Главная страница


В. Е. Радионов Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение



Скачать 231.02 Kb.
НазваниеВ. Е. Радионов Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение
Дата11.04.2016
Размер231.02 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский,

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра


Педагогический проект

Информационно – коммуникационные технологии как способ организации образовательной деятельности в достижении целей личностного, социального и обучающего развития

(на уроках предмета «Окружающий мир»)
Автор:

Зубарева Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов,

І квалификационная категория

2011 год

Краткая аннотация проекта

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию, реализацию и развитие современной модели образования, основанной на компетентностном подходе.

Организация образовательной деятельности на занятиях курса «Окружающий мир» с помощью информационно-коммуникационных технологий формирует у обучающихся, широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения, развивает логичность и самостоятельность мышления, воздействует на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, тем самым создает условия для их общего развития и воспитания.

Актуальность проекта

В проектировании как деятельности можно обнаружить свою совокупность операциональных свойств, свой подход к информационным ресурсам, свой устойчивый склад мышления, свой ценностный мир.

В. Е. Радионов

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение.

Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу обучающихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Таким образом, возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию идей образовательного процесса.

Мощным техническим средством обучения, необходимым для совместной деятельности учителя и ученика, становится компьютер, с его неограниченными возможностями. Являясь универсальным средством для обработки информации, он позволяет демонстрировать динамические, статические, аудио- и видео образовательные ресурсы, а также уже имеющиеся готовые программные продукты, представляющие собой обучающие программы или электронные учебные пособия.

Но не все они, и не всё их содержание, соответствует современным требованиям: либо это несоответствие учебнику, по которому учитель ведет обучение, либо структуре урока, которую он задумал. Часто представление информации в готовом программном продукте мало чем отличается от представления информации в обычном учебнике. Именно поэтому учитель вынужден сам отбирать цифровые образовательные ресурсы так, чтобы они полностью отвечали своим содержанием тематике, учебному материалу и логике конкретного урока, нормам и требованиям к уроку, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся класса. На наших глазах формируется особое проектное пространство жизнедеятельности участников образования.

Компьютер, интерактивная доска, документ-камера, электронный микроскоп, программное обеспечение, Интернет и цифровые образовательные ресурсы – всё это составляющие информационно-образовательного пространства кабинета нашей школы, в котором я работаю. Этот новый образовательный инструментарий при разумном подходе является надёжным средством обучения, без которого невозможно провести современный урок.

«Окружающий мир» - это первый, единственный и последний предмет в начальной школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Он создаёт фундамент для изучения значительной части предметов основной школы. Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории, заложенных еще в начальной школе, невозможно воспитание в детях качеств человека-гражданина. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве: «Материал должен быть дан так, чтобы у детей сложилась целостная яркая картина природных условий и жизни людей в разных странах и уголках земного шара (уделив особое внимание, конечно, своей стране, своему краю), чтобы дети получили общее представление обо всем мире и о нашей планете, на которой живет человечество». Существенно и то, что именно этот предмет создает наибольшие возможности для развития мыслительной деятельности каждого ребенка, независимо от индивидуальных особенностей познания окружающего мира и позволяет активизировать все уровни мыслительной деятельности, в том числе и наглядно-действенный. Каждый ребенок найдет нишу для осуществления успешной познавательной деятельности.

Для успешного освоения программного материала курса «Окружающий мир» необходимы наглядные пособия: натуральные, изобразительные, аудиовизуальные, доска для моделирования процессов, явлений природы. На уроках необходимо использовать лингвистический, литературный, исторический, краеведческий материал, а также музыкальное и изобразительное оформление.

Богатое содержание – не единственное условие общего развития обучающихся. Важно, что это содержание добывается ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ и самоконтроль как необходимые качества личности, обеспечивающие способность к саморазвитию.

Таким образом, средствами курса «Окружающий мир» и информационно – коммуникационных технологий создаются условия для оптимального общего развития школьников, воспитания гражданина России, что отвечает требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта.

Проблема:

Низкий методологический уровень существующих цифровых образовательных ресурсов не соответствует требованиям Стандарта и нормам СанПиНа

Стратегическая цель проекта:

Создание информационно-коммуникационной обучающей среды.

Цель:

Создание мультимедийного обеспечения занятий курса «Окружающий мир» в образовательной системе Л.В. Занкова с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся класса.

Задачи:

- изучить требования к организации учебных занятий с использованием компьютерных технологий;

- создать электронную базу данных имеющихся ресурсов;

- использовать возможности среды MS Power Point, программного обеспечения Notebook, Интернет-ресурсов, готовых обучающих программ для создания мультимедийного обеспечения занятий курса «Окружающий мир» с учетом индивидуальных особенностей обучающихся класса.

Объект педагогического проекта:

Обучающиеся класса, отвечающие требованиям информационного общества, активная деятельностная личность.

Сегодня обучающихся надо признать не только объектом, но и субъектом педагогического процесса, что коренным образом меняет возможности формирования и реализации личностных особенностей ребёнка.

Предмет педагогического проекта:

Медиаресурсы как инструментарий для создания информационно-коммуникационной обучающей среды.

Основное содержание проекта

Проект предполагает достижение поставленной цели и задач через: предварительный этап, этап реализации проекта, рефлексивный этап, послепроектный этап.

1. Предварительный этап

1) Проблемно-информационный поиск в педагогической литературе в сети Интернет по теме проекта.

2) Анализ собранной научно-методической литературы информации и накопленных личных наблюдений позволил выяснить области затруднений при организации образовательной деятельности на занятиях курса «Окружающий мир» средствами готовых программных продуктов.

3) Сформулирована идея проекта на основе противоречий между совершенством технического оснащения образовательной деятельности, увеличением объёма необходимых демонстрационных материалов и несовершенством готовых программных продуктов, не отвечающих требованиям организации современного урока.

4) Сформулированы цели, задачи, предмета и объекта исследования.

2. Этап реализации проекта

1. Сбор и анализ необходимых источников информации:

- о гигиенических требованиях к организации учебных занятий с использованием информационных технологий;

- о требованиях, предъявляемых к оформлению мультимедийных презентаций как дидактическому средству обучения;

- о возможностях среды MS Power Point, программного обеспечения Notebook, Интернет - ресурсов, готовых обучающих программ для создания мультимедийного обеспечения.

2. Сотрудничество с медицинским персоналом школы, родителями с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса.

3. Сотрудничество с заместителем директора школы по ИКТ и учителями информатики, истории, географии, биологии.

4. Формирование электронного бака данных имеющихся в наличии обучающих программ и электронных учебных пособий.

5. Повышение своей квалификации по ИКТ.

6. Выбор диагностического инструментария, направленного на определение уровня базовых знаний, умений, навыков, интереса обучающихся к изучению предмета «Окружающий мир».

7. Конструирование мультимедийного обеспечения занятий курса «Окружающий мир» в соответствии с особенностями курса и требованиями, предъявляемыми к их оформлению, структуре и содержанию.

8. Интерактивные методы организации учебной деятельности на занятиях курса «Окружающий мир» с мультимедийным обеспечением.

9. Диагностика уровня базовых знаний, умений, навыков, интереса обучающихся к изучению предмета «Окружающий мир».

10. Систематизация и описание полученных результатов.

3. Рефлексивный этап.

1. Изучение состояния физического здоровья обучающихся 4 класса.

2. Итоговая диагностика уровня знаний, умений, навыков, интереса обучающихся к изучению предмета «Окружающий мир».

3. Оценка эффективности проекта.

4. Оформление педагогических продуктов (буклета, презентации, выступления на семинарах школьного, муниципального и окружного уровня, участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня, участие обучающихся класса в интеллектуальных конкурсах и т.д.).

4. Послепроектный этап.

Распространение результатов и продуктов проектной деятельности. Выбор вариантов продолжения проекта.

Концептуальные положения

  • Информационная культура и компьютерная грамотность педагога.

  • Принцип охраны здоровья детей.

  • Педагогическая целесообразность.

  • Принципы: прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, саморазвития.

  • Дидактические принципы системы Л.В. Занкова:

1) Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

2) Принцип ведущей роли теоретических знаний.

3) Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала.

4) Принцип осознания процесса учения.

5) Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. 

Трансляция информации о проекте:

- выступления на заседаниях школьного и районного методического объединения учителей начальных классов, школьных и районных семинарах по использованию ИКТ на уроках, на классных родительских собраниях;

- публикации методических разработок в методических сборниках межшкольного методического центра управления образования Советского района, на сайтах школы и всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

Ресурсы

Временные: 2009 – 2013 годы.

Информационные:

Интернет - как источник необходимой информации.

Программное обеспечение Notebook, Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point – как средства структурирования, оформления и систематизации информации.

Обучающие программы и электронные учебные пособия.

Человеческие (кадровые):

Заместитель директора по ИКТ.

Учителя информатики, истории, географии, биологии.

Инженер по обслуживанию компьютерной техники.

Материально-технические: компьютер, принтер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board, документ-камера, электронный микроскоп, программное обеспечение, программные продукты, Интернет. Данные средства позволяют организовать многократный повтор основных понятий, визуализацию объектов и процессов, использовать справочники, решать проблемные ситуации, обобщать и корректировать полученные знания.

Партнеры.

Родители обучающихся.

Медицинские работники школы.

Сотрудники краеведческого музея, научные сотрудники заповедника «Малая Сосьва», природного парка «Кондинские озёра».

Принципы отбора партнеров:

Целостность - соединение образовательного процесса с его компетентностным   воплощением.

Сотрудничество – комплексная работа и взаимодействие с максимальным количеством партнеров.

Успешность - право, гарантирующее возможность каждого на успех.

Целевые группы

Обучающиеся класса – 26 человек.

Учитель-1.

Воспитатель группы продлённого дня-1.

Предполагаемое количество участников проекта - 28 человек.

Проект направлен:

- на повышение интереса к изучению предмета «Окружающий мир» и повышение качества образования;

- на расширение объёма и качества предъявляемой учебной информации;

- на активизацию творческого потенциала обучающихся начальных классов и учителя;

- на развитие сотрудничества с родителями, учителями-предметниками, научными сотрудниками краеведческого музея, музея природы заповедника «Малая Сосьва» и природного парка «Кондинские Озёра» в деле:

  • воспитания и развития качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • перехода к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентации на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта.

План реализации проекта

п/п

Мероприятия

Сроки

Методические продукты

І

Предварительный этап

1

Сбор информации в педагогической литературе, в сети Интернет по теме проекта.

Январь-март 2009 год

Выделена область затруднений при организации образовательной деятельности на занятиях курса «Окружающий мир» средствами готовых программных продуктов.

2

Анализ собранной информации и личных наблюдений.

Формулировка идеи проекта, целей и задач.

ІІ

Этап реализации проекта

1

Оформление памяток для учителя.


Март-октябрь 2009 год

Памятки:

- «Гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием информационных технологий»;

-«Мультимедийное обеспечение как средство организации образовательной деятельности»;

-«Конструирование мультимедийного обеспечения»;

- «Требования к оформлению мультимедийного обеспечения как дидактическому средству обучения»;

- Подборка упражнений для снятия утомления с глаз.

2

Изучение результатов профилактического осмотра детей АСПОН-Д.

1 раз в год

Выделение группы детей с ослабленным зрением.

3

Разъяснительная работа среди обучающихся, родителей и учителей-предметников.

февраль 2009 года


Родительское собрание.

Классное собрание.

Школьное методическое объединения учителей начальных классов.

4

Участие в работе районного семинара «ИКТ на уроках в начальной школе».

март

2009 года

Представление вопроса «О возможностях среды MS Power Point, программного обеспечения Notebook, Интернет - ресурсов, готовых обучающих программ для создания мультимедийного обеспечения урока».

5

Оформление электронной базы данных имеющихся в наличии обучающих программ и электронных учебных пособий.


По мере накопления


- Современная мультимедиа-энциклопедия «Кирилла и Мефодия» на 6 дисках;

- Большая электронная энциклопедия;

- Комплекты «Уроки Кирилла и Мефодия» по окружающему миру для 1,2,3 класса;

- 1С. Образование. 4. Школа;

- Комплект электронных плакатов по окружающему миру;

- Интерактивные плакаты для интерактивной доски.

6

Участие в обучающем семинаре: «Работа с электронным микроскопом и документ - камерой».

апрель 2009 года


декабрь 2010 года


- Участие в муниципальном конкурсе педагогических инициатив

«Мультимедийные презентации, посвящённые 40-летию Советского района» Викторина по краеведению
(Васина А.Л.). Диплом ІІІ степени

- Участие в муниципальном конкурсе «Современный урок с применением интерактивной доски», «Окружающий мир». Тема: «Открытие шарообразности Земли», Диплом 2-ой степени.

Исследовательская работа с применением электронного микроскопа по темам: «Почва. Состав почвы», «Образование почв».

8

Участие в школьном обучающем семинаре: «Создание презентаций в программном обеспечении Notebook».

2010/2011 уч. года

9

Публикация конспекта урока «Окружающий мир».

2010 года

Сценарий урока «Открытие шарообразности Земли».

10

Школьный обучающий семинар: «Конструктор тестов».

2011/2012 уч. год

Подбор материалов для тестирования обучающихся 4 класса.

11

Промежуточная диагностика

По итогам полугодия

Таблица «Критерии, показатели и способы изучения эффективности

реализации проекта.

12

Конструирование мультимедийного сопровождения занятий курса «Окружающий мир».

2009/2012

По мере прохождения программы курса

2009 г. Темы: 1. Вселенная. 2. Азбука географии. 3. Глобус.

4. Живая природа. 5. Земля рассказывает о себе. 6. Из истории древней Руси. 7. Части растения. 8. Растения и животные. 9. Тепловые пояса. 10. Проверь себя. 11. Предки человека. 12. Человек прямоходящий. 13. Профессии.14. Растительноядные и хищные животные.

2010 г. 1. Внутренние силы Земли. 2. Движение Луны вокруг Земли. 3. Тела и вещества. 4. Животные в культуре обских угров. 5. Африка. 6. Борьба с Западом. 7. Культура Древней Руси. 8. Первые князья.

13

Участие в районных семинарах

Районное мероприятие «День учителя начальной школы»

2009 год

апрель

- Выступление «Применение интерактив­ного оборудования на уроках в начальной школе».

- Мастер-класс: «Семь чудес света», внеклассное мероприятие.

14

Выступление на семинарах в школах Советского района.

Ноябрь-декабрь 2009 года

«Создание презентаций в программном обеспечении Notebook 10».

15

Интерактивные методы организации образовательной деятельности на занятиях с использованием сети Интернет.

2010 года

«Погода» – 2 урока;

«Климат» - 2 урока;

«Природные зоны Африки»;

Исследовательская работа по теме: «Первые князья».

Интерактивный метод ориентирован на более широкое взаимодействие учеников с учителем, друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

16

Районный семинар «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

октябрь

2010 года

«Интерактивный презентационный пакет SMART Notebook».

17

Проведение серии классных мероприятий «Я восхищаюсь …»

2011/2012 уч. год

- Экскурсии в краеведческий музей, музей природы заповедника «Малая Сосьва» и природного парка «Кондинские Озёра»;

- Классный час: «Я восхищаюсь …».

18

Систематизация и описание результатов работы.

2012 год

- Выступление на методических объединениях учителей начальных классов

- Выступления на семинарах, заседаниях творческих групп и т.д.

ІІІ

Рефлексивный этап

1

Итоговая диагностика.

апрель - май

2012 год




2

Оценка эффективности проекта.

апрель - май

2012 год




3

Оформление результатов.

до января 2013 года




ІV

Послепроектный этап.

1

Участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня.

в течении 2013 года

- Разработки;

- Открытые уроки;

- Мастер-классы.

2

Участие в семинарах разного уровня.

- Представление опыта работы;

-Мастер-класс.

3

Выбор вариантов продолжения проекта.

Разработка нового варианта проекта для «Литературного чтения».

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Комплект мультимедийного обеспечения к урокам предмета «Окружающий мир».

«Конструирование мультимедийного сопровождения» - методические рекомендации для учителей начальных классов.

Повышение или стабилизация познавательной активности обучающихся на уроках предмета «Окружающий мир».

Успешное освоение обучающимися учебного материала по предмету.

Выступление на семинарах, участие в профессиональных конкурсах разных уровней.

Методические рекомендации для обучающихся и родителей при подготовке к урокам предмета «Окружающий мир».

Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Критерии, показатели и способы изучения эффективности

реализации проекта

Критерии оценки

Показатели критерия

Диагностические средства

Уровень здоровья учащихся.

Состояние физического развития учащихся.

Профилактический осмотр; (АСПОН)

Интерес обучающихся к изучению предмета «Окружающий мир»

1. Отношение к изучению предмета «Окружающий мир»

- диагностические методики: «Настроение» (2 класс), «Ранжирование» (3 класс), «Номинация» (4 класс)

2. Выполнение домашних заданий исследовательского характера

- Работы обучающихся;

- наблюдения.


Уровень обученности.

1. Успеваемость

- Контрольные работы;

- срезовые работы;

- тестирование.

2. Качество знаний, динамика.

- Анализ качества знаний.

3. Прохождение программы.

- Анализ выполнения программы;

- наблюдения.

Повышение профессионального мастерства.

Трансляция опыта работы педагогической общественности.

- Выступления с опытом работы;

- проведение мастер-классов;

- участие в конкурсах педагогического мастерства;

- публикации методических разработок по применению ИКТ на уроках.

Перспективы дальнейшего развития проекта

Востребованность опыта работы по теме педагогами школ района, работающими и начинающими работать по образовательной системе Л.В. Занкова.

Публикации разработок уроков с применением ИКТ.

Создание мультимедийного сопровождения для уроков развития речи.

Привлечение обучающихся к созданию мультимедийного сопровождения для уроков начальной школе.

Обновление, дополнение и коррекция комплекса мультимедийного сопровождения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и особенностями обучающихся нового набора.

Литература

  1. Бент Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. Мультимедиа в образовании. – Москва, Дрофа, 2007.

  2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – Москва, Московский психолого-социальный институт. Воронеж, НПО «МОДЭК», 2002.

  3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – Москва, 2004.

  4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. – Самара, Федоров, 2006.

  5. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. – Самара, Учебная литература, Федоров, 2006

  6. Горуцкий А.И. Внеклассная работа в школе/А.И. Горуцкий // Информатика. Приложение к газете 1 сентября. – №10, 2006.

  7. Далингер В.А. Когнитивно-визуальный подход и его особенности в обучении математике. – Омск, 2006.

  8. Кожаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. – Москва, ACADEMA, 2001.

  9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

  10. Коробов. Е. Понимание как дидактическая проблема. – Москва, 2007.

  11. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. Ростов Н/Д: изд-во “Феникс”, 2003.

  12. Левитес Д.Г., Практика обучения: современные образовательные технологии./ Книга для учителя. – Мурманск, 2007.

  13. Марданова Г.М. Технология развития креативного потенциала учащихся общеобразовательной школы. – Ижевск, 2005.

  14. Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В.Молокова // Начальная школа. – 2005. - №1.

  15. Обучение для будущего (при поддержке Microsoft): учеб. Пособие. М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.

  16. Орлова Т.К., Элерт Н.Н., Игумнова Л.В., Гудкова А.П. программа интегрированного курса «География и экология Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»: VIII-IX кл. – Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2007.

  17. Павлова С.А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.

  18. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара, Учебная литература, Федоров, 2008.

  19. Селевко Г. К., Современные образовательные технологии. – Москва, Народное образование, 2005.

  20. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. – Москва, НИИ школьных технологий, 2005.

  21. Соломахина И.А., Малюкова Г.Н. Использование мультимедийных средств в обучении иностранному языку. – Москва, Первое сентября, 2005.

  22. Методист. Научно-методический журнал. – Москва, Методист, №1, №3, №8 2010.

  23. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

  24. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика"/Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. – Москва, Вита-Пресс, 2004.

  25. Якиманская, И.С. Развивающее обучение/ И. С. Якиманская. – Москва, 2000.

  26. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград, Учитель, 2008.



  1. https://cap.ru/HOME/61/obraz/8/POA/project/p9aa1.html

  2. https://festival.1september.ru/articles/529459/

  3. https://otherreferats.allbest.ru/programming/00010325_0.html

  4. https://school.omgpu.ru/mod/forum/discuss.php?d=751

  5. https://openclass.ru/weblinks/24233

  6. https://pedgazeta.ru/index.php

  7. https://proshkolu.ru/

  8. https://pedsovet.su/