|
Программа курса «Логика» составлена на основе учебного пособия «Логика» Пояснительная записка
Программа курса «Логика» составлена на основе учебного пособия «Логика» для учащихся 2- 3, 3-5 классов. Автор пособия Бардединов Х. К., преподаватель кафедры коррекционно - развивающего обучения. Министерство Образования Иркутской области ОГАОУ ДПО ИПКРО.2011 год.
Данная программа рассчитана на учащихся 2-3 классов КРО; включает 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса: дать учащимся знания о формах и законах правильного мышления, об основах формальной логики.
Задачи:
-научить учащихся правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме,
- воспитывать культуру общения, самостоятельность при выполнении домашнего задания.
Логика - наука о правильном мышлении и его законах. Эта наука вечно молодая, потому что она учит, как надо рассуждать, находить верное решение, доказывать свою правоту словами.
Знание логики – это признак образованного, грамотного, интеллигентного человека.
Известный американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет: «Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому, конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервным срывам».
Логическое мышление, как справедливо отмечает А. Д. Гетманова, не является врожденным. Его можно и нужно развивать. Самыми прилежными, вдумчивыми и успешно обучаемыми по этому предмету оказались ученики 2- 3 классов.
Дети очень просто, очень естественно принимают суждение о том, что все вокруг имеет какие – то формы. Они не сомневаются в том, что наши мысли, как наше тело, одежда, портфели, дома тоже имеют формы. Для детей формальные рассуждения не только привлекательны, но и естественны.
Особенностью курса является то, что материал представлен в увлекательной, живой форме в виде диалогов знакомых детям персонажей. Это Хрюша, Степашка, Каркуша, Кот - профессор, Буквоежка. В их интересные, познавательные рассуждения включаются и читатели в качестве членов клуба «Аристотель».
Ненавязчивая форма изложения в виде сказки дает детям возможность без особого труда, играючи усвоить основы формальной логики - серьезного и очень нужного предмета. Учащимся предложены доступные для выполнения самостоятельные задания: ребята будут рисовать, раскрашивать, делать карточки.
Учебно - тематический план
№ п\п
| Тема занятия
| Количество часов
| Дата проведения
| 1
| Что изучает логика?
| 1
|
| 2
| Формы мышления.
| 2
|
| 3
| Формы мышления (обобщение).
| 1
|
| 4
| Практическое занятие 1. Формы мышления.
| 1
|
| 5
| Определение понятий (дефиниция).
| 2
|
| 6
| Деление понятий.
| 3
|
| 7
| Практическое занятие 4. Определение и деление понятий (дефиниция).
| 1
|
| 8
| Слово и понятие.
| 2
|
| 9
| Логические приемы образования понятий.
| 1
|
| 10
| Логический дом. Существенные признаки.
| 2
|
| 11
| Структура понятия.
| 2
|
| 12
| Объем и содержание понятия.
| 2
|
| 13
| Виды понятий по объему и содержанию.
| 2
|
| 14
| Практическое занятие 2. Объем и содержание понятия.
| 1
|
| 15
| Отношения между совместимыми понятиями.
| 2
|
| 16
| Отношения между несовместимыми понятиями.
| 2
|
| 17
| Логические операции над понятиями «Обобщение. Ограничение».
| 2
|
| 18
| Итоговый урок по теме: «Что такое понятие».
| 2
|
| 19
| Практическое занятие 3. Отношения между совместимыми и несовместимыми понятиями.
| 1
|
| 20
| Заключительное занятие. Клуб «Аристотель».
| 2
|
|
Используемая литература 1. Бардединов Х. К. Логика. Учебное пособие для учащихся 3-5 классов. Часть 2.МО Иркутской области ИПКРО, Иркутск. 2011.
2. Бардединов Х. К. Уроки логики в школе. Учебное пособие. – Иркутск, 2000.
3. Ивин А. А. По законам логики.- М.1983.
4. Ивин А. А. Искусство правильно мыслит: Книга для учащихся. – М.1990.
5. Сибирякова В. Ф., Бардединов Х.К. Клуб «Аристотель», Учебное пособие. – Иркутск, 2000.
6. . Сибирякова В. Ф., Бардединов Х.К. Формальная логика. – Иркутск, 1999.
Пояснительная записка
Программа курса «Логика» составлена на основе учебного пособия «Логика» для учащихся 3-5 классов. Автор пособия Бардединов Х. К., преподаватель кафедры коррекционно - развивающего обучения. Министерство Образования Иркутской области ОГАОУ ДПО ИПКРО.2011 год.
Данная программа рассчитана на учащихся 4 класса КРО ; включает 34 часа (1 час в неделю).
Цель курса: закрепить знания о формах и законах правильного мышления, об основах формальной логики.
Задачи:
-научить учащихся правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме,
- воспитывать культуру общения, самостоятельность при выполнении домашнего задания.
Логика - наука о правильном мышлении и его законах. Эта наука вечно молодая, потому что она учит, как надо рассуждать, находить верное решение, доказывать свою правоту словами.
Знание логики – это признак образованного, грамотного, интеллигентного человека.
Известный американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет: «Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому, конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервным срывам».
Логическое мышление, как справедливо отмечает А. Д. Гетманова, не является врожденным. Его можно и нужно развивать. Самыми прилежными, вдумчивыми и успешно обучаемыми по этому предмету оказались ученики 2- 3 классов.
Дети очень просто, очень естественно принимают суждение о том, что все вокруг имеет какие – то формы. Они не сомневаются в том, что наши мысли, как наше тело, одежда, портфели, дома тоже имеют формы. Для детей формальные рассуждения не только привлекательны, но и естественны.
Особенностью курса является то, что материал представлен в увлекательной, живой форме в виде диалогов знакомых детям персонажей. Это Хрюша, Степашка, Каркуша, Кот - профессор, Буквоежка. В их интересные, познавательные рассуждения включаются и читатели в качестве членов клуба «Аристотель».
Ненавязчивая форма изложения в виде сказки дает детям возможность без особого труда, играючи усвоить основы формальной логики - серьезного и очень нужного предмета. Учащимся предложены доступные для выполнения самостоятельные задания: ребята будут рисовать, раскрашивать, делать карточки.
Учебно - тематический план
№ п\п
| Тема занятия
| Количество часов
| Дата проведения
| 1
| Что изучает логика? (повторение)
| 1
|
| 2
| Формы мышления (повторение)
| 1
|
| 3
| Структура понятия (повторение)
| 1
|
| 4
| Логические операции над понятиями «Обобщение». «Ограничение.»
| 1
|
| 5
| Отношения между совместимыми и несовместимыми понятиями.
| 1
|
| 6
| Определение понятий (дефиниция)
| 2
|
| 7
| Практическое занятие 1. Определение понятий (дефиниция)
| 1
|
| 8
| Деление понятий.
| 2
|
| 9
| Работа с таблицей по теме «Деление понятий».
| 1
|
| 10
| Суждение. Виды простых суждений.
| 1
|
| 11
| Категорические суждения, их классификация по качеству и количеству
| 2
|
| 12
| Распределенность терминов в суждениях.
| 2
|
| 13
| Практическое занятие 2. Распределенность терминов в суждениях.
| 1
|
| 14
| Модальность простого суждения.
| 1
|
| 15
| Сложные суждения.
| 2
|
| 16
| Логический квадрат
| 2
|
| 17
| Основные законы мышления
| 2
|
| 18
| Практическое занятие 3. Основные законы мышления
| 1
|
| 19
| Категорический силлогизм, его состав и аксиома.
| 2
|
| 20
| Общие правила категорического силлогизма
| 1
|
| 21
| Практическое занятие 4. Категорический силлогизм, его состав и аксиома.
| 1
|
| 22
| Фигуры силлогизма. Правила фигур.
| 1
|
| 23
| Модусы категорического силлогизма.
| 1
|
| 24
| Виды сложных умозаключений.
| 1
|
| 25
| Обобщение изученного материала по курсу «Логика»
| 1
|
| 26.
| Заключительное занятие по изучению курса логики. Клуб Аристотель.
| 1
|
|
Используемая литература 1. Бардединов Х. К. Логика. Учебное пособие для учащихся 3-5 классов. Часть 2.МО Иркутской области ИПКРО, Иркутск. 2011.
2. Бардединов Х. К. Уроки логики в школе. Учебное пособие. – Иркутск, 2000.
3. Ивин А. А. По законам логики.- М.1983.
4. Ивин А. А. Искусство правильно мыслит: Книга для учащихся. – М.1990.
5. Сибирякова В. Ф., Бардединов Х.К. Клуб «Аристотель», Учебное пособие. – Иркутск, 2000.
6. . Сибирякова В. Ф., Бардединов Х.К. Формальная логика. – Иркутск, 1999.
Тематический план на 2014- 2015 учебный год для 3, 4 классов |
|
|