|
Урока Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « САРОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ ДВАЖДЫ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСИЧЕСКОГО ТРУДА БОРИСА ГЛЕБОВИЧА МУЗРУКОВА»
Разработка открытого урока
Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека.
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Преподаватель: Лазарева Ю.С.
2013 г.
Название темы: Мультимедийные технологии.
Тема урока: Портфолио в профессиональной деятельности человека.
Цели урока:
Учебные – закрепление основных технологий создания слайдовых презентаций с помощью программы Power Point, практическое применение практическое применение современных технологий.
Воспитательные – воспитание культуры предъявления себя, своих достижений, поддержание высокой учебной мотивацию студентов, формирование умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, закладывание дополнительных предпосылок для успешной социализации.
Развивающие – развитие познавательного интереса, творческой активности студентов, расширение возможности обучения и самообучения,
Оборудование урока: проектор, портативный компьютер.
Тип урока: комбинированный
Компетенции учащихся на уроке:
Основные понятия: понятие компьютерной презентации и ее назначение, структуры, принципы стилевого оформления презентаций, дизайна слайдов.
Основные знания: правила техники безопасности и при работе на компьютере; возможности программного обеспечения, предназначенного для создания презентаций.
Основные умения: студент создает презентацию с помощью мастера, шаблона, на базе другой презентации или пустых слайдов; разрабатывать структуру презентации; добавляет стилевое оформление презентации и дизайн слайдов; добавляет к слайдам текст и изображения и настраивает их параметры запускает; добавляет объектам на слайдах анимационные эффекты, настраивает анимационные эффекты смены слайдов, сохраняет презентацию в разных форматах.
Формы обучения, используемые на уроке: метод проектов, технология «портфолио» (приложение 1).
Методы обучения, используемые на уроке: индивидуальная форма обучения, демонстрация, лекционная подача материала.
Средства обучения, используемые на уроке: проектор, интерактивная доска, портативный компьютер, пакет программных средств офисного назначения. Microsoft Office 2010, персональные компьютеры.
Основные этапы урока:
Организационный (2 минуты).
Актуализация (5 минут).
Изложение нового материала (28 минут).
Закрепление изученного материала (5 минут).
Рефлексия (1минуты).
Домашнее задание (2 минуты).
Оценка знаний (2 минуты).
Ход урока:
Этап 1. Организационный.
Приветствие студентов, озвучивание темы и целей урока.
Этап 2. Актуализация.
Тест «Презентации» с помощью программы Hyper Test (файл Презентации).
Этап 3. Изложение нового материала.
Сегодня вы находитесь на уроке, посвященному обобщению и систематизации знаний и умений по теме «Слайдовые презентации, созданные с помощью Power Point». Конкретно, мы рассмотрим практическую сторону данной темы на примере создания портфолио в профессиональной деятельности человека. (Презентация Портфолио).
«Наличие портфолио обязательно!» - Подобное требования чаще всего встречается в объявлениях о вакансиях для журналистов, художников, дизайнеров, моделей, актеров.
Портфолио – индивидуальная папка студента, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности, за определенный период времени.
Цель формирования портфолио: представить отчет по процессу образования, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса, продемонстрировать ваши способности практически применять приобретенные знания и умения.
В настоящее время разрабатываются различные типы портфолио, различающиеся между собой как по целям, так и по способам работы с ними.
Выделяют следующие типы портфолио:
портфолио документов,
портфолио работ,
портфолио отзывов.
Портфолио документов – папка сертификатов, благодарностей, медалей, грамот, свидетельств, подтверждающих достижения. Цель – дать информацию об авторе и результатах его деятельности.
Портфолио работ – материалы, отражающие основные направления и виды деятельности (перечень основных направлений творческой деятельности, коллекция творческих, проектных, исследовательских работ, свидетельства об участии и научных конференциях, конкурсах, спортивных или художественных достижениях и т.д.)
Портфолио отзывов – отзывы данные преподавателями, родителями, возможно сверстников, работниками системы внешкольного образования и др.
Широко используется электронное портфолио, созданное в цифровом виде. Его можно записывать и копировать, пересылать электронной почтой или размещать на собственном сайте в сети Интернет.
Составляя собственное портфолио, задавайтесь вопросом: «Для чего оно мне нужно?», поскольку необходимо четко определить функции портфолио – презентация проблемы, над которой вы работали, или идеи ее решения, презентация и отображение практического результата решения проблемы.
Основа портфолио – правильная презентация результатов работы или собственных достижений.
Портфолио поможет продемонстрировать:
степень развития (интеллектуального, творческого, коммуникативного и т.д.);
владения разными методами создания учебного материала;
умение планировать и анализировать свою деятельность, определять цель и достигать ее, объективно оценивать свои достижения.
Следующий вопрос, на который вы должны найти ответ: «Как представить себя (свои способности и результаты работы или достижения в учебе и т.д.) так, чтобы содержание портфолио донесло до читателей (зрителей) суть работы (проекта)?»
Вот несколько полезных рекомендаций, которые помогут вам в работе над составлением портфолио проекта:
оформление: содержание работы, безусловно, важно, но форма представления также производит впечатление. Следует обратить внимание на дизайн оформления, систематизацию представленных материалов и оригинальность ( постараться поразить, удивить);
материалы должны быть представлены в логической последовательности;
объем: показатель требовательности автора к качеству того, что он делает (тут возможны крайности: все сделанное заслуживает внимания или одна работа продемонстрирует все, что умеет автор). Тщательно подбирайте работы, которые должны показать вас разнопланово.
Примерное содержание портфолио может быть представлена следующим образом:
Титульный лист (обложка).
I раздел «Мой портрет» (краткая характеристика);
II раздел «Успеваемость» (таблица с оценками по предметам и средний балл);
III раздел «Мои достижения» (сертификаты, благодарности, грамоты, выступления на концертах и т.д.);
IV раздел «Мои работы» (реферат, презентация и др.)
V раздел «Мои увлечения» (гиперссылки с разъяснениями);
VI раздел «Планы на будущее»
VII раздел «Любой» (моя семья, моя родословная, мой друг, моя кошка и т.д.)
Заключительным этапом работы над портфолио является его презентация.
Оценивает проект рецензент из студентов, преподаваелей, а также сам автор. Критерии оценивания компьютерного проекта представлены в приложении 2.
Этап 6. Закрепление изученного материала.
Предлагается просмотреть презентацию урока на компьютере и законспектировать структуру и содержание портфолио.
Этап 5. Рефлексия.
Запустить на выполнение презентацию «Мое настроение» и подтвердить свое настроение.
Этап 6. Домашнее задание.
Создать презентацию «Портфолио» с учётом предъявляемых требований.
Литература:
И.Я.Ривкинд, Т.И.Лысенко, Л.А.Черникова, В.В. Шакотько Информатика: Учебник для 10 класса. – К.: Генеза, 2010.
О.М. Коберник, А.И.Терещук, О.Г.Гервас, О.Б.Авраменко Технологии: Учебник для 11-го класса. – К.:Литера ЛТД 2011.
О.М.Левченко, И.В.Коваль, И.О.Завадский Учебное пособие: Основы создания компьютерных презентаций. – К.: Издательская группа BHV, 2009.
В.П.Костюков, Е.В.Мотурнак Учебное пособие: Информационный работник. – К.: Издательская группа BHV, 2009.
Материалы с сайта онлайн поддержки курса www.allinf.at.ua
Приложение 1
Метод учебных проектов. Метод «портфолио».
Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации знаний, умений и навыков по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой–либо предметной области. Итоги своей деятельности студенты демонстрируют на заключительном уроке-конференции по данной теме.
Учебный проект мной используется как итоговая работа в некоторых темах, таких как «Обработка текстовой информации», «Мультимедийные технологии», «Обработка числовой информации в электронных таблицах», «Моделирование и формализация», «Основы сайтостроения» и др.
Изучение содержания предмета (информатики) совмещается с применением приобретенных знаний в работе над учебно–исследовательским проектом. На уроках информационных технологий в первую очередь формируются и совершенствуются умения и навыки планирования, информационно–поисковые, освоения новых программных приложений. Метод проектов используют студенты и при изучении других предметов. Цели реализуются следующим образом: преподаватель–предметник ведет содержательную часть проекта, который помогает сориентироваться в проблеме и наметить общий план работы над содержанием. Под руководством преподавателя осуществляется детальное планирование деятельности с учетом применения средств вычислительной техники, освоения и совершенствования навыков работы в различных средах. Во время этой работы у студентов формируется представление о единстве информационных процессов.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской и творческой деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в группе, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу студентов на разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Метод портфолио может рассматриваться как один из активных методов обучения, применяемых в рамках педагогической технологии метода проектов.
Основными целями и задачами создания портфолио в техникуме являются:
Повышение самооценки студента, создание ситуации «успеха»;
Раскрытие личных способностей каждого студента;
Постановка правильных целей и задач, мотивация творческого и индивидуального развития.
Развитие положительных нравственных качеств;
Развитие умения анализировать и делать выводы в различных ситуациях;
Мотивация стремления к самосовершенствованию.
«Портфолио» является достаточно важным проектом в техникуме, ведь во время его разработки студент осмысливает свои первые достижения, осознает свои возможности и формирует собственное отношение к получившимся результатам.
Приложение 2
Критерии оценивания компьютерного проекта
СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ
| количество баллов
| САМООЦЕНКА
| ОЦЕНКА рецензента
| Оценка учителя
| Титульный слайд с заголовком
| 1
|
|
|
| Минимальное количество – 12 слайдов
| 2
|
|
|
| Максимальное соответствие предложенному содержанию
| 2
|
|
|
| Настройка смены слайдов
| 1
|
|
|
| Настройка часовых параметров показа
| 1
|
|
|
| Использование музыки и ее плавное затухание
| 2
|
|
|
| Использование эффектов анимации объектов
| 1
|
|
|
| Управляющие кнопки и переход по ним
| 2
|
|
|
| Гиперссылки и переход по ним
| 2
|
|
|
| Текст написан без ошибок, и сформулированные идеи ясно изложены и структурированы
| 3
|
|
|
| Красивое оформление презентации
| 3
|
|
|
| Свои предложения
| 3
|
|
|
| Итого:
| 23
|
|
|
| Средняя оценка
|
|
|
|
| |
|
|