Главная страница

Урок по теме: «периодический закон и периодическая система химических элементов д. И. Менделеева»



Скачать 43.08 Kb.
НазваниеУрок по теме: «периодический закон и периодическая система химических элементов д. И. Менделеева»
Дата06.04.2016
Размер43.08 Kb.
ТипУрок


Обобщающий урок по теме:
«ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА»

Технология: педагогическая мастерская

Учитель химии школы № 1908 Родичева Тамара Михайловна
Цели и задачи урока:
Обобщить и углубить знания учащихся о сущности ПЗ, естественной взаимосвязи с системой химических элементов.

Закрепить понятие периодичность; умение учащихся прогнозировать свойства элементов на основе их положения в периодической таблице и самоанализировать свои ответы.

Дать в обобщенном виде представление о ПЗ, как о законе природы. Показать величие ПЗ.

Раскрыть единство материального мира, переход количественных изменений в качественные.

Развивать познавательную активность учащихся постановкой задач разной сложности, созданием творческой атмосферы на уроке, различными методическими приемами.

Развивать умение концентрировать внимание на существенных вопросах, умении готовить сообщения и слушать их.

На доске слова Щипачева «Читая Менделеева.»

Индукция

«… в природе ничего другого нет-

ни здесь, ни там - в космических глубинах,

Все, от песчинок до малых планет

Из элементов состоит единых…»
Работа в группах. Учащиеся класса делятся на две-четыре команды, выбираются капитаны. В командах есть докладчики, выполнившие домашнее задание. Приглашается жюри из трех старшеклассников.
I.Разминка команд.

1. Назвать элементы, которые начинаются на «А» (актиний, аргон..), и заканчиваются на «А» (сера, сурьма…).

  1. Из букв: Б, Л, М. Р, О,Х. Составьте название элементов (хлор, бром….).

  2. Мз слогов: маг, Лит, дий, ра, ний, ий составьте название элементов (литий, радий, магний).

  3. Задание представителям от команд (по одному от команды).

Составить названия элементов из букв слова ПРОТАКТИНИЙ (актиний, титан, натрий). Разминка закончена.
II. Разбор вопросов по плану. Отвечают представители команд.



  1. Какова предыстория открытия ПЗ?

  2. В чем заключались недостатки до менделеевских классификаций?

  3. Каким образом Менделеев пришел к открытию закона? Что положил в основу классификации элементов? Почему именно атомную массу? Его формулировка.

  4. Почему закон называется периодическим?

  5. Современная формулировка ПЗ. В чем физический смысл его? В чем причина периодичности?

  6. Каков физический смысл порядкового номера элемента, номера периода, номера группы?

  7. Как изменяется характер химических свойств элементов в периодах и подгруппах?


III. задание. Составление кластера
Вставьте в текст, написанный на экране пропущенные слова.

  1. в периоде заряд ядра атомов элементов … (увеличивается).

  2. число электронов на внешнем электронном уровне …. (увеличивается).

  3. поэтому в периоде притяжение электронов наружного слоя к ядру …(возрастает).

  4. значит, способность элементов отдавать электроны …. (уменьшается).

  5. а принимать …. (увеличивается).

  6. Таким образом, металлические свойства элементов в периоде… (убывают).

  7. а металлические…. (возрастают).


IV. Конкурс капитанов. Афиширование.

Охарактеризовать элементы, стоящие в ПСХЭ под следующими номерами: 12,15 и т.д. по плану. Отвечают капитаны.

V. каверзные вопросы. Разрыв.
Команде №1:

  1. Что общего и в чем разница у электронов обозначаемых 1S и 2S; 2S и 2P: 1S и 2P?

  2. Что такое лантаноиды и актиноиды?

  3. Написать состав атома элемента №17.

  4. Назовите элемент, имеющий следующую электронную формулу:

1S2S2P.

Команде №2:

1. Почему все элементы побочных подгрупп похожи друг на друга?

2. Почему у большинства элементов ПСХЭ относительные атомные массы выражаются дробными числами?

  1. Написать состав атома элемента №21.

  1. Охарактеризуйте свойства элемента и его положение в ПСХЭ, если его электронная конфигурация следующая: 1S2S2P.


Обобщение.

VI. «Игра»- читаю предложения, в которых заключен ответ на вопрос. Если правильно - тишина, нет - поднять руку.


  1. Атомная масса элементов изменяется периодически (-),

  2. Периодически изменяется заряд ядра атома (-),

  3. Линейно изменяется заряд ядра атома (+),

  4. Линейно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атома (-),

  5. Линейно изменяется атомная масса элемента (+),

  6. Периодически изменяется заряд ядра атома (-),

  7. Написать формулы высших оксидов и гидроксидов элементов: 1команде – II периода. 2 команде – III- го периода и указать изменение их химического характера.

VII. Домашнее задание- рефераты. Творческое домашнее задание.

  1. Значение ПЗ.

  2. Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева.



Заключение. Полет на воздушном шаре 1887г. Клин. Рефлексия.

Инсценировка (3-х учащихся класса).

…На лугу, на окраине Клина,

до зари собирался народ,

чтоб затмения видеть картину

и воздушного шара полет.
Хоть недолго затменье бывает,

Много тайн для людей осветит.

Вот проходит минута, другая…

Все готово! А шар не летит!!!

Тяга мала! Не поднять этот груз.

Вы остаетесь, один поднимусь.

Аэронавт: Ветер опасен, случится беда.

Менделеев: Я отступать не привык никогда,

Аэронавт: Вы крупный ученый…

Менделеев: Время не ждет.

Видите всюду собрался народ.

Веру в науку нельзя подрывать.
Шар над землей начинает влетать.

Голоса из толпы. Смотрите! Смотрите! Старик полетел.

Один полетел! До чего же он смел!

Взлететь на шаре к небосводу

Чтоб провести эксперимент.
Объять законом всю Природу-

Тут Смелость - важный Элемент.
Весь мир большой

От «А» до «Я»,

Земля и небо,

Ты и я,

Трава, песок и снегопад,

И ядер атомных распад,

И солнца свет,

И блеск луны

В таблице той, заключены.

И сложность в ней,

И простота,

Вселенной нашей красота.

И в каждой клетке и везде:

Что? Почему? Зачем? И Где?

Итог работы: оценка работы учащихся на уроке учителем.

Краткая рецензия.
Данный урок организован по технологии педагогических мастерских и тесно переплетается с технологией дебатов, РКМЧП.

Мастерская представляет комплекс знаний, вопросов, выполняя которые учащиеся 8 класса лучше усвоят материал темы: «ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА»