Главная страница

Урок кубановедения в 3 классе учитель начальных классов Курочкина Светлана Николаевна Тема: Ты и твоё имя Цели урока



Скачать 35.58 Kb.
НазваниеУрок кубановедения в 3 классе учитель начальных классов Курочкина Светлана Николаевна Тема: Ты и твоё имя Цели урока
Дата14.04.2016
Размер35.58 Kb.
ТипУрок

Урок кубановедения в 3 классе

учитель начальных классов Курочкина Светлана Николаевна

Тема: Ты и твоё имя

Цели урока:

  1. Приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России, своего края, своей семьи.

  2. Расширить представление об именах и фамилиях, их происхождении и значении.

  3. Воспитывать патриотические чувства: чувство гордости за свою семьюЮ уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока.

  1. Организационный момент.

    Приветствие.

  2. Сообщение темы и целей урока.

    - Угадайте, о чём пойдёт речь на уроке:

    При рождении дано

    И, как правило, одно.

    Пред фамилией идёт,

    Звук его, как сладкий мёд! (имя)

    - Сегодня мы будем говорить о ваших именах, их происхождении и значении.

  3. Работа по теме.

    1. Беседа.

    - Каждый человек имеет две родины — большую и малую. А что такое малая Родина? Как вы понимаете это выражение?

    - А как называется наша малая Родина?

    - Что мы называем своей большой Родиной?

    - Чем отличаются люди разных национальностей?

    - Что же такое имя?

    2. История имён.

    - История русских имён тесно связана с историей народа. Имена брались в основном латинские, греческие, иудейские, древнерусские. Вот несколько имён-характеристик:

    * по внешности человека: мал, бел, косой, рябой, милава, некраса;

    * по чертам характера: добр, храбр, молчак, умник, дурак, несмеян;

    * по месту в семье: первой, второй, другая, третьяк, старшой, меньшек.

    - Для нас с вами эти имена звучат неправдоподобно, но такие имена давали наши предки своим детям. Сейчас наши имена более привычны, они нам нравятся. Их можно по-разному изменять так, чтобы они звучали ласково, смешно, нежно.

    3. Игра «Ромашка»

    - Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Ромашка». У каждого из вас есть ромашка, вы напишите в центре своё имя, а на лепестках — как называют вас близкие, родные, как вы хотели бы, чтобы вас называли.

    (После окончания игры, дети читают и вывешивают ромашки на доску)

    4. Значения имен.

    - Дома вы готовили сообщения о своих именах. Давайте расскажем всем, что они означают. (Ребята рассказывают о значениях своих имён)

    5. Святцы.

    - А почему вам дали такое имя, вы знаете?

    - В старину было принято давать имена по святцам? (Святцы — список христианских святых и праздников, расположенных в календарном порядке)

    - У тех, кого называли русскими именами, а точнее православными, есть праздник имени. Это не день рождения, а день памяти святого, имя которого вы носите.

    6. Презентация «Святцы»

  4. Физкультминутка.

    Мы сейчас все дружно встанем

    И немножко отдохнём.

    Вправо, влево повернитесь,

    Наклонитесь, поклонитесь!

    Руки вверх и руки вбок,

    И на месте прыг, да скок!

    А теперь бегом, вприпрыжку.

    Молодцы вы, ребятишки!

    7. Беседа о родне.

    - Какие имена есть в вашей семье?

    - Семья для каждого из нас — самое родное и близкое в жизни. Максим Горький сказал: «Человек без семьи — что дерево без корней» (запись на доске). Как вы понимаете это выражение?

    Чтобы дерево росло, ему нужны крепкие и сильные корни. Для человека корни — это его семья, его близкие и родные.

    - Как вы думаете, кого называют роднёй? Родственниками? Что такое род? Родство? (в ходе беседы на доске появляются записи):

    Родственник — человек, находящийся с кем-нибудь в родстве.

    Родня — то же, что и родственник.

    Родство — связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого.

    Род — ряд поколений, происходящих от одного общего предка.

    - Чтобы люди не путали один род с другим, каждому роду давали «название» - фамилию. Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья», в этом смысле оно употреблялось когда-то и употребляется сейчас, например, в немецком языке. Теперь фамилия это имя собственное и даётся человеку от родителей при рождении, как и имя. Фамилия не сразу появилась. Происхождение её затянулось на несколько веков. Сначала фамилии появились у богатых, знатных людей: князей, купцов, бояр. Например: князья Голицкие, Шуйские, Ростовские. Это даже не фамилии, а места откуда эти люди были родом или кем являлись их родные. Например, в былинах мы встречаем имена богатырей Илья Муромец (?), Алёша Попович (?), Добрыня Никитич (?), только спустя много лет фамилии стали закрепляться и переходить по наследству по мужской линии.

    - А кто знает, как ещё образовывались фамилии? Дома вы должны были выяснить происхождение своей фамилии.

    - Как бы не звучала фамилия, носить её нужно с гордостью, она прошла через поколения и пришла к вам. Вы передадите фамилию своим детям, они — своим. Так фамилии будут жить много-много лет.

    8. Сейчас я предлагаю вам немного поразмышлять. Перед вами пословицы и и поговорки о семье, родственниках. Выбирайте и объясняйте, как вы понимаете их смысл (работа в паре).

    Как родители наши жили, так и нам жить велели.

    Кому детей родить, тому их и вскормить.

    Где кто родился, тот там и пригодился.

    Родительское сердце в детках.

    Родной куст и зайцу дорог.

    Семья крепка ладом.

  5. Итог урока.

    - Вот и подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо подготовились. Я надеюсь, вы узнали много нового и интересного. Не забывайте о своих корнях. Уважайте историю своего народа.