Главная страница


Урок по теме «Причастие»» Автор разработки Борисова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы



Скачать 240.24 Kb.
НазваниеУрок по теме «Причастие»» Автор разработки Борисова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы
Дата13.04.2016
Размер240.24 Kb.
ТипУрок

Методическая разработка

урока русского языка

в 7 классе

«Обобщающий урок по теме «Причастие»»

Автор разработки Борисова Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Гимназия №5» г. Саратова

Аннотация.

Методическая разработка представляет собой разработку урока русского языку в 7 классе «Обобщающий урок по теме «Причастие»». Разработка адресована учителям русского языка, преподающим в 7 классе (независимо от учебника, по которому ведется преподавание). Отличительная особенность урока заключается в том, что обобщение и систематизация учебного материала производится с опорой на текст.

Содержание.

  1. Введение.

  2. Основная часть (пояснения, план урока, технологическая карта урока, план-конспект урока).

  3. Список использованных источников.

  4. Приложения.

  5. Список литературы

          1. для учителя;

          2. для учащихся.


Введение.

Цель методической разработки - раскрытие опыта проведения урока по обобщению и систематизации изученного по теме «Причастие».

Причастие – одна из сложных тем не только курса русского языка в 7 классе, но и школьной программы по русскому языку вообще. В программе В.В. Бабайцевой В.В. на ее изучение отводится 42 часа. И это не случайно. Перед учителем здесь стоит немало сложных задач, потому что, изучив причастие, обучающиеся должны:

- знать общее грамматическое зна­чение причастия, морфологиче­ские признаки и синтаксическую роль в предложении, опознавать причастия в предложении и тек­сте, отличать причастия от прила­гательных, понимать значения причастий при сопоставлении с глаголом и прилагательным;

- уметь аргументировано доказы­вать принадлежность слова к при­частиям по совокупности призна­ков, определять его функцию в предложении;

- определять грамматические при­знаки причастия, уметь строить рассуждение в научном стиле на основе образца доказательств в опорных материалах, согласовы­вать причастие с определяемым существительным, определять условия выбора гласных в оконча­ниях причастий;

- уметь определять признаки глаго­ла у причастия, соблюдать видовременную соотнесенность упот­ребляемых в предложении при­частий с формой глагола-сказуемого;

- уметь определять границы прича­стного оборота, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, понимать отличия зависимого слов от оп­ределяемого;

- уметь выделять интонацией при­частный оборот в устной и пунктуационно - в письменной речи, правильно определять синтаксическую роль причастного оборота, предупреждать ошибки в употреб­лении причастного оборота, стро­ить предложения синонимичных конструкций;

- уметь графически обозначать причастный оборот, использовать причастные обороты в речи, кон­струировать предложения с при­частным оборотом;

- знать правила слитного и раз­дельного написания НЕ с' причас­тиями; уметь различать НЕ как приставку, часть корня, частицу; графически обозначать орфо­грамму; применять алгоритм пра­вила на основе оппозиции «пол­ное одиночное причастие» - «при­частный оборот»;

- знать отличия действительных и страдательных причастий, отли­чать действительные причастия от страдательных, аргументировано доказывать принадлежность слова к действительному или; страда­тельному причастиям по совокупности признаков;

- знать способы образования дей­ствительных причастий настояще­го времени, уметь образовывать действительные причастия, обос­новывать выбор гласной в суф­фиксах;

- знать способы образования стра­дательных причастий настоящего времени, обосновывать выбор гласной в суффиксах ОМ, ЕМ, ИМ, правильно писать гласную перед суффиксом страдательного причастия;

- знать способы образования дей­ствительных причастий прошед­шего времени, правописание гласной перед суффиксами при­частий, уметь опознавать действительные причастия про­шедшего времени по суффиксу, соблюдать орфоэпические нормы при произнесении причастия;

- знать способы образования стра­дательных причастий прошедшего времени, уметь их образовывать, правильно писать причастия; объяснять и обозначать орфограмму «Гласные после ши­пящих в причастии», объяснять и правильно пи­сать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени, выбирать гласную перёд Н и НН;

- знать, как образуется краткая форма причастия, уметь правиль­но употреблять их в собственной речи; уметь отличать краткие страда­тельные причастия, краткие при­лагательные и наречия, опреде­лять их синтаксическую функцию в предложении; уметь применять правило написа­ния НЕ с полными и краткими при­частиями;

- уметь обос­новывать написание Н или НН в причастии; разграничи­вать омонимичные причастия и прилагательные.

На урок обобщения и систематизации изученного по теме «Причастие» в программе отводится 1 час. Поэтому этот урок – архиважный: за минимальное время нужно повторить огромный материал, повторить так, чтобы знания учеников были качественными и прочными.

Урок, о котором идет речь, занимает финальное место в системе уроков по теме «Причастие». Следующий урок – контрольный диктант. От того, насколько эффективными были обобщение и систематизация материала, зависит успешность выполнения обучающимися контрольной работы.

Данную методическую разработку можно считать актуальной, потому что она помогает учителю справиться с решением этих задач.

Автор урока работает по учебному комплексу В.В. Бабайцевой. Но предлагаемую разработку можно считать универсальной и адресовывать всем педагогам, независимо от учебника, по которому ведется преподавание.

Сам учебник в процессе урока не задействован. Обучающиеся используют его при подготовке к уроку, особенно при составлении обобщающих таблиц и других материалов для слайдов презентации. Урок построен на работе с текстом. Как раздаточный материал текст на уроке получает каждый ученик. Текст взят из книги Е.Н. Груздевой «Комплексный анализ текста» для 7 класса. Материалы, предлагаемые Е.Н.Груздевой , автор разработки считает очень качественными и эффективными. В качестве домашнего задания обучающимся предлагается (помимо задания к следующему року – контрольному диктанту) подготовить черновик творческой работы к уроку развития речи. Это может быть сочинение «Мой любимый уголок природы». Один из уроков развития речи в разделе «Причастие» (по программе В.В. Бабайцевой) – «Описание общего ви­да местно­сти». Обучающиеся должны уметь описывать местность с пози­ции наблюдателя (автора описа­ния), использовать нужный тип речи при создании текста, выразительно читать текст, употреблять глаголы, выступающие в роли однородных членов, уметь создавать связный текст, соблюдая композицию описа­ния, определяя границы темы. На этом уроке развития речи изучается описание как тип речи, рассматривается компо­зиция описания, композицион­ные части описания общего вида местности, разъясняется роль загла­вия в строении текста. Поэтому описываемое домашнее задание – еще и логический мостик, логический переход к теме «Описание общего ви­да местно­сти». Конечно, на уроке развития речи ученики получат все необходимые рекомендации, разъяснения, план и т.д. Дома они должны подготовить черновики, которые выборочно зачитываются на уроке, редактируются с учетом полученных рекомендаций.
Основная часть

Итак, образовательная цель урока – обобщение и систематизация изученного по теме «Причастие». На уроке необходимо отработать умение находить причастия в тек­сте, определять их грамматиче­ские признаки, разграничивать причастия и омонимичные прилагательные, употреблять в речи причастные формы и конструкции, образовывать и правильно писать причастия, определять границы при­частного оборота, выделять его на письме запятыми.

На уроке осуществляются внутрипредметные связи:

- лексика (проводится работа над лексическим значением слова корабельные);

- морфология (тест по морфологическим признакам причастия; морфологический разбор причастия; сравнение причастий и прилагательных);

- морфемика (поиск причастия, состав которого соответствует схеме);

- словообразование (определение способа образования причастия);

- синтаксис (конструирование предложений)

- орфография (работа над правописанием причастий);

- пунктуация (отработка постановки знаков препинания при причастном обороте)

- стилистика (определение стиля текста).

На уроке осуществляются межпредметные связи:

- литература (обучающиеся вспоминают, какие художественные произведения М.В.Ломоносова ими уже изучены);

Высоки развивающие и воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики. Они направлены на развитие речи, мышления учащихся, воспитание языкового эстетического чувства; интереса к предмету, самостоятельности; ответственного отношения к учебе; умения объективно оценивать свои учебные достижения; коммуникативных навыков.

В процессе предлагаемого урока реализуется технология личностно-ориентированного, развивающего обучения,

ИКТ, здоровьесберегающая технология; элементы проектной и групповой технологии.

Методическая разработка представляет собой урок, на котором чередуются виды деятельности, имеет место смена видов преподавания, оздоровительные моменты, целеполагание и мотивация учащихся к учебной деятельности производится с привлечением учащихся.

Автор разработки предлагает интересную и плодотворную форму подготовки презентации к уроку. За несколько уроков до обобщающего отдельные ученики получают индивидуальное задание подготовить слайд с информацией по вопросам:

- причастие как часть речи;

- значение слова корабельные в разных толковых словарях;

- причастный оборот и выделение его запятыми;

- правописание НЕ с причастиями;

- словообразование действительных и страдательных причастий;

- Н и НН в причастиях.

Учитель проверяет слайды и составляет из подготовленных слайдов единую презентацию к уроку, включая в нее и свои материалы. Таким образом, презентация выступает результатом сотрудничества учителя и учащихся, является совместным продуктом. В процессе подготовки слайдов ученики повторяют, систематизируют изученный материал, составляют таблицы, приводят свои примеры. Планируя индивидуальные задания, учитель учитывает индивидуальные возможности и способности обучающихся.

Методическая разработка демонстрирует использование элементов подготовки к итоговой аттестации (некоторые задания носили тестовый характер).

На уроке, помимо прочих, был использован приём взаимо- и самоконтроля, направленные на развитие коммуникативных навыков, внимания обучающихся, обучение их адекватно оценивать свои и чужие результаты работы.

Урок предполагает использование индивидуального и коллективного опроса, создание ситуаций успеха (так, например, количество причастий, которые нужно отыскать в тексте и вписать в таблицу, пронумеровано).
План урока

Тема программы – «Причастие».

Тема урока – «Обобщающий урок по теме «Причастие»».

Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока – смешанный урок

Цель методическая - создание условий для обобщения знаний, формирования умений и навыков; развития речи учащихся, творческих способностей; воспитания качеств личности.

Цели образования:

  1. Обучения: обобщить и систематизировать изученное по теме «Причастие»

  2. Воспитания: воспитание языкового эстетического чувства, интереса к предмету, любви к родному краю, ответственного отношения к учебе, воспитание умения объективно оценивать свои учебные достижения.

  3. Развития: развитие логического и аналитического мышления, развитие речи, развитие навыков участия в коллективной деятельности, развитие умения извлекать необходимую информацию из источников

Материально-техническое обеспечение урока – компьютер, проектор, экран, презентация, распечатанные тексты на каждого ученика, карточка с индивидуальным заданием.

Внутрипредметные связи: лексика, морфология, морфемика, словообразование, синтаксис, орфография, пунктуация, стилистика.

Межпредметные связи: литература
Технологическая карта урока:

Дидактические задачи:

  1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

  2. Применение понятий и способов действий.


Методы обучения

1.Репродуктивный

2. Эвристический

3.Исследовательский
Форма деятельности - беседа, самостоятельная работа, работа в парах; самоконтроль и самооценка, работа по карточке.

Методические приемы и их содержание - самостоятельное формулирование цели урока; самостоятельная мотивация учебной деятельности; работа с текстом; работа с толковыми словарями (нахождение толкования одного слова в разных словарях); сообщение учащегося, основанное на работе со словарями; сравнение; работа с тестовыми заданиями (выбор верного ответ из четырех предложенных); конструирование предложений с причастным оборотом; перестраивание предложений с причастным оборотом; заполнение таблицы примерами из текста; составление таблиц по правилам (при подготовке слайдов к уроку); поиск слова, состав которого соответствует схеме; подбор однокоренных слов; определение способа образования причастия; морфологический разбор причастия; творческие задания ( устный мини-рассказ на уроке и домашнее сочинение)

Средства обучения - раздаточный материал; коллективная презентация, составленная обучающимися; ТСО (компьютер, проектор); толковые словари; учебники.

Способы организации деятельности

1.Фронтальный.

2.Индивидуальный.

3. Парный.

4. Коллективный.

Признаки решения дидактических задач - готовность учащихся к успешному написанию контрольной работы, умение находить причастия в тек­сте, употреблять причастия в речи, правильно писать причастия, правильно ставить знаки препинания при причастном обороте
План-конспект урока

Содержательно-смысловые блоки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

Приветствует, призывает к тишине и собранности, дает позитивный настрой на работу. Организует внимание, доброжелательный настрой всех учеников, приглашает к сотрудничеству.

Отвечают приветствием, садятся.

Внутренне организуются, мобилизуются на работу.

2.Проверка домашнего задания

Напоминает, что на перемене нужно было сдать выполненные дома упражнения на проверку. Интересуется, есть ли вопросы по домашнему заданию. Отвечает на вопросы.

Сдают работы те, кто не сдал. Задают вопросы.

3.Заявление темы урока

Сообщает тему урока:

- Тема сегодняшнего урока – «Обобщающий урок по теме «Причастие»».

Записывают тему урока в рабочие тетради.

4. Информирование о месте урока в системе уроков по изучаемой теме.

- Сегодняшним уроком мы завершаем изучение большой и сложной темы «Причастие». На следующем уроке нам предстоит написать контрольный диктант.

Слушают

5. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Задает вопрос:

- Как вы думаете, почему важно на сегодняшнем уроке быть внимательными и работать очень старательно?

Думают, отвечают, мотивируют свою работу (Чтобы успешно написать контрольный диктант, чтобы еще раз поработать над сложными моментами темы, повысить уровень знаний и проч..)

6. Целеполагание

Задает вопрос:

- Как вы думаете, какая цель и какие задачи стоят сегодня перед вами?
Корректирует, обобщает ответы учащихся.

Формулируют цель и задачи урока



7. Сообщение плана урока, информирование о формах работы на уроке

Сообщает, что обобщение изученного будет проходить посредством работы с текстом. Сообщает краткий план урока.



Слушают, рассматривают тексты.

8. Актуализация знаний

Обращает внимание обучающихся на слайд, просит прочитать высказывание М.В.Ломоносова.

- Что это за часть речи – причастие? Как вы понимаете слова М. В .Ломоносова ?

- Какие художественные произведения, написанные М.В. Ломоносовым, вам известны?

Один обучающийся зачитывает высказывание М.В. Ломоносова со слайда: «Они (причастия) служат для сокращения человеческого слова, заключая в себе

ИМЕНИ и ГЛАГОЛА силу».
Комментируют высказывание Ломоносова, рассказывают о причастии как о части речи.

Вспоминают, отвечают


9. Обобщение и систематизация изученного по теме «Причастие»

А) Определение темы текста, главной мысли, стиля, типа речи, озаглавливание

Б) Словарно- орфографическая работа

В) Тест

Г) Выступление обучающегося с сообщением

Д) Составление предложений.

Е) Обобщение знаний о причастном обороте. Объяснение пунктограммы, конструирование предложения.

Физминутка

Ж) Обобщение знаний об орфограммах, изученных в теме «Причастие»


Дает задание:

- Прочитаем текст, который поможет нам решить поставленные задачи. (Приложение 1)

- О чем этот текст? Какова его главная мысль?

- Подумайте, к какому стилю речи наш текст относится, каков его тип речи (обращает внимание обучающихся на слайд №1):

А. Научный стиль, описание;

Б. Художественный стиль, повествование;

В. Публицистический стиль, рассуждение;

Г. Художественный стиль, описание с повествованием
- Озаглавьте текст.

Сообщает:

- Перейдем к словарной работе. Запишите слова под диктовку (Приложение 2). Затем нужно будет поменяться тетрадями, осуществить взаимопроверку, оценить работу товарища.
Напоминает нормы оценки словарного диктанта.

Выясняет результаты работы. Благодарит за работу.
Дает задание:

- Найдите среди слов выполненной нами работы причастие разбуженный . Подчеркните его.

- Укажите правильный вариант морфологической характеристики этого причастия .Слайд №2

А. Действительное причастие прошедшего времени совершенного вида, невозвратное, в полной форме, употреблено в форме ед.ч, ж.р, И.п.

Б. Страдательное причастие настоящего времени совершенного вида, невозвратное, в полной форме, употреблено в форме мн.ч, ж.р, В.п.

В. Действительное причастие настоящего времени несовершенного вида, возвратное, употреблено в форме ед.ч, ж.р, В.п.

Г. Страдательное причастие прошедшего времени совершенного вида,невозвратное, в полной форме, употреблено в форме ед.ч, м.р, И.п.
Предоставляет слово ученику.


Благодарит за работу. Задает классу вопрос, дает задание:

- В каком из значений, по-вашему, это слово употреблено в нашем тексте?

- Составьте свое предложение с этим словом. Включите в предложение причастный оборот.

Опрашивает класс. Хвалит за работу.
Задает вопрос:

- Так что же такое причастный оборот? Когда он на письме выделяется запятыми?

Слайд №4, подготовленный учеником.

На столе лежало не отправленное мною письмо.

На столе лежало письмо, не отправленное мною.

- Запишите 2-ое предложение из текста.. Поставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.

- Найдите в этом предложении причастный оборот. Объясните пунктограмму.

- Поменяйте место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Запишите предложение. Объясните постановку знаков препинания.
Приглашает подготовленного учащегося показать несколько упражнений, в том числе организуется гимнастика для глаз.

- Перейдем к повторению орфограмм, изученных нами в теме «Причастие». Когда НЕ с причастиями пишется раздельно?

Слайд №5, подготовленный учеником.

Раздельно: 1.Не отправленное мною письмо,

2.Не увядшие, а свежие цветы.

3.Письмо не отправлено.

Слитно: 1.Неотправленное письмо

2 Ненавидящий взгляд.

- Записать словосочетание с причастием :

Закрытые окна

- Запишите данное причастие, добавив к нему - –не- . Объясните написание с –не-.Незакрытые окна

- Перестройте словосочетание так, чтобы не писалось раздельно: не закрытые еще окна

- Замените полное причастие краткими (с –не-). Объясните правописание с –не - : не закрыты
- Повторим правописание суффиксов причастий.

Слайд №6, подготовленный учеником:

Суффиксы действительных причастий настоящего времени: -ущ,-ющ, ащ, ящ.

Плавающий- плавать, любящий- любить.

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени: -ем,-ом,-им.

Решаемый-решать, хранимый-хранить.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени: -вш, ш.

Читавший-читать

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени: -енн, -нн, -т

Прочитанный-прочитать, выученный-выучить

- Заполните таблицу причастиями из текста. (Приложение 4) Приведите самостоятельно примеры причастий, столбцы для которых остались пустыми, то есть которых нет в тексте. Выделите суффиксы причастий. Объясните правописание суффиксов причастий, где это необходимо.
- Укажите причастие, соответствующее схеме приставка+корень+суффикс+окончание.

- Назовите способ образования причастия расстроенные.
- В этом слове две буквы Н. В каком случае пишется НН в причастиях? Когда следует писать одно Н?

Слайд№7, подготовленный учеником.

Правописание НН в причастиях:

1.Сваренная рыба

2. Жаренная в масле рыба

3. Решенный пример-сов.вид

4. Маринованные грибы
- Объясните написание НН в следующих словах:

Разбуженный, расстроенный

- Объясните правописание гласной перед НН в этих причастиях.

- Запишите данные причастия в краткой форме. Объясните орфограмму.

Обучающийся читает текст выразительно.
Размышляют, отвечают.

Определяют стиль и тип речи.

Называют свои варианты заглавия.

.


Пишут под диктовку. Один ученик работает у доски (скрыто от класса; индивидуальный опрос)

Работают в парах: осуществляют взаимопроверку написанного. Индивидуальная работа ученика у доски проверяется способом самопроверки.
Сообщают учителю о своих результатах.


Решают тест.

Параллельно один обучающийся у доски выполняет индивидуальное задание: морфологический разбор причастия из теста о начинающейся(грозе)

Один обучающийся рассказывает об итогах своего индивидуального домашнего задания. Слайд №3

Лексическое значение слова корабельные .

Значение слова по словарю нумизмата- то же, что и корабельник ( русское название золотой английской монеты)

По словарю Ушакова корабельный лес- высокие прямые деревья, употребляемые для постройки кораблей.


Составляют и записывают предложения.

Зачитывают свои предложения.

Дают определение.

У одного ученика карточка с индивидуальным заданием.

(Приложение 3)


Один из учащихся проводит физминутку. Класс выполняет упражнения вместе с ним.

Отвечают на вопрос.

Один учащийся у доски выполняет данное задание.


4 обучающихся работают у доски. Класс работает самостоятельно.

Дают ответы с места

Дают ответы с места

Один учащийся у доски выполняет данное задание.

10. Логический итог

- Чем мы занимались сегодня на уроке? Чем сегодняшний урок был для вас полезен?


Отвечают

11. Оценивание работы учащихся за урок

- Спасибо за урок. Сегодня вы хорошо поработали. Помогите мне поставить оценки. (Слушает детей, высказывает свое мнение, ставит оценки, мотивирует)

Оценивают работу друг друга, ставят оценки

12. Домашнее задание

1) К следующему уроку:

Списать текст. Обозначить орфограммы на месте пропусков и скобок. Поставить недостающие знаки препинания.

2) К уроку развития речи (называет конкретную дату) подготовить черновик творческой работы, сочинения на тему « Мой любимый уголок природы»

Слушают, задают вопросы, если неясно, записывают в дневники

Список использованных источников

  1. https://prosv.ru (Е.Н.Груздевой.Комплексный анализ текста. 7 кл.)

  2. https://ruthenia.ru (АРХИВ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РУСИСТИКИ. Михаил Васильевич Ломоносов. Российская грамматика.)


Приложения

Приложение 1

***

  1. Мелкий дождь накрапывающ-й еще с обеда начал усиливат-ся.2. Ра-каты грома доносивши-ся со стороны леса говорили о начинающ-йся грозе. 3.Туча стоявш-я над деревней стала ч-рной.4. Дорожная пыль поднятая ветром начала заб-вать глаза и рот. 5.Ребята расстрое(н,нн)ые ра-бежались по домам. 6.Только Оська успел вл-теть на те(р,рр)асу, как сильный дождь со всей своей мощ-ю застучал по (не) закрытым еще окнам.7.Огромные корабельные сосны закачались в разные стороны.8.Оська всегда боялся ра-качивающ-хся сосен, боялся что они упадут.9 От страха он залез под кровать. 10.Молния сверкавш-я каждую минуту освещала темную от туч(?) комнату. 11 Вскоре глаза мальчика стали сл-пат-ся и он уснул.12 Проснулся Оська ра-буже(н,нн) ый маминым голосом. (По В. Белякову)

Приложение 2

Нач-л усиливат-ся, ра-каты грома, ч-рная туча, вл-теть на те(р,рр) асу, к-рабельные сосны, темная от туч(?), глаза сл-пают-ся, о начинающ-йся грозе, ра-качивающ-хся сосен, разбуже(н,нн) ый мамой.


Приложение 3

Карточка Обозначить орфограммы на месте пропусков. Поставить недостающие знаки препинания. Графически объяснить их постановку. Выполнить морфологический разбор причастия.

Вдали появляется загадочный город распол..жившийся на скалистой в..ршине.
Приложение 4

Дейст. прич. наст. врем

Дейст.прич. прош. врем

Страд прич наст врем

Страд прич. прош.врем

1.

1.




1.

2.

2.




2.

3.







3.

4.







4.

5.










6.











Список литературы

для учителя:

1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.: АРКТИ, 2010.

2. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка.4-9 классы. - М.: УЦ «Перспектива», 2010.

3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Тео­рия», «Русский язык. Практика»5-9 классы. – М.: Дрофа, 2010.

4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. 7 класс. Книга для учителя. - М: Просвещение, 2010.

5. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редак­цией С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2011.

6. Никитина Е.И. Уроки развития речи.7 класс. - М.: Дрофа, 2010.

7. Селезнева Л.Б.Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб: Специальная литература, 2010

8. Шипицина Г.М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.Русский язык. Теория.5-9 классы. - М.Дрофа,2010

  2. Лайло В.В. Проверь себя. Русский язык. 7 класс. Рабочая тетрадь №1,2.- М.: Дрофа, 2012.

  3. Львова С.И. Практикум по русскому языку:7 класс. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7класс. - М.Дрофа,2010

  5. Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку. 7 класс - М.: Дрофа, 2011.

  6. Русский язык. Практика.7 класс / Под ред. Пименовой С.Н.- М. Дрофа,2012

  7. Шапиро Н.А. Русский язык в упражнениях:5-7 классы. - М.: Изд. «Первое сентября», 2010.

  8. Шапиро Н.А.Учимся понимать и строить текст:5-9 классы.- М.: Изд. «Первое сентября», 2012.

9. Словари