Главная страница

Урок № Накануне отмены крепостного права Цели урока



НазваниеУрок № Накануне отмены крепостного права Цели урока
страница4/6
Дата08.04.2016
Размер0.73 Mb.
ТипУрок
1   2   3   4   5   6

УРОК № 7. Зарождение революционного народничества, его идеология


Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с идеями и их развитием радикального общественного движения 60-7-х гг.; выяснить причины широкого развития радикального революционного движения. Сформировать представление о сущности революционного народничества, об особенностях теоретических воззрений идеологов народничества М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева. Сформировать представление об эволюции тактики народников, уяснить суть и формы революционного террора

Развивающая: развивать логическое мышление, навыки работы с документами, историческими источниками, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная: дать нравственную оценку революционного террора.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: репродуктивные и ч/п

Формы работы: опрос, работа с документами, индивидуальные задании – сообщения, составление схем и заполнение таблиц

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний по теме: «Либералы и консерваторы в 60-70е гг.»

1) Кто являлся идеологом консервативного направления общественной мысли при Александре II? (Катков.)

2) Какие задачи ставило перед собой это направление? (Доказательст­во губительности либеральных и радикальных идей.)

3) Какие требования выдвигались представителями либерального дви­жения? (Принятие конституции, введение народного представи­тельства, демократических свобод, расширение прав земств.)

4) Где представители либерального направления общественной мысли пытались реализовать свои идеи? (Либералы участвовали в подго­товке крестьянской реформы, принимали активное участие в рабо­те земств.)

5) какое влияние на общественно-политическое развитие России оказывали либеральное и консервативное движения? (ни то, ни другое направление не имели широкой поддержки в обществе)

  1. Изучение нового материала.

1) Цели и состав радикального движения

В пореформенный период в России наблюдается подъем революционныx настроений.

??? - Вспомните, кто такой революционер? (Революционер - сторонник коренных перемен государственного и общественного устройства насильственным путем.)

??? - Как вы думаете, с чем был связан рост революционных настроений? (Недовольство результатами крестьянской реформы. Медлитель­ность, нерешительность правительства при проведении реформ в жизнь. Непоследовательность в политике самого Александра II В целом надежды радикально настроенных представителей общества на ощутимые перемены не оправдались.)

Запись на слайде:

Среди участников революционного движения преобладали представители следующих профессиональных групп:

    • учащиеся и слушатели высших учебных заведений - 37,5%;

    • рабочие - 14%;

    • учащиеся школ - 11,3%;

    • служащие - 8,3%;

    • учителя -7,6%.

??? - Подумайте, почему социальный состав участников революционного движения был именно таким? (Прежде всего, это образованные лю­ди, знакомые с существованием иных, более демократических госу­дарственных устройств, осознававшие необходимость перемен в России. Участие рабочих в революционном движении объясняется, с одной стороны, тяжелыми условиями труда, с другой стороны, их сплоченностью, осознанием общности их интересов. Корпоративизм и сплоченность были характерны и для высших учебных заведений, что способствовало распространению революционных идей среди студенчества.)

Большинство участников революционного движения принадлежало к та­кой межсословной группе, как разночинцы. Это были «люди разного чина и звания», выходцы из духовенства, купечества, мещанства, крестьянства, мелкого чиновничества и обедневшего дворянства, получившие образова­ние и оторвавшиеся от своей прежней социальной среды. Формирование разночинского слоя было обусловлено развитием капитализма, вызвавшего большой спрос на специалистов умственного труда. Уже с 1840-х гг. разно­чинцы оказывали значительное влияние на развитие общественной жизни и культуры, с падением крепостного права они стали основным социальным слоем для формирования интеллигенции.

Отношение к крестьянской реформе Работа с документом

В одной из статей Н. П. Огарева, опубликованной в журнале «Колокол», крестьянская реформа оценивалась следующим образом: «Старое крепост­ное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царем обманут».

- Как вы понимаете слова Н. П. Огарева? Что подразумевалось под словами «новое крепостное право»? (Крестьянин фактически не по­лучил обещанной ему свободы: он по прежнему оставался зависимым от помещика, связанной с ним системой отработок, был опутан вы­купными платежами, не обладал достаточным количеством земли?)

2) Революционеры – шестидесятники



Идейным вождем революционного движения конца 1850-х - начала 1860-х гг. был Н. Г. Чернышевский. В своих статьях он выступал за кресть­янскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена о крестьянском социа­лизме.

Основные идеи А. И. Герцена.

Основой для утверждения социализма в России должна стать крестьян­ская община с ее распределением земли между своими членами и коллек­тивном принятии решений на мирском сходе.

Герцен исходил из идеи, что Россия в результате своего уникального пу­ти развития придет к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Поэтому было необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государство в целом. Однако сначала необходимо освободить кре­стьян и наделить все население равными демократическим правами.

Идеи Н. Г. Чернышевского

В своих работах Чернышевский убеждал, что реформа 1861г. антина­родна, а подлинное освобождение крестьян может быть достигнуто путем революционного перехода к социализму. Чернышевский был сторонником некапиталистического развития России, развития равноправных коллекти­вистских отношений, прообраз которых он находил в сельской общине.

В августе 1861 г. в 3-е отделение попала прокламация «Барским кресть­янам от их доброжелателей поклон». В ней в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы. Прокламация убеждала крестьян в том, чтобы они не верили царю и готовились к организованному выступлению. Когда же весь народ будет готов, крестьянские «доброжелатели» пришлют «объявление, что пора, люди русские, доброе дело начинать». Подозрение в авторстве пало на Чернышевского. Он был арестован, приговорен к 14 го­дам каторги (сокращенной наполовину), подвергнут обряду гражданской казни и сослан для отбывания каторжных работ на Александровский завод в Сибири. Находясь в течение двух лет под арестом в Петропавловской кре­пости, он пишет роман «Что делать?» о «новых людях», которые строят свою жизнь на принципах равноправия и коллективизма, создавая модель будущего социалистического общества.

Идеи С. Нечаева

Документ 1

"У революционера нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни собственности, ни даже имени... Нравственно для него все, что способствует революции" Из "Катехизиса революционера" С.Г. Нечаева

Документ2

"Не признавая другой какой-либо деятельности, кроме дела истребления, мы соглашаемся, что формы этой деятельности могут быть чрезвычайно разнообразными. Яд, нож, петля и т.п...Вопли страха раздадутся в обществе, тряпичные литераторы будит испускать лиричные стоны... Мы должны оставаться глубоко равнодушными ко всем этим завываниям и не входить ни в какие компромиссы с обреченными на гибель" С.Г.Нечаев, 1869 г.

3) Революционные организации 60х гг.

Годы суще­ствования

1861 -1864 гг. «Земля и Воля»

Участники

Н. А. Серно-Соловьевич, А. А. Слепцов, Н. А. Обручев.

Цели

1) Созыв народного собрания

2) Установление демократиче­ской республики; широкого мест­ного самоуправления;

3) Освобождение крестьян с дос­таточным количеством земли; пе­редача всей земли во владение крестьянским общинам;

Методы

1) Издание и распространение революционной литературы;

2) Содействие побегам револю­ционеров, материальная помощь ссыльным;

3) Подготовка открытого высту­пления с началом ожидаемого в 1863 году крестьянского восста­ния.

«Земля и воля» ожидали крестьянского выступления в 1863 г., так как в этом году начинался переход крестьян на выкуп. Когда это произойдет, думали революционеры, крестьяне поймут, что их обманули и поднимут бунт. Однако надежды на крестьянское восстание не оправдались и в 1864 г. Организация приняла решение о самороспуске.

Годы суще­ствования

1863 – 1866 гг. Организация Ишутинцев

Участники

Н.А. Ишутин, И.А. Худяков

Цели

Методы

  • Группа «Ад» - подготовка цареубийства.

  • 1866 г. – Д.В. Каракозов – покушение на Александра II → казнь, разгром организации

В середине 60-х гг. под непосредственным влиянием романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» сложилась организация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова (1863—1866 гг.). Ее члены ста­вили перед собой задачу подготовки революционного переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865 г. внутри этой организации стала действовать группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит перво­толчком революции. В апреле 1866 г. член «Ада» Д. В. Каракозов совершил покушение на Александра II. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена.

Покушение Каракозова привело к уси­лению влияния консерваторов в правитель­стве. Были закрыты близкие народни­кам журналы «Современник» и «Русское слово», запрещены студенческие кружки, усилена цензура.

Однако, несмотря на то что выстрел Каракозова привел к подобным результа­там, для революционеров он стал вдохнов­ляющим примером.

Годы суще­ствования

1869 г. «Народная расправа»

Участники

С.Г. Нечаев «Катехизис революционера»

Цели

  • Создать сеть революционных организация

  • Переустройство общество на основе коллективной собственности и труда

Методы

  • террор

На смену «ишутинцам» пришли «нечаевцы». В 1869 г. бывший вольнослушатель Петербургского университета С. Г. Нечаев основал в Мо­скве общество «Народная расправа». Он составил «Катехизис революционера» —

СВОД правил, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ были руководствоваться его сторонники. Революционер для Нечаева — это «обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Все в нем захвачено одним исключительным интересом, одной мыслью, одной стра­стью: революцией».

Нечаев планировал покрыть Россию сетью революционных ор­ганизаций, связанных железной дисциплиной. Для их членов до­зволено все, что служит делу разрушения старого общества и осу­ществления революции. Нечаев пытался насадить в «Народной расправе» дух безоговорочного подчинения вождю. Когда один из членов организации студент И. Иванов усомнился в правдивости некоторых заявлений Нечаева, тот обвинил его в предательстве и вынес ему смертный приговор. Приводить приговор в исполне­ние должны были все члены организации, дабы кровь бывшего то­варища еще теснее сплотила их.

В ходе следствия по делу об убийстве Иванова полиция аресто­вала всех членов «Народной расправы». Перед судом предстало 87 человек. Самому Нечаеву удалось выехать за границу. В 1872 г. он был выдан России как уголовный преступник. Нечаев был осужден на многолетнюю каторгу, но отбывал наказание вплоть до смерти в 1882 г. в Петропавловской крепости.

Годы суще­ствования

1871 – 174 гг. Кружок чайковцев

Участники

Н.В. Чайковский, С.Перовская, А. И. Натансон

Цели

  • Подготовка революционного переворота

  • В противовес нечаевцам выступали за идеи нравственности

Методы

  • Революционная пропаганда

  • Хождение в народ

В 1869 г. в Петербурге сложился кружок «чайковцев» (по име­ни одного из его членов — Н. В. Чайковского). Это была группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н. Г. Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса. В противо­вес «нечаевщине» «чайковцы» строили свою организацию на прин­ципах высокой нравственности. Члены организации сумели создать всероссийскую сеть своих групп, в которых началась революцион­ная деятельность многих видных представителей народничества: С. Л. Перовской, С. М. Кравчинского, А. И. Желябова, М. А. На­тансона и др.

4) Идейные течения в народничестве







Бунтарское

Пропагандистское

Заговорщическое

Идеологи

М. А. Бакунин

П. Л. Лавров

П. Н. Ткачев

Цели

Отрицает государство, централизованное управление «сверху». Самоуправление на­рода (рабочие ассо­циации, группы, об­щины, области). Анархизм - общест­венно-политическое течение, выступаю­щее за уничтожения государственной вла­сти в результате сти­хийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций произво­дителей.

Справедливое со­циалистическое общество.

Установление всеоб­щего равенства. Заме­на старых государст­венных институтов новыми, революцион­ными.

Методы

Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции => народный бунт (даже если он «бессмыслен­ный и беспощадный») Разбудить народ, при­звать его к бунту должна интеллиген­ция - «умственный пролетариат».

Народная револю­ция, длительная подготовка. Кресть­янин не готов к ре­волюции. Незначи­тельное меньшин­ство лучших людей - пропаганда среди народа, разъяснение его потребностей и сил. Создание революционной органи­зации.

Крестьянин не готов к революции, а агитация не даст результатов. Законспирированная организация револю­ционеров (революци­онное меньшинство) совершит переворот, захватит государст­венную власть. Это даст толчок револю­ции, недовольство на­рода выйдет наружу.

Общие черты

Народ, крестьянство - главная движущая сила революции. Базис социализма - крестьянская община.

Построение социалистического общества (общества всеобщего равен­ства) Организующая сила - революционная партия.

5) Народничество, его основные идеи

НАРОДНИЧЕСТВО – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политичекую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной

  • У России особый путь развития

  • Будущее России – социализм, минуя капитализм

  • Россия придет к социализму через крестьянскую общину

  • Руководить крестьянами должна партия революционеров - профессионалов

  1. Домашнее задание. Стр. 158 – 164 – читать, с. 169, Вопросы 1,2 к документу «Катехизис революционера»


1   2   3   4   5   6