщика в три шеи.
Писарев спросил однажды меня: "Как ты думаешь, скоро ли будет революция?" "Не знаю, -ответил я ему печально, - может быть лет через 10, а может быть и более." "Ну, нет! - воскликнул он. -Более чем на четыре года, я не согласен." Из воспоминаний Н. А. Морозова
Документ 3.
"Нужно сказать, что время конца 1875-го года и начала 76-го было временем разочарования в тех надеждах, с которыми революционная молодежь двинулась в народ. Выработанная на основе социалистических принципов программа, без всякого отношения к тому, что представляла собой жизнь, потерпела крушение. В лучшем случае удавалось только завоевать симпатии деревни; но надежды на то, что пропаганда вызовет деревенский народ на активную борьбу... не оправдались. Крестьянин слушал революционера так же как он слушал батюшку, проповедующего ему о царствии небесном, и после прослушанной проповеди, как только переходил порог церкви, жил точно так же, как он жил и до проповеди. Многие побывавшие в народе вынесли на этот счет такое же убеждение" Из воспоминаний MP. Потапова.
Документ 4.
«Раз идем мы с товарищем по дороге. Нагоняет нас мужик на дровнях. Я стал толковать ему, что податей платить не следует, что чиновники грабят народ и что по писанию выходит, что надо бунтовать. Мужик стегнул коня, но и мы прибавили шагу. Он погнал лошадь трусцой, но и мы побежали вслед, и все время продолжал я ему втолковывать насчет податей и бунта. Наконец мужик пустил коня вскачь, но лошаденка была дрянная, так что мы не отставали от саней и пропагандировали крестьянина, покуда совсем перехватило дыханье». Воспоминания П. А. Кропоткина, передающего рассказ Сергея Кравчинского
??? Почему хождение в народ потерпело поражение?
Учитель дополняет ответ учащихся: Подобная тактика не была результативной, поскольку:
• крестьяне воспринимали приходивших к ним как «бар». В деревне, где все друг друга знают, на пришедших смотрели с опаской и недоверием.
• крестьянство консервативно, среди крестьян сильны монархические иллюзии, вера в доброго царя; призывы к бунту, революции вызывали испуг, страх.
• речь приходивших была часто не понятна, слова о том, что все имущество будет общим встречалось с ироническим усмешками;
• хотя разговоры о малоземелье и тяжести выкупных платежей были близки и понятны крестьянам. 2) «Земля и воля»
1876 – 1879 гг. – создана организация «Земля и воля».
ЧЛЕНЫ: М.Натансон, А. Михайлов, Г. Плеханов, Вера Фигнер, Софья Перовская, Н. Морозов
ПРОГРАММА:
ЗЕМЛЯ – земля тем, кто ее обрабатывает
ВОЛЯ – политические права и свободы
Отказ от захвата политической власти
ТАКТИКА:
Отход от «летучей пропаганды. Жить в деревне оседло
Вести пропаганду, создавая опорные пункты восстания
Появляется идея террора против правительства
«Земля и воля». Неудача агитационного движения заставила революционеров перейти к созданию строго централизованных и законспирированных групп. На смену увлечения идеями Бакунина и Лаврова пришло пристальное внимание к доводам Ткачева.
В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация «Земля и воля», названная так в память первого революционного объединения 60-х гг. Ее создателями были М. А. Натансон, А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов и др. Позже в «Землю и волю» вступили В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, С. М. Кравчинский. Своей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки трудового крестьянства, организацию жизни общества на принципах общинного самоуправления, решение национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели возможно «только путем насильственного переворота».
Для подготовки народного восстания предполагалось использовать организаторские и дезорганизаторские методы работы. Организаторские меры предусматривали ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих. Дезорганизаторские методы предполагали проведение действий, ослабляющих правительство, в том числе уничтожение наиболее «вредных» чиновников (индивидуальный террор).
Организаторская работа среди крестьян являлась продолжением «хождения в народ». Но при этом «летучая» пропаганда сменилась «оседлой». Члены организации создавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по специальностям фельдшеров, учителей, агрономов. При этом такая работа часто отнимала столько времени и сил, что до пропаганды просто не доходили руки.
3) Раскол «Земли и Воли»
СООБЩЕНИЕ – индивидуальное задание по теме «Дело Веры Засулич»
Раскол «Земли и воли». Дезорганизаторской группе народников удалось провести ряд громких террористических актов, взбудораживших всю страну. В январе 1878 г. молодая революционерка В. И. Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, приказавшего выпороть политического заключенного, не снявшего перед ним головного убора.
В августе 1878 г. в центре Петербурга, средь бела дня, С. Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов Н. В. Мезенцева. В феврале 1879 г. был приведен в исполнение смертный приговор генерал-губернатору Харькова Д. Н. Кропоткину. В марте 1879 г. было совершено покушение на нового шефа жандармов А. Р. Дрентельна. От рук террористов пострадали шеф одесских жандармов, киевский прокурор, несколько агентов полиции.
2 апреля 1879 г. землеволец А. К. Соловьев совершил новое покушение на Александра II. Но пять выпущенных им пуль не достигли цели, царь остался жив.
Власти боролись с революционерами чрезвычайными методами. С августа 1878 г. до конца 1880 г. 22 террориста были казнены. За это же время от рук революционеров погибло 27 человек и несколько десятков было ранено. Зачастую во время террористических актов страдали ни в чем не повинные люди, случайно оказавшиеся рядом с намеченной жертвой.
В августе 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две самостоятельные организации — «Черный передел», куда вошли сторонники продолжения пропагандистской работы, возглавляемые Г. В. Плехановым, и «Народную волю», объединившую сторонников индивидуального террора
1 марта 1881 г. – убийство Александра II «Народной волей» (СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ)
Итог: разгром «Народной воли», казнь, лидеры «Черного передел» уехали за границу «Народная воля»: охота на царя. Еще в июле 1878 г. в Липецке наиболее активные члены дезорганизаторской группы «Земли и воли» вынесли смертный приговор Александру II. Они были искренне убеждены в том, что удачное покушение на царя послужит сигналом для крестьянской революции.
Исполнительный комитет «Народной воли» начал настоящую охоту на Александра II. Она проводилась при тщательном соблюдении конспирации и отличалась фантастической изобретательностью. Было решено организовать покушение на царя при его возвращении из Крыма в Петербург в ноябре 1879 г. Были задействованы три группы террористов. Первая состояла из М. Фроленко и Т. Лебедевой, которые устроились на работу в качестве железнодорожных сторожей близ Одессы. Но императорский поезд проследовал не через Одессу, а на Александровск. Здесь его ожидала вторая группа народовольцев во главе с А. Желябовым, который под видом купца обустраивал землю у самого полотна железной дороги якобы для строительства кожевенного завода. Однако при прохождении царского поезда заложенная бомба не взорвалась. В дело была подключена третья группа во главе с С. Перовской, которая подготовила подкоп под железнодорожное полотно в семи километрах от Москвы. Но судьба вновь оказалась благосклонна к императору. Был взорван не тот поезд.
Зимой 1879/80 г. народовольцы начали подготовку нового, еще более дерзкого покушения — взрыва в Зимнем дворце. Народник
C. Халтурин устроился во дворец краснодеревщиком и каждый день проносил туда понемногу динамита. Комната столяров находилась под царской столовой. Взрыв был намечен на день, когда на парадном обеде должна была собраться вся императорская семья. Но в дело вновь вмешался случай. Начало обеда перенесли на более позднее время. Во время взрыва пострадала только охрана и прислуга: было убито 10 человек и 53 ранено.
Запланировали новый взрыв — на дороге, по которой следовала карета царя с железнодорожного вокзала в Зимний дворец.
Операцию готовил А. Желябов. За Александром установили ежедневное наблюдение, выяснили маршруты его поездок. На Малой Садовой улице стали рыть подкоп. Но в конце февраля 1881 г. Желябов был арестован. Исполнительным комитетом «Народной воли» было принято решение ускорить покушение.
1 марта 1881 г. император направился на развод войск в Михайловский замок. Он и на этот раз попытался обмануть судьбу, изменив обычный маршрут следования. Но террористы постарались исключить всякую случайность — на всем пути возможного следования царской кареты были поставлены бомбометатели. Александр оказался в ловушке. Император был смертельно ранен бомбой, брошенной И. Греневицким, который также погиб. Через девять часов после взрыва император скончался.
Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы. А. И. Желябов, С. Л. Перовская, А. Д. Михайлов, Н. И. Кибальчич, Н. И. Рысаков, подготовившие покушение, были повешены в апреле 1881 г.
Цареубийство не стало, вопреки ожиданиям народников, началом крестьянской революции. Более того, народ был ошеломлен дерзким убийством императора, Александра II в деревнях жалели. Народническое движение зашло в тупик.
Домашнее задание. § 26, минисочинение «Народники: герои или преступники?»
Засулич Вера Ивановна (1849-1919) - родилась в Смоленской губернии в семье отставного капитана и мелкопоместной помещицы. Воспитывалась В. И. Засулич в Москве в частном пансионе, где она познакомилась с участниками народнического кружка Н. А. Ишутина (член этого кружка Каракозов в 1866 г. стрелял в Александра II).
По окончании пансиона в 1868 г. Засулич переезжает в Петербург. Здесь она вновь сближается с радикально настроенными студенческими кругами. В это время студенчество увлекалось созданием всякого рода мастерских, основанных на артельных началах. Девушка поступает в одну из таких переплетно-брошюровочных мастерских и знакомится с С. Г. Нечаевым, игравшем тогда видную роль в студенческом движении. Нечаев пытается вовлечь ее в создаваемую им заговорщическую организацию, но Засулич не принимает его предложения. Однако она соглашается помочь ему и дает Нечаеву свой адрес для пересылки конспиративных писем.
За получение письма от Нечаева из-за границы для передачи другому лицу в 1869 г. В. Засулич была арестована. Ее заключили сначала в Литовский замок, а затем в Петропавловскую крепость. Во время нечаевского процесса ее не вызывали в суд в качестве свидетеля. После почти двухлетнего одиночного заключения В. Засулич была освобождена, однако уже через месяц ее вновь арестовывают и под конвоем жандармов отправляют в административную ссылку, сначала в г. Крестцы (Новгородской губернии), затем в Тверь и в 1872 г. в Солигалич (Костромской губернии). В конце 1873 года она получает разрешение поселиться под надзором полиции в Харькове. Прожив там почти два года, Засулич решает перейти на нелегальное положение. С этого времени начинается ее активное участие в революционном движении. Засулич входит в Киевский кружок народников-«бунтарей», принимает участие в организации деревенских поселений.
Уцелев при разгроме жандармами киевского кружка осенью 1877 года, Засулич приезжает в Петербург и готовит покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, который приказал высечь розгами одного из членов «земли и воли», что было воспринято многими революционерами не только как явное и безнаказанное попрание законов высокопоставленным чиновником, но и как проявление неуважения к человеческой личности. 24 января 1878 г. Засулич стреляла в Трепова и тяжело его ранила, однако он остался жив. Однако суд присяжных под председательством известного либерала А. Ф. Кони оправдал Засулич. Событие вызвало огромный резонанс в стране, поскольку совершившая уголовное преступление не только не была наказана, но и полностью оправдана. Многие, в том числе, например, Ф. М. Достоевский, увидели в этом явное извращение норм правосудия. Став одним из символов торжества справедливости народной борьбы, Засулич впоследствии становится членом «Черного передела», одним из организаторов «Освобождения труда», одним из лидеров меньшевиков.
Фигнер Вера Николаевна (1852-1942) - народница, революционерка, затем видный член партии эсеров. Происходила из семьи казанских дворян. После окончания Казанского университета в 1869 г. несколько лет изучала в Швейцарии медицину. Вернувшись в Россию, включилась в «хождение в народ». Живя в деревне, работала фельдшерицей, старалась просвещать крестьян. С 1879 г. - член Исполнительного комитета террористической организации «Народная воля». Участвовала в подготовке покушения на Александра II. В 1883 г. была арестована, и в 1884 г. приговорена к смертной казни, которая была заменена на вечную каторгу. 20 лет провела в заключении в Шлиссельбургской крепости, а в 1904 г. была выслана на поселение в Желябов Андрей Иванович (1851-1881) - один из руководителей и создателей «Народной воли». Был членом кружка «чайковцев», участвовал в «хождении в народ». В конце 70-х гг. признал справедливость идеи Ткачева о заговоре как единственно возможном методе революционной борьбы. Был одним из фанатичных вдохновителей террора, развязанного сначала членами «Земли и воли», а затем народовольцами против властей. Сам участвовал в разработке нескольких покушений на Александра II, в том числе последнего. Несмотря на то, что Желябов был арестован еще до убийства императора Александра, он добился того, чтобы его судили вместе с его товарищами, обвинявшимися в этом покушении. Вместе с другими четырьмя участниками покушения был казнен.
Перовская Софья Львовна (1853-1881) - известная революционерка. Происходила из богатой дворянской семьи, ее отец был губернатором Петербургской губернии. Как и Желябов, поначалу состояла в кружке «чайковцев», затем в «Земле и воле», участвовала в «хождении в народ». После раскола «Земли и воли» вместе с Желябовым стала руководить террористической организацией «Народная воля», войдя в ее исполнительный комитет. Была особо фанатичной сторонницей идеи террора и расправы с царем. Принимала активное участие в подготовке покушений на Александра II. После покушения 1 марта 1881 г. была арестована и 10 марта повешена вместе с несколькими другими исполнителями покушения на царя
|
|
|