Главная страница


«Использование игровых технологий в развитие творческого начала средствами музыкального фольклора»



Скачать 162.15 Kb.
Название«Использование игровых технологий в развитие творческого начала средствами музыкального фольклора»
Дата16.04.2016
Размер162.15 Kb.
ТипДокументы

«Использование игровых технологий в развитие творческого начала средствами музыкального фольклора»



Составила: Добрыднева Татьяна Вячеславовна, учитель музыки СОШ №1

Дата: 25.08.2015г
Место проведения: СОШ №30
Целевая аудитория: музыкальные руководители ДОУ, учителя музыки и изобразительного искусства
Форма организации: презентация, сообщение, игры.
Условия: В ходе мастер-класса участники привлекаются к активному выполнению игр творческих заданий.
Цель: Обучение педагогов использованию игровой технологии для развития творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста, знакомство с интересными приёмами работы.
Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с игровой технологией и её применением в практике.

2. Создать положительный эмоциональный климат у педагогов, используя виды игровой технологии (игровые песни, игра на инструментах) как одну из форм в работе по формирования интегративного качества личности «эмоционально отзывчивый».

3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса, детские музыкальные и шумовые инструменты, корона для принца.

Продолжительность проведения: 25 минут

План проведения мастер- класса:

  • проведение занятия с демонстрацией эффективных приёмов работы;

  • исполнение народной игры «По-за городу гуляет» в сопровождении ансамбля ложкарей участниками мастер-класса

  • рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса),

Предполагаемый результат: участники получат знания об эффективных приёмах, используемых в игровой технологии для развития творческой активности. Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

СЛАЙД 1.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, дорогие гости! Давно вас дожидаю, да речей без вас не начинаю. Наши предки в старину собирались вместе, для того, чтобы отдохнуть и пообщаться. И вот на такие посиделки приглашаю вас я, Добрыднева Т.В., учитель музыки СОШ №1.

Уважаемые педагоги, я хочу сегодня поделиться с Вами своим педагогическим опытом, своими наработками.

Тема мастер – класса - «Использование игровых технологий в развитие творческого начала средствами музыкального фольклора»

СЛАЙД 2.


Цель: Обучение педагогов использованию игровой технологии для развития творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста, знакомство с интересными приёмами работы.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с игровой технологией и её применением в практике.

2. Создать положительный эмоциональный климат у педагогов, используя виды игровой технологии (игровые песни, игра на инструментах)

3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Формы работы: групповая, фронтальная

Необходимость обращения к истокам народного искусства неслучайна. Проработав много лет с детьми разного возраста, я столкнулась с тем, что наши дети знают мало русских народных песен, не знакомы с традициями и обычаями своего народа. Порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. В нашей повседневной жизни, в гостях, на улице ребята окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Эта проблема нашла отклик в моей душе.

Для решения проблемы поставила для себя цель:

-познакомить детей с музыкальным фольклором

- зажечь огонёк радости от творчества.
Свою музыкально – воспитательную работу строю на основе материала народных песен, игр, танцев, что формирует у детей знания о русских народных праздника, обычаях и традициях русского народа. В то же время у детей знакомятся с поэтическими оборотами, типично народными выражениями,

А т.к. народное творчество отличается своей яркой импровизационностью, то оно дает большой простор для детской фантазии. Вот именно в этом и заключается актуальность моей темы.

СЛАЙД 3.

Решение этой цели будет эффективно при следующих условиях:

-систематическое использования фольклорного материала в образовательном процессе;

-учет возрастных и психологических особенностей детей;

-создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично-развитой подрастающей личности.



Одной из важных задач для меня становится поиск таких педагогических технологий обучения, которые позволят активизировать творческую деятельность  детей. Я хочу остановиться на игровой технологии, ведь именно её я активно использую в организации образовательной и воспитательной работы.
СЛАЙД 4.

Для реализации игровой технологии опираюсь на труды таких авторов:

По специфике моей деятельности меня, конечно, больше интересовали программы, в которых отражено приобщение детей к музыкальному фольклору. И такие программы существуют – это «Горенка» Н.В. Хазовой и «Оберег» Е.Г. Борониной. Обе программы предлагают комплексное изучение музыкального фольклора.

СЛАЙД 5- щелчок (методические пособия)

(щелчок)

Георгий Маркович Науменко - известный русский фольклорист-музыковед, всю свою творческую деятельность посвятил собиранию, изучению русского музыкального и поэтического фольклора. В его книге «Русские народные детские игры с напевами» представлено множество разнообразных игр разных областей именно на основе музыкального материала.

(щелчок)

Пособие Е.Г. Борониной «Уроки музыкального фольклора для детей»

(щелчок)

Мерзлякова Светлана Ивановна, Мерзлякова Татьяна Павловна «Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников»

(щелчок)

Прекраснейшее издание Терентьевой Л. «Методика работы с детским фольклорным ансамблем», где представлены некоторые вопросы сценического воплощения фольклора в детском фольклорном ансамбле

И сейчас я хочу показать как игровые технологии применяются в музыкальном фольклоре.

Наш мастер-класс мы разделим на две части:

СЛАЙД 6

В первой части мы рассмотрим вид игровой технологии -

- песенно-игровой фольклор

Это игры с пением, где текст подсказывает действие. Содержание текстов песен часто предполагает импровизацию, требует активной мысли, что дает возможность развития детского музыкального творчества.

-инструментальное музицирование
Возьмем самые доступные формы творческих заданий.

(ЩЕЛЧОК)

Без особого труда дети старшего дошкольного возраста и младшие школьники импровизируют движение. Для этого им достаточно представить себя действующим лицом той или иной песенки. А как это происходит мы с вами рассмотрим на примере хороводно-игровой песни Ивановской области «По-за городу гуляет».

(ЩЕЛЧОК)

Цель игры: активно реализовать себя в игровых действиях.

Задача: не просто отразить характер песни, но и подробно последовательно подобрать ряд движений, соответствующих её различным частям.
СЛАЙД 7 (РАЗУЧИВАНИЕ ИГРЫ - этапы)

Игру разучиваем в несколько этапов

I этап - Разучивание слов, знакомство с мелодией

( знакомлю со смыслом слов, протяжность пения, дикция)

СЛАЙД 8

1. По-за городу гуляет,

По-за городу гуляет

Царевич-королевич,

Царевич-королевич.

2. Открывайтесь,ворота,

Открывайтесь, ворота,

Царевич-королевич,

Царевич-королевич.

3. Перед милой развернись,

Перед милой развернись,

Царевич-королевич,

Царевич-королевич.

4. Кого любишь, поклонись,

Кого любишь, поклонись,

Царевич-королевич,

Царевич-королевич.

СЛАЙД 9

II этап - Зачин

Обычно народная игра начиналась с призыва

Тай-тай, налетай! Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?

(Можно предложить свой зачин)

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай! Никого не принимай!

И сейчас я хочу пригласить 8 -10 желающих человек (призываю участников).
III этап - Правила игры

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения. Поэтому объясняем правила игры.

Выбираем царя, остальные играющие образуют круг-город, царь встаёт за кругом и начинает под песню ходить вокруг города противоходом с остальными игроками. Все игровые действия выполняем по тексту песни.

«По-за городу гуляет, по-за городу гуляет

Царевич-королевич, царевич – королевич
Далее на слова

«Открывайте ворота, открывайте ворота»

стоящие в кругу поднимают руки, открывают ворота и пропускают царя в центр. Он заходит в круг-город, идёт вдоль круга, а на слова

«Перед милой развернись, перед милой развернись»

останавливается перед царевной-королевной, разворачивает плечи, как бы красуется. Все это обычно проделывается с индивидуально выраженной мимикой, пластикой движений, т.е. каждый новый "царь" решает свою творческую задачу: в движении проявляется его характер, темперамент, отношение к окружающим.

Выбрав невесту, царь ей кланяется, девочка должна ответить поклоном.
Далее необходимо распределить роли. Да так, чтобы никому не стало обидно.

IV этап

Для этого в детской игровой традиции существуют своеобразные игровые прелюдии - считалки.

СЛАЙД 10

Задача считалок: организовать детей в игре, задать ей тон, эмоционально подготовить к совместному творчеству.

Считалки могут петься.

Предлагаю считалку с напевом, она поможет развитию точности музыкальной интонации, чувства ритма и выберет царя.

Под горою у реки живут гномы-старики,

У них колокол висит, позолоченный звонит.

Диги-диги-диги-дон, выходи из круга вон.

V этап – Исполнение

(привлечь участников в зале для исполнения песни)

Для лучшего усвоения движений использую приговорки, которые помогают позабавить детей, развить их ритмическое восприятие, например: "В хороводе мы пойдём, песню русскую споём»", движение выполняем легко, мягко, изящно.
Далее предлагаю самим придумать окончание игры, как вы думаете, чем можно закончить игру после поклона?

(варианты ответов)

«Из Москвы пришёл указ целоваться (обниматься) 8раз! Или танцевать сейчас для нас!

Царь выводит невесту в центр круга и танцует с ней.

На проигрыш можно выполнить плясовой элемент "Ковырялочка" под русскую народную мелодию "Ах вы, сени".

Для детей можно ввести творческий момент, придумать движение. Чтобы повысить интерес детей к придумыванию движений можно ввести элемент соревнования «кто интересней придумает …». Движения, должны быть разнообразными, можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши и т.д. Варианты оцениваются и отбираются педагогом, пробуются в исполнении.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть, проявляя творческое начало.
СЛАЙД 11 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Следующий вид игровой технологии -

Инструментальное музицирование.

Задача: увлечь детей и зародить в них желание научиться играть, вызвать желание творить.

Инструментальное музицирование тесно связано с импровизацией.

А начну я с загадок, которые я приготовила для вас

СЛАЙД 12

Сначала ими щи хлебают, а потом на них играют.

ЩЕЛЧОК

Они, расписные, по свету славятся.

Играть начнёшь - и всем нравится.

ЩЕЛЧОК (с ложками)

Цель: Познакомимся со способами и приемами игры на них, а также у вас будет возможность попробовать себя в роли исполнителей на этом самобытном народном инструменте, проявить свои творческие возможности.

2 часть я тоже поделила на этапы

СЛАЙД 12

I.Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.

Сойдя со стола, и оказавшихся в руках творческих, они радуют нас своими зажигательными ритмами. И примечательно то, что специальных нотных записей для исполнения на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них всецело зависело от фантазии исполнителей. Первыми исполнителями на народных инструментах были скоморохи.

(вопрос) Как вы думаете, какое количество ложек необходимо для игры?

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3, 4 ложки и даже больше.

Давайте посмотрим и послушаем как красиво звучит музыка в исполнении ложкарей (небольшой отрывок в исполнении ансамбля ложкарей «Русская мозаика»)

ИСПОЛНЕНИЕ (ВИДЕО)

Вам понравилось?

Вывод: Я думаю, что такое прекрасное исполнение заинтересовало не только вас, но и заинтересует и детей, вызовет желание научиться играть, желание творить.

2 этап

Освоение основных приемов игры, постановка исполнительского аппарата – корпуса, ритмическая тренировка

Играть мы будем на двух ложках. На занятии удобно разместиться полукругом, чтобы не мешать друг другу и хорошо видеть педагога. Садимся с прямой спиной на край стула.

При игре на ударных инструментах главная роль принадлежит кисти руки мышцы кисти не должны быть напряжены. Инструмент следует держать в руке крепко, но без напряжения. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за силой и качеством удара.

С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.
Начинать обучение приемам игры на ложках желательно с разминки кистей рук:

  1. «Шофер» - характерные движения кистями, имитирующие крутящий руль.

  2. «Домик» - левая рука расположена над левым бедром, правая показывает между ними – потолок, или пол (позже удары с ложками).


Возьмите в руки свои ложки.

- Скажите, из каких частей состоит ложка.

- Из черенка и черпака (шапочка, корешки)

Корешок одной ложки зажимается между 2 и 3 пальцами, корешок второй между 3 и 4 пальцами. Основания корешков держим крепко. Этот способ более удобен для детей. В начале обучения можно выбрать такие ложки, у которых "корешки" не круглые, а плоские. Такие ложки легче удержать в маленькой ручке. Иногда ложки скрепляют за «корешки», в этом случае ложки просто держат в ладошке, не ставя пальчик между «корешками». Теперь добиваемся такого удара, чтобы от ложек получался хлопок.

* Самый простой прием это, когда ложки ударяют о левую ладошку. Можно украсить это движение, постепенно поворачивая кисть левой руки (обращаю внимание на то, что традиционная игра на ложках предусматривает вступать ложкам, как и бубнам, в некоторых случаях трещоткам на слабую долю)

*Следующий прием «Мячики» Ударяют ложками по колену, ложки, как мячики, отскакивают от колена. Приём « Коленочки» Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.

* Приём « Плечики» Ударяют ложками по ладони левой руки и по плечу, можно по плечу соседа слева.

*Приём « Треугольник» Очень красивое движение, когда ложки по очереди ударяют по ладошке, по плечу левой руки и по колену правой ноги. Таким образом, получается треугольник. Этот прием обязательно нужно делать с движением головы, т. е. голова ребенка следует за рукой.

* Прием «Радуга». Левая рука плавными движениями очерчивает полукруг над головой; сначала в правую сторону, затем в левую. При этом правая рука следует точно за левой. В этом движении сразу надо определить 4 точки удара, чтобы в коллективном исполнении получилась синхронность.

* Приём «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.

* Приём «Поклон». Еще один, очень красивый прием. Левая рука на поясе, а правая рука делает в начале три удара по правой ноге, при этом удары постепенно опускаются и туловище делает как бы поклон, затем три удара по левой ноге, поднимаясь выше, с каждым ударом туловище выпрямляется.
Перечисленные приёмы игры можно использовать в любой последовательности, тогда в каждом произведении они всегда будут смотреться по-новому.
III. Фрагмент разучивания ритмического аккомпанемента., способствующий творческому процессу

А сейчас разучим ритмический аккомпанемент к русской народной песне «Ах вы сени».

В начале необходимо провести упражнения – прохлопать ритмический рисунок, а затем этот ритм простукивается на ложках на счёт «и». В конце фразы всегда ставим точку.
Ритмический аккомпанемент первой фразы начинаем с удара ложками попеременно у левого и правого ушка с одновременным наклоном головы вправо и влево. В следующей фразе используем приём «Коленочки», далее приём «Трещотка»

В следующем куплете на первые две фразы используется прием чуть более сложный, чем в предыдущем куплете: удар по своей ладони, удар по колену соседа, затем «Трещотка».

3 куплет:

«Трещотка – плечо – колено»

На последнюю фразу – «Линеечка»

4 куплет:

Встаём, ударяя то по левой руке, то по правой.

Затем приём «Поклон»
В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. Нужно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне.

Игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, возникает творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею.
IV этап: Выступление на праздниках, в концертах, развлечениях.

Итогом используемой технологии является выступление на праздниках, в концертах, поэтому мастер-класс завершим выступлением.

Хоровод-игра «По-за городу гуляет» в сопровождении ансамбля ложкарей.
Результаты использования игровых технологий:

  • игровые технологии помогают в развитии памяти, дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

  • игровые технологии способствуют развитию мышления, внимания;

  • повышается уровень развития у детей познавательной активности;

  • в процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки

  • дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности, т.е. с помощью игровых технологий дети развивают свои творческие способности и одновременно приобщаются к народной культуре;

  • определяется путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, развивается коммуникабельность;

  • оказывается взаимовыручка в решении трудных вопросов;

  • развивается координация

  • активизируется слуховое восприятие


СЛАЙД 13 (концертный номер) 3 щелчка

Каждый педагог всегда должен помнить, что у фантазии нет границ. Нужно всегда находиться в постоянном поиске. Не бойтесь экспериментировать. Сочиняйте, выдумывайте.
СЛАЙД 14

Вопросы для рефлексии:

Хочу обсудить с вами и получить ответы на вопросы:

1. Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся, что нового узнали?

2. Возник ли у вас интерес к использованию хороводно – игровых песен и элементарного музицирования детей в самостоятельной деятельности детей.