Главная страница


Урок по теме: «Использование пластического интонирования для формирования вокальных навыков на уроках музыки»



Скачать 27.91 Kb.
НазваниеУрок по теме: «Использование пластического интонирования для формирования вокальных навыков на уроках музыки»
Дата23.08.2016
Размер27.91 Kb.
ТипУрок

Эссе и ссылка на собственный видеоурок по теме: «Использование пластического интонирования для формирования вокальных навыков на уроках музыки» учителя «музыки» высшей квалификационной категории МОУ«СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» г. Саратова

Ярославцевой Татьяны Петровны

Мы - учителя музыки знаем, что дети в начальных классах школы очень любят петь. Но становясь старше, зачастую они начинают стесняться петь, иногда нарочито портят исполняемую на уроке песню громкими и фальшивыми выкриками фраз. Почему? Можно всё списать на переходный возраст, но мне думается проблема не только в этом. Я уверена, что одной из причин является то, что дети не получают достаточно развитых вокальных навыков, не формируется культура пения и поэтому они стесняются своего не совсем красиво звучащего голоса и не получают удовольствия от самого процесса пения.

Наша школа даёт больше чем обычная школа шансов научиться красиво петь, т.к. у нас на уроки музыки выделяется 2 часа в неделю: 1 час –хор и 1час- слушание. Но до этого я работала в обычной школе и прекрасно представляю, насколько сложно на уроке музыки проходящем 1 раз в неделю успеть раскрыть содержание программы и попутно работать над выработкой хороших вокальных навыков. Получается замкнутый круг. Дети взрослеют, репертуар просится более сложный по образам, а средств для того, чтобы они могли создавать эти образы не накопилось, нет времени, и интерес к пению сходит на нет. Если же эти средства – вокальные навыки выработаны, то процесс разучивания и исполнения песни становится совместным творчеством, включающим поиск необходимых средств выразительности для создания образов каждой новой песни и интерес к песне у детей сохраняется и может даже усиливаться с возрастом. Всё это не просто красивые слова- это опыт из моей практики. Мои ученики любят петь и в 5, и в 6, и в 7 классах. Более того, меня радует что когда мы занимаемся подготовкой выпускных вечеров в 11 классах, то желающих спеть на выпускном очень много, работают они жадно, с азартом и в процессе работы над песнями стараются применять накопленные навыки.

Но чтобы этого добиться, более 10 лет назад я поставила себе цель - найти эффективные методы выработки основных вокальных навыков быстро и в интересной, нескучной форме. Все знают, что младшие школьники очень любят играть и игровой метод очень эффективен в работе с этим возрастом. Опытным путём я поняла, что игровым приёмом можно пользоваться только эпизодически, т.к вокально-хоровая работа требует дисциплины. А вот пластическое интонирование с элементами игры – это ключ к быстрому и увлекательному освоению основных вокальных навыков. Обдуманно отобранные движения рук, головы, корпуса активизируют весь организм и невольно способствуют ускорению процесса. В качестве основы использую упражнения из дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой, вокальные упражнения Нины Николаевны Добровольской , Владимира Соколова, опыт педагога – практика, опубликованный на педагогическом сайте: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/master-%E2%80%93-klass-%C2%ABformirovanie-universalnykh-uchebnykh-deistvii-na-obrazovatelno

Я представляю вашему вниманию видеофрагмент урока хорового пения во 2 «а» классе, в котором представлены некоторые из моих находок с использованием пластического интонирования для выработки начальных вокальных навыков. Момент съёмки конец 1 четверти, хоровым пением с этими детьми я занималась 1 четверть. Ролик длится почти 17минут, обычно у нас на упражнения уходит 5-6 минут.

https://youtube.com/watch?v=CWAQp3KAdZ0&feature=youtu.be 1часть

https://youtube.com/watch?v=KWJkKtLAAqE&feature=youtu.be 2часть

Эффект от использования пластического интонирования не ограничивается выработкой вокальных навыков. Я заметила, что после того как я начала пользоваться этим методом дети стали лучше откликаться на жест дирижёра, иногда даже меня копируют сами, дирижируют вместе со мной без моей просьбы. Особенно это помогает в процессе выстраивания фразировки и в целом в работе над созданием музыкального образа.

Увлечение пластическим интонированием привело меня к идее создания «Театра песни» (совместного с учителем танца), основанного на соединении вокала и пластики для создания песен – образов, но это тема отдельного разговора. В заключении хочу предложить вам познакомиться некоторыми песнями в исполнении моего театра песни «Экспромт»

https://youtube.com/watch?v=lRxkADQhTkY&feature=relmfu 

https://youtube.com/watch?v=llFfr6dS3UY&feature=fvwrel

С Уважением. Ярославцева Т.П.