Главная страница

«Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»



Скачать 40.37 Kb.
Название«Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»
Дата14.04.2016
Размер40.37 Kb.
ТипДокументы

«Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»

Наверное не раз нам приходилось видеть картину: расшалившиеся дети- шум, гам, суета. Как их угомонить, как привлечь к себе внимание ? Тогда взрослый предлагает детям отгадать загадку , и тут же несколько пар заинтересованных детских глаз устремляются на него.

Чем же привлекает детей загадка?

Загадка кратка по форме и в тоже время имеет элемент игры и соревновательности, а это очень любят дети.

Чем же привлекательна загадка для педагогов и заботливых родителей?

Загадки дают возможность взрослому в легкой непринужденной форме подтолкнуть детей к серьезной аналитической и речевой работе, причем это может происходить в любое удобное время и в любом месте( на прогулке, в группе, дома, в транспорте и т.д.), то есть загадки имеют большой развивающий и обучающий потенциал, а именно:

Речевое развитие

- Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

-Помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

- Загадка - наилучшая форма для развития доказательной речи дошкольников .Дети учатся лаконично аргументировано строить свой ответ доказательство.

- Яркий и образный язык, используемый в загадках, способствует развитию у детей « поэтического взгляда на действительность.

- Загадка раскрывает перед детьми метафорические богатства русского языка. Метафоры не характерны для детского фольклора, и знакомство с ними собственно и начинается с загадки.

Умственное развитие

- Направляет внимание детей на предметы, явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначении этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Формирование коммуникативных навыков

- Умение внимательно слушать собеседника.

- Умение в корректной форме доказывать свою точку зрения.

- Учит сопереживать чужой неудачи и искренне радоваться чужому успеху.

Всем загадка хороша и способна решать целый комплекс педагогических задач, но чтобы использовать ее наиболее эффективно ,необходимо знать следующие правила .

Правила работы с загадкой.

- Учитывать речевые и возрастные особенности детей.

  • Загадываемый объект должен быть хорошо знаком детям, особенно те его свойства, о которых будет говориться в загадке. Чем меньше ребенок- тем проще загадка. В ней должны упоминаться основные ярко выраженные признаки загадываемого предмета. Например: « Лает, дом охраняет»

  • Детям постарше можно загадывать загадки на второстепенные признаки с использованием не сложных метафор и образных сравнений. Например : « В лесу – чудо, растет блюдо»

  • Читать загадку надо не торопясь, можно несколько раз.

  • Если дети затрудняются, надо прочитать загадку еще раз и интонационно выделить наиболее важные места в загадке.

  • Можно задать наводящие вопросы по тексту загадки, что в дальнейшем послужит планом доказательства.

  • Обязательно надо загадывать разные загадки об одном и том же.

  • Если ребенок отгадал загадку, обязательно задайте вопрос: « Как ты догадался? Докажи , что это…» При ответе побуждайте ребенка использовать речевые конструкции: « Я так считаю, потому что…. Это…., потому что…..»

  • Если ребенок не может отгадать загадку необходимо выяснить , все ли слова ему понятны.

  • Если чувствуйте, что загадка сложна для ребенка, не следует допускать бездумного перечисления возможных отгадок, отложите эту загадку на потом, переключите внимание ребенка на другое задание или загадку.

  • Если ребенок отгадал загадку и доказал правильность своего решения, обязательно похвалите его и искренне порадуйтесь его успехам.

Как можно использовать загадку в работе с детьми

1 Как организационный момент в начале занятий, наблюдений, бесед.

  • В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем нас объекте или явлении. Загадка вносит определенную "живинку" в занятия, она заставляет по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

2 Как способ закрепления и проверки знаний детей об изученном предмете или явлении.

  • С этой целью Загадки используются в конце занятия или в процессе любой деятельности в течении дня. Например, рассматривая предметы, сравнивая и сопоставляя их, находя сходство и различие между ними, дети приходят к выводам и выражают их словом. Загадка может служить при этом своеобразным завершением и обобщением процесса деятельности, помогая закрепить в сознании детей признаки предмета. Этот прием помогает конкретизировать представления детей о характерных свойствах предмета или явления.

3. Как элемент праздника или игры, во всех видах деятельности детей.

  • Проведение досугов, викторин, игр .Например Занятия полностью посвященные загадкам из цикла " В гостях у Бабушки Загадушки"( " Прятки с загадками", " Волшебный сундучок", " Что? Где? Когда?")

Загадка может быть использована как:

  • - .организационный момент в начале занятий, наблюдений, бесед.

  • Загадка вызывает интерес, переключает внимание детей.

  • - способ закрепления и проверки знаний детей об изученном предмете или явлении.

  • С этой целью Загадки используются в конце занятия или в процессе любой деятельности в течении дня.

  • - как элемент праздника или игры, во всех видах деятельности детей.

  • Проведение досугов, викторин, игр