Главная страница

Программа курса «Логика» составлена на основе учебного пособия «Логика»



Скачать 145.83 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Логика» составлена на основе учебного пособия «Логика»
Бардединов Х. К
Дата08.04.2016
Размер145.83 Kb.
ТипПрограмма курса

Пояснительная записка

Программа курса «Логика» составлена на основе учебного пособия «Логика» для учащихся 2- 3, 3-5 классов. Автор пособия Бардединов Х. К., преподаватель кафедры коррекционно - развивающего обучения. Министерство Образования Иркутской области ОГАОУ ДПО ИПКРО.2011 год.

Данная программа рассчитана на учащихся 2-3 классов КРО; включает 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса: дать учащимся знания о формах и законах правильного мышления, об основах формальной логики.

Задачи:

-научить учащихся правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме,

- воспитывать культуру общения, самостоятельность при выполнении домашнего задания.

Логика - наука о правильном мышлении и его законах. Эта наука вечно молодая, потому что она учит, как надо рассуждать, находить верное решение, доказывать свою правоту словами.

Знание логики – это признак образованного, грамотного, интеллигентного человека.

Известный американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет: «Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому, конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервным срывам».

Логическое мышление, как справедливо отмечает А. Д. Гетманова, не является врожденным. Его можно и нужно развивать. Самыми прилежными, вдумчивыми и успешно обучаемыми по этому предмету оказались ученики 2- 3 классов.

Дети очень просто, очень естественно принимают суждение о том, что все вокруг имеет какие – то формы. Они не сомневаются в том, что наши мысли, как наше тело, одежда, портфели, дома тоже имеют формы. Для детей формальные рассуждения не только привлекательны, но и естественны.

Особенностью курса является то, что материал представлен в увлекательной, живой форме в виде диалогов знакомых детям персонажей. Это Хрюша, Степашка, Каркуша, Кот - профессор, Буквоежка. В их интересные, познавательные рассуждения включаются и читатели в качестве членов клуба «Аристотель».

Ненавязчивая форма изложения в виде сказки дает детям возможность без особого труда, играючи усвоить основы формальной логики - серьезного и очень нужного предмета. Учащимся предложены доступные для выполнения самостоятельные задания: ребята будут рисовать, раскрашивать, делать карточки.

Учебно - тематический план



№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Что изучает логика?

1




2

Формы мышления.

2




3

Формы мышления (обобщение).

1




4

Практическое занятие 1. Формы мышления.

1




5

Определение понятий (дефиниция).

2




6

Деление понятий.

3




7

Практическое занятие 4. Определение и деление понятий (дефиниция).

1




8

Слово и понятие.

2




9

Логические приемы образования понятий.

1




10

Логический дом. Существенные признаки.

2




11

Структура понятия.

2




12

Объем и содержание понятия.

2




13

Виды понятий по объему и содержанию.

2




14

Практическое занятие 2. Объем и содержание понятия.

1




15

Отношения между совместимыми понятиями.

2




16

Отношения между несовместимыми понятиями.

2




17

Логические операции над понятиями «Обобщение. Ограничение».

2




18

Итоговый урок по теме: «Что такое понятие».

2




19

Практическое занятие 3. Отношения между совместимыми и несовместимыми понятиями.

1




20

Заключительное занятие. Клуб «Аристотель».

2






Используемая литература
1. Бардединов Х. К. Логика. Учебное пособие для учащихся 3-5 классов. Часть 2.МО Иркутской области ИПКРО, Иркутск. 2011.

2. Бардединов Х. К. Уроки логики в школе. Учебное пособие. – Иркутск, 2000.

3. Ивин А. А. По законам логики.- М.1983.

4. Ивин А. А. Искусство правильно мыслит: Книга для учащихся. – М.1990.

5. Сибирякова В. Ф., Бардединов Х.К. Клуб «Аристотель», Учебное пособие. – Иркутск, 2000.

6. . Сибирякова В. Ф., Бардединов Х.К. Формальная логика. – Иркутск, 1999.

Пояснительная записка

Программа курса «Логика» составлена на основе учебного пособия «Логика» для учащихся 3-5 классов. Автор пособия Бардединов Х. К., преподаватель кафедры коррекционно - развивающего обучения. Министерство Образования Иркутской области ОГАОУ ДПО ИПКРО.2011 год.

Данная программа рассчитана на учащихся 4 класса КРО ; включает 34 часа (1 час в неделю).

Цель курса: закрепить знания о формах и законах правильного мышления, об основах формальной логики.

Задачи:

-научить учащихся правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме,

- воспитывать культуру общения, самостоятельность при выполнении домашнего задания.

Логика - наука о правильном мышлении и его законах. Эта наука вечно молодая, потому что она учит, как надо рассуждать, находить верное решение, доказывать свою правоту словами.

Знание логики – это признак образованного, грамотного, интеллигентного человека.

Известный американский психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» пишет: «Разница между правильным и неправильным образом мыслей состоит в следующем: правильный образ мыслей основан на анализе причин и следствий, он ведет к логическому, конструктивному планированию; неправильный образ мыслей часто ведет к напряжению и нервным срывам».

Логическое мышление, как справедливо отмечает А. Д. Гетманова, не является врожденным. Его можно и нужно развивать. Самыми прилежными, вдумчивыми и успешно обучаемыми по этому предмету оказались ученики 2- 3 классов.

Дети очень просто, очень естественно принимают суждение о том, что все вокруг имеет какие – то формы. Они не сомневаются в том, что наши мысли, как наше тело, одежда, портфели, дома тоже имеют формы. Для детей формальные рассуждения не только привлекательны, но и естественны.

Особенностью курса является то, что материал представлен в увлекательной, живой форме в виде диалогов знакомых детям персонажей. Это Хрюша, Степашка, Каркуша, Кот - профессор, Буквоежка. В их интересные, познавательные рассуждения включаются и читатели в качестве членов клуба «Аристотель».

Ненавязчивая форма изложения в виде сказки дает детям возможность без особого труда, играючи усвоить основы формальной логики - серьезного и очень нужного предмета. Учащимся предложены доступные для выполнения самостоятельные задания: ребята будут рисовать, раскрашивать, делать карточки.

Учебно - тематический план



№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Что изучает логика? (повторение)

1




2

Формы мышления (повторение)

1




3

Структура понятия (повторение)


1




4

Логические операции над понятиями «Обобщение». «Ограничение.»

1




5

Отношения между совместимыми и несовместимыми понятиями.

1




6

Определение понятий (дефиниция)


2




7

Практическое занятие 1. Определение понятий (дефиниция)


1




8

Деление понятий.

2




9

Работа с таблицей по теме «Деление понятий».

1




10

Суждение. Виды простых суждений.


1




11

Категорические суждения, их классификация по качеству и количеству

2




12

Распределенность терминов в суждениях.


2




13

Практическое занятие 2. Распределенность терминов в суждениях.


1




14

Модальность простого суждения.

1




15

Сложные суждения.

2




16

Логический квадрат

2




17

Основные законы мышления

2




18

Практическое занятие 3. Основные законы мышления

1




19

Категорический силлогизм, его состав и аксиома.

2




20

Общие правила категорического силлогизма

1




21

Практическое занятие 4. Категорический силлогизм, его состав и аксиома.


1




22

Фигуры силлогизма. Правила фигур.



1




23

Модусы категорического силлогизма.

1




24

Виды сложных умозаключений.

1




25

Обобщение изученного материала по курсу «Логика»

1




26.

Заключительное занятие по изучению курса логики. Клуб Аристотель.

1





Используемая литература
1. Бардединов Х. К. Логика. Учебное пособие для учащихся 3-5 классов. Часть 2.МО Иркутской области ИПКРО, Иркутск. 2011.

2. Бардединов Х. К. Уроки логики в школе. Учебное пособие. – Иркутск, 2000.

3. Ивин А. А. По законам логики.- М.1983.

4. Ивин А. А. Искусство правильно мыслит: Книга для учащихся. – М.1990.

5. Сибирякова В. Ф., Бардединов Х.К. Клуб «Аристотель», Учебное пособие. – Иркутск, 2000.

6. . Сибирякова В. Ф., Бардединов Х.К. Формальная логика. – Иркутск, 1999.

Тематический план на 2014- 2015 учебный год для 3, 4 классов

№ п/п

Тема занятий