Главная страница

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)



Скачать 102.25 Kb.
НазваниеПланирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)
Дата16.04.2016
Размер102.25 Kb.
ТипДокументы

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных и гласных звуков, входящих в состав читаемых слов. Послоговое чтение облегчает произношение слов со сложной слоговой структурой, формирует представление о звуко-слоговой структуре слов. Очень важно научить ребёнка слышать каждый звук в слове. Это умение помогает освоить грамматику и лексику. Коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов планировала взаимодействием с развитием лексико-грамматической стороны речи, взаимовлиянием процессов овладения произношением звуков и усвоением ритмической, слоговой структуры слов, развитием фонематических функций, так как это необходимое условие формирования полноценной речи, так необходимой каждому ребёнку для успешной подготовки к обучению в школе.

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа) Собственная методическая разработка

Саяпина Н.К.

учитель-логопед ГБДОУ д/с № 18

компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга

месяц

Цели и задачи

виды работ

октябрь

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточке;

  • сравнение ритмов (короче, длиннее);

  • воспроизведение образца со слуховой опорой;

  • воспроизведение ритма по словесной инструкции;

Развитие слухового восприятия

  • произнести звук А (О, И, У) столько раз, сколько точек на кубике;

  • произнести гласный звук столько раз, сколько раз хлопнули в ладоши;

  • пропевание серии звуков за логопедом, по символам, по артикуляции;

  • произнести гласный звук в соответствии с ритмом, который отстучали;

Формирование пространственно-временных представлений

  • рассказывание детьми сказки «Репка» с использованием фигурок на фланелеграфе;

Формирование фонематического восприятия

  • узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их детьми;

  • повторение серий слогов, состоящих из разных гласных и одинаковых согласных (правильно произносимых);

  • повторение серий слогов, состоящих из одинаковых гласных и согласных, но с разным ударением (по символам и на слух);

Формирование звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте

  • чтение гласных букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) - А, У, И, О; АУ, ИА, ОА; АУИ, ИАУ; АУИА, ИУАО;

  • выделение гласного звука в начале, середине, конце слова;




Образование единственного и множественного числа существительных по лексическим темам: «Фрукты, овощи, деревья, птицы»

Дидактические игры:

  • «Что в магазине»

  • «Где мы были, что мы видели»




Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам: «Фрукты, овощи, одежда» (с сохранением звуковой структуры корня: помидор – помидорчик)

Дидактические игры:

  • «Найди пару»

  • «Что изменилось»

  • «Посылка для бабушки»

  • «Волшебный сундучок»




Образование относительных прилагательных по лексической теме: «Одежда»


Дидактическая игра:

«Экскурсия в магазин»


месяц

Цели и задачи

Содержание работы

ноябрь

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • игра «Телеграф» - отстучать слоговой контур слова без стечения согласных (муха, домик);

  • игра «Телеграф» - отстучать слоговой контур слова без стечения согласных с выделением ударения;

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

  • сколько слогов услышал (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

  • «Скажи на один слог больше» - наращивание слогов;

  • «Скажи на один слог меньше» - уменьшение количества слогов;

  • назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

Формирование пространственно-временных представлений

  • игра» До – после – между» (по лексической теме «Осень»;




Формирование фонематического восприятия

  • повторение серии слогов, состоящих из разных согласных и одинаковых гласных звуков;

  • повторение серии слогов, состоящих из разных согласных и одинаковых гласных звуков с изменением ударения.

Формирование звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте


  • чтение цепочек из прямых и обратных слогов, их звуковой анализ;

  • игра «Кто больше?» - составление слогов из предложенных букв;

  • подбор слогов к звуковым схемам, печатанье этих слогов;

  • игра «Разложи картинки» - выделение согласных звуков из слов (начало, середина, конец);




Образование притяжательных прилагательных по лексической теме: «Животные»

  • игра «Чей хвост, чья голова?»

  • игра «Путаница»

Образование родственных слов по лексической теме: «Осень»

  • рассказ «Осень» - выделить слова – родственники к слову осень.




декабрь

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • игра «Телеграф» - отстучать слоговой контур слова в трёхсложном и двухсложном слове без стечения согласных с выделением ударного гласного;

  • игра «Разложи» - разложить картинки на 2 группы (2 и 3 слога);

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

Формирование пространственно-временных представлений

  • назови слоги по порядку - слова из двух открытых слогов – сколько слогов, какой слог первый, какой второй;




месяц

Цели и задачи

Содержание работы




Формирование фонематического восприятия


  • повторение за логопедом ряда слогов, состоящих из разных согласных, но одинаковых гласных;

  • повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков.




Формирование звукового и слогового анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте

  • игра с мячом – ударить столько раз мячом об пол, сколько слогов в слове;

  • дополнить данные слоги одинаковым слогом (на материале поставленных звуков);

  • выделение согласных звуков из слов (начало, середина, конец);

  • звуковой анализ этих слов;

  • анализ предложения без предлогов из 2 – 3 слов;

  • печатанье и чтение слов по следам звукового анализа;




Образование притяжательных прилагательных по лексической теме: «Птицы»


  • игра «Чья голова, хвост, крыло»

Образование относительных прилагательных по лексической теме: «Новый год»


  • игра «Повесим на ёлку игрушки»;

  • игра «Экскурсия в волшебный замок»;

Употребление простых и сложных предлогов лексической теме: «Птицы»


  • игра «Кто где?»

  • игра «Сделай, не ошибись»

Январь


Формирование ритмико-интонационной структуры слова

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

  • игра «Скажи наоборот» (слоги со стечением согласных) – изменение порядка звуков и изменение по мягкости – твёрдости;

Формирование пространственно-временных представлений


  • игра «Исправь ошибку»




Формирование звукового и слогового анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте

  • звуковой анализ односложных слов со стечением согласных в начале и в конце слова;

  • печатанье слов по следам звукового анализа;

  • игра «Телефон»

  • анализ предложений без предлогов.




Закрепление употребления в речи относительных и притяжательных прилагательных


  • игра «Найди свою маму»;

  • игра «Что из чего?»

месяц

Цели и задачи

Содержание работы




Образование родственных слов по лексической теме: «Зима»


  • придумать слова – родственники к словам снег, зима.

февраль

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • игра «Разноцветные круги» - с ударением на первом и последнем слоге;




Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

  • игра «Скажи наоборот» (слоги со стечением согласных) – различение согласных по мягкости – твёрдости, звонкости - глухости;




Формирование пространственных представлений


  • игра «Кто быстрее?» - найти и прочитать в таблице слог, названный логопедом.

Формирование звукового и слогового анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте

  • звуковой анализ двусложных слов со стечением согласных, печатанье этих слов по следам звукового анализа;

  • игра «Четвёртый лишний» (по слоговому анализу);

  • анализ предложений с простыми предлогами В, ИЗ, печатанье этих предложений;




Закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами с чередованием глухих и звонких звуков в корне


  • игра «Назови ласково» (клюв – клювик, таз – тазик, шуба – шубка);




Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: В – ВЫ, ПОД – ОТ, ПРИ – У – ПЕРЕ


  • игра «Узнай по картинке и скажи»

  • игра «Лото»

Закрепление предложно-падежных конструкций по лексической теме: «Мебель»


  • игра «Расставь мебель в комнате»

март

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • различение слов, отличающихся по своему произношению только одним слогом;

  • придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку;

Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

  • игра с мячом «Цепочка» - скажи столько слогов, сколько раз ударили мячом (слоги со стечением согласных);

  • игра «Запомни, повтори» - слова со стечением согласных;




Формирование пространственно - временных представлений


  • игра « До – после – между» (времена года)

месяц

Цели и задачи

Содержание работы




Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте

  • игра «Цепочка слов» - придумывание слов, начинающихся с последнего звука услышанного слова;

  • игра «Закончи слово»;

  • игра «Измени слово» - на один слог длиннее данного;

  • звуковой анализ слов со стечением согласных, печатанье этих слов по следам звукового анализа;

  • анализ предложений с простыми предлогами НА, ПОД, печатанье этих предложений;

  • разгадывание ребусов;

Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия;

  • словообразование существительных мужского рода с суффиксом – ЩИК;

  • словообразование существительных, обозначающих лиц женского рода с суффиксами -НИЦ, -ИЦ;

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

  • игра «Разложи по группам» - где действие совершается, а где совершено.

апрель

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку;

  • придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо-хорошо; ши-ши-ши-…;




Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики

  • игра «Скажи наоборот» (слоги со стечением согласных) – различение согласных по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости;

  • игра «Запомни, повтори» - слова двухсложные и трёхсложные со стечением согласных.




Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте

  • составь слово из первых звуков слов;

  • поменять звуки местами, составить слово;

  • игра «Какой слог пропущен?»

  • игра «Разложи картинки» (слоговые схемы слов)




Закрепление словообразования глаголов

  • игра «Чем отличаются слова?»

  • игра «Найди общую часть в словах»

  • игра «Добавь слово» - обозначение действия (по картинкам);




Закрепление произношения слов со сложной слоговой структурой в связной речи

  • составление рассказов по опорным словам-картинкам: СУПНИЦА – СВЕКОЛЬНИК - СКАТЕРТЬ

май

Формирование ритмико-интонационной структуры слова

  • подобрать рифму к словам: мак – гамак, ромашка – букашка;

  • игра «Запомни, повтори» чистоговорки;




Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики




Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте

  • звуковой анализ слов со стечением согласных;

  • подбор к данным схемам слов по лексической теме «Цветы»;

  • придумать слова с окончанием – ЧОК;

  • разгадывание ребусов;

  • придумывание предложений к схемам;




Закрепление произношения слов со сложной слоговой структурой в связной речи

  • пересказ рассказов;

  • составление рассказов по плану;