|
«Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.» «Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»
Наверное не раз нам приходилось видеть картину: расшалившиеся дети- шум, гам, суета. Как их угомонить, как привлечь к себе внимание ? Тогда взрослый предлагает детям отгадать загадку , и тут же несколько пар заинтересованных детских глаз устремляются на него.
Чем же привлекает детей загадка?
Загадка кратка по форме и в тоже время имеет элемент игры и соревновательности, а это очень любят дети.
Чем же привлекательна загадка для педагогов и заботливых родителей?
Загадки дают возможность взрослому в легкой непринужденной форме подтолкнуть детей к серьезной аналитической и речевой работе, причем это может происходить в любое удобное время и в любом месте( на прогулке, в группе, дома, в транспорте и т.д.), то есть загадки имеют большой развивающий и обучающий потенциал, а именно:
Речевое развитие
- Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.
-Помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.
- Загадка - наилучшая форма для развития доказательной речи дошкольников .Дети учатся лаконично аргументировано строить свой ответ доказательство.
- Яркий и образный язык, используемый в загадках, способствует развитию у детей « поэтического взгляда на действительность.
- Загадка раскрывает перед детьми метафорические богатства русского языка. Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с ними собственно и начинается с загадки.
Умственное развитие
- Направляет внимание детей на предметы, явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначении этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Формирование коммуникативных навыков
- Умение внимательно слушать собеседника.
- Умение в корректной форме доказывать свою точку зрения.
- Учит сопереживать чужой неудачи и искренне радоваться чужому успеху.
Всем загадка хороша и способна решать целый комплекс педагогических задач, но чтобы использовать ее наиболее эффективно ,необходимо знать следующие правила .
Правила работы с загадкой.
- Учитывать речевые и возрастные особенности детей.
Загадываемый объект должен быть хорошо знаком детям, особенно те его свойства, о которых будет говориться в загадке. Чем меньше ребенок- тем проще загадка. В ней должны упоминаться основные ярко выраженные признаки загадываемого предмета. Например: « Лает, дом охраняет»
Детям постарше можно загадывать загадки на второстепенные признаки с использованием не сложных метафор и образных сравнений. Например : « В лесу – чудо, растет блюдо»
Читать загадку надо не торопясь, можно несколько раз.
Если дети затрудняются, надо прочитать загадку еще раз и интонационно выделить наиболее важные места в загадке.
Можно задать наводящие вопросы по тексту загадки, что в дальнейшем послужит планом доказательства.
Обязательно надо загадывать разные загадки об одном и том же.
Если ребенок отгадал загадку, обязательно задайте вопрос: « Как ты догадался? Докажи , что это…» При ответе побуждайте ребенка использовать речевые конструкции: « Я так считаю, потому что…. Это…., потому что…..»
Если ребенок не может отгадать загадку необходимо выяснить , все ли слова ему понятны.
Если чувствуйте, что загадка сложна для ребенка, не следует допускать бездумного перечисления возможных отгадок, отложите эту загадку на потом, переключите внимание ребенка на другое задание или загадку.
Если ребенок отгадал загадку и доказал правильность своего решения, обязательно похвалите его и искренне порадуйтесь его успехам.
Как можно использовать загадку в работе с детьми
1 Как организационный момент в начале занятий, наблюдений, бесед.
В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Загадка вносит определенную "живинку" в занятия, она заставляет по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.
2 Как способ закрепления и проверки знаний детей об изученном предмете или явлении.
С этой целью Загадки используются в конце занятия или в процессе любой деятельности в течении дня. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.
3. Как элемент праздника или игры, во всех видах деятельности детей.
Проведение досугов, викторин, игр .Например Занятия полностью посвященные загадкам из цикла " В гостях у Бабушки Загадушки"( " Прятки с загадками", " Волшебный сундучок", " Что? Где? Когда?")
Загадка может быть использована как:
- .организационный момент в начале занятий, наблюдений, бесед.
Загадка вызывает интерес, переключает внимание детей.
- способ закрепления и проверки знаний детей об изученном предмете или явлении.
С этой целью Загадки используются в конце занятия или в процессе любой деятельности в течении дня.
- как элемент праздника или игры, во всех видах деятельности детей.
Проведение досугов, викторин, игр
|
|
|