№ Тема урока
| Изучаемые вопросы
| Эксперимент
задание на дом
|
| Введение. (8 часов)
|
|
1. 1.Предмет химии. Вещества.
| Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Формы существования элемента.
| Д. Коллекция изделий –тел из алюминия и стекла.
п.1, упр.3,4,5
|
2.Предмет химии. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни.
| Химические явления, отличие их от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование.
| Д. Занимательные опыты по превращению веществ.
п. 2, упр.1-5
|
3.Краткие сведения по истории развития химии. Основоположники отечественной химии.
| История возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки.
| п. 3, упр.1,5
р/т (стр.4-9 письменно)
|
4.Знаки химических элементов.
| Обозначение химических элементов, их названия. Происхождение их названий.
| п. 4 таблица №1 (выучить знаки элементов-неметаллов)
|
5. Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
| Общее знакомство со структурой таблицы: периоды и группы. Таблица как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
| п. 4 упр.5
(учить знаки элементов – металлов)
|
6.Химические формулы. Относительная атомная масса.
| Химическая формула, индекс, коэффициент: запись и чтение формул. Масса атомов. Относительная атомная масса.
| п. 5 упр.3-5
(учить знаки химических элементов – металлов)
|
7.Относительная молекулярная масса.
| Масса молекул. Относительная молекулярная масса.
| п.5
р/т (стр. 16, № 9,10)
|
8. Урок – обобщение.
| Выполнение упражнений.
|
|
| Тема №1 Атомы химических элементов. ( 8 часов)
|
|
1. Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Изотопы.
| Основные сведения о строении атомов. Современное определение понятия «химический элемент» Изотопы, как разновидность атомов одного химического элемента.
| п.6,7
р/т (стр.17-20 № 1,2,4 )
|
2.Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов.
| Характеристика электронов. Понятие о завершенном и незавершенном электронном уровнях.
| п. 8
р/т ( стр.21-22 № 1,2,3)
|
3.Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева и строение атомов.
| Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах.
| п. 9 (до слов «Каков же результат…» упр.1
|
4. Ионная химическая связь. Металлическая связь.
| Понятие «ион». Понятие об ионной связи. Схемы образования ионных соединений. Понятие о металлической связи.
| п.9 (до конца) упр.2;п.12
р/т (стр.25-26)
|
5.Ковалентная неполярная химическая связь
| Схема образования двухатомных молекул (H2,CI2,N2). Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи.
| п. 10
р/т (стр.28-29)
|
6. Ковалентная полярная химическая связь.
| Схемы образования молекул соединений (НСI, H2O, NH3). Электронные и структурные формулы. Понятие об электроотрицательности и ковалентной полярной связи.
| п. 11
р/т (стр.30-33)
|
7.Обобщающий урок-повторение.
| Выполнение упражнений. Подготовка к контрольной работе.
| р/т (стр.33-35)
|
8. Контрольная работа. №1
|
|
|
| Тема 2. Простые вещества и соединения химических элементов. (13 часов)
|
|
1. Простые вещества – металлы. Общие физические свойства.
| Характеристика положения металлов в Периодической системе. Строение атомов металлов. Физические свойства металлов.
| Д. Коллекция металлов.
п. 13
р/т (стр.36-38)
|
2. Простые вещества – неметаллы. Физические свойства неметаллов - простых веществ.
| Характеристика положения неметаллов в Периодической системе. Строение атомов неметаллов. Физические свойства неметаллов.
| Д.Коллекция неметаллов.
п. 14
р/т(стр.38-39 № 1,2,3,7,8)
|
3.Аллотропия.
| Понятие аллотропии на примере модификаций кислорода. Аллотропия фосфора и олова. Относительность представлений о металлических и неметаллических свойствах.
| Д. Получение и свойства белого и серого олова. п. 14
р/т(стр.38-39 № 4,5,6,)
|
4. Степень окисления. Бинарные соединения.
| Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях.
| п.17
р/т (стр.49-50 № 1,2,3,4,5)
|
5. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др.
| Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.
| Д. Образцы хлоридов, сульфидов, оксидов металлов.
п. 17 упр.2
р/т (стр.51-53 № 8,9,10,12,13)
|
6.Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения.
| Составление формул, их названия. Расчеты по формулам. Характеристика важнейших соединений.
| Д. Образцы оксидов: (P2O5,CO2,SiO2,H2O), HCI, NH3 (газы и растворы).
п.18 упр.1
р/т (стр.53-54 № 1,2,3,4,7)
|
7. Основания.
| Состав, названия, классификация оснований. Гидроксиды натрия, калия, кальция.
| Д. Образцы щелочей (твердые и в растворе) и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов. Работа в рабочих тетрадях.
п.19 упр.2,3,4
|
8.Кислоты.
| Состав и названия кислот, их классификация. Представители кислот.
| Д. Образцы кислот: HCI, HNO3,H2SO4,H3PO4,некоторых других минеральных и органических кислот. Изменение окраски индикаторов.
п.20 упр.3,4 выучить формулы основных кислот.
|
9. Соли как производные кислот и оснований.
| Состав и название солей. Расчеты по формулам солей.
| Д. Образцы солей.
п.21 упр.1-3
|
10.Урок – упражнение.
| Упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам соединений.
|
|
11.Контрольная работа №2
|
|
|
12. Аморфные и кристаллические вещества.
| Понятие о межмолекулярном взаимодействии и молекулярной
|
|
13. Чистые вещества и смеси. Физические явления в химии.
| Чистые вещества и смеси. Способы получения чистых веществ (разделение смесей).
|
|
| Тема.3 Простейшие операции с веществом. Химический практикум. (3 часа)
|
|
1.Правила безопасности при работе в химическом кабинете. Знакомство с лабораторным оборудованием.
|
|
|
2.Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием.
|
|
|
3. Очистка загрязненной поваренной соли.
|
|
|
| Тема.4 Учебные экскурсии.
(3 часа)
|
|
| (аптека, местные производства)
|
|
№ Тема урока
| Изучаемые вопросы
| Эксперимент
задание на дом
|
| Повторение основных вопросов курса 7 класса (3 часа)
|
|
1. Периодическая таблица химических элементов в свете строения атома.
| Периодическая система (таблица) и строение атома.
| п.4,6
р/т (стр.23-25)
|
2. Важнейшие бинарные соединения. Степень окисления.
| Бинарные соединения: оксиды, сульфиды, хлориды, гидриды, нитриды. Определение степени окисления, составление формул по степени окисления.
| п.17,18
р/т (стр.49-55 выборочно)
|
3.Состав и названия оснований, кислот, солей.
| Состав, названия и классификация оснований, кислот. Состав и названия солей. Расчеты по формулам оснований, кислот, солей (вычисление молекулярной массы, определение степени окисления, зарядов атомов).
| п. 19,20,21
р/т (стр.67-68)
|
| Тема.1 Простые и сложные вещества. Количество вещества. Массовая и объемная доли компонентов смеси.
(10 часов)
|
|
1.Количество вещества.
| Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро.
| Д.некоторые металлы и неметаллы количеством 1 моль, 1 ммоль, 1 кмоль.
п.15 ( до слов «Масса 1 моль…») упр.1,2
|
2.Молярная масса вещества.
| Расчет молярных масс по химической формуле. Выполнение упражнений с использованием понятий: число Авогадро, количество вещества, масса вещества.
| п. 15 (до конца) упр.3,4
|
3. Молярный объем газообразных веществ.
| Понятие о молярном объеме газов, миллимолярном и киломолярном объеме.
| Д. Модель молярного объема газов.
п.16 упр.1,2
|
4.Урок-упражнение
| Решение задач и упражнений с использованием понятий: количество вещества, молярная масса, молярный объем газов, число Авогадро.
| р/т (стр. 41-48 выборочно)
|
5. Самостоятельная работа
| Решение задач по теме.
|
|
6. Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доли компонентов смеси, доля примесей.
| Понятие о доли компонента в смеси, вычисление массы или объема вещества в смеси и его доле.
| п. 24 упр.1-3
|
7. Расчеты, связанные с понятием «доля»
| Решение задач и упражнений на расчет доли (массовой или объемной) и нахождение массы (объема) компонента смеси.
| п. 24 упр.4-7
|
8. Практическая работа №1
| «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе»
|
|
9. Урок - упражнение
| Решение задач и упражнений.
| р/т (стр. 75-82 выборочно)
|
10. Контроль знаний.
| Самостоятельная работа.
|
|
| Тема.2 Изменения происходящие с веществами. (14 часов)
|
|
1-2. Химические явления.
| Понятие о химических явлениях, их отличие от физических. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзо-эндотермические реакции.
| Д. Химические явления: горение магния, взаимодействие HCI с мрамором, получение Cu(OH)2 и последующее растворение его в кислоте, взаимодействие соли меди с железом, помутнение известковой воды, взаимодействие ацетата свинца с йодидом калия.
п.26 упр.1-6
р/т (стр.88-90)
|
3.Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
| Количественная сторона химических реакций в свете учения об атомах и молекулах. Закон сохранения массы веществ и его значение. Роль М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в открытии закона. Понятие о химическом уравнении, как об условной записи химической реакции с помощью химических формул. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
| Д. Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ в результате химических реакций.
п.27 стр. 96-27
|
4. Реакции разложения
| Сущность реакций разложения и составление уравнений реакций, проделанных учителем.
| Д. Разложение нитратов калия или натрия, перманганата калия, азотной кислоты, гидроксила железа(III).
п.27 реакции разложения
р/т (стр.90-91)
|
5.Практическая работа №2
| «Разложение перманганата калия».
|
|
6. Реакции соединения
| Сущность реакций соединения и составление уравнений реакций, проделанных учителем.
| Д. Осуществление переходов:
S->SO2->H2SO3
P->P2O5->H3PO4
Ca->CaO->Ca(OH)2
п.27 реакции соединения
р/т (стр.92-94)
|
7. Реакции замещения
| Сущность реакций замещения и составление уравнений реакций, проделанных учителем.
| Д. Взаимодействие щелочных металлов с водой, цинка с кислотами, взаимодействие металлов (Fe,AI,Zn) с растворами солей CuCI2, AgNO3.
п.27 реакции замещения
р/т (стр.94-96)
|
8. Практическая работа №3
| «Получение водорода».
«Замещение меди»
|
р/т (стр.96-97)
|
9. Реакции обмена
| Сущность реакций обмена и составление уравнений реакций, проделанных учителем. Реакция нейтрализации. Условия течения реакций между растворами кислот, щелочей и солей до конца.
| Д. Взаимодействие растворов щелочей, окрашенных фенолфталеином, с растворами кислот; взаимодействие H2SO4 u BaCI2, HCI u AgNO3, NаNO3 u Fe2 (SO4)3 и др.
п.27 реакции обмена
р/т (стр.97-98)
|
10.Практическая работа №4
| «Реакции обмена»
| п.27
р/т (стр.99 № 6,7))
|
11-12 Расчеты по химическим уравнениям.
| Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля» (исходное вещество дано в виде растворов заданной концентрации или содержит определенную долю примесей).
| п.28 задачи 1-5
р/т (стр.100-106 выборочно)
|
13.Обощающий урок-повторение по теме.
| Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе.
|
|
14.Контрольная работа.
|
|
|
| Тема 3 Скорость химических реакций. Химическое равновесие.
(7 часов)
|
|
1.Скорость химических реакций.
| Понятие о скорости химических реакций. Единицы измерения скорости химических реакций. Скорость гомогенных и гетерогенных процессов. Зависимость скорости от площади соприкосновения реагирующих веществ.
| Л.Взаимодействие гранул и порошка цинка с соляной кислотой.
п.29 упр.1-5
|
2.Зависимость скорости химических реакций от природы реагирующих веществ, концентрации и температуры.
| Зависимость скорости х/р от природы реагирующих веществ, температуры, концентрации реагирующих веществ (закон действующих масс)
| Л. Взаимодействие Zn, Mg,Fe с HCI. Взаимодействие раствора H2SO4 с раствором тиосульфата натрия различной концентрации.
Взаимодействие цинка с H2SO4 при разных температурах; тиосульфата натрия с H2SO4 при разной температуре.
п.30 упр.1-7
|
3. Катализ и катализаторы
| Понятие о катализе, катализаторах и ингибиторах. Понятие о ферментах, как биологических катализаторах белковой природы.
| Л. Разложение пероксида водорода в присутствии MnO2, горение сахара в присутствии MnO2, горение сахара в присутствии свежего сигаретного пепла
п.31 упр.1-5
|
4. Обратимые и необратимые реакции.
| Понятие об обратимости химических реакций. Условия протекания необратимых реакций.
| Л. Примеры необратимых реакций, протекающих в растворах с образованием газа, осадка или воды, а также реакций горения. Примеры обратимых реакций.
п.32 упр.1-4
|
5. Химическое равновесие и способы его смещения
| Понятие о химическом равновесии, как характеристике обратимых реакций. Динамический характер химического равновесия. Принцип Ле Шателье.
| Д.Смещение равновесия химической реакции, протекающей между роданидом аммония и хлоридом железа (III)
п.33 упр.1-5
|
6-7. Обобщение и систематизация знаний по теме «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».
| Выполнение упражнений. Учет и контроль знаний по теме.
|
|
| Тема 4 « Растворение.
Растворы. Свойства растворов электролитов. (29 часа)
|
|
1.Растворение как физико-химический процесс
| Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении.
| Д. Мгновенная кристаллизация перенасыщенного раствора глауберовой соли. Л.Растворение безводного сульфата меди (II) в воде.
п.34 ( До слов « растворимость зависит от температуры…»)
|
2.Растворимость. Типы растворов.
| Кривые растворимости. Насыщенный, ненасыщенный и перенасыщенный раствор. Различная растворимость веществ. Зависимость её от температуры.
| Л. Растворимость веществ при различных температурах. Тепловые явления при растворении.
п.34 (до конца) упр.1-7
р/т (стр.110-114 выборочно)
|
3-4. Электролитическая диссоциация.
| Электролиты и неэлектролиты. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Механизм диссоциации веществ с различным видом связи.
| Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления.
п.35 упр.1-6
|
5.Основные положения теории Электролитической диссоциации.
| Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу (простые и сложные),по заряду (катионы и анионы), по водной оболочке (гидратированные и негидратированные)
| Д.Движение окрашенных ионов в электрическом поле.
п.36 упр.1-5
р/т (стр.114-119 выборочно)
|
6. Ионные уравнения реакций
| Реакции обмена, идущие до конца. Запись уравнений реакций (молекулярных, полных и сокращенных ионных) с использованием таблицы растворимости.
| Л. Примеры реакций, идущих до конца.
п.37 упр.1-5
р/т (стр. 119-121)
|
7.Практическая работа №5
| «Ионные реакции»
| р/т (стр.121-124)
|
8.Практическая работа №6
| «Условия течения химических реакций между растворами электролитов до конца»
| Повторить состав основных кислот
|
9-10.Кислоты в свете ТЭД. Классификация кислот. Химические свойства кислот.
| Определение кислот, как электролитов, их диссоциация. Классификация кислот по различным признакам. Взаимодействие кислот с металлами, условия течения этих реакций. Электрохимический ряд напряжения металлов. Взаимодействие металлов с оксидами металлов и основаниями. Реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости веществ в воде для характеристики химических свойств кислот.
| Л. Химические свойства кислот (на примере HCI, H2SO4)
п. 38 упр.1-6
|
11.Практическая работа №7
| «Химические свойства кислот»
| р/т (стр.131 №1; 140-141 № 13,14)
|
12-13. Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства.
| Определение оснований, как электролитов, их диссоциация. Классификация оснований по различным признакам. Взаимодействие оснований с кислотами (повторение). Взаимодействие щелочей с солями (работа с таблицей растворимости) и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.
| Л. Реакции характерные для щелочей и нерастворимых оснований.
п.39 упр.1-5
|
14. Практическая работа №8
| «Химические свойства оснований».
| р/т (стр.142-143;146-147)
|
15-16. Оксиды.
| Состав оксидов, их классификация: несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов.
| Л. Изучение свойств основных оксидов для CaO и кислотных для CO2
п.40 упр.1-5
р/т (стр. 124-131 выборочно)
|
17-18. Соли в свете ТЭД, их свойства.
| Определение солей как электролитов, их диссоциация. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей между собой (работа с таблицей растворимости). Взаимодействие солей с кислотами и щелочами (повторение).
| Л. Химические свойства солей.
п.41 упр.1-5
р/т (стр. 148-149;)
|
19.Практическая работа №9
| «Химические свойства солей».
| р/т (стр. 156-158)
|
20-21.Генетическая связь между классами неорганических соединений.
| Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.
| Д. иллюстрация переходов:
P->P2O5->H3PO4->Ca3(PO4)2;
Ca->CaO->Ca(OH)2-> Ca3(PO4)2;
п.42 упр.1-5
р/т (стр. 158-161)
|
22. Обобщение и систематизация знаний по теме.
| Решение расчетных задач по уравнениям, характеризующим свойства основных классов соединений и выполнение упражнений на закрепления понятия о генетической связи. Подготовка к контрольной работе.
|
|
23. Практическая работа №10
| «Решение экспериментальных задач»
|
|
24. Контрольная работа.
|
|
|
25. Классификация химических реакций.
| Различные признаки классификации химических реакций.
| Д.Примеры реакций соединения, разложения, замещения, обмена, гомо-гетерогенных, экзо-и эндотермических, каталитических и некаталитических.
|
26.Окислительно-восстановительные реакции.
| Определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов. Реакции Окислительно-восстановительные и реакции ионного обмена, их отличия. Понятие об окислителе и восстановителе, окислении и восстановлении.
| Д. Взаимодействие Zn с HCI, c S, c CuCI2. Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
п.43 упр.1-3
|
27. Упражнения в составлении Окислительно-восстановительных реакций.
| Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
| п. 43 упр.7
р/т (стр.161-166 выборочно)
|
28.Свойства изученных классов веществ в свете ОВР.
| Характеристика свойств простых веществ металлов и неметаллов, а также кислот и солей в свете представлений об ОВР.
| р/т (стр.161-166 выборочно)
|
29. Обобщение и систематизация знаний по теме ОВР.
| Выполнение упражнений. Учет и контроль знаний по теме.
|
|
|
|
|
| Тема. 5 Шеренга великих химиков (4 часа)
|
|
1-4. Повторение основных законов, понятий и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших их открытие.
| Парацельс, Роберт Бойль, М.В. Ломоносов, А.Л.Лавуазье, К.Л.Бертолле, А.Авогадро, Д.И.Менделеев, С.А.Аррениус, И.А.Каблуков, А Л Ле Шателье.
|
|
| Тема.6 Учебные экскурсии.
(3 часа)
|
|
| (аптека, местные производства)
|
|