Урок - обобщение по химии в 8 классе по теме
«Основные классы неорганических соединений»
Цель урока: 1) формирование познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий;
2) обобщение и систематизация знаний обучающихся об основных классах неорганических веществ, их классификации, составе и номенклатуре.
Результаты обучения:
Предметные:
Критический уровень: формулировать определения основных классов неорганических соединений, распознавать химические вещества по классам, давать названия веществам.
Достаточный уровень: владеть критическим уровнем; знать классификацию веществ внутри класса, объяснять принадлежность веществ к определённому классу, уметь самостоятельно составлять простейшие химические формулы веществ.
Творческий уровень: владеть достаточным уровнем, уметь самостоятельно решать экспериментальные задачи на идентификацию неорганических соединений.
Познавательные УУД.
Критический уровень: ученик из указанного источника зафиксировал информацию и воспроизвёл её.
Достаточный уровень: ученик из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привёл хотя бы один аргумент для его подтверждения.
Творческий уровень: ученик самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, сделал вывод на основе анализа нескольких аргументов.
Коммуникативные УУД
Критический уровень: ученик отвечает на вопросы с помощью товарищей или учителя по заданному алгоритму.
Достаточный уровень: ученик самостоятельно дает односложные ответы по заданному алгоритму, взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.
Творческий уровень: ученик самостоятельно дает развернутый аргументированный ответ, обобщает результаты обсуждения в группе.
Регулятивные УУД
Критический уровень: ученик понял цели и задачи деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказал своё мнение о проделанной работе.
Достаточный уровень: ученик сформировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности.
Творческий уровень: ученик самостоятельно сформировал цели и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ результата и процесса деятельности.
Способы обучения: индивидуально-групповой способ, фронтальный способ.
Средства обучения: медиа, ноутбук, карточки с заданиями, схемы, таблицы, ящики с лабораторным оборудованием и реактивами (штатив с пробирками, стеклянная палочка, колба с водой, стакан для слива, оксид меди (II), сажа, раствор серной кислоты, соляная кислота, гидроксид натрия, вода, сульфат натрия, раствор азотной кислоты и гидроксида калия, демонстрационный ящик с неорганическими веществами различных классов.
Ход урока.
I. Исходная мотивация. Погружение в проблему.
Учитель: Посмотрите ребята, у меня на демонстрационном столе стоит много разных склянок. Что находится внутри каждой склянки?
Ученики: Химическое вещество.
Учитель: Мы с вами знаем, что по правилам техники безопасности каждая склянка должна быть подписана. Обратите внимание на этикетки склянок. Какой вывод мы можем сделать? Можно ли эти вещества каким-то образом рассортировать?
Ученики: Вещества относятся к разным классам неорганических веществ, мы можем, глядя на химическую формулу на этикетках распределить их на классы.
Учитель: Сколько классов веществ мы должны получить? Какие?
Ученики: 4; оксиды, основания, кислоты, соли.
Учитель: Следовательно, какая будет тема сегодняшнего урока?
Ученики: «Основные классы неорганических веществ».
Учитель: Мы уже изучили каждый класс веществ по отдельности. Что мы должны сделать на уроке сегодня?
Ученики: Обобщить знания обо всех четырёх классах неорганических веществ.
Учитель: Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы достичь поставленной цели?
Ученики:
Что такое оксиды, основания, кислоты, соли?
Какие они бывают?
Как правильно давать названия веществам разных классов?
Как составлять химические формулы веществ?
Как можно распознать вещества разных классов?
II. Организация деятельности.
Учитель: Ребята, вначале урока, каждый из вас взял карточку с названием одного класса неорганических веществ (оксиды, основания, кислоты, соли), таким образом, у нас образовалось 4 группы, в которых вам сегодня предстоит поработать. У каждой группы на столах лежит лист с заданиями и различные источники информации (учебники, справочники, схемы, таблицы, ваши рабочие тетради). Также, я вам предлагаю алгоритм работы. Если у вас возникнут вопросы, вы всегда можете получить консультацию у меня.
Алгоритм работы для обучающихся.
Прочитайте внимательно предложенные вам задания.
Обсудите ход выполнение заданий, составьте план работы вашей группы.
Выполните задания, оформите результат работы.
Представьте свою работу (подумайте, кто из вас будет отвечать по каждому заданию).
Дайте оценку своей работе в группе и работе группы в целом.
III. Осуществление деятельности.
Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, предложенные учителем, используя по своему усмотрению различные источники информации, а также, опираясь на ранее полученные знания. Оформляют результаты деятельности.
Задания для группы №1. Оксиды.
Проанализируйте предложенные вам формулы веществ и допишите определение, вставив пропущенные слова:
Оксиды – это _____ вещества, состоящие из _____ химических элементов, один из которых _____ , в степени окисления _____ .
Формулы: Na2O, CaO, SO2, P2O5, Al2O3.
Заполните схему, используя следующие понятия: «оксиды», «несолеобразующие оксиды», «кислотные оксиды», «основные оксиды», «солеобразующие оксиды». Приведите по три примера. Обоснуйте свой ответ.
__________
_______________ _________________
_________________ _________________
Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями.
-
Формулы оксидов
| Названия оксидов
| 1. P2O5
2. MgO
3. Al2O3
4. SO3
5. Na2O
| А. Оксид серы (VI)
Б. Оксид натрия
В. Оксид фосфора (V)
Г. Оксид магния
Д. Оксид алюминия
| Как даются названия веществам данного класса?
Составьте формулы:
1) оксидов железа, в которых металл проявляет степени окисления +2 и +3;
2) оксидов серы, в которых неметалл проявляет степени окисления +4 и +6.
В двух пронумерованных пробирках находятся оксид меди (II) и сажа. Как определить, в какой из пробирок находится оксид?
Задания для группы №2. Основания.
Даны формулы веществ, относящихся к классу оснований. Проанализируйте их, и допишите определения, вставив пропущенные слова:
Основания – это _____ вещества, состоящие из атомов _____ , связанных с одной или несколькими _____ .
Формулы: NaOH, Fe(OH)2, Ca(OH)2, KOH, Al(OH)3, Fe(OH)3
Записаны три ряда формул:
А. NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2, KOH (таблица растворимости)
Б. Fe(OH)2, Pb(OH)2, LiOH, Ba(OH)2
В. LiOH, KOH, Al(OH)3, NaOH
В каждом ряду находиться одно лишнее основание. Определите его формулу, ответ обоснуйте.
Распределите формулы оснований, предложенных в первом задании, по соответствующим их названиям:
А. гидроксид кальция - …
Б. гидроксид железа (III) - …
В. гидроксид натрия - …
Г. гидроксид алюминия - …
Д. гидроксид железа (II) - …
Е. гидроксид калия - …
Пользуясь таблицей растворимости, составьте формулы трёх нерастворимых оснований и назовите их.
В трёх пробирках без этикеток находятся бесцветные растворы: №1- соляная кислота, №2 – гидроксид натрия, №3 – вода. Как определить, в какой из них находится раствор щелочи?
Задания для группы №3. Кислоты.
Формулы: HCl, H2SO4, HNO3, H2CO3, H3PO4. Проанализируйте предложенные вам формулы веществ и допишите определение, вставив пропущенные слова:
Кислоты – это _____ вещества, молекулы которых состоят из атомов _____ и _____
Даны формулы кислот: H2S, HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4, H2CO3, H2SO3, HClO4. Распределите их по двум признакам на 2 и 3 группы соответственно. Ответ обоснуйте.
Верны ли утверждения?
А. Азотная кислота имеет формулу HNO3.
Б. Формула соляной кислоты H2S.
В. H3PO4 – это фосфорная кислота.
Г. Вещество H2SO3 называется серная кислота.
Д. H2CO3 – это угольная кислота.
Е. Кремниевая кислота имеет формулу H2SiO3.
Ж. Хлороводородная кислота имеет формулу HCl.
З. Соединение H2SO4 называется сероводородная кислота.
Установите соответствие между формулами кислот и их названиями:
Формулы кислот
| Названия кислот
| 1. HNO3
2. H2SO4
3. HCl
4. H3PO4
5. H2SiO3
6. H2CO3
| А. Фосфорная кислота
Б. Кремниевая кислота
В. Серная кислота
Г. Азотная кислота
Д. Угольная кислота
Е. Соляная кислота
| 5. В трех пробирках без этикеток находятся бесцветные растворы: №1 – серная кислота, №2 – гидроксид калия, №3 – вода. Как определить, в какой из них находится кислота?
Задания для группы №4. Соли.
Даны формулы веществ: NaCl, K2CO3, BaSO4, Li3PO4. Проанализируйте их и допишите определение, вставив пропущенные слова:
Соли – это _____ вещества, состоящие из атомов _____ и _____ .
А. Даны формулы солей: K2SO4, KHSO4, CuCl2, NaHCO3, CuOHCl, FeS, Al(NO3)3, Fe(OH)2CL, BaSO4. Распределите их на три классификационные группы.
Б. Приведите по два примера растворимых и нерастворимых солей.
Составьте формулы солей, которые можно получить при взаимодействии кислот и металлов, обозначенных в таблице (в скобках указаны степени окисления металлов).
Кислоты
| Металлы
| Названия солей, содержащих атомы алюминия
| К (+1)
| Mg(+2)
| Al (+3)
| HNO3
|
|
|
|
| H2SO4
|
|
|
|
| H3PO4
|
|
|
|
| В трех пробирках без этикеток находятся бесцветные растворы: №1 – соляная кислота, №2 – гидроксид натрия, №3 – сульфат натрия. Как определить, в какой из них находится соль?
IV. Защита результатов деятельности.
По истечении времени, отведенного на данную работу, каждая группа представляет свои результаты. Учащиеся других групп слушают ответы, задают уточняющие вопросы.
Учитель строит беседу, опираясь на проблемные вопросы, которые ученики поставили перед собой вначале урока. Каждая группа по очереди отвечает на каждый вопрос.
Модельные ответы.
Что такое оксиды, основания, кислоты, соли?
Задание 1. I группа.
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, в степени окисления -2 .
Задание 1. II группа.
Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов, связанных с одной или несколькими гидроксильными группами OH.
Задание 1. III группа.
Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Задание 1. IV группа.
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотного остатка.
Какие они бывают? (классификация)
Задание 2. I группа. оксиды
солеобразующие
несолеобразующие
(N2O, NO, CO)
кислотные
(SO3, P2O5, CO2) основные
(Na2O, MgO, CaO)
Задание 2. II группа.
А. Cu(OH)2 – нерастворимое основание, остальные все растворимые (щелочи)
Б. LiOH – однокислотное основание, остальные – двухкислотные основания
В. Al(OH)3 – трехкислотное нерастворимое основание, остальные - однокислотные растворимые основания
Задание 2. III группа.
Бескислородные - H2S, HCl; кислородсодержащие - HNO3, H2SO4, H3PO4, H2CO3, H2SO3, HClO4.
Одноосновные - HCl, HNO3, HClO4; двухосновные - H2S, H2SO4, H2CO3, H2SO3; трехосновная - H3PO4 (по количеству атомов водорода).
Задание 2. IV группа.
А. Средние - K2SO4, CuCl2, FeS, Al(NO3)3, BaSO4; кислые - KHSO4, NaHCO3; основные – CuOHCl, Fe(OH)2CL.
Б. Растворимые соли - K2SO4, Al(NO3)3; нерастворимые соли - BaSO4, AgCl.
Как правильно давать названия веществам разных классов?
Как составлять химические формулы веществ?
Задание 3. I группа.
1. В
2. Г
3. Д
4. А
5. Б
Задание 3. II группа.
А. Ca(OH)2
Б. Fe(OH)3
В. NaOH
Г. Al(OH)3
Д. Fe(OH)2
Е. KOH
Задание 3. III группа.
А. Да
Б. Нет
В. Да
Г. Нет
Д. Да
Е. Да
Ж. Да
З. Нет
Задание 3. IV группа.
-
Кислоты
| Металлы
| Названия солей, содержащих атомы алюминия
| К (+1)
| Mg(+2)
| Al (+3)
| HNO3
| KNO3
| Mg(NO3)2
| Al(NO3)3
| Нитрат алюминия
| H2SO4
| K2SO4
| MgSO4
| Al2(SO4)3
| Сульфат алюминия
| H3PO4
| K3PO4
| Mg3(PO4)2
| AlPO4
| Фосфат алюминия
| Задание 4. I группа.
FeO, Fe2O3
SO2, SO3
Задание 4. II группа. (возможны другие варианты ответов)
Al(OH)3 – гидроксид алюминия
Cu(OH)2 – гидроксид меди (II)
Fe(OH)2 – гидроксид железа (II)
Задание 4. III группа.
1. Г
2. В
3. Е
4. А
5. Б
6. Д
Как можно распознать вещества разных классов?
Задание 5. I группа.
В обе пробирки прилить раствор серной кислоты. С сажей кислота не взаимодействует, а в пробирке с оксидом меди (II) образуется голубой раствор.
CuO + H2SO4 → CuSO4 + H2O
Задание 5. II группа. (возможны другие варианты ответов)
Можно использовать универсальный индикатор: в кислоте он станет малинового цвета, в щелочи – синего, а в воде останется без изменений.
Задание 5. III группа. (возможны другие варианты ответов)
Можно использовать универсальный индикатор: в кислоте он станет малинового цвета, в щелочи – синего, а в воде останется без изменений.
Задание 4. IV группа.
Можно использовать универсальный индикатор: в кислоте он станет малинового цвета, в щелочи – синего, а в данной соли останется без изменений. Также можно использовать раствор хлорида бария: в пробирке, где находится соль выпадет белый порошкообразный осадок, в двух других ничего не произойдет.
Учитель: Теперь, ребята, давайте посмотрим, внимательно ли вы слушали друг друга. Задание для всех четырех групп: из перечисленных формул: H2S, K2SO4, NaOH, CO2, Fe(OH)3, Al2O3, Mg3(PO4)2, HNO3, CuCl2, Ba(OH)2, Na2O, H2CO3 выпишите последовательно формулы:
оксиды
| основания
| кислоты
| соли
|
|
|
|
| Ответ:
оксиды
| основания
| кислоты
| соли
| CO2
Al2O3
Na2O
| NaOH
Fe(OH)3
Ba(OH)2
| H2S
HNO3
H2CO3
| K2SO4
Mg3(PO4)2
CuCl2
| V. Рефлексия.
Учитель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали, всем большое спасибо! В конце нашего урока, я предлагаю вам оценить свою работу и работу своих одноклассников. Для этого заполните, пожалуйста, таблицу, которая лежит у вас на столах, и сдайте ее, а я посмотрю на результат. Заполните только колонку 2, поставив х, там где вы считаете это нужно сделать.(Колонку 3 заполняет учитель).
1
| 2
| 3
| я из указанного источника зафиксировал информацию и воспроизвёл её.
|
|
| я из нескольких источников зафиксировал информацию, сделал вывод и привёл хотя бы один аргумент для его подтверждения.
|
|
| я самостоятельно организовал поиск информации, охарактеризовал основные источники, сделал вывод на основе анализа нескольких аргументов.
|
|
| я ответил на вопросы с помощью товарищей или учителя по заданному алгоритму.
|
|
| я самостоятельно давал односложные ответы по заданному алгоритму, сотрудничал с членами группы, договорившись о процедуре.
|
|
| я самостоятельно дал развернутый аргументированный ответ, обобщил результаты обсуждения в группе.
|
|
| я понял цели и задачи деятельности, организовал свои действия с помощью товарищей или учителя, высказал своё мнение о проделанной работе.
|
|
| я сформировал цели и задачи с помощью учителя, спланировал и организовал свою деятельность по готовому алгоритму, оценил результат и процесс деятельности.
|
|
| я самостоятельно сформировал цели и задачи деятельности, спланировал и организовал свою деятельность, сделал анализ результата и процесса деятельности.
|
|
|
Домашнее задание: повторить §18 – 21. |