Урок кубановедения в 3 классе
учитель начальных классов Курочкина Светлана Николаевна
Тема: Ты и твоё имя
Цели урока:
Приобщить детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России, своего края, своей семьи.
Расширить представление об именах и фамилиях, их происхождении и значении.
Воспитывать патриотические чувства: чувство гордости за свою семьюЮ уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие.
Сообщение темы и целей урока.
- Угадайте, о чём пойдёт речь на уроке:
При рождении дано
И, как правило, одно.
Пред фамилией идёт,
Звук его, как сладкий мёд! (имя)
- Сегодня мы будем говорить о ваших именах, их происхождении и значении.
Работа по теме.
1. Беседа.
- Каждый человек имеет две родины — большую и малую. А что такое малая Родина? Как вы понимаете это выражение?
- А как называется наша малая Родина?
- Что мы называем своей большой Родиной?
- Чем отличаются люди разных национальностей?
- Что же такое имя?
2. История имён.
- История русских имён тесно связана с историей народа. Имена брались в основном латинские, греческие, иудейские, древнерусские. Вот несколько имён-характеристик:
* по внешности человека: мал, бел, косой, рябой, милава, некраса;
* по чертам характера: добр, храбр, молчак, умник, дурак, несмеян;
* по месту в семье: первой, второй, другая, третьяк, старшой, меньшек.
- Для нас с вами эти имена звучат неправдоподобно, но такие имена давали наши предки своим детям. Сейчас наши имена более привычны, они нам нравятся. Их можно по-разному изменять так, чтобы они звучали ласково, смешно, нежно.
3. Игра «Ромашка»
- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Ромашка». У каждого из вас есть ромашка, вы напишите в центре своё имя, а на лепестках — как называют вас близкие, родные, как вы хотели бы, чтобы вас называли.
(После окончания игры, дети читают и вывешивают ромашки на доску)
4. Значения имен.
- Дома вы готовили сообщения о своих именах. Давайте расскажем всем, что они означают. (Ребята рассказывают о значениях своих имён)
5. Святцы.
- А почему вам дали такое имя, вы знаете?
- В старину было принято давать имена по святцам? (Святцы — список христианских святых и праздников, расположенных в календарном порядке)
- У тех, кого называли русскими именами, а точнее православными, есть праздник имени. Это не день рождения, а день памяти святого, имя которого вы носите.
6. Презентация «Святцы»
Физкультминутка.
Мы сейчас все дружно встанем
И немножко отдохнём.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг, да скок!
А теперь бегом, вприпрыжку.
Молодцы вы, ребятишки!
7. Беседа о родне.
- Какие имена есть в вашей семье?
- Семья для каждого из нас — самое родное и близкое в жизни. Максим Горький сказал: «Человек без семьи — что дерево без корней» (запись на доске). Как вы понимаете это выражение?
Чтобы дерево росло, ему нужны крепкие и сильные корни. Для человека корни — это его семья, его близкие и родные.
- Как вы думаете, кого называют роднёй? Родственниками? Что такое род? Родство? (в ходе беседы на доске появляются записи):
Родственник — человек, находящийся с кем-нибудь в родстве.
Родня — то же, что и родственник.
Родство — связь между людьми, основанная на происхождении одного лица от другого.
Род — ряд поколений, происходящих от одного общего предка.
- Чтобы люди не путали один род с другим, каждому роду давали «название» - фамилию. Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья», в этом смысле оно употреблялось когда-то и употребляется сейчас, например, в немецком языке. Теперь фамилия это имя собственное и даётся человеку от родителей при рождении, как и имя. Фамилия не сразу появилась. Происхождение её затянулось на несколько веков. Сначала фамилии появились у богатых, знатных людей: князей, купцов, бояр. Например: князья Голицкие, Шуйские, Ростовские. Это даже не фамилии, а места откуда эти люди были родом или кем являлись их родные. Например, в былинах мы встречаем имена богатырей Илья Муромец (?), Алёша Попович (?), Добрыня Никитич (?), только спустя много лет фамилии стали закрепляться и переходить по наследству по мужской линии.
- А кто знает, как ещё образовывались фамилии? Дома вы должны были выяснить происхождение своей фамилии.
- Как бы не звучала фамилия, носить её нужно с гордостью, она прошла через поколения и пришла к вам. Вы передадите фамилию своим детям, они — своим. Так фамилии будут жить много-много лет.
8. Сейчас я предлагаю вам немного поразмышлять. Перед вами пословицы и и поговорки о семье, родственниках. Выбирайте и объясняйте, как вы понимаете их смысл (работа в паре).
Как родители наши жили, так и нам жить велели.
Кому детей родить, тому их и вскормить.
Где кто родился, тот там и пригодился.
Родительское сердце в детках.
Родной куст и зайцу дорог.
Семья крепка ладом.
Итог урока.
- Вот и подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо подготовились. Я надеюсь, вы узнали много нового и интересного. Не забывайте о своих корнях. Уважайте историю своего народа.
|