|
Урок «открытие новых» Бинарный урок в 9 классе
по теме: «Чёрная металлургия России»
( химия - география)
Тип: урок «открытие новых» знаний.
Вид: бинарный урок.
Урок предназначен для изучения нового материала на базовом уровне в 9 классе.
Урок разработан с использованием элементов технологий ИКТ.
В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование и развитие УУД.
Личностные УУД:
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска;
смысловое чтение;
развитие умения работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
Коммуникативные УУД:
развитие навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; коллективной работе, воспитание информационной компетентности;
умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли .
Регулятивные УУД:
умение определять цели, ставить задачи на каждом этапе урока.
Изучение нового материала целесообразно начинать с нахождения черных металлов в природе и их значении в жизни человека. Для работы создана презентация с удобным меню.
Цель урока: формирование представления о металлургическом комплексе, его составе, факторах размещения и географии чёрной металлургии России, о промышленных способах получения чёрных металлов.
Задачи:
Образовательная:
формирование у учащихся представлений об особенностях производства чугуна и стали и их практическим применением;
формирование представлений о создании безотходного производства и охране окружающей среды в металлургии;
формирование новых понятий: шихта, флюс, доменная печь, шлак;
изучение реакций, лежащих в основе производства чугуна и стали;
формирование умения записывать уравнения реакций, характеризующих производство.
Развивающая:
создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи между строением, составом и свойствами;
развивать умение работать с текстом учебника, с дополнительными источниками информации, анализировать, отбирать и представлять необходимую информацию;
отрабатывать предметную культуру речи, творческое и логическое мышление.
Воспитательная:
способствовать развитию навыков коммуникативной культуры и сотрудничества при работе в группах; воспитывать информационную компетентность.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, сканер, карта природных ресурсов, карта « Черная металлургия России», атласы, коллекция «Чугун. Сталь», учебники.
Базовые учебники : В. П. Дронов, В. Я. Ром. «География России: население и хозяйство». Дрофа. Москва. 2013г.; Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. «Химия 9», Москва «Просвещение» 2012 г. СТРУКТУРА УРОКА:
Мотивационный этап.
Актуализация знаний.
Воспроизведение учащимися знаний и способов действий. Групповая форма работы.
Применение учащимися приобретенных знаний, выполнение пробных упражнений.
Подведение итогов. Рефлексия.
Определение и разъяснение домашнего задания .
ХОД УРОКА: Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Организационный этап
| Приветствие. Проверка готовности к уроку.
| Отвечают на приветствие учителя.
| Мотивацион
ный этап
| Определяет тему и цель урока в сотрудничестве с обучающимися, направляет обучающихся на самостоятельное определение целей и задач урока
Учитель географии: Сегодня у нас необычный урок. Вам предстоит рассмотреть новый учебный материал с точки зрения географии и химии.
Сейчас идет отопительный сезон. Как доставляется к нам в класс тепло?
Учитель географии: Из чего они сделаны?
Учитель химии: А если точнее, из сплавов металлов, часто сплавов железа. Какие сплавы железа вам известны?
Учитель географии: Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: Из чего сделаны декоративные изделия, украшающие нашу жизнь? (демонстрация отрывка видеофильма «Путешествие по России»)
Учитель географии: Как называется отрасль промышленности, которая производит чугун и сталь?
Учитель географии: Предположите тему нашего сегодняшнего урока, какую отрасль промышленности мы будем изучать?
Учитель географии: Тема нашего урока: «Черная металлургия России»
( слайд 2 )
Давайте попытаемся сформулировать цели нашего урока с точки зрения географии, по аналогии с другими изученными нами отраслями:
Вступительное слово учителя химии (слайды 3,4):
Учитель химии: Что мы должны рассмотреть с точки зрения химии, если собираемся говорить о производстве? Каким должен быть первый вопрос?
Учитель химии: То есть, сырьё.
Что обязательно для химика? Нужно ли знать, с помощью каких реакций из сырья получают продукт, то есть нужно ли знать химизм процесса?
Учитель химии: Конечно. И наконец, необходимо коснуться вопросов, касающихся проблемы загрязнения окружающей среды. Итак, как бы вы сформулировали цели сегодняшнего нашего урока с точки зрения химика?
Учитель химии: А какие средства обучения помогут вам достичь поставленных целей?
| Предположение по теме урока
Определяют цели и выдвигают задачи урока,
Участвуют во фронтальной беседе после просмотра видеофрагмента
Учащиеся: По трубам, радиаторам.
Учащиеся: Из металлов (слайд 1)
Учащиеся: Чугун и сталь.
Учащиеся: Чугун, сталь.
Учащиеся: Черная металлургия. Учащиеся: Черная металлургия.
Учащиеся пробуют сформулировать цели урока:
1.Познакомиться со значением отрасли, изучить особенности её производства.
2.Выяснить факторы размещения и центры производства черной металлургии.
3.Выявить проблемы и перспективы её развития .
Учащиеся: Из чего получают продукт?
Учащиеся: Нужно.
(Учащиеся пробуют сформулировать цели урока.
Выяснить что является сырьем в производстве чугуна и стали
Изучить химические реакции, лежащие в основе производства чугуна и стали
(затем открывается слайд 3 ) (Учащиеся называют учебник, атлас, схемы, таблицы, химический эксперимент)
| Актуализация
знаний
| Предлагает актуализировать имеющиеся по теме знания
Учитель географии:
Что входит в состав металлургического комплекса?
Для чего нужен стране металлургический комплекс? На основе каких полезных ископаемых работает черная металлургия? Какими значками эти полезные ископаемые обозначают на картах?
| Учащиеся отвечают на поставленные вопросы
Учащиеся: Черная и цветная металлургия .
Учащиеся: обеспечивать все отрасли хозяйства разнообразными металлами.
Учащиеся : железная руда, коксующийся уголь.
| Изучение нового материала.
Групповая форма работы.
Воспроизведение учащимися знаний и способов действий.
| Организует самостоятельную работу учащихся , Наблюдает за работой учащихся
Консультирует работу с учебником Учитель химии: Сегодня мы предлагаем вам поработать в группах. Каждая группа получит инструктивную карту, которая поможет вам достичь поставленных целей урока. На работу в группах отводится 10 минут. По истечении этого времени те ребята, которых вы сами выберете для ответа, должны будут рассказать всему классу о проделанной вами работе. Обратите внимание на то, как нужно оформить результаты проделанной вами работы (таблицы, запись определений и т.д.) Как только вы будете готовы отвечать, поднимите руку, что бы можно было отсканировать, если это необходимо для ответа, ваш отчёт.
По истечении времени приглашаются ребята, работающие с карточкой №1.
Учитель географии: Задание для учащихся: месторождения сырья и топлива условными значками нанести на контурную карту (учитель географии корректирует ответы)
Приглашаются ребята, работающие с карточкой № 2 (слайд 4)
Учитель географии: Схему технологической цепочки черной металлургии запишите в тетрадь.
(учитель географии корректирует ответы).
Учитель химии: По ходу объяснения все уравнения химических реакций необходимо записать в тетрадь. Прежде, чем выйдут отвечать представители группы, работающие с карточкой №3, давайте вспомним ранее изученный материал. Посмотрите на экран, проанализируйте схему, представленную на нём, и дайте краткую характеристику общим способам производства металлов
Учитель химии: Рассмотрите следующий слайд, прокомментируйте его и сравните состав основных сплавов железа.
Приглашаются ребята, работающие с карточкой №3
Учитель химии корректирует ответы учащихся.
Учитель химии: Ребята прочитали об устройстве доменной печи, а для того, чтобы и остальные имели представление о ней, мы предлагаем вашему вниманию видеофрагмент (демонстрация отрывка видеофильма «Устройство и работа доменной печи»).
Учитель химии: Давайте ещё раз вспомним, чем сталь по своему составу отличается от чугуна?
Следовательно, основная задача производства стали – уменьшить количество углерода и избавиться от примесей
Для ответа приглашаются ребята, работающие с карточкой №4. Учитель химии корректирует ответы учащихся.
Учитель химии: Существует несколько способов получения стали (слайд 9-13): кислородно – конверторный, мартеновский, в электропечах. Просмотрим видеофрагмент (демонстрация отрывка видеофильма «Металлургия. Сталь»).
Приглашаются ребята, работающие с карточкой №5
(на доске высвечивается отсканированная заполненная таблица в тетради, приложение 1).
Учитель химии корректирует ответы учащихся.
Приглашаются ребята, работающие с карточкой №6 ( слайд 15 )учитель географии корректирует ответы учащихся)
| Работают с учебником, сравнивают со своим ответом, находят ошибки и их причины Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, доказывают
Работа в группах по инструктивным карточкам ( 6 групп по желанию в равном количестве учащихся, приложение 1)
Отвечают ученики с карточкой №1
Учащиеся класса наносят на контурную карту месторождения сырья и топлива .
Отвечают ученики с карточкой №2
Учащиеся класса записывают в тетрадь технологическую цепочку черной металлургии .
(слайд 5 , ответ учащихся). (слайд 6 , ответ учащихся). Отвечают ученики с карточкой №3 (на доске высвечивается отсканированная запись в тетради, приложение 2).
Учащиеся записывают в тетрадь все уравнения химических реакций
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Отвечают ребята, работающие с карточкой №4, на доске высвечивается отсканированная запись в тетради, приложение 2).
Отвечают ученики с карточкой №5
Отвечают ученики с карточкой № 6
| Применение учащимися приобретенных знаний, выполнение пробных упражнений.
| Организует практическую работу, следит за самостоятельностью выполнения,
слушает и проверяет осмысление учащимися изученного материала. Ликвидирует неясности осмысления учащимися изученного материала
Практическая работа: «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам»
План:
1 Географическое положение базы.
2Сырье, топливо.
3.Металлургические комбинаты.
4. Проблемы и перспективы развития.
Учитель химии: Итак, вы рассмотрели особенности чёрной металлургии России. Чтобы выяснить, достигли ли вы поставленных в начале урока целей, вам предлагается небольшое тестовое задание. В нём шесть вопросов и на каждый даётся четыре варианта ответа, вам необходимо выбрать один верный ответ. Возьмите чистые листы, подпишите их и приступайте к выполнению теста, на выполнения заданий вам отводится 3 минуты
Учитель химии: Выполним взаимопроверку. Обменяйтесь выполненными заданиями с одноклассником (слайд 18).
Учитель химии: Сдайте, пожалуйста, свои листочки. Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. Эти ребята получат «5» .
Поднимите руку, у кого есть одна ошибка в тесте. Эти ребята получат «4» .
Те, ребята, у которых больше одной ошибки, им нужно будет дома ещё хорошо поработать над материалом. Оценку «5» получают сегодня ребята, отвечавшие у доски.
| Ищут информацию в учебнике и атласе и оформляют её в виде таблицы
Систематизируют учебный материал
Работают в тетради с учебником и атласом.
Выполняют задания теста (работают с тестом, слайд 16-17)
Выполняют взаимопроверку.
| Рефлексия:
Домашнее задание .
| Проводит рефлексию
Учитель географии: Какова была тема урока?
Вернёмся к задачам нашего урока. Решили мы их или нет?
Что нового узнали вы на уроке сегодня ?
Как вы сами оцениваете свою работу на уроке?
Можно ли было бы что- то изменить в вашей работе на уроке? Предлагает выбрать домашнее задание и записать в дневник
Определение и разъяснение домашнего задания.
Домашнее задание: 1. География: § 23.
2. Химия: § 46, 47, вопрос 2, 3 стр. 147.
3. Предположите, где в России можно создать новый металлургический комбинат и обоснуйте целесообразность его размещения.
4. На контурную карту нанесите крупные металлургические предприятия России.
| Рефлексируют
Учащиеся отвечают на вопрос учителя.
Записывают задание, осознают его, выбирают уровень
| Итог урока
| Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия
| Отвечают на вопросы
| |
|
|